Контрольная работа по "Налоговому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 17:54, контрольная работа

Описание

ЗАДАЧА №3
В ходе проведения камеральной проверки налогоплательщика было выявлено нарушение, выразившееся в неполной уплате сумм налога в результате занижения налогооблагаемой базы. Решением начальника налоговой инспекции налогоплательщик был привлечён налоговой ответственности по ст.122 НК РФ. Действия налогового органа налогоплательщик считает незаконными, обосновывая свою позицию ст.88 НК РФ, по результатам камеральной проверки могут быть взысканы лишь суммы налога и пени, но не штрафы. Оцените правомерность действия налогового органа.

Содержание

1.Принципы налогового права, их характеристика.
2.Задача.
3.Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

налоговое право.docx

— 27.22 Кб (Скачать документ)

 

Содержание:

 

1.Принципы налогового  права, их характеристика.

 

2.Задача.

 

3.Список литературы.

 

Принципы налогового права, их характеристика.

 

   Налоговое право — это совокупность правовых норм, регулирующих особый вид общественных отношений, включающий разнообразные сферы государственных, имущественных, властно-распорядительных отношений и являющийся особенным видом финансовых отношений. Иными словами, это правовые нормы, которые в своей совокупности на началах властного юридического подчинения регулируют имущественные отношения физических и юридических лиц в налоговой сфере.

 

    В Российской Федерации налоговая деятельность осуществляется в соответствии с Конституцией РФ (ст. 57, п. «3» ст. 71, ст. 132), зафиксировавшей основополагающие положения налогообложения и сборов, Налоговым кодексом РФ (ч. 1), а также законами Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г., «О подоходном налоге с физических лиц» от 7 декабря 1991 г., «О налоге на прибыль предприятий и организаций» от 27 декабря 1991 г., «О налоге на добавленную стоимость» от 6 декабря 1991 г., «О государственной налоговой службе РСФСР» от 21 марта 1991 г., Федеральным законом «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» от 31 июля 1998 г.

Таким образом, налоговое  законодательство Российской Федерации  состоит из Налогового кодекса РФ (ч. 1) и принятых в соответствии с  ним федеральных законов о  налогах и (или) сборах.

В соответствии со ст. 2 Налогового кодекса РФ законодательство о налогах  и сборах регулирует властные отношения  по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие  в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности  за совершение налогового правонарушения.

  

   Основные принципы налогового законодательства Российской Федерации закреплены в ст. 3 Налогового кодекса РФ. Перечислим их:

1. Принцип всеобщности  налогообложения — каждое лицо  должно уплачивать законно установленные  налоги и сборы.

2. Принцип равенства налогообложения  — предполагается равенство всех  налогоплательщиков перед налоговым  законом.

3. Принцип справедливости  — учитывается фактическая способность  налогоплательщика уплачивать налог  при обязательности каждого участвовать  в финансировании расходов государства.

4. Принцип соразмерности,  или экономической сбалансированности, — учитывается сбалансированность  интересов налогоплательщика и  казны государства.

5. Принцип отрицания обратной  силы закона — законы, изменяющие  размеры налоговых платежей, не  распространяются на отношения,  возникшие до их принятия.

6. Принцип однократности  налогообложения — один и тот  же объект может облагаться  налогом одного вида и только  один раз за определенный законом  период налогообложения.

7. Принцип льготности налогообложения — налоговые законы должны иметь правовые нормы, устанавливающие для отдельных и (или) определенных групп налогоплательщиков как юридических, так и физических лиц льготы по налогам, облегчающие налоговое бремя.

8. Принцип равенства защиты  прав и интересов налогоплательщиков  и государства — каждый из  участников налоговых правоотношений  имеет право на защиту своих  законных прав и интересов  в установленном законом порядке.

9. Принцип недискриминационности — налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и применяться по-разному исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных и иных различий между налогоплательщиками. Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 3 Налогового кодекса РФ не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Структура налоговых правоотношений, т. е. общественных отношений, регулируемых нормами налогового права, включает субъект, объект и содержание.

Субъектами налоговых  правоотношений, или их участниками, являются: налогоплательщики (юридические  и физические лица), налоговые агенты (организации — государственные  налоговые инспекции и физические лица — налоговые представители), Министерство РФ по налогам и сборам и его территориальные подразделения. Государственный таможенный комитет  РФ и его территориальные подразделения. Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления администраций краев, областей, городов  федерального значения, автономной области, автономных округов, районов и городов, иные уполномоченные органы.

Объектом налоговых правоотношений является недвижимое и движимое имущество (материальные и нематериальные объекты).

Содержанием налоговых правоотношений выступают субъективные права и  субъективные обязанности их участников.

  

   Кроме того, Налоговым кодексом РФ устанавливаются права и обязанности налогоплательщиков (ст. 21 и ст. 23 соответственно), возможность обеспечения и защиты их прав (ст. 22), права и обязанности налоговых органов (ст. 31 и ст. 32 соответственно), обязанности должностных лиц налоговых органов (ст. 33) и ответственность налоговых органов, таможенных органов и их должностных лиц (ст. 35).

В Уголовном кодексе РФ предусмотрена ответственность  гражданина за уклонение от уплаты налога (ст. 198) и организации за уклонение  от уплаты налогов с организаций (ст. 199).

Уклонение гражданина от уплаты налога путем непредставления декларации о доходах, если подача декларации является обязательной, либо путем включения  в декларацию заведомо искаженных данных о доходах, совершенное в крупном  размере, наказывается штрафом в  размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере  заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо лишением свободы на срок до одного года. При этом уклонение гражданина от уплаты налога признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченного налога превышает 200 минимальных размеров оплаты труда, а в особо крупном размере — 500 минимальных размеров оплаты труда.

Уклонение от уплаты налогов  с организаций (ст. 199 УК РФ) путем  включения в бухгалтерские документы  заведомо искаженных данных о доходах  или расходах либо путем сокрытия других объектов налогообложения, совершенное  в крупном размере, наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех  до шести месяцев, либо лишением свободы  на срок до трех лет.

При этом уклонение от уплаты налогов с организаций признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченного налога превышает 1000 минимальных размеров оплаты труда.

 

   Принципы налогового права (юридические принципы) — это основные исходные положения в системе финансово-правовых норм, развивающие конституционные начала и реализуемые в процессе установления налогов.

   Принципы налогового права могут быть как общими для налоговой системы в целом (например, принцип установления налогов и сборов законами), так и специфическими, влияющими на ее отдельные элементы (например, принцип однократности налогообложения). Согласно ч. 3 ст. 75 Конституции РФ общие принципы налогообложения должны быть установлены федеральным законом. Эти принципы должны развивать, наполнять смыслом такие конституционные начала, как равенство прав и свобод человека и гражданина, единство экономического пространства, признание и защита государством всех форм собственности и т. д. Общие принципы налогообложения служат основой для разработки федерального, регионального и местного законодательства. Эти принципы призваны гармонизировать фискальные интересы государства и кошелек налогоплательщика, соблюдать справедливость, соразмерность этих отношений. Конституционные начала должны соблюдаться законодателями, государством в лице фискальных органов, судебными и иными инстанциями, являющимися участниками налоговых отношений.

По своему содержанию юридические  принципы налогообложения можно  подразделить на группы (рис. 5).

Принципы налогового права, отражающие сущность налога

К этой группе принципов  налогового права относятся следующие  принципы.

1. Принцип публичной (общественной) цели взимания налогов означает, что налоговые доходы должны  расходоваться государством только  на общественные потребности  (оборону, правосудие, социальные  программы и т. д.). Этот принцип  развивает конституционное положение  (ст.7 Конституции РФ) о социальном  государстве, политика которого  направлена на создание условий,  обеспечивающих достойную жизнь  и свободное развитие человека, государственную поддержку семьи,  инвалидов и пожилых людей  и т. д., и тесно взаимосвязан  с правилами, заложенными в  основу бюджетного права.

2. Принцип приоритета  фискальной направленности налогообложения.  Согласно этому принципу финансированию  бюджета принадлежит главенствующее  значение. Регулирование экономики  — вторичная составляющая налогов.  Именно налоги и сборы, а  не другие принудительные платежи  в виде санкций, являются источниками  бюджета и носят постоянный  характер.

3. Принцип абстрактности  налоговых платежей. В большинстве  своем налоги не должны иметь  целевой направленности, т. е.  финансировать конкретные расходы.  Такой подход дает возможность  разрабатывать государственный  бюджет более гибко, исходя  из общественных приоритетов.  Существование целевых налоговых  платежей обусловлено положениями  Конституции.

Принципы, используемые в  ходе разработки налогового законодательства

В эту группу входят следующие  принципы.

1. Принцип установления  налогов и сборов законами  — конституционный принцип (ст. 57, ч. 3 ст. 75). В п. 1 ст. 3 Налогового  кодекса указано, что каждое  лицо обязано уплачивать законно  установленные налоги и сборы.  Это означает, что устанавливать  налоги должны представительные  органы, принимая в обязательном  порядке соответствующие законы. Федеральные налоги и сборы  в соответствии с настоя-

щей статьей устанавливаются, изменяются и отменяются только Налоговым  кодексом.

2. Принцип установления  налогов и сборов в должной  процедуре означает, что внесение  законопроектов о налогах должно  пройти определенные, строго оговоренные  в Конституции стадии (ч. 3 ст. 104 Конституции  РФ).

3. Принцип отрицания обратной  силы налоговых законов — общеотраслевой  принцип, согласно которому вновь  принятый закон, приводящий к  изменению размеров налоговых  платежей, не распространяется на  отношения, возникшие до его  принятия.

Во многих отраслях права, в том числе и в налоговом  праве, обратная сила закона ограничивается (ст. 5 НК РФ).

4. Принцип приоритета  налогового закона над неналоговыми  законами является специальным  и означает, что если в неналоговых  законах есть нормы, так или  иначе касающиеся налоговой сферы,  то применять их можно только  в том случае, если они подтверждены  и соответствуют нормам налогового  законодательства. В случае коллизии  норм применяются положения именно  налогового законодательства.

5. Принцип наличия всех  элементов налога в налоговом  законе предполагает, что отсутствие  хотя бы одного элемента позволяет  налогоплательщику не уплачивать  налог или уплачивать его удобным  для себя образом. Совокупность  правил в отношении установления  обязательных элементов налога  рассматривается в ст. 17 Кодекса.

 

 

ЗАДАЧА №3

  В ходе проведения камеральной проверки налогоплательщика было выявлено нарушение, выразившееся в неполной уплате сумм налога в результате занижения налогооблагаемой базы. Решением начальника налоговой инспекции налогоплательщик был привлечён налоговой ответственности по ст.122 НК РФ. Действия налогового органа налогоплательщик считает незаконными, обосновывая свою позицию ст.88 НК РФ, по результатам камеральной проверки могут быть взысканы лишь суммы налога и пени, но не штрафы.

Оцените правомерность действия налогового органа.

 

 

ОТВЕТ:

 

Статья 122. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)

(в ред. Федерального  закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

1. Неуплата или  неполная уплата сумм налога (сбора)  в результате занижения налоговой  базы, иного неправильного исчисления  налога (сбора) или других неправомерных  действий (бездействия), если такое  деяние не содержит признаков  налогового правонарушения, предусмотренного  статьей 129.3 настоящего Кодекса,

(в ред. Федеральных  законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ, от 18.07.2011 N 227-ФЗ)

влечет взыскание  штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).

(в ред. Федерального  закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

 

Статья 88. Камеральная налоговая проверка

Информация о работе Контрольная работа по "Налоговому праву"