Налоговая система Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 15:07, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучение опыта стран с развитой рыночной экономикой, использование которого (с учетом особенностей современного этапа развития российской экономики, а также богатейшей практики работы налоговых органов на местах) дает возможность ориентировать разрабатываемые нормативные и методические документы на уровень современных международных стандартов и требований.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ.....6
1.1. Место и функции налоговой системы в процессе общественного воспроизводства............................................................................................6
1.2. Основные понятия, отражающие содержание процесса налогообложения.........................................................................................10
1.3. Классификация налогов....................................................................12
1.4. Процесс налогового регулирования..............................................14
Глава 2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН (на примере Великобритании и Германии)........................................18
2.1. Налоговая система Великобритании..................................................18
2.2. Налоговая система Германии..............................................................25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................28
ЛИТЕРАТУРА...........................................................................................30

Работа состоит из  1 файл

Налоговая система Европы.doc

— 148.00 Кб (Скачать документ)

     Акциз на сигареты взимается частично как  сумма с каждой сигареты и частично как процент от розничной цены. Акцизный налог на другие табачные изделия основывается на их весе. Правительство полно решимости поднять акцизный налог на табак и табачные изделия как минимум еще на 5% в рамках своей программы по снижению уровня курящего населения.

     Акцизный  налог взимается с игры в казино, ставок и пари, бинго и игровых автоматов. Ставки зависят от конкретного вида азартной игры. Акциз исчисляется либо как процент от валового или чистого дохода, либо, в случае игровых автоматов, взимается фиксированная сумма с каждого автомата в зависимости от цены игры и размера возможного выигрыша. Валовой доход от Национальной лотереи облагается 12% акцизным налогом, но выигрыши этой лотереи не облагаются.

     Годовой акцизный налог на владельцев личного  транспорта (легковых машин и такси) взимается в размере 150 фунтов стерлингов. Налог на грузовой транспорт исчисляется в зависимости от грузоподъемности, и, в случае, если она составляет более 12 тонн, согласно количеству осей. Он разработан с таким учетом, чтобы сумма налога по крайней мере покрывала их долю износа дорог. Акциз на такси и автобусы варьируется согласно количеству пассажирских мест, а акциз на мотоциклы зависит от объема двигателя. Личный транспорт - машины, такси и мотоциклы, произведенные до 1973 года освобождены от акцизного налога. Планируются новые ставки акциза для машин с пониженным уровнем загрязнения окружающей среды - скидки до 50 фунтов стерлингов для легковых машин и до 500 фунтов стерлингов для грузовых машин и автобусов.

     Другие  акцизные налоги и сборы включают:

  • налог на страхование всего имущества, подлежащего налогообложению, в размере 4% и налог на страхование во время путешествия, а также на страховые полисы, проданные продавцами машин и бытовых приборов в размере17,5%;
  • акцизный сбор в 10 фунтов стерлингов за внутренние перелеты и перелеты в пределах стран Европейского Союза и 20 фунтов стерлингов на все остальные перелеты;
  • налог на отходы производства и жизнедеятельности из расчета 10 фунтов стерлингов за тонну.

     Гербовый  сбор

     Некоторые переходы собственности из рук в руки облагаются гербовым сбором. Передача акций облагается гербовым сбором в размере 0,5% стоимости передаваемой собственности. Исключением являются акты дарения и передача собственности в благотворительные общества. Остальная собственность (исключая акции) облагается гербовым сборам согласно стоимости передаваемой собственности: 1% для собственности дороже 60 тыс. ф. ст., 2% для собственности дороже 250 тыс. ф. ст. и 3% для собственности, чья стоимость превышает 500 тыс. ф. ст.

     Местные налоги

     Органы  местного самоуправления в Великобритании имеют четыре основных источника дохода: субсидии от центрального правительства, местный налог, деловые налоги и сборы. Около 75% всех затрат местных органов финансируются правительством и перераспределенными деловыми налогами.

     Деловые налоги - это налоги с арендаторов  нежилых помещений. Стоимость этих помещений оценивается по уровню годовой аренды и пересматривается каждые пять лет. Деловая ставка устанавливается  центральным правительством и собирается органами местного самоуправления. Доходы от этого налога идут в общий фонд, из которого они затем перераспределяются в органы местного управления в соответствии с количеством жителей этого округа. Правительство также предполагает ввести новый дополнительный местный налог, максимальную ставку которого будет устанавливать правительство, а все остальное отдадут в руки местных властей.

     Жилые дома в Великобритании облагаются местным  налогом. Каждый дом или квартира принадлежит к одному из восьми разрядов для оценки, основанных на их рыночной стоимости в апреле 1991 года. Скидки даются домам с менее чем двумя взрослыми квартирантами и людям с низкими доходами. Скидки могут составлять до 100% от суммы местного налога.

     В Северной Ирландии местный налог  собирают органы местного самоуправления. 

     2.2. Налоговая система  Германии 

     В США, ряде европейских стран федеральные  налоги поступают в федеральный  бюджет, местные налоги - в местный  бюджет и т.д. Перераспределение  финансовых ресурсов осуществляется сверху вниз путем субсидий вышестоящих бюджетов в виде дотаций.

     Иначе обстоит дело в Германии, наиболее крупные налоговые источники  формируют сразу три или два  бюджета. Подоходный налог с физических лиц является основным источником государственных  доходов. Он распределяется следующим  образом: 42,5% поступлений направляется в федеральный бюджет, 42,5% - в бюджет соответствующей земли и 15% - в местный бюджет. Налог на корпорации делится в пропорции 50% на 50% между федеральным и земельным бюджетами. Налог с продаж также распределяется по всем трем бюджетам, но соотношения часто изменяются. В 1992 году он распределялся так: 60% - в федеральный бюджет, 35% - в земельные бюджеты и 5% - в местные. Налог с продаж служит регулирующим источником доходов. За счет него происходит выравнивание финансового положения земель. Германия одна из немногих стран, где применяется не только вертикальное, но и горизонтальное выравнивание доходов. Высокодоходные земли, такие как Бавария, Вюртемберг, Северный Рейн-Вестфалия, перечисляют часть своих финансовых ресурсов менее развитым землям - Нижней Саксонии, Шлезвиг-Гольштейну.

     Принципиальным  отличием налоговой системы Германии от французской является наличие  налога с продаж вместо НДС. В государственных  доходах он составляет примерно 28% - второе место после подоходного налога и, как отмечалось выше, служит регулирующим источником. Его общая ставка - 14%. Но основные продовольственные товары, а также книжно-журнальная продукция облагаются по ставке 7%. Налог на доходы корпораций взимается с балансовой прибыли компании. Ставка налога на нераспределенную прибыль - 50%, а на прибыль, распределенную по дивидендам - 36%. Проценты по ссудам не облагаются налогом, а дивиденды выплачиваются из прибыли за минусом налога. Подоходный налог в Германии прогрессивен. Его минимальная ставка - 19%, максимальная - 53%. Максимальная ставка налога применяется к гражданам, чей доход превышает 120 тысяч марок. Социальные отчисления от фонда заработной платы составляют 6,8%. Сумма отчислений, как и в США, делится в равной пропорции между предпринимателем и работником. Местные налоги носят не столько фискальный характер, сколько с их помощью регулируется деловая активность в регионах.

     Со  времени Л. Эрхарда в Германии укоренились следующие принципы, на которых строится система налогообложения:

  • налоги должны быть по возможности минимальными;
  • затраты на взимание налогов должны быть минимально необходимыми;
  • налоги не должны препятствовать конкуренции;
  • налоги должны быть нацелены на более справедливое распределение доходов;
  • система должна строиться из уважения к частной жизни человека. В связи с налогообложением человек должен по минимуму открывать государству свою частную жизнь. Налоговый работник не имеет права никому дать каких-либо сведений о налогоплательщике. Соблюдение коммерческой тайны гарантировано;
  • налоговая система должна исключать двойное налогообложение;
  • величина налогов должна соответствовать размеру государственных услуг, включая защиту человека и все остальное, что гражданин может получить от государства.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В заключение, необходимо отметить некоторые основные положительные моменты, характерные для системы сбора налогов в Великобритании и Германии, влияющие на поступление налогов в государственную казну, которые могут быть учтены при становлении эффективного налогового контроля в нашей стране.

     1.Хорошо  развитая и финансируемая автоматизация системы сбора налогов, а также распространение системы безналичных расчетов.

     2. Большое значение деловой и финансовой репутации бизнесмена на Западе. Информация об уклонении от уплаты налогов или о наличии проблем с налоговыми органами может пагубно сказаться на дальнейшем развитии бизнеса, отпугнуть деловых партнеров.

     3. Систематизация опыта работы  налоговых служб и правоохранительных  органов, их хорошая техническая оснащенность, высокий авторитет у граждан и субъектов финансово-хозяйственной деятельности.

     5. На Западе налоговое законодательство  более детализировано, отсутствуют основания для разных толкований и интерпретации. Положительным моментом является также и устоявшаяся налоговая система государств.

     6. Разумная дифференциация санкций за налоговые правонарушения и преступления. Практика ограничения виновных в некоторых гражданских правах. Например, лишение права участвовать в выборах, лишение водительских прав являются действенными мерами предупреждения налоговых преступлений.

     7. Относительно стабильная экономическо-политическая  ситуация.

     8. Налоговые преступления рассматриваются в тесной связи с легализацией денежных средств, полученных незаконным путем, проявлениями теневой экономики. Они рассматриваются как тяжкие преступления против общества или государства.

     9. Отлаженная система возмещения  причиненного государству финансового вреда. Возложение взыскания на личное имущество должника, возможность конфискации имущества.

     10. Опыт привлечения к уголовной ответственности юридических лиц за налоговые преступления может быть очень полезен для российского налогового и уголовного законодательства, ведь уклонение от уплаты налогов осуществляется зачастую не только в личных интересах руководителя фирмы, но и в интересах предприятия, где присутствуют интересы всех учредителей.

     Следует отметить, что, сколько бы ни велось споров о применении тех или иных мер по повышению эффективности  работы налоговых органов, изучение зарубежного опыта, безусловно, заслуживает большого внимания в нашей стране, стоящей на пути реформирования своей налоговой системы, превращения ее в важнейший инструмент развития экономики и повышения уровня жизни населения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЛИТЕРАТУРА

  1. Глухов В.В., Дольдэ И.В. «Налоги – теория и практика», - СПб, «Специальная литература», 1996.
  2. Мещерякова О.В. «Налоговые системы развитых стран мира» - М, Фонд «Правовая культура», 1995.
  3. Налоговые системы зарубежных стран: Содружество Независимых Государств. Бобоев М.Р. и др., «Гелиос» – 2002.
  4. Налоговые системы зарубежных стран Авторы: Князев В.Г., Черник Д.Г.Издательство: «Юнити»: 1998.
  5. Налоги. Учебное пособие./Под ред. Д.Г. Черника. – 2-е издание.- М:  Финансы  и  статистика, 2000.
  6. Русакова И.Г., Кашин В.А., Толкушкин А.В. и др. Под ред. И.Г. Русаковой, В.А. Кашина. «Налоги и налогообложение» Учебн. пособие для вузов/.; – Москва Финансы, ЮНИТИ, 1999.
  7. Тютюрюков Н. Н. «Налоговые системы зарубежных стран», Москва 2002 .
  8. Юзайтис Диана, «МСП Обзор специальных налоговых режимов. Опыт разных стран», Ноябрь 2000.

Информация о работе Налоговая система Европы