Налоговая проверка как вид налогового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 16:33, реферат

Описание

Основным видом налогового контроля является проверка. Такой вид финансового контроля, как ревизия, в полном смысле этого слова (комплексная проверка всей финансово-хозяйственной деятельности проверяемого субъекта хозяйствования с полной инвентаризацией и контролем постановки бухгалтерского учета и состояния внутриведомственного контроля), как правило, не применяется.

Содержание

НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА КАК ВИД НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ…3

Камеральная налоговая проверка…………………………...........................4

Выездная налоговая проверка……………………………………………….6

Методы и способы проведения проверок налоговыми органами...........................................................................................................8

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….......11

Работа состоит из  1 файл

Налоговое право.docx

— 36.04 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА КАК ВИД 

НАЛОГОВОГО  КОНТРОЛЯ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оглавление

НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА КАК ВИД  НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ…3

 Камеральная  налоговая проверка…………………………...........................4

Выездная налоговая проверка……………………………………………….6

Методы и способы проведения проверок налоговыми органами...........................................................................................................8

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….......11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Виды налоговых проверок

     Основным  видом налогового контроля является проверка. Такой вид финансового  контроля, как ревизия, в полном смысле этого слова (комплексная проверка всей финансово-хозяйственной деятельности проверяемого субъекта хозяйствования с полной инвентаризацией и контролем  постановки бухгалтерского учета и  состояния внутриведомственного контроля), как правило, не применяется.

     Налоговая проверка бывает комплексной и тематической.

     Комплексная налоговая проверка предполагает проверку правильности исчисления и уплаты всех налогов и обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды  за весь период от даты завершения предыдущей налоговой проверки до даты сдачи  последнего налогового расчета к  моменту завершения данной проверки.

       При тематической налоговой проверке изучаются вопросы правильности исчисления и уплаты отдельных видов налогов или обязательных платежей; это проверка некомплексная, то есть проверяется определенный круг вопросов.

     Налоговые органы проводят следующие виды проверок:

     - камеральные; 

     - выездные (документальные);  

     1.1. Камеральная налоговая проверка 

     Камеральная проверка относится к одной из наиболее распространенных мер налогового контроля. В соответствии со ст. 69 НК РБ порядок организации и проведения проверок устанавливается Президентом  РБ, если иное не установлено актами Президента РБ.

     В настоящее время данные вопросы  регулируются Указом Президента РБ от 16. 10. 2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в РБ». В  п. 21 Указа предусмотрено, что его  положения не применяются при  осуществлении проверок, проводимых по месту нахождения контролирующего (надзорного) органа на основании изучения документов и информации, полученных контролирующим (надзорным) органом  в соответствии с законодательством, без истребования от проверяемого субъекта иных документов (камеральных проверок).

     Таким образом, порядок организации и  проведения камеральных проверок Указом не регулируется. В данном случае необходимо руководствоваться положениями  п. 2 ст. 69 НК, согласно которому в соответствии с НК налоговые органы проводят в том числе камеральные проверки.

     Камеральная налоговая проверка всегда предшествует документальной. Проводится она налоговыми органами по месту их нахождения, без  привлечения первичных документов, на основе данных бухгалтерской отчетности, расчетов, налоговых деклараций и  других документов, связанных с уплатой  налогов, представленных налогоплательщиком.

     Важно отметить, что в силу ст. 70 НК РБ при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе истребовать у плательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, сборов (пошлин).

     Данная  оговорка и используется некоторыми должностными лицами контролирующих органов  для истребования неограниченного  круга документов и наделения  камеральной проверки несвойственными  ей целями. В свою очередь, у плательщиков это вызывает закономерные возражения, так как камеральная налоговая  проверка, которая, казалось бы, призвана обеспечивать первичный контроль, превращается в настоящую ревизию, и разрешить  данную проблему оказывается довольно сложно.

     Ни  для кого не секрет, что предмет  выездной проверки и камеральной  должен существенно отличаться, иначе  зачем было бы разграничивать такие  виды проверок, особенно на уровне НК - закона наиболее высокой юридической  силы. Если отличается предмет, должны отличаться методы и способы проведения таких проверок.

     В различии целей, а как следствие, и способов проведения выездной и  камеральной проверки и заключается  основной спор между плательщиками  и налоговыми органами. Первые разумно  полагают, что камеральная проверка должна существенно отличаться от иных видов проверок и особенно от выездных, и с ними нельзя не согласиться - ведь налоговое законодательство содержит множество норм, которые позволяют  вести речь о специфичности камеральной  налоговой проверки по сравнению  с другими проверками[9].

     Спектр изучаемых в ходе камеральной проверки вопросов довольно широк. В то же время не следует забывать и об особенностях камеральной проверки. В первую очередь можно отметить, что камеральная налоговая проверка проводится без выдачи предписания на ее проведение, о чем указывается в акте, составляемом по итогам камеральной налоговой проверки. Данное обстоятельство свидетельствует о менее строгом подходе к проведению камеральных проверок по сравнению, например, с выездными проверками. Последние могут проводиться только на основании соответствующих предписаний, без которых проведение проверки может считаться незаконным.

     Не  требуется оформления акта камеральной  проверки и при взыскании с  плательщика пени за несвоевременное  исполнение налогового обязательства, а также для приостановления  операций по счетам плательщика при  выявлении факта неисполнения налогового обязательства либо непредставления  в налоговые органы документов бухгалтерского учета, специальных разрешений (лицензий), иных документов (сведений) для проведения налоговой проверки.

     Указанный порядок оформления результатов  камеральных проверок свидетельствует  об их особенном положении в списке других налоговых проверок, в т.ч. и об упрощении процедур камеральных  проверок, что подтверждается упрощенным порядком их проведения.

     Основным  документом, на основании которого проводится камеральная проверка, является налоговая декларация. Иные документы также могут быть истребованы у плательщика при проведении камеральной проверки, но необходимость в истребовании таких документов, скорее, исключение, чем правило. Речь идет о таких документах как о дополнительных, а не основных. Данный факт имеет большое значение, так как дополнительный характер документов предполагает их непосредственную связь с проверяемыми декларациями. В связи с этим необходимо согласиться, что в ходе камеральной проверки плательщику может быть предъявлено требование представить не любые документы, а только те, которые имеют непосредственное отношение к проверяемому вопросу.

       То, какие документы могут быть  дополнительно истребованы в  ходе камеральной проверки, имеет  существенное значение, поскольку  за непредставление документов  налоговое законодательство предусматривает  ответственность. Так, согласно  ст.13.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях непредставление в установленный срок плательщиком, налоговым агентом, иным лицом в налоговый орган документов и иных сведений, которые они обязаны представлять в соответствии с налоговым законодательством или по запросу налогового органа для осуществления налогового контроля, в т.ч. совершенное должностным лицом юридического лица, влечет наложение штрафа в размере 10 базовых величин с увеличением его на 1 базовую величину за каждые 3 календарных дня просрочки представления документов и иных сведений, но не более 30 базовых величин.

       При этом виде налогового контроля  используются следующие методы:

     - визуальный (формальный) метод контроля (контроль за правильностью оформления документов: наличие всех необходимых реквизитов, подписей и их расшифровки (указание фамилий, инициалов и должностей лиц, поставивших подпись), соблюдение установленных форм расчетов);

     - проверка своевременности представления расчетов, отчетов, балансов;

      -метод арифметической проверки (метода проверяется правильность арифметических расчетов, итогов, цифровой увязки показателей различных форм отчетности);

     - метод логической проверки (использование всех данных, имеющихся у проверяющего.Производится сопоставление отчетных данных различных отчетных периодов, используется логическая зависимость одних данных от других, взаимная увязка показателей, отраженных в расчетах по различным видам налогов и внебюджетным фондам в течение одинаковых периодов);

     - метод проверки обоснованности применения ставок и наличия документов, подтверждающих право на льготы;

     - метод проверки полноты и своевременности поступления налогов.

     По  результатам вышеназванных методов  контроля устанавливаются суммы  к доплате (уменьшению).

     Камеральная налоговая проверка является весьма эффективным методом налогового контроля, который позволяет решать его задачи. Кроме того, ее результаты обеспечивают качественный отбор налогоплательщиков для последующей выездной проверки.

     До  настоящего времени при обнаружении  каких- либо ошибок или неточностей  в представленной налоговой декларации (расчете) налоговый инспектор нередко  отказывал плательщику в ее принятии и возвращал данную налоговую  декларацию (расчет) с мотивировкой   необходимости внесения в нее  исправлений. Этот подход выглядит вполне логичным, но с юридической точки  зрения такой отказ налогового инспектора является неправомерным, поскольку  противоречит требованиям налогового законодательства.

     Так,  соответствии с п. 1 ст. 63 НК налоговой  декларацией (расчетом) признается письменное заявление плательщика (иного обязанного лица) на бланке установленной формы  о полученных доходах и об осуществленных расходах, источниках доходов, о налоговых  льготах и об исчисленной сумме  налога, сбора (пошлины) и (или ) о других данных, необходимых для исчисления и уплаты налога, сбора (пошлины). В  п. 5 этой статьи предусмотрено, что  налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета) отметку о принятии и  дату ее получения при получении  налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать плательщику (иному  обязанному лицу) подтверждение в  виде электронного документа при  получении налоговой декларации (расчета) с помощью программных  и технических средств.

     С 2011 г. несоответствие законодательства и практики устранено. В частности, при выявлении в ходе камеральной проверки неполноты сведений, ошибок в налоговой декларации и (или) иных документах  о предоставлении плательщику направляется уведомление с предложением о предоставлении дополнительных сведений и (или) пояснений. 

1.2. Выездная налоговая проверка.

     Выездная (документальная) налоговая проверка проводится налоговыми органами по местонахождению (юридическому адресу) налогоплательщика  и предполагает обязательную проверку первичных бухгалтерских документов [29]. Контроль с выездом на место осуществляется обычно при наличии серьезных оснований для подозрений в сокрытии крупных сумм доходов. Проверки обычно осуществляются за три предшествующих года. Специальных положений о частоте проверок в законе нет. За редчайшими исключениями, повторные проверки в отношении одного периода не проводятся.

     Необходимо  отметить, что выездные налоговые  проверки подчиняются строгим правилам. Так, налогоплательщик должен быть предупрежден о проверке минимум за 8 дней. Внезапная выездная налоговая проверка может быть проведена только при наличии достоверной информации о том, что предприятие уклоняется от уплаты налогов.

     Выбор предприятия, подлежащего проверке, осуществляется по многим критериям, в  основе лежит анализ риска. Во-первых, выбираются те предприятия, которые  являются потенциальными нарушителями, и во-вторых, используется информация от осведомителей.

     Длительность  процедуры проверки зависит от размера  проверяемого предприятия: для малых  предприятий—не более трех месяцев, для крупных сроки не устанавливаются. Единственное исключение касается частных  лиц: срок их проверки не может превышать 12 месяцев. В ходе проверки проверяющий  должен встретиться с руководством предприятия, получить доступ к бухгалтерским  документам. По окончании проверки налогоплательщик получает соответствующие  рекомендации по устранению выявленных в ходе контрольного мероприятия  недостатков, что требует ответных действий: в течение 30 дней он должен представить свои замечания. С учетом данных замечаний принимается окончательное  решение по результатам проверки. В случае несогласия с решением плательщик может обратиться сначала к руководителю проверяющего подразделения, а затем, при неудовлетворительном решении, - в суд.

     В ходе проверки применяется ряд методов  контроля, которые избираются проверяющими самостоятельно исходя из ситуации.

Информация о работе Налоговая проверка как вид налогового контроля