Налоги и налогообложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 11:10, курсовая работа

Описание

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государст-во воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В ус-ло¬виях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, нало-говая система является одним из важнейших экономических регуляторов, осно-вой фи¬нансово-кредитного механизма государственного регулирования эконо-мики. Го¬сударство широко использует налоговую политику в качестве опреде-ленного ре¬гулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообло-жения, зави¬сит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
1. СУЩНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ НАЛОГОВ…………………..………………4
2. АКЦИЗ: ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ…………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

Налоги и налогообложение.docx

— 51.62 Кб (Скачать документ)

н) сбор за выдачу ордера на квартиру, сбор вносится физическими лицами при  получении права на заселение  отдельной квартиры, в размере, не превышающем 3/4 установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда в зависимости от общей площади и качества жилья;

о) сбор за парковку автотранспорта. Сбор вносят юридические и физические лица за парковку автомашин в спец. оборудованных для этого местах в размере, установленном местными органами государственной власти;

п.) сбор за право использования  местной символики. Сбор вносят производители продукции, на которой используется местная символика (гербы, виды городов и прочее) в размере, не превышающем 0.5% стоимости реализуемой продукции;

р.) сбор за участие в бегах на ипподромах. Сбор вносят юридические  и физические лица, выставляющие своих лошадей на состязания коммерческого характера, в размерах, устанавливаемых местными органами государственной власти, на территории которых находится ипподром;

с) сбор за выигрыш в бегах. Сбор вносят лица, выигравшие в игре на тотализаторе на ипподроме в размере, не превышающем 5% суммы выигрыша;

т) сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме. Сбор вносится в виде процентной надбавки к плате, установленной за участие в игре, в размере, не превышающем 5% этой платы;

у) сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами. Сбор вносят участники сделки в размере, не превышающем 0.1% суммы сделки;

ф.) сбор за право проведения кино и  телесъёмок. Сбор вносят коммерческие кино и теле организации, производящие съёмки, требующие от местных органов государственного управления осуществления организационных мероприятий, в размерах, установленных местными органами государственной власти;

х) сбор за уборку территорий населённых пунктов. Сбор вносят юридические и физические лица, в размере, установленном органами государственной власти;

б) сбор за открытие игорного бизнеса. Плательщиками сбора являются юридические  и физические лица - собственники указанных  средств и оборудования

независимо от места их установок. Ставки сборов и порядок его взимания устанавливается местными органами власти;

ч) налог на содержание жилищного  фонда и объектов социально-культурной сферы в размере, не превышающем 1,5 процента объёма реализации продукции (работ, услуг), произведённой юридическими лицами, расположенными на соответствующей территории.

 

 

 

3. Совершенствование налоговой  системы России

 В результате принятия II части Налогового Кодекса произошли серьезнейшие изменения в российской налоговой системе. Начиная с 2002 года радикально трансформируется подоходное налогообложение. Вводится плоская шкала подоходного налога со ставкой 13%. Ликвидирован целый ряд необоснованных льгот по налогу. Платежи во внебюджетные фонды социального назначения объединены в единый социальный налог, контроль за уплатой которого будут осуществлять налоговые органы. При этом снижается ставка налогообложения фонда оплаты труда с 38,5% до 35,6%. Вводится регрессия шкалы социального налога. В области обложения налогом на добавленную стоимость произошло упорядочение льгот, предусмотрен переход к общим правилам территориальности при уплате налога при торговле со странами СНГ.

Ликвидирован налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, взимаемый в по ставке 1,5% от оборота предприятий. С 3,5% до 1% снижена предельная ставка налога на пользователей автодорог, который в перспективе предполагается полностью отменить. Одновременно отменяется налог на реализацию ГСМ. Как компенсирующая мера произведено повышение акцизов на бензин.

 

3.1. Подоходный  налог

В соответствии с принятой в третьем  чтении главой Налогового Кодекса, посвященной  налогу на доходы физических лиц (подоходному  налогу), установлена единая ставка в размере 13%, что является одним из ключевых элементов стимулирования легализации доходов. В то же время в отношении тех доходов, которые зачастую используются в качестве скрытой формы выплаты заработной платы (для ухода от платежей во внебюджетные фонды), установлена повышенная ставка в 35%. К такого рода доходам относятся: выигрыши в лотерею, выигрыши и призы, получаемые в конкурсах, играх и других рекламных мероприятиях, страховые выплаты по договорам добровольного страхования в случае, если такие выплаты превышают проиндексированную на инфляцию сумму внесенных страховых взносов (по договорам личного страхования) или размеры ущерба застрахованному имуществу (по договорам имущественного страхования), процентные доходы по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации и 9% годовых суммы вклада в иностранной валюте, суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных средств ниже трех четвертей ставки ЦБ.

 Устранено двойное налогообложение  дивидендов путем зачета ранее  уплаченных сумм налога на прибыль в счет обязательств по подоходному налогу.

 Существенно увеличен необлагаемый  минимум (до 400 рублей в месяц  до достижения доходом уровня 20 000 рублей), а также так называемый  вычет на детей (до 300 рублей  в месяц).

 Установлен ряд льгот социального  характера. В частности, расходы  на образование, свое или своего  ребенка, в размере 25 000 рублей  вычитаются из налогооблагаемой  базы налогоплательщика. Аналогичный  порядок установлен и для расходов  на здравоохранение, за исключением  расходов на дорогостоящие виды  лечения по перечню, утверждаемому  Правительством, которые вычитаются из налогооблагаемой базы в размере фактически осуществленных расходов.

 Размер имущественного вычета  при продаже недвижимости установлен  на уровне 1 000 000 рублей, при продаже  прочих видов имущества - 125 000 рублей, при покупке или новом  строительстве - на уровне 600 000 рублей. При этом вся сумма доходов  от продажи недвижимого имущества,  принадлежавшего налогоплательщику  в течение 5 лет, и прочего  имущества - в течение 3 лет,  вычитается из налогооблагаемых доходов в полном объеме.

 

3.2. Единый  социальный налог

Тарифы страховых взносов, взимавшиеся  ранее в различные государственные внебюджетные фонды, заменяются единым социальным налогом, ответственность за сбор которого возлагается на МНС. При этом в соответствии с законом о введении в действие второй части Налогового кодекса сохраняют силу все договоры о предоставлении отсрочек (рассрочек) и реструктуризации задолженности по страховым взносам, ранее заключенные между органами государственных внебюджетных фондов и налогоплательщиками.

Единый социальный налог расщепляется на три части: наибольшая его доля поступает в Пенсионный фонд, остальные две – в Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования. Государственный фонд занятости консолидируется в федеральный бюджет.

Регрессия социального налога выражается следующей шкалой: 35,6% - при уровне годового дохода на одного работника  до 100 тысяч рублей, 20% - при уровне дохода от 100 тысяч до 300 тысяч рублей, 10% - при уровне дохода от 300 тысяч  до 600 тысяч рублей, и, наконец, 2% - при  уровне дохода свыше 600 000 рублей. Однако в соответствии с законопроектом о введении специальной части НК в действие вплоть до 1 января 2003 года нижняя ставка налогообложения (для доходов свыше 600 000 рублей) составляет 5 %.

Установлены следующие условия  вступления в силу регрессии: средняя  заработная плата на одного работника  без учета 20% наиболее высокооплачиваемых работников должна составлять не менее 50 000 рублей в год.

Налоговая база, равно как и перечень не подлежащих налогообложению социальным налогом доходов, приведены в  соответствие с налоговой базой  налога на доходы физических лиц.

Принятие социального налога в  том виде, который описан выше, имеет  целый ряд положительных последствий. Они заключаются, во-первых, в снижении совокупной ставки отчислений в социальные внебюджетные фонды с применяющихся в настоящее время 38,5%, уплачиваемых работодателями, и 1%, уплачиваемого работником, до 35,6% для первого шедуля шкалы социального налога. Это существенно снизит общее налоговое бремя на фонд оплаты труда. Если в настоящее время совокупная ставка обложения фонда оплаты труда (включающая подоходный налог и отчисления в социальные внебюджетные фонды) составляет 37,2% - 50% в зависимости от применяемой ставки подоходного налога, то согласно законопроектам о подоходном и социальном налогах совокупная ставка обложения фонда оплаты труда сокращается до 35,8%.

Объединение социальных платежей в  единый налог позволяет, во-первых, упразднить до сих пор сохраняющиеся  отдельные процедуры регистрации  в качестве налогоплательщика и плательщика страховых взносов в каждый из внебюджетных фондов, что создает возможности для уклонения от регистрации. Во-вторых, это повышает уровень налогового администрирования, т.к. в целом внебюджетные фонды по сравнению с органами Государственной налоговой службы обладают меньшим опытом и организационно-техническими возможностями для контроля за поступлением обязательных платежей (этим объясняется то, что в Фонде обязательного медицинского страхования сбор платежей в неденежной форме достигает 60%, в Пенсионном фонде превышает 10%), а отсутствие единообразия в процедурах уплаты налогов и страховых взносов в различные внебюджетные фонды затрудняет налогоплательщику исполнение его обязательств. В-третьих, объединение параллельно существующих пяти независимых друг от друга органов, осуществляющих фискальные функции, существенно снижает административные издержки и облегчает положение налогоплательщиков.

Установление регрессии социального  налога имеет ряд дополнительных преимуществ, заключающихся в том, что у налогоплательщиков появляются серьезные стимулы для вывода из “тени” больших доходов. При  этом, учитывая тот факт, что снижение ставки социального налога начинается с уровня, превышающего средний уровень заработной платы в настоящее время, существенного снижения поступлений в социальные фонды не произойдет. Точно так же из-за предусмотренных ограничений применения регрессии по социальному налогу мы не ожидаем серьезного уменьшения поступлений налога на прибыль. Применение регрессии позволяет увеличить степень справедливости системы социального обеспечения за счет устранения излишнего обложения высоких доходов, которое сосуществует с ограничениями на максимальный размер получаемой из социальных фондов помощи.

 

3.3. Акцизы

По сравнению с ныне действующим  законодательством произошли изменения, в целом отвечающие духу налоговых реформ, предлагаемых Правительством, заключающиеся в снижении налогового бремени на экономику.

В частности, индексация ставок на алкогольную  продукцию была произведена в меньшем объеме, нежели прогнозные темпы инфляции на 2001 год, что, учитывая специфический характер акцизов, существенно снизит налоговую нагрузку на плательщиков акцизов. Кроме того, было принято решение разделить уплату акцизов на алкогольную продукцию между ее производителями и организациями, занимающимися ее оптовой реализацией.

В качестве компромисса депутаты решили согласиться с поправкой СПС, предлагающей ввести режим налогового склада, предусматривающий более  строгий по сравнению с существующим порядок контроля за реализацией  алкогольной продукции. Введены акцизы на дизельное топливо и моторные масла, а ставки акциза на бензин повышены по сравнению с существующими в среднем приблизительно в три раза в рамках компенсации отмены налога на реализацию ГСМ и снижения ставки налога на пользователей автомобильных дорог, взимаемого с оборота предприятий.

Если в настоящее время ставки акцизов на легковые автомобили установлены в зависимости от объема двигателя, то по проекту главы об акцизах – в зависимости от мощности двигателя.

Помимо упомянутых выше положений  данного Налогового Кодекса, касающихся отмены некоторых видов налогов, являющихся источниками образования дорожных фондов, и временной ставки социального налога для доходов свыше 600 тысяч рублей в год, предполагается также:

- окончательно отменить налог  на пользователей автомобильных  дорог и налог с владельцев  автотранспортных средств;

- переход на определение объема  реализации товаров (работ, услуг)  в целях налога на добавленную стоимость по выставлению счетов-фактур (по методу начислений).6

 

 

Заключение

Налоги – необходимый элемент  механизма государственного регулирования рыночной экономики, без которого немыслимо ее целенаправленное развитие с учетом интересов общества.

Именно в налоговой системе  и налоговой политике заложены и  возможности использования их в целях развития и совершенствования федеративных отношений, а также местного самоуправления, что относится к числу первостепенных задач, стоящих сегодня перед государством.

Налоговая система действует на всей территории России. Это единая налоговая система российского государства, что относится ко всем трем уровням платежей. Единство налоговой системы в России проявляется, во-первых, в том, что повсеместно действуют (или могут быть введены органами государственной власти субъектов Федерации и органам местного самоуправления) одни и те же виды налогов. Во-вторых, что единство отражает равенство прав по конкретизации налогообложения между субъектами одного уровня), есть между субъектами Федерации, между органами местного самоуправления).

Основное достоинство налоговой  системы заключается в том, что  налоговая система России единая, а единство налоговой системы в Российской Федерации вытекает из закрепленных в Конституции РФ гарантий единства экономического пространства, отнесения к ведению Российской Федерации вопросов финансового регулирования и к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов – установление общих принципов налогообложения и сборов.

Недостатки налоговой системы  заключаются в том, что новое  налоговое законодательство не в  полной мере подходит к новым условиям, а именно: излишняя уплотненность, запутанность, наличие большого количества льгот для различных категорий плательщиков, не стимулирующих рост эффективности производства, ускорение научно-технического прогресса, внедрение перспективных технологий или увеличение выпуска товаров народного потребления. Действующее законодательство фактически закрыто по отношению к мировому, не стимулирует привлечение в народное хозяйство иностранных инвестиций. Мировой опыт свидетельствует, что налоговое законодательство — не застывшая схема, оно постоянно изменяется, приспосабливается к воспроизводственным процессам, рынку.

В работе я постаралась затронуть  как теоретические, так и практические проблемы функционирования налоговой  системы нашей страны на современном  этапе развития. И хотя реформирование ее идет и сейчас, налоговая система  России еще нуждается в дальнейшем совершенствовании.

 

 

Список литературы

 

  1. Конституция РФ 1993г.
  2. Налоговый Кодекс РФ (части 1,2). М., 2003.
  3. Налоги и налогообложение. Под редакцией И.Г.Русаковой, В.А.Кашина. Москва, «ЮНИТИ», 2004.
  4. Налоги. Д.Г.Черник. Учебное пособие для студентов ВУЗов. Москва, «Финансы и статистика», 2001.
  5. Экономическая теория. В.Я.Иохин. «Юрист», Москва 2001.
  6. Мостовая У. Б. Основы экономической теории. - М.:ИНФРА –М; Новосибирск: Издательство НГА и У.-1997
  7. Налоги. Учебное пособие под ред. Д. Г.Черника. М.: Финансы и статистика.-1996.
  8. Журнал «Коммерсант Деньги» № 15 (420) от 21-27 Апреля 2004 года. Стр. 62, статья «Операция пустые руки», Давид Кириленко.
  9. Журнал «Русский Фокус», №2 (84) от 27 Января-2 Февраля 2005 года. Стр.72, рубрика «Фокус Группа».

Информация о работе Налоги и налогообложение