Налоговая реформа в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 06:06, курсовая работа

Описание

Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1991 г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, “О налоге на прибыль предприятий и организаций”, “О налоге на добавленную стоимость” и другие (введён с 01.01.92).Этот закон установил перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяет плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. Установление и отмена налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также льгот их плательщикам осуществляется высшим органом законодательной власти и в соответствии с вышеуказанным законом.

Содержание

Введение .............................................................................................................................................3
Глава I. Налогообложение - один из важнейших факторов развития рыночной экономики России .................................................................................................................................................4
1.1 Сущность и функции налога.........….........................................................................................4
1.2 Основные принципы построения налоговой системы в экономике России ........................6
1.3 Структура действующей налоговой системы Российской Федерации..................7 1.3.1 Подоходный налог с физических лиц ..........……………..........................................….12 1.3.2 Налог на прибыль предприятий и организаций..............................................................13
1.3.3 Налог на добавленную стоимость.....................................................................................15
1.3.4 Акцизы ..............................................................................................................................16
Глава II. Характеристика современного состояния налоговой системы России...........……18
2.1 Проблемы правовой базы налоговой системы .......……………………......................….18
2.2 Противоречия основных налогов собираемых в Российской Федерации ..................….21
2.3 Нестабильность налоговой системы России ...............................................................….22
Глава III Пути реформирования налоговой системы Российской Федерации.…..................24
3.1 ероприятия по усовершенствованию налоговой системы ........................…................24
3.2 Роль мирового опыта в организации налоговой системы России .................…..............27
Заключение ........................................................................................................................…......29
Список используемой литературы .......................

Работа состоит из  1 файл

Курсовая - Налоговая реформа в России.doc

— 256.00 Кб (Скачать документ)

   Налоги, указанные в пунктах "г" и "д" могут вводится гор. органами власти, на территории которых находится курортная местность. Суммы налоговых платежей зачисляются в районные бюджеты и городские бюджеты городов. В сельской местности сумма налоговых платежей равными долями зачисляется в бюджеты сельских населённых пунктов, посёлков, городов районного подчинения и в районные бюджеты районов, краевые, областные бюджеты, бюджеты краёв и областей, на территории которых находится курортная местность.

   Налоги и сборы, предусмотренные пунктами "з" - "х" могут устанавливаться решениями районных и городских органов власти. Суммы платежей по налогам и сборам зачисляются в районные бюджеты, бюджеты районов, городов, либо по решению районных и городских органов власти - в районные бюджеты районов (в городах), бюджеты посёлков и сельских населённых пунктов.

   Расходы предприятий и организаций по уплате налогов и сборов, указанных в пунктах "ж", “з”, “о”, "ф", "х" и “ч” относятся на финансовые результаты деятельности предприятий, земельного налога на себестоимость продукции (работ, услуг). Остальные местные налоги и сборы уплачиваются предприятиями и организациями за счёт части прибыли, остающейся после уплаты налога на прибыль (доход).

   По объекту налогообложения существующие налоговые платежи и сборы можно разделить на:

    налоги с доходов ( выручки, прибыли, заработной платы );

    налоги с имущества ( предприятий и граждан );

    налоги с определённых видов операций, сделок и деятельности ( налог на операции с ценными бумагами, лицензионные сборы ).

   По механизму формирования налоги подразделяются на прямые и косвенные.

   Прямые налоги - налоги на доходы и имущество:  подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм);  на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического  лица.

Косвенные налоги - налоги на товары и услуги: налог на добавленную стоимость;  акцизы (налоги,  прямо включаемые в цену товара или  услуги);  на  наследство;  на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие.    Они частично  или  полностью переносятся на цену товара или услуги.

Прямые налоги трудно перенести на потребителя.  Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю  и  на  другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

Косвенные налоги  переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса  на  товары  и услуги, облагаемые  этими  налогами.  Чем  менее  эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем  менее  эластично предложение,  тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя,  а большая уплачивается за  счет  прибыли.  В долгосрочном плане эластичность предложения растет,  и на потребителя  перекладывается  все большая часть косвенных налогов.

В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов  может привести к сокращению потребления, а при  высокой  эластичности  предложения - к  сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

 

 

             Основные налоги собираемые на территории России

 

        В настоящее время основу налоговой системы РФ составляют такие налоги, как налог на прибыль с юридических лиц, подоходный налог на граждан, и два косвенных налога – на добавленную стоимость и акцизы. Вест состав налогов и сборов отечественной системы налогообложения распадается на две взаимодействующие подсистемы:

              Прямого налогообложения

              Косвенного налогообложения

Эти подсистемы тесно взаимодействуют не только при обеспечении потребностей бюджета в доходных источниках, но и в процессах конкретного исчисления налогооблагаемой базы. Взимание одних налогов может снизить или увеличить стоимостную базу исчисления других.

Классическое требование к соотношению систем косвенного и прямого налогообложения таково, что фискальную задачу выполняют преимущественно косвенные налоги, а на прямые налоги возложена роль экономического регулятора доходов корпораций и граждан. Система прямого налогообложения в России не выполняет своего стимулирующего предназначения не только по причине несовершенства методических основ этих налогов. Напротив, схемы формирования налога на прибыль, подоходного налога с физических лиц и других прямых налогов содержат множество налоговых льгот, призванных играть роль экономических стимулов.                

     В настоящее время наиболее существенные налоговые доходы закрепляются за республиканским бюджетом РФ. Наиболее весомыми являются налоговые суммы, взимаемые на таможне в виде акцизов, пошлин, налога на добавленную стоимость (НДС). Примерно 1/3 из суммы прямых налогов остается в распоряжении центральной власти, а в распоряжении субъектов РФ направляется 2/3 налога на прибыль, НДС в пользу центра: около ¾ сумм зачисляется в республиканский бюджет РФ, а ¼ направляется субъектам РФ. ДАННОЕ соотношение прямых и косвенных налогов объясняется тем, что при сохранении государственной монополии на природное богатство страны все суммы НДС, акцизов по нефтепродуктам, нефти, углю являются собственными доходами федерального бюджета.

   

1.3.1 Подоходный налог с физических лиц является одним из  основных видов прямых налогов и взимается с доходов трудящихся.

Существующий порядок налогообложения физических лиц определяется  законом  Российской  Федерации от 7 декабря 1991 года “О подоходном налоге с физических лиц” .

Плательщиками подоходного налога являются физические  лица, как имеющие, так и не имеющие постоянного местожительства в Российской  Федерации,  включая  иностранных граждан, так и лиц без гражданства.

Объектом налогообложения физических лиц является совокупный доход, полученный в календарном году.

При налогообложении учитывается совокупный доход,  полученный  как в денежной (национальной или иностранной валюте), так и в натуральной форме. Доходы в натуральной форме  пересчитываются по государственным регулируемым ценам, а при их отсутствии - по свободным (рыночным) ценам. Доходы, полученные в иностранной валюте, пересчитываются для целей налогообложения в рубли по  официальному курсу.

Если  физическое лицо получило доход от предпринимательской деятельности, то сумма, облагаемая налогом как физического лица, уменьшается при документальном подтверждении уплаты соответствующего налога.

Законом предусматривается довольно обширный перечень  доходов, не подлежащих налогообложению. Так, не подлежат налогообложению  государственные  пособия  по социальному страхованию и по социальному обеспечению ( кроме пособий по временной нетрудоспособности ), а также другие виды в денежной и натуральной  форме, оказываемой  физическим лицам из средств внебюджетных, благотворительных и экономических фондов, зарегистрированных в  установленном  порядке.  Не  подлежат  налогообложению все виды пенсий, назначенных в порядке, установленном пенсионным  законодательством Российской Федерации. Не включаются в совокупный доход также доходы  в денежной и натуральной форме, полученные от физических лиц в порядке наследования и дарения; стоимость подарков,  полученных от предприятий, учреждений и организаций в течение года в виде  вещей  или  услуг, не превышающая сумму двенадцатикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты  труда.

Предусматривается  уменьшение налогооблагаемого дохода с учетом различного кратного минимального уровня оплаты труда в месяц для различных категорий лиц.

Совокупный доход , полученный физическими лицами в  налогооблагаемый период, уменьшается также на суммы расходов на содержание  детей и иждивенцев в пределах установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда за каждый месяц с  учетом возраста.  Важно  отметить, что указанное уменьшение облагаемого налогом дохода производится супругам, опекуну или попечителю, на содержании которых находится ребенок (иждивенец).

Не облагаются налогом суммы, полученные физическими  лицами и перечисленные ими на благотворительные цели.

Определение совокупного  годового дохода осуществляется на основе декларации, заполняемой самостоятельно физическим лицом и представляемой налоговому органу по месту постоянного жительства не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.

Сравним ставку подоходного налога в нашей стране и в экономически развитых странах. Ниже приведены высшие ставки подоходного налога в экономически развитых странах в 1993 году (%):

 

Канада

29

США

31

Великобритания

40

Австралия

47

Япония

50

Италия

51

Германия

53

Франция

57

Швеция

72

 

В России высшая ставка этого налога составляла, впрочем как и сейчас, 40%.

Из приведенных данных видно,  что в большем количестве стран высшая ставка этого налога выше, чем у нас, но в этих странах налоговый пресс производителей ( различных фирм, предприятий и т.д. ) намного меньше, чем в нашей стране. Поэтому в России не выгодно регистрировать своё дело и производить что-либо.       

В последние  два десятилетия заметна тенденция понижения ставок подоходного налога.  Многие российские экономисты полагают, что для  “справедливой”  налоговой системы нужны ярко выраженные прогрессивные ставки подоходного налога, т. е. богатые должны платить больший налог, чем бедные.

    1.3.2 Налог на прибыль предприятий и организаций - основной вид налога юридических лиц. Плательщиками налога на прибыль являются предприятия и организации, в том числе бюджетные, представляющие собой юридические лица, независимо от подчиненности, формы собственности и организационно-правовой формы предприятия, их филиалы, а также созданные на территории России предприятия с  иностранными  инвестициями, международные объединения, компании, фирмы, любые другие организации, образованные в соответствии с  законодательством иностранных государств и осуществляющие предпринимательскую деятельность.

Законодательство “О налоге на прибыль предприятий и организаций” также распространяется на банки, кредитные учреждения в части доходов от осуществления отдельных банковских операций и сделок;  предприятия - по доходам страховой деятельности; предприятия любых организационно-правовых форм - в части прибыли,  полученной по результатом производственно – хозяйственной деятельности.

Объектом обложения налогом является валовая прибыль. В этой связи  важным  моментом  является правильное определение затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг).

Если предприятие получает доходы в иностранной  валюте,  то они  также  подлежат  налогообложению в совокупности с выручкой, получаемой в рублях. В этом случае доходы в валюте  пересчитываются  в  рубли по курсу Центрального банка России на момент поступления доходов на валютный счет.

Налогооблагаемая прибыль уменьшается с учетом льгот, предусмотренных законодательством при фактически произведенных  затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия на суммы:

направленные на финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения при условии полного использования предприятиями сумм начисленного износа (амортизации) на последнюю отчетную дату;

Информация о работе Налоговая реформа в России