Налогообложение в СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 20:15, реферат

Описание

Рассмотрение темы «Налоги и сборы в СССР» в настоящее время очень актуально. Это позволяет на основе анализа налоговой системы 1922-1991 гг. сделать выводы о том, какие ошибки были допущены в системе, что нужно изменить, а что, действительно, является приемлемым и может быть применено на практике. Другими словами, изучение истории налогов необходимо для разработки эффективной налоговой системы в последующие периоды времени, для учета ошибок и восприятия положительного опыта прошлых лет
Цель работы – изучение и анализ налогов и сборов в СССР.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Налоги во время НЭПа…………………………………………………….4
2. Налоговые реформы в 30-х годов……………………………………… 5
3. Реформы налогов во время ВОВ и после нее (1941-1965)……………6
4 Налоги с 1965-1985……………………………………………………… 8
5. Налоговая политика во время перестройки…………………………….9
Заключение…………………………………………………………………..12
Список литературы………………………………………………………….18

Работа состоит из  1 файл

Особенности налогообложения в СССР.docx

— 42.04 Кб (Скачать документ)

Автономная некоммерческая организация

высшего профессионального  образования

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

ТВЕРСКОЙ ФИЛИАЛ

 

 

РЕФЕРАТ

ПО НАЛОГОВОМУ ПРАВУ

 

 

ТЕМА:  «Налогообложение в СССР»

 

 

Работу выполнил студент IV курса

                                                       юридического факультета

                                                                     Ананьев Ярослав Андреевич

                                                   Научный руководитель:

                                                            Кандидат юридических наук

                                Акперов Р.С.

 

 

 

 

 

Тверь 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………….3

1. Налоги во время НЭПа…………………………………………………….4

2. Налоговые реформы в 30-х годов………………………………………  5

3. Реформы налогов во  время ВОВ и после нее (1941-1965)……………6

4 Налоги с 1965-1985……………………………………………………… 8

5. Налоговая политика  во время перестройки…………………………….9

Заключение…………………………………………………………………..12

Список литературы………………………………………………………….18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Понятие «налоги» как конкретная реальность имеет столь же древнюю  историю, как и само общество. Т.Ф. Юткина отмечает: «Факт того, что  налоги – наиболее древнее явление, существующее как таковое во все  времена и эпохи, бесспорен, независимо от того, в какие формы ни облекало бы его сознание, и какие бы определения  наука ни формулировала понятию  «налог». Налоги как социально значимые явления никто персонально не изобретал и не основывал. Они  возникли в результате естественноисторического развития общества как социально  значимого организма. Понятие «налог»  в ассоциативном научном сознании представляет собой общественно  значимое явление, объективно необходимый  процесс в любом обществе, обеспечивающий его неуклонное развитие и совершенствование».

Рассмотрение темы «Налоги  и сборы в СССР» в настоящее  время очень актуально. Это позволяет  на основе анализа налоговой системы 1922-1991 гг. сделать выводы о том, какие  ошибки были допущены в системе, что  нужно изменить, а что, действительно, является приемлемым и может быть применено на практике. Другими словами, изучение истории налогов необходимо для разработки эффективной налоговой  системы в последующие периоды  времени, для учета ошибок и восприятия положительного опыта прошлых лет. Объектом изучения в нашей работе являются налоги эпохи новой экономической  политики, налоговая реформа 1930-1932 гг., налоговая система периода Великой  Отечественной войны, сельскохозяйственный налог 1953 г., налоговые реформы 1960-х  гг., изменения в налоговой системе  в период перестройки и распада  СССР. Цель работы – изучение и анализ налогов и сборов в СССР.

 

 

 

1. НАЛОГИ ВО ВРЕМЯ НЭПА

Начало существованию  НЭПа положил Декрет «О замене продовольственной  и сырьевой разверстки продовольственным  налогом» от 21 марта 1921г. Продналог предусматривал сначала примерно 20% от чистого продукта крестьянского труда(это в 2 раза меньше, чем во время продразверстви), причем впоследствии намечалось снизить его до 10% урожая и перевести в денежную форму. Благодаря этой реформе, благосостояние крестьян, повысилось, количество богатых и бедных уменьшилось,  а для середняков возросла.

С введением 26 июля 1921г. промыслового налога началось восстановление налоговой  системы. Таким налогом облагались частные торговые и промышленный предприятия, и граждане, которые  имели доходы от занятий промыслами. Через год промысловый налог распространился на государственный и кооперативные предприятия. Промысловый налог состоял из двух видов платежей: патентный сбор, что подразумевал в себе, плату по определенным ставкам, при выдаче патента на разрешения торговой  и промышленной деятельности, и уравнительный сбор, где взималось  в процентах от суммы хозяйственного оборота.

Налог на сверхприбыль было введено для классовой борьбы против финансово состоятельных  граждан.

Переход к НЭПу обусловил возрождение налоговой системы, повторившей в общих чертах налоговую систему дореволюционной России. 

Во время НЭПа в СССР существовали следующие виды налогов: 
- прямые налоги(был основным источником доходов государства): индивидуальное наложение обложение кулацких хозяйств сельскохозяйственным налогом, единый общегражданский налог, налог на сверхприбыль, промысловый налог, единый натуральный налог, налог с наследств и дарения.

- косвенный налоги( в период НЭПа они составляли примерно 11-20% от всех доходов государства): акцизы (на пиво, спички, вино, табачные изделия, гильзы и другие товары), налог с доходов от демонстрации кинофильмов(от оплаты освобождались музеи, зрелища агитационно-пропагандистского, политико-просветительского и художественно-показательного значения).

-сборы: прописочный, на  нужды жилищного и культурно-бытового  строительства, канцелярский, гербовой.

Существовавшая система государственных доходов к 1930 году характеризовалось большим количеством отдельных платежей, многократностью обложения одного и того же товара на разных стадиях производства и обращения.

 

2. НАЛОГОВЫЕ РЕФОРМЫ 30-Х  ГОДОВ

Налоговая реформа 1930-1932 гг. положила конец налоговой системе периода НЭПа.

Цель налоговой реформы  этого времени была ликвидация множественности  платежей (около 86 видов) и сделать  систему государственных доходов  более четким. 
Для государственных предприятий были установлены два крупных платежа - налог с оборота и отчисления от прибыли. Была полностью упразднена система акцизов.

Доход государства формируется не за счет налогов, а за счет прямого изъятия ВНП, производимого на основе государственной монополии. Поэтому, налоги сильно потеряли свое значение для бюджета.

Отчисления производилось  по плановой, а не по фактической  прибыли. Из-за этого в 1931 году, отчисления от прибылей и налога с оборота  начали производиться по фактической  прибыли за истекший месяц и по фактическим оборотам за месяц.

В течение налоговой реформы  было сокращено число обязательных платежей с физических лиц. Основным платежом взимаемым с физически лиц стал подоходный налог.

Политика в сельскохозяйственной деятельности тоже изменилась. Происходила  политика увеличения обложения зажиточных (кулацких) хозяйств. К 1930 году 16% кулацких хозяйств выплачивала 60% сельхозналога. В тоже самое время, середняцким и бедным хозяйствам давались различные льготы.

Сельскохозяйственный налог  в 1933 году был изменен на четыре вида налогов: с колхозов, с колхозников, с единоличных крестьянских хозяйств, с кулацких хозяйств, которые вместе действовали как эффективный механизм стимулирования процесса коллективизации.

В 1936-1939 была проведена новая  налоговая реформа, для увеличения сборов с колхозного крестьянства. Теперь вместо территориального счисления доходов было установлено обложение по фактически полученным доходам. Были отменены льготы от технических культур и животноводства. 

В 1939 году был принят новый  закон, суть которого заключалось в  увеличения давления на колхозников и немногочисленных хозяйств крестьян-единоличников. Было введено прогрессивная ставка, что означает возрастания обложения дохода в зависимости от прибыли.

 

3. РЕФОРМЫ НАЛОГОВ ВО  ВРЕМЯ ВОВ И ПОСЛЕ НЕЕ (1941-1965)

Во время ВОВ действовала  система обязательных платежей из прибыли  государственных предприятий, установленный  в предвоенный период.  Из-за увеличения бюджета государства понадобились новые виды налогов и сборов с  населением, с чем связано появление  налога на одиноких и малосемейных граждан, холостяков, военный налог, сбор с владельцев скота, сбор за регистрацию охотничье-промысловых собак.

Один из самых  интересных налогов является – налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. Этот налог существовал только в СССР и Монголии. Цель налога – оказание социальной помощи многодетным матерям  и одиноким матерям, воспитание и содержание детей в детских домах. Сначала этот налог вводился как временный, но просуществовал до 1990  года. Налог должны были платить мужчины(20-50 лет) и женщин(20-45 лет).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 декабря 1941 вводилось  военный налог, который уплачивался  по фиксированным ставкам в зависимости  отрайон(150-600 рублей). Военный налог отменили 1 января 1946 года. За все время государством было собрано примерно 7,2 млрд. рублей.

Указом Президиума Верховного Совета от 29 декабря 1941 г. в первые годы войны была введена стопроцентная  надбавка к сельскохозяйственному  налогу.

После войны произошло  постепенное замещение налогообложения  неналоговыми источниками пополнения бюджета. Один из них было перераспределение  основной части государственных  доходов организаций и предприятий. Так же они уплачивали налог с  оборота, что составляло примерно 40% от государственного бюджета.

После войны (до 1953) налоговая  система не претерпела значительных изменений. В 1946 году был отменен  военный налог. Из-за чего сократилось доходы в пользу государства от населения на 5,5% процентов по сравнению с последним годом ВС.

8 августа 1953 года была  проведена сельскохозяйственная налоговая реформа. Налог исчислялся с помощью фиксированной ставки от каждого 0,01 гектара площади земельного участка. Плательщиками налога являлись хозяйства членов колхозов, хозяйства граждан, которые имели приусадебные земельные участки и надели. Налога не брали, если участок земли был не больше 50 кв.м. Каждая союзная республика имела свою среднюю ставку.

В 1957 году отменили взимание патентного сбора, размер которого исходил  от разряда предприятия, который устанавливался для производственных предприятий в зависимости от годового объема валовой продукции, а для торговых – в зависимости от плана товарооборота. В 1958 году сельских граждан освободили от дорожных повинностей. С этого времени строительство, и ремонт местных автомобильных дорог было передано совхозам, колхозам, промышленным, транспортным и другим хозяйственным организациям и предприятиям.

В 1960-е годы произошло  сильное изменение в налоговой  идеологии. Цель этих изменений было для улучшения  системы управления народным хозяйством и усиления экономического стимулирования производства. Н.С. Хрущев попытался осуществить постепенную ликвидацию налогообложение из-за «неминуемого построения коммунизма».  Самой первой реформой намеривалось полная отмена налогов с заработной платы рабочих. В связи с чем был принят законодательный акт «Об отмене налогов с заработной платы трудящихся и служащих» от 7 мая 1960 г.

Изменение в обложение колхозов (Указ Президиума ВС СССР от 10 апреля 1965 г.). Платили такой налог колхозы. Подоходным налогом облагался чистый доход за вычетом части дохода, соответствовавшей рентабельности в 25% и часть фонды оплаты труда колхозников.

 

4. НАЛОГИ С 1965-1985

В это время в бюджет союзных республик поступали  следующие виды налогов: государственная  пошлина, отчисления от подоходного  налога с населения в размере 50%, подоходный налог с колхозов и  кооперативных предприятий, платежи  из прибыли государственных предприятий, доход от демонстрации фильмов, местные  налоги и другие виды налогов.

2 февраля 1970 г. указом  Президиума ВС СССР были изменены  некоторые стати о подоходном  налоге с колхозов. Некоторые экономисты считают, что функция налога заключалось в том, чтобы использовать денежные ресурсы народного хозяйства для достижения высоких темпов социалистического воспроизводства и планомерного использования средств для первоочередном направлении их в отрасли, имеющие решающее значения для развития экономики страны. Налог с оборота обеспечивал устойчивость поступления в бюджет, так как не зависел от выполнения предприятием плана прибыли.

Были и такие платежи как лесной доход(платеж в бюджет государства за использования  лесных ресурсов для рационального использования и воспроизводства этих ресурсов), плата за воду(для рационального использования воды, забираемой из водохозяйственных систем), плата за разработку и добычу торфа на топливо – это платеж организаций и предприятий для исследования торфяных залежей.

1 июля 1981 году был введен  земельных налог. Этот налог  заменил ранее существовавшую  земельную ренту. Налог взимался  с физических лиц и предприятий  по выделенным им земельным  участкам. Расчет налога производилось  с квадратного метра земельной  площади.

Взимался налог с владельцев транспортных средств как с физических лиц, так и с предприятий. Налог  рассчитывался с каждого киловатта  мощности или лошадиной силы в  зависимости от вида транспорта и  от значения местности, в которой  проживает владелец.

В 1960-е годы Н.С. Хрущевым была принята попытка осуществить  постепенную ликвидацию налогообложения  в связи с «неминуемым построением  коммунизма». Закон осуществлялся путем постепенного увеличения необлагаемого минимума доходов и расширение налоговых льгот.

5. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ВО ВРЕМЯ ПЕРЕСТРОЙКИ

Основой экономической программы  перестройки стала стратегия  ускорения, то есть использования всех ресурсов для увеличения производительности труда.

Так как в 1985 году началась перестройка, то система платежей в  бюджет подверглась коренному реформированию.  К главному мероприятию налоговой  реформы можно отнести принятие указа Президиума ВС СССР об индивидуальной трудовой деятельности, из чего вытекало возможность любому гражданину заниматься кустарным промыслом или создавать  предприятия бытового обслуживания, однако при этом он должен иметь патент. В 1986 году государство расширило разрешенные масштабы индивидуальной трудовой деятельности граждан. Доходы, которые получали от  такой деятельности, облагались налогами, размер которых рассчитывалось в зависимости от их суммы и с учетом общественных интересов. Реформирование системы обязательных платежей государственных предприятий в бюджет началось с принятием закона «О государственном предприятии (объединении)».

Информация о работе Налогообложение в СССР