Налог на прибыль в налоговом планировании на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 06:53, курсовая работа

Описание

В условиях жесткой фискальной политики государства незнание налогового законодательства приводит к неэффективному ведению бизнеса либо вынуждает использовать нелегальные способы ухода от уплаты налогов, что связано с большим количеством рисков, начиная от штрафов и заканчивая полной потерей бизнеса и привлечением к уголовной ответственности. В отличие от уклонения от уплаты налогов, налоговое планирование является абсолютно законным средством сохранения своих денежных средств

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5
1.1. Сущность и необходимость налогового планирования 5
ГЛАВА 2. ПЛАНИРОВАНИЕ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ 8
2.1 Планирование налога на прибыль 8
2.2 Перенос прибыли………………………………………………………………..13
2.3 Выплата процентов по долговым обязательствам………………………….16
2.4 Штрафные санкции……………………………………………………………..18
2.5 Механизм трансфертных цен…………………………………………………..19
ГЛАВА 3. ВТОРОЙ ЭТАП ПЛАНИРОВАНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ...24
3.1 Планирование налога на прибыль. Второй этап – рефинансирование 24
3.2 Методы рефинансирования по этим направлениям……………………...24
3.3 Взносы в уставный капитал…………………………………………………...26
3.4 Безвозмездная передача………………………………………………………...28
3.5 Слияния и поглощения………………………………………………………....33
3.6 Другие способы невозвратного рефинансирования………………………...35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 41

Работа состоит из  1 файл

курсач Лебедева.docx

— 79.97 Кб (Скачать документ)

При осуществлении предпринимательской  деятельности ИП имеет те же права, что и юридическое лицо, а учет и отчетность у него упрощены (ведение  бухгалтерского учета - право, а не обязанность). В отличие от юридического лица, ИП всегда ведет учет доходов и  расходов по кассовому методу (а  не по методу начисления)  как правило, это выгоднее. Интересные возможности  создает «двойственность природы» ИП - физическое лицо, и одновременно субъект предпринимательской деятельности (в частности, на предпринимателей не распространяется требования по соблюдению кассовой дисциплины, и наличными  денежными средствами, полученными  в процессе осуществления предпринимательской  деятельности, ИП распоряжается свободно).

Однако работа через предпринимателя  имеет и свои недостатки. Например, ИП несет ответственность по обязательствам всем своим имуществом, а также  не имеет право вести трудовые книжки (вместо этого приходится регистрировать трудовые договоры с работниками  в органе местного самоуправления). А если в бизнесе несколько  собственников, а предпринимательство  оформлено только на одного из них, возникают вопросы права собственности  и доверия между партнерами.

Предприятия, в уставном капитале которых участие общественной организации (ООИ) инвалидов составляет 100 % и среднесписочная численность  инвалидов среди работников составляет не менее 50 %, а их доля в фонде  оплаты труда  -не менее 25 %. Налог на прибыль у таких организаций будет снижаться путем перечисления средств в ООИ на социальную защиту инвалидов, причем целями социальной защиты инвалидов также являются направление средств на содержание общественной организации инвалидов (пп. 38 п. 1 ст. 264 НК). Затем средства, направленные в ООИ, как правило, реинвестируются в предприятие через взнос в уставный капитал или безвозмездную передачу имущества. Оба способа к дополнительному налогообложению не приводят.

Для перечисления средств  уполномоченный орган управления предприятия (исполнительный орган) должен принять  решение о направлении средств на содержание ООИ. Да и сама ООИ может обязать свою 100% "дочку" всю полученную прибыль перечислять в ООИ на свое содержание и социальную защиту инвалидов. Целевой характер расходования средств - забота ООИ, эту задачу ООИ, как правило, успешно решают.

В момент перечисления денежных средств в ООИ эти расходы  будут учитываться для целей  исчисления налога на прибыль у предприятия, использующего труд инвалидов. При  этом для предприятия не имеет  значения, насколько ООИ целевым  образом использовала полученные средства. В случае нецелевого использования  полученных средств ООИ или непредставлении  отчета об использовании полученных средств, это никак не влияет на налогообложение  дочернего предприятия (пп. 39 п. 1 ст. 264 НК).

Заметим, что в штат такого предприятия совершенно не обязательно  принимать множество инвалидов, напротив, делать этого не рекомендуется  из-за риска признания их приема на работу притворной сделкой, осуществленной исключительно с целью получения  налоговых льгот. С целью соблюдения предельного количества инвалидов  в среднесписочной численности  работников и их доли в фонде оплате труда в штате может вообще числиться только один работник-инвалид (директор), всех остальных он может  привлечь по схеме аутсорсинга (договор  о предоставлении работников), или  они могут работать в неинвалидной организации-субподрядчике. Правомерность использования инвалидными организациями труда работников сторонних организаций и правомерность применения льгот в этом случае подтверждается судебной практикой (Постановление Президиума ВАС РФ от 27 ноября 2001 г. № 8358/00).

Предприятия, зарегистрированные в низконалоговых регионах , сохранившие в том или ином виде льготы по налогу на прибыль. С 1 января 2004 года власти субъектов РФ потеряли право предоставлять некоторым категориям предприятий любые льготы по уплате налога в региональный и местные бюджеты (теперь налоговую ставку могут снизить не более чем на 4 процента, что мало привлекательно по сравнению с другими вариантами льготных налоговых режимов). Да и федеральная власть теперь как никогда негативно относится к региональным льготам без реальных сопоставимых по размеру инвестиций в экономику соответствующих регионов, что ярко проявилось в "деле ЮКОСа". Однако фактически региональные льготы все же даются - через систему субвенций из бюджета: предприятие фактически работает в одном регионе, а регистрируется в другом, низконалоговом. Никаких региональных льгот фирме не предоставляется, и все налоги она платит в бюджет в полном объеме. Затем в виде субвенции на развитие бизнеса ей возвращают 70-80 процентов от суммы налогов. Получается, предприятие платит всего 20-30 процентов налогов, а регион, в котором оно фактически находится, не получает ничего (недобросовестная налоговая конкуренция).

Своеобразным СЛН можно считать и убыточные предприятия - имеющие в текущем или прошлых налоговых периодах убытки (от основного вида деятельности) по налоговому учету. Перенося прибыль прибыльного предприятия на баланс убыточного, мы фактически используем его убытки для снижения налога прибыльного предприятия, поскольку налог на прибыль платится не по отдельным операциям, а по деятельности в целом. Один из распространенных способов использования убытков - реорганизация через присоединение убыточного предприятия к прибыльному.

Наконец, в качестве льготного  предприятия можно использовать и зарубежные офшоры. Правда, смысл в этом есть только при очень крупном масштабе бизнеса - слишком высоки расходы на регистрацию и сопровождение офшоров, особенно в более-менее престижных юрисдикциях. Ведение предприятием внешнеэкономической деятельности - желательное, но не обязательное условие, так как есть схемы, позволяющие применять зарубежные офшоры для налогового планирования внутрироссийских операций.

Не секрет, что многие российские предприниматели традиционно  используют в качестве СЛН фирмы-"однодневки" (в лучшем случае - формально "добросовестные" компании, имеющие контрагентов-"однодневок"). Однако, по нашему мнению, практику, когда в той или иной налоговой схеме на любом из этапов появляется "однодневка", никоим образом нельзя отнести к правомерным способам налогового планирования. Это типичное уклонение от уплаты налогов (ст. 199 УК РФ), чреватое не только значительными налоговыми рисками (непризнание расходов и отказ в вычете по НДС), но и потерей всего бизнеса и личной свободы. Поэтому мы своим клиентам использование "однодневок" в качестве СЛН категорически не рекомендуем.

 

2.2 Перенос прибыли

 

На первом этапе заработанную предприятием прибыль (например, за квартал) необходимо перенести на льготный налоговый  режим - то есть на одного из упомянутых выше СЛН. Способы такого переноса рассматриваются  ниже.

Услуги, работы

Способ состоит в выполнении СЛН работ или оказании услуг  предприятию ориентировочно на сумму  его прибыли. Здесь наиболее важным является вопрос, о каких именно услугах и работах идет речь. Примерный  перечень вариантов может быть таким:

  • услуги по управлению - с заключением договора передачи полномочий исполнительного органа, договора на организацию производства, договора на управление обособленным подразделением и т.п. (пп. 18 п. 1 ст. 264 НК);
  • услуги по предоставлению персонала (аутсорсинг);
  • консультационные услуги в сфере производства или управления производством, коммерческой деятельностью предприятия и т.п., содействие в привлечении финансирования;
  • посреднические услуги - агентский договор (договор комиссии) на закуп сырья и материалов или реализацию готовой продукции, Обязанности СЛН - поиск контрагентов, заключение с ними договоров от имени и за счет принципала, ведение переговоров с ними, согласование условий договоров и цен, контроль за соблюдением условий договоров и т.п.;
  • юридические и информационные услуги (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК);
  • маркетинговые услуги - «расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг)» (пп. 27 п. 1 ст. 264 НК), консультации по вопросам организации систем маркетинга и продаж;
  • автотранспортные услуги по перевозке пассажиров или грузов, а также услуги по техническому обслуживанию автотранспорта. В этом случае СЛН будет находиться не на упрощенной системе налогообложения, а на ЕНВД, что в данном случае гораздо выгоднее, поскольку сумма "вмененного" налога не зависит от размера доходов. Сюда же можно отнести расходы по осуществлению пакетирования  либо  переупаковке товаров в случае доставке товаров, например, в дальний регион, хранению товара и др. - конкретные виды затрат будут ясны после изучения логистики компании;
  • услуги по ведению бухгалтерского и налогового учета, подготовке и сдаче отчетности, по постановке, восстановлению бухгалтерского (финансового) учета, анализу хозяйственно-финансовой деятельности, оценке активов и пассивов, консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства, диагностика системы управленческого учета, бюджетирования и их автоматизации, индивидуальные консультации по вопросам управленческого учета, бюджетирования, применения МСФО и другим финансовым вопросам (пп. 17 п. 1 ст. 264 НК);
  • различных работ по договору подряда (субподряда) (конкретный перечень работ определяется исходя из особенностей технологического процесса основного предприятия, например, на субподряд можно вывести один из его этапов);
  • услуги по кадровому консалтингу: анализ структуры персонала, разработка стратегии работы с персоналом; постановка работы службы персонала; организация документооборота кадровой службы; организация подбора персонала; отбор, оценка и развитие персонала; организация и сопровождение процесса сокращения рабочих мест; оценка морально-психологического климата и системы неформальных отношений (пп. 15 п. 1 ст. 264 НК).

Возможны и другие варианты услуг (работ), которые зависят от специфики деятельности предприятия.

Особое внимание при заключении договоров, связанных с перечисленными либо иными расходами, необходимо уделять  предмету и разделу, посвященному правам и обязанностям сторон. При этом следует достигать максимального  сходства текста договора с соответствующими нормами НК РФ. В этом случае  проверяющему налоговому органу будет сложнее  обосновать свою позицию о непризнании  данных расходов.

Как правило, стороны стремятся  отнести произведенные расходы  на оплату услуг или работ СЛН  к косвенным. Это наиболее целесообразно, так как эти затраты уменьшают налогооблагаемую базу текущего периода. Поэтому при планировании сделок следует учитывать положения статьи 318 НК РФ.

Использование и обслуживание объектов основных средств и нематериальных активов

К этой группе вариантов  можно отнести арендные и лицензионные платежи:

  • аренда (субаренда) помещений и оборудования, а также расходы, сопровождающие текущую деятельность компании. Устанавливается высокая сумма аренды, различные дополнительные услуги - мойка окон, уборка помещения в целом, вывоз мусора, плановые проверки электрооборудования,  абонентское обслуживание оргтехники. Сюда же можно отнести услуги по содержанию и эксплуатации, ремонту (из материалов заказчика) и техническому обслуживанию основных средств и иного имущества, а также поддержание их в исправном состоянии и т.п. (пп. 2 п. 1 ст. 253 НК);
  • лицензионные платежи за товарные знаки, знаки обслуживания, патенты на изобретения, промышленные образцы, ноу-хау и т.п., а также расходы на создание и сопровождение объектов интеллектуальной собственности (например, с заключением авторского договора заказа с СЛН, см. ст. 33 Закона об авторском праве) (пп. 37, п. 1, ст. 264 НК). Правда, организация не может отразить товарный знак как нематериальный актив, если он не зарегистрирован (п. 3 ПБУ 14/2000). Однако в случае регистрации товарного знака и его использования организация получает стабильную статью расходов. Для этого достаточно помещать товарный знак на визитках сотрудников, в рекламе, на вывесках и т.п.

2.3 Выплата процентов по долговым обязательствам

 

Ясно, что в этом случае для определения величины процентов, признаваемых в качестве расходов, предприятию нет смысла пользоваться ставкой рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенной в 1,1 раза (4 абзац п. 1. статьи 269 НК РФ), ведь она  невелика (в настоящий момент - 13% годовых) и постоянно снижается. Налоговый кодекс дает налогоплательщику  инструмент налогового планирования, предусмотренный тем же первым пунктом 269 статьи: расходом признаются все  начисленные проценты, при условии, что их размер существенно не отклоняется  от среднего уровня процентов, взимаемых  по долговым обязательствам, выданным в том же квартале  на сопоставимых условиях. При этом существенным отклонением  размера начисленных процентов  по долговому обязательству считается  отклонение более чем на 20 процентов  в любую сторону от среднего уровня процентов, начисленных по аналогичным  долговым обязательствам, выданным в  том же квартале на сопоставимых условиях.

Под долговыми обязательствами, выданными на сопоставимых условиях, Кодекс понимает обязательства, выданные в той же валюте (в нашем случае - скорее всего, в рублях) на те же сроки в сопоставимых объемах, под аналогичные обеспечения (в нашем случае - скорее всего, без обеспечения). На практике выражение " выданные на те же сроки" означает, что срок всех долговых обязательств должен быть одинаковым, вплоть до одного дня, а "в сопоставимых объемах" значит, что суммы должны быть примерно равны. Звучит малопонятно, но все же ясно, что суммы займов 100 000 рублей и 115000 рублей "сопоставимы", а вот 100 000 и 200 000 рублей - уже нет. Вообще же предприятие может воспользоваться определенной свободой в этом вопросе, данной ему налоговиками: "порядок определения сопоставимости определяется в учетной политике предприятия, заявленной до начала налогового периода, исходя из принципа существенности и обычаев делового оборота" (пп. 1 п. 5.4.1. Методических рекомендаций по применению 25 гл. НК РФ - приказ МНС от 20.12. 02 г. № БГ-3-02/729). Мы рекомендуем воспользоваться тем же критерием сопоставимости, что предлагает НК для определения сопоставимости процентов - считать суммы сопоставимыми, если они отличаются друг от друга не более чем на 20 процентов.

Необходимо помнить, что  обязательства, соответствующие всем признакам сопоставимости, но принятые от разных категорий кредиторов - физических и юридических, налоговиками считаются  несопоставимыми (пп. 1 п. 5.4.1 Методических рекомендаций по применению главы 25 НК РФ).

Итак, для отнесения на расходы в целях налогообложения  любых, сколь угодно больших процентов (в т.ч. дисконтов по собственным векселям) налогоплательщик может воспользоваться следующим:

  • установить в налоговой учетной политике предприятия, что начисленные проценты признаются расходами, при условии, что их размер существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале на сопоставимых условиях, а также определить "порядок определения сопоставимости";
  • выдать как минимум два сопоставимых долговых обязательства в одном квартале (месяце - для налогоплательщиков, перешедших на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли). Например, предприятие может получить два процентных займа от двух входящих в холдинг или неявно связанных с ним СЛН или физических лиц: в рублях, без обеспечения, на один и тот же срок и примерно на одну и ту же сумму под процентные ставки, отличающиеся не более чем на 20 процентов друг от друга (лучше всего  - под одну и ту же ставку процента);
  • регулярно начислять проценты за фактическое время пользования заемными средствами и вне зависимости от характера предоставленного кредита или займа (текущего или инвестиционного) относить их на расходы.

Информация о работе Налог на прибыль в налоговом планировании на предприятии