Налоговая система России. Понятие налога и его виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 12:14, реферат

Описание

Налоги и налоговая система - это не только источники бюджетных поступлений, но и важнейшие структурные элементы экономики рыночного типа. Очевидно, что без формирования рациональной налоговой системы, не угнетающей предпринимательскую деятельность и позволяющей проводить эффективную бюджетную политику, невозможны полноценные преобразования экономики России.
В течение ряда нескольких последних лет Российская Федерация переживает экономический кризис, поэтому благоприятная налоговая атмосфера сейчас востребована как никогда.

Содержание

Введение
Глава 1. Этапы развития и принципы построения налоговой системы РФ
1.1 . Принципы построения российской налоговой системы
Глава 2. Налоги: понятие виды и функции
2.1 . Понятие налога
2.2 . Виды налогов
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Реферат2 (1).docx

— 46.65 Кб (Скачать документ)

Согласно  статье 9 пункту 1 НК РФ, налогоплательщики – это организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

Объектами налогообложения являются:

- прибыль  (доход);

- стоимость  определенных товаров;

- добавленная  стоимость продукции, работ, услуг;

- имущество  юридических и физических лиц;

- дарение,  наследование имущества;

- операции  с ценными бумагами;

- отдельные  виды деятельности;

- другие  объекты, установленные законом.

Каждый налог  имеет самостоятельный и прямо  названный в законе объект налогообложения. В статье 38 Налогового кодекса Российской Федерации дается понятие различных  видов объекта налогообложения.

Часто бывает, что налогом облагается не весь объект, а только часть его. Кроме того, некоторые виды деятельности или  категории налогоплательщиков могут  быть освобождены от уплаты налогов. Все это определяется налоговыми льготами. Налоговые льготы – предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимущества, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор, либо уплачивать их в меньшем размере.

Налоговая ставка – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Если налоговую базу умножить на налоговую ставку, то в результате получим величину, которая называется налоговым окладом. Источник налога - это доход, из которого субъект уплачивает налог. По ряду налогов объект и источник налога могут совпадать.

Последние два элемента налога дают ему временную  характеристику. Налоговый период – это календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база, и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговым периодом может быть квартал, месяц, год и др.

Срок уплаты налога - это период времени, когда налог вносится в бюджет или внебюджетный фонд. Срок уплаты налога определяется календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.

Налоги подразделяются на: прямые и косвенные. К числу  прямых относятся: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, ресурсные  платежи, налоги на имущество, владение и пользование которым служат основанием для обложения. Косвенные  налоги вытекают из хозяйственных актов  и оборотов, финансовых операций (налог  на добавленную стоимость (НДС), таможенная пошлина, налог на операции с ценными  бумагами и др.).

Существующие  налоговые платежи и сборы  можно разделить по объекту налогообложения  на три группы:

- налоги  с доходов (выручки, прибыли,  заработной платы);

- налоги  с имущества (предприятий и  граждан);

- налоги  с определенных видов операций, сделок и деятельности (налог  на операции с ценными бумагами, лицензионные сборы и др.).

В соответствии с действующим законодательством  все налоги и сборы подразделяются на федеральные, региональные (налоги субъектов РФ) и местные. Часть  федеральных налогов и один региональный (на имущество предприятий) имеют  статус закрепленных доходных источников. Доходы по этим налогам полностью  или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной либо долговременной основе поступают в соответствующий бюджет, за которым они закреплены.

  

 

 

 

 

 

2. 2  Виды налогов

К федеральным относятся следующие налоги:

а) налог на добавленную  стоимость;

б) акцизы на отдельные группы и виды товаров;

в) налог на доходы банков;

г) налог на доходы от страховой  деятельности;

д) налог от биржевой деятельности;

е) налог на опперации с ценными бумагами;

ж) таможенные пошлины;

з) отчисления из пр-ва материально-сырьевой базы,

зачисляемые в спец. внебюджетный фонд РФ;

и) платежи за пользование  природными ресурсами,

зачисляемые в федеральный бюджет, в республиканский

бюджет республик в  составе РФ, в краевые, областные

бюджеты краёв, областей, обл. бюджет

автономной области, окружные бюджеты автономных

округов и районные бюджеты  районов в порядке и на

условиях, предусматриваемых  законодательными

актами РФ;

к) подоходный налог с  физических лиц;

м) налоги, служащие источниками, образующие дорожные

фонды;

н) гербовый сбор;

о) государственная пошлина;

п) налог с имущества, переходящего в порядке

наследования и дарения;

р) сбор за использование  наименований «Россия»,

«Российская Федерация» и  образовываемых на их

основе слов и словосочeтаний.

Все суммы поступлений  от налогов указанных в подпунктах «а»-«ж» и «р» зачисляются в федеральный бюджет. Налоги, указанные в подпунктах «к» и «л» являются регулирующими доходными источниками, а суммы отчислений по ним, зачисляемые непосредственно в республиканский бюджет республики в составе РФ, в краевые, областные бюджеты краёв и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и бюджеты др. уровней, определяются при утверждении республиканского бюджета республики в составе РФ, краевого, областного бюджета автономной области, окружных бюджетов автономных округов.

Все суммы поступлений  от налогов, указанных в подпунктах «п» зачисляются в местный  бюджет в порядке, определяемом при  утверждении соотв. бюджетов, если иное не установлено Законом. Федеральные  налоги (в т. ч. размеры их ставок) объекты налогооблажения, плательщики налогов и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей её территории.

 Налоги республик в  составе РФ и налоги краёв,  областей, автономной области, автономных  округов. К налогам республик в составе РФ, краёв, областей, автономной области, автономных округов относятся следующие налоги:

а) налог на имущество  предприятий, сумма платежей по налогу равными долями зачисляется в республиканский бюджет республики в составе РФ, краевые, областные бюджеты краёв и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и в районные бюджеты районов, городские бюджеты городов по месту нахождения плательщиков;

б) местный доход;

в) плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из воднохозяйственных систем;

г) республиканские платежи  за пользование природными ресурсами.

Налоги устанавливаются  законодательными органами (актами) РФ и взимаются на всей её территории. При этом конкретные ставки определяются законами республик в составе  РФ или решениями органов государственной  власти краёв, областей, автономной области, автономных округов, если иное не установлено  законодательными актами РФ.

К местным относятся следующие  налоги:

а) налог на имущество  физических лиц. Сумма платежей по налогу зачисляется в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогооблажения;

б) земельный налог. Порядок  зачисления поступлений по налогу в соотв. бюджет определяется законодательством о Земле;

в) регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, сумма сбора зачисляется в бюджет по месту их регистрации;

г) налог на строительство  объектов производственного назначения в курортной зоне;

д) курортный сбор;

е) сбор за право торговли: сбор устанавливается районными, городскими (без районного деления), районными (в городе), коллективными, сельскими

органами исп. власти. Сбор уплачивается путём приобретения разового талона или временного патента и полностью зачисляются в соответствующий бюджет;

ж) целевые сборы с граждан  и предприятий, учреждений, организаций, независимо от их оганизационно - правовых форм, на содержание милиции, наблагоустройство территорий и др. цели. Ставка сборов в год не может превышать размера 3% от 12-ти установленных Законом минимальной

месячной оплаты для физического  лица, а для юридического лица - размера 1% от годового фонда заработной платы, рассчитанного, исходя из

установленного Законом  размера минимальной месячной оплаты труда.

Ставки в городах и  районах устанавливаются соответствующими органами гос. власти, а в посёлках и сельских населённых пунктах на собраниях и сходах жителей.

з) налог на рекламу: уплачивают юридические и физические лица, рекламирующие свою продукцию по ставке, не превышающей 5% стоимости услуг по рекламе;

и) налог на перепродажу  автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров. Налог устанавливают юридические и физические лица, перепродающие указанные товары по ставке, не превышающей 10% суммы сделки;

к) сбор с владельцев собак. Сбор вносят физические лица, имеющие в городах собак (кроме служебных), в размере, не превышающем 1/7 установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда в год;

л) лицензионный сбор за право  торговли винно-водочными изделиями. Сбор вносят юридические и физические лица, реализующие винно-водочные изделия населению в размере: с юридических лиц - 50 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда в год, с физических лиц - 20 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда в год. При торговле этими лицами с временных точек, обслуживающих вечера, балы, гуляния и др.

м) лицензионный сбор за право  проведения местных аукционов и лотерей. Сбор вносят их устроители в размере, не превышающем 10% стоимости заявленных к аукциону товаров или суммы, на которую выпущены

лотерейные билеты;

н) сбор за выдачу ордера на квартиру, сбор вносится физическими лицами при получении права на заселение отдельной квартиры, в размере, не превышающем ¾ установленного законом размера минимальной

месячной оплаты труда  в зависимости от общей площади и качества жилья;

о) сбор за парковку автотранспорта. Сбор вносят юридические и физические лица за парковку автомашин в спец. оборудованных для этого местах в размере, установленном местными органами гос. власти;

п) сбор за право использования  местной символики. Сбор вносят производители продукции, на которой используется местная символика (гербы, виды городов и прочее) в размере, не превышающем 0. 5% стоимости

реализуемой продукции;

р) сбор за участие в бегах  на ипподромах. Сбор вносят юридические и физические лица, выставляющие своих лошадей на состязания коммерческого характера, в размерах, устанавливаемых местными органами гос. власти, на территории которых находится ипподром;

с) сбор за выигрыш в бегах. Сбор вносят лица, выигравшие в игре на тотализаторе на ипподроме в размере, не превышающем 5% суммы выигрыша;

т) сбор с лиц, участвующих  в игре на тотализаторе на ипподроме. Сбор вносится в виде процентной надбавки к плате, установленной за участие в игре, в размере, не превышающем 5% этой платы;

у) сбор со сделок, совершаемых  на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогооблажении операций

с ценными бумагами. Сбор вносят участники сделки в размере, не превышающем 0. 1% суммы сделки;

ф) сбор за право проведения кино и телесъёмок. Сбор вносят коммерческие кино и телеорганизации, производящие съёмки, требующие от местных органов гос. управления осуществления организационных мероприятий, в размерах, установленных местными органами гос. власти;

х) сбор за уборку территорий населённых пунктов. Сбор вносят юридические и физические лица, в размере, установленном органами гос. власти;

ц) сбор за открытие игорного бизнеса. Плательщиками сбора явл. юридические и физические лица - собственники указанных средств и оборудования независимо от места их установок. Ставки сборов и порядок его взимания устанавливается местными органами власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Налоги олицетворяют собой  ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием  денежных доходов государства (бюджетных  и внебюджетных фондов), необходимых  ему для выполнения собственных  функций. Как составная часть  экономических отношений налоги (через финансовые отношения) относятся  к экономическому базису. Налоги являются объективной необходимостью, ибо  обусловлены потребностями поступательного  развития общества.

В этой связи особое значение приобретает максимизация использования  возможностей налогообложения для  реализации финансового потенциала регионов Российской Федерации, определения  перспектив совершенствования стратегии  развития налоговой политики страны.

В системе налоговых отношений  существуют значительные проблемы, многие из которых не решены. К ним относятся  и многочисленные проблемы налогового администрирования, исчисления и уплаты конкретных видов налогов. Нет единой позиции по вопросу целесообразности дальнейшего снижения налоговой  нагрузки, нет конкретных решений  по вопросу налогового стимулирования инновационной и инвестиционной деятельности в стране, по налогообложению  недвижимости. При осуществлении  попыток стимулирования российских налогоплательщиков нет четко определенной системы. Проводимые мероприятия разрознены и не позволяют добиваться существенного  изменения сложившегося положения  в инновационном развитии экономики. Нет четкой позиции в решении  важнейшего для страны вопроса налогообложения  малого и среднего бизнеса.

Информация о работе Налоговая система России. Понятие налога и его виды