Механизмы совершения налоговых преступлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 10:19, курсовая работа

Описание

Перед работой поставлены следующие задачи:
Дать общее понятие налоговых преступлений, применяемое в российском законодательстве.
Описать механизмы совершения налоговых преступлений
Показать связь между степенью развития правовых норм налогового законодательства и уровнем экономической преступности.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика 3
1.1 Основные понятия 3
1.1 Налоговые преступления в российском законодательстве 3
1.2 Статистика налоговых преступлений в РФ 3
Глава 2. Механизмы совершения налоговых преступлений+ 3
2.1 Полное или частичное неотражение результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия в документах бухгалтерского учета 3
2.2 Использование особых отношений со специально созданными посредническими аффилированными фирмами 3
2.3 Операции с наличностью 3
Глава 3. Правовые нормы и налоговая преступность 3
3.1 Причины налоговой преступности 3
3.2 Последствия налоговой преступности 3
3.3 Пробелы законодательства в отношении налоговых преступлений 3
3.4 Зарубежный опыт борьбы с налоговой преступностью 3
Заключение 3
Список литературы 3

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 90.59 Кб (Скачать документ)

     В случае тесных контактов между оптовиком  и несколькими розничными покупателями возможно изменение схемы. В частности, оптовик может сам получать от покупателей неучтенные наличные и  затем, используя контракт с фирмой-"однодневкой", менять их на официально полученные безналичные средства на своем банковском расчетном счете. Таким образом, с одной стороны, все сделки оптового поставщика остаются легальными, с другой - в розничной торговле почти все операции могут быть нелегальными, "невидимыми" для налоговой инспекции.

     4, Участие коммерческих банков в деятельности по обналичиванию денег.

     Большая часть фирм-однодневок обеспечивается наличными группой мелких и средних  коммерческих банков. Это достаточно прибыльный бизнес. Рассмотрим базовую  схему участия банков в обналичивании.

     Как правило, банки не имеют непосредственных контактов с фирмами-"однодневками". Каждый банк, вовлеченный в схему, обычно связан с финансовой или инвестиционной компанией, которая отвечает за создание и ликвидацию фирм-"однодневок", а также за контакты с клиентами. Эта компания открывает счет в банке и регулярно получает наличные на вполне законных основаниях (например, для покупки акций или векселей у физических лиц). Нормальная цена легальных наличных на межбанковском рынке, измеренная в безналичных рублях, не превышает 100,1 процента. Финансовая же компания платит банку за получение наличных 101 процент. В результате банк получает 0,9 процента в день на вложенные средства. Далее финансовая компания покупает векселя у неких физических лиц. После этого финансовая компания продает означенные векселя фирме-"однодневке" по безналичному расчету за 100 процентов от номинала. Тем самым финансовая компания, во-первых, выводит в неучтенный наличный оборот сумму, необходимую реальному предприятию-клиенту, уходящему от налогов, и, во-вторых, на вполне легальных основаниях получает на свой расчетный счет те безналичные средства, которые клиент первоначально перечислил фирме-"однодневке" по фиктивному договору. Основной риск выявления данной схемы связан с возможностью проверки физических лиц - в случае внешней ревизии деятельности финансовой компании. Поэтому в договорах на приобретение ценных бумаг часто используются данные, взятые из потерянных паспортов или из документов умерших людей. Эти же паспорта нередко используются при регистрации фирм-"однодневок".

     Результаты  использования неучтенной наличности различаются в зависимости от размера предприятия. В секторе  мелких и средних предприятий  применение "базовой" и "обратной" схем позволяет существенно снизить  общий уровень издержек. Полученный экономический эффект направляется не только для потребления собственников, менеджеров и работников, но также  используется для конкурентного  снижения цен (это особенно характерно для рынка потребительских товаров) и в целях развития предприятия.

     В секторе крупных предприятий  эффект от снижения налоговых платежей практически не используется на развитие производства. Выплаты "черных" премий распространяются лишь на доверенных представителей администрации. 

Глава 3. Правовые нормы и налоговая преступность

3.1 Причины налоговой преступности

3.1.1 Экономические причины налоговой преступности

    Ухудшение финансового положения  бизнеса и населения.

     Оно связано с кризисными явлениями, характерными для современной российской экономики: падение производства, сжатие доходного потенциала, перелив рублевой денежной массы в накопление иностранной  валюты, вывоз капитала за границу. В промышленности убыточными стали  свыше 40% организаций, на транспорте –  около 60%, в строительстве – каждая третья организация. В 65 регионах страны доля убыточных предприятий составила  от 40% и более.

     Финансовое  положение налогоплательщиков достаточно часто является определяющим фактором совершения налоговых преступлений. Налогоплательщик сопоставляет выгоду от уклонения от уплаты налогов и  возможные отрицательные последствия. Если с материальной точки зрения уклонение себя оправдывает, то налогоплательщик, скорее всего, уплачивать налоги не станет. Поэтому снижение налоговой способности  субъектов налогообложения, следует  расценивать как одну из важных экономических  причин уклонения от уплаты налогов.

    Причины экономического характера, связанные с проводимой налоговой политикой  и особенностями  налоговой системы.

     Важнейшим фактором является чрезмерная налоговая  нагрузка на налогоплательщиков. Возрастание налоговой нагрузки обусловлено множеством частных факторов, среди которых можно отметить следующие.

     Неспособность государства обеспечить эффективный  контроль над расходами бюджета. Постоянное увеличение расходов побуждает  государство повышать уровень налогообложения. В результате возрастает налоговое  бремя, чрезмерная тяжесть которого признается одной из основных причин массового уклонения от уплаты налогов. Согласно имеющимся экспертным оценкам, уровень отечественного налогообложения  оценивается как один из наиболее высоких в мире.

     Практика  предоставления льгот на федеральном  и особенно на местном уровнях  власти. По данным Министерства финансов, только по пяти налогам – налогу на прибыль, подоходному налогу с физических лиц, налогу на добавленную стоимость и двум налогам на имущество (физических лиц и предприятий) общие потери консолидированного бюджета составили 163 трлн. рублей. В этих расчетах еще не учтены индивидуальные льготы, которые предоставлялись отдельными субъектами Российской Федерации (2). Льготами пользуется ограниченное число предприятий, следовательно, вся недобираемая сумма доходной части перекладывается на других налогоплательщиков.

     Национальному фонду спорта, неправительственной  организации, имеющей связи в  высших эшелонах власти, была выдана лицензия на ведение экспортно-импортных  операций с освобождением от уплаты налогов, что обеспечило прибыль  в размере 4,2 млрд долл.

     Функционирование  зон с льготным налогообложением на территории России. К их числу  относятся: ныне упраздненный Центр  международного бизнеса "Ингушетия", особые экономические зоны Калининградской  области. Зона свободного предпринимательства г. Санкт-Петербург, Зона льготного налогообложения "Калмыкия", Зона свободной торговли "Шереметьево", Регион интенсивного экономического развития "Осетия", Эколого-экономический регион "Алтай", свободные экономические зоны "Находка", "Сахалин", "Даурия". Значительны потери доходов федерального бюджета в результате функционирования закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО), некоторые из которых до недавнего времени активно осуществляли оффшорную деятельность.

     Деятельность  отечественных оффшоров часто сопровождается различными нарушениями порядка  налогообложения.

     Таким образом, значимым криминогенным фактором является неэффективность налоговой  политики, направленной, прежде всего  на осуществление фискальных, а не стимулирующих функций. Сокрытие доходов  становится естественным способом самозащиты тех, кто стремится развивать  свою финансово-хозяйственную деятельность.

     Отсутствие  легальных возможностей обеспечения  конкурентоспособности в целом  ряде сфер бизнеса. Уклонение от уплаты налогов превратилось в важнейший  фактор конкурентоспособности.

3.1.2 Политические причины

     Политические  причины уклонения от налогов  связаны с регулирующей функцией налогов: посредством их государство  проводит ту или иную социальную или  экономическую политику. Лица, против которых направлена такая политика, путем неисполнения положений налогового законодательства оказывают определенное противодействие господствующей группе.

     Уровень налоговой дисциплины зависит от общей политической ситуации в стране. В периоды резкого обострения кризиса государственной власти в России отмечается резкое снижение собираемости налогов из-за массового  неисполнения налогоплательщиками  своих обязанностей.

3.1.3 Правовые причины

     Несовершенство и нестабильность налогового законодательства. В настоящее время нормативно-правовая база по вопросам налогообложения включает в себя большое число законов, указов, постановлений, инструкций и разъяснений. Имеет место несогласованность многих налоговых законов с ранее принятыми законодательными актами. Отдельные положения были недостаточно сформулированы, в результате чего возникла возможность их двойного толкования. Дополнительные трудности создают постоянно вносимые изменения в действующее налоговое законодательство. Постоянное ожидание повышения налогообложения, вынуждает их заранее занижать объем своих налоговых обязанностей.

     Несовершенство отдельных налоговых механизмов, под которыми понимают совокупность правовых норм, определяющих порядок исчисления и уплаты того или иного налога (элементы налогообложения). Они могут существенно различаться в зависимости от того, какой объект подлежит налогообложению. Наиболее уязвимым является механизм исчисления и уплаты налога на прибыль. Преобладание преступлений, связанных с уплатой этого налога, прежде всего, объясняется наличием целого ряда исключений и изъятий, а также льгот по его уплате, которые незаконно используются.

     В наименьшей степени преступной деятельности подвержены имущественные налоги (налог  на имущество организаций, налог  на имущество физических лиц, земельный  налог), так как сокрытие объектов недвижимости затруднительно.

3.1.4 Организационные причины

     К их числу относятся недостатки во взаимодействии между органами федеральной налоговой службой и другими контролирующими и правоохранительными органами.

     К причинам организационного характера, обусловленным недостатками процессуального  законодательства, относится и несогласованность  в действиях органов предварительного следствия и арбитражных судов.

     Известно, что в большинстве случаев  процесс расследования уголовных  дел о налоговых преступлениях  сопровождается исковым производством, инициированным налогоплательщиком. Обращение  налогоплательщика после возбуждения  уголовного дела в арбитражный суд  с иском о признании решения  по акту проверки недействительным осложняет  расследование. Имеющие место нарушения  налогового законодательства, как правило, являются предметом рассмотрения в  заседании арбитражного суда до решения  следственными органами вопросов, относящихся  к их компетенции. В случае же удовлетворения иска налогоплательщика перспектива  направления дела в суд при  доказанности факта умышленного  уклонения от уплаты налогов становится проблематичной. К сожалению, в большинстве  случаев арбитражные суды игнорируют факт расследования нарушения налогового законодательства в порядке уголовного судопроизводства, и принимают решения  без учета его результатов.

     Недостаточное развитие международного сотрудничества в  деле борьбы с налоговыми преступлениями и  правонарушениями. В последнее время нарушения налогового законодательства все чаще оказываются связанными с внешнеэкономической деятельностью хозяйствующих субъектов.

     Отсутствуют соглашения о взаимодействии с фискальными  аппаратами большинства государств, что препятствует проведению расследования  фактов уклонения от уплаты налогов, носящих международный характер.

     Недостаточная подготовленностью руководителей и бухгалтерских работников

3.1.5 Технические причины

     Несовершенство форм и методов налогового контроля. Так, типичными являются факты наложения налоговыми органами излишних штрафных санкций, незаконное привлечение к административной ответственности, нарушение порядка административного производства, провоцирование безнаказанности нарушителей налогового законодательства. В ряде случаев документальные и камеральные проверки проводятся неквалифицированно, поверхностно, их результаты оформляются некачественно. Разногласия и возражения плательщиков рассматриваются недостаточно внимательно и объективно.

     Недостатки  применения контрольно-кассовых машин (ККМ) при осуществлении  денежных расчетов с  населением. Практически только 70% общего товарооборота осуществляется с использованием указанных машин. Свыше 60% их парка составляют кассовые аппараты устаревших моделей, непригодные в нынешних условиях для целей контроля за полнотой фактически полученной выручки и исчисления налогов в сфере торговли и услуг. Вместе с тем и при наличии современных кассовых машин с фискальной памятью практически каждая четвертая проверка выявляет факты неполного отражения денежной выручки, в результате чего до 30-50% наличных денег обращается, минуя кассовые аппараты.

3.1.6 Нравственно-психологические причины

     Корыстная мотивация. Среди крупных налогоплательщиков немало бывших деятелей теневой экономики, должностных и общеуголовных преступников. Уклонение от уплаты налогов служит им в качестве одного из способов достижения указанных целей.

     Часть налоговых преступлений совершается  на основе корпоративной, групповой  заинтересованности. Имели место  факты, когда сокрытые от налогообложения  средства использовались руководителями предприятий для развития производства, погашения кредитов, выплаты зарплаты. Здесь усматривается стремление улучшить финансовое состояние своего предприятия и тем самым увеличить  его прибыльность в будущем. Оно  возникает и реализуется в  условиях просчетов политики поддержания  предприятий, его сотрудников, особенно когда последним грозит явная  или скрытая безработица, невыплата  заработной платы.

Информация о работе Механизмы совершения налоговых преступлений