Контрольная работа по дисциплине "Налоговое право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 16:52, контрольная работа

Описание

Налоговая теория — система научных знаний о сущности и природе налогов, их роли и значении в общественной жизни. Налоговые теории представляют собой модели построения налоговых систем государства с различной степенью обобщения.
В теории выделяется ряд особенностей, которые присущи налоговым нормам как разновидности финансово-правовых норм.
Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента или иных лиц, за которое НК РФ предусмотрена ответственность.

Содержание

1. Сущностные признаки теории налогов……………………………..…3-6
2. Особенности и классификация норм налогового права
2.1. Особенности норм налогового права ………………………….….7-8
2.2. Понятие и виды налоговых правонарушений……………………9-11
3. Понятие и виды налоговых правонарушений ………………….……12-

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 31.37 Кб (Скачать документ)

     1. Сущностные признаки  теории налогов 

     Основоположником  теории налогообложения считается  шотландский экономист и финансист  А. Смит. В 1776 г. он издал книгу «Исследование  о природе и причинах богатства  народов», которая оказала определяющее влияние на финансовую и хозяйственную  жизнь многих государств. Однако налоговые  теории начали зарождаться в более  ранний период.

 
  Налоговая теория — система научных знаний о сущности и природе налогов, их роли и значении в общественной жизни. Налоговые теории представляют собой модели построения налоговых систем государства с различной степенью обобщения. Существуют общие и частные теории налогов.  
Общие теории налогов отражают назначение налогообложения в целом, а частные — исследования по отдельным вопросам налогообложения. Ниже дается представление об общих теориях начиная со Средних веков и до настоящего времени.  
 Теория обмена 
— характеризуется возмездным характером налогообложения, т. е. через налог граждане как бы покупают у государства услуги по поддержанию правопорядка, здравоохранению и др. Эта теория соответствовала условиям средневекового строя с господством договорных отношений. 
Атомистическая теория 
(основатели С. де Вобан, Ш. Монтескье, Вольтер, Мирабо) — разновидность предыдущей теории. Здесь налог — результат договора между сторонами, по которому подданный вносит государству плату за различные услуги. Налоги выступают как обязательная плата общества за мир и выгоды гражданам. Происходит обмен одних ценностей на другие, хотя подобная сделка не является добровольной и часто не может считаться справедливой. 1 
Теория наслаждения 
— налог является одновременно и жертвой, и наслаждением. Основатель этой теории швейцарский экономист Ж. Сисмонд де Сисмонди писал: «При помощи налогов покрываются ежегодные расходы государства, и каждый плательщик налогов участвует таким образом в общих расходах, совершаемых ради него и его сограждан. Цель богатства всегда заключается в наслаждении. При помощи налогов каждый плательщик покупает не что иное, как наслаждения. Наслаждение он извлекает из общественного порядка, правосудия, обеспечения личности и собственности. Наслаждение доставляют также общественные работы, благодаря которым можно пользоваться хорошими дорогами, широкими бульварами, здоровой водой. Народное просвещение, благодаря которому дети получают воспитание, а у взрослых развивается религиозное чувство, опять—таки наслаждение. В дополнение ко всем другим наслаждением служит национальная защита, обеспечивающая каждому участие в выгодах, доставляемых общественным порядком». 
 Теория налога как страховой премии 
(основатели А. Тьер, Э. де Жирарден, Дж. Мак—Куллох) — рассматривает налоги в качестве платежа на случай возникновения какого—либо риска. В таком аспекте налогоплательщик как коммерсант в зависимости от доходов страхует свою собственность от войны, стихийного бедствия, пожара и т. д. Или, согласно иному подходу к этой теории, налогоплательщик выступает как член страхового общества и должен уплачивать страховой взнос пропорционально своему доходу и имуществу. 
 Классическая теория 
(основатели А. Смит, Д. Рикардо) — налоги рассматриваются как один из видов государственных доходов, которые должны покрывать «расходы на общественную оборону и на поддержание достоинства верховной власти». При этом какая—либо другая роль (например, регулирования экономики) налогам не отводится, а пошлины и сборы не рассматриваются в качестве налогов.  
 Учение о правовом государстве приводит к появлению новых теорий, а именно теории жертвы (основатели Н. Канар, Б. Мильгаузен, Д. Милль) и теории коллективных потребностей (основатели Э. Селигман,  
Р. Струм, Л. Штейн, А. Шеффле, Ф. Нити). Обе теории содержат идею принудительного характера налога, трактуя налог как обязанность, вытекающую из самой сути государственного устройства общества. Теория жертвы возникла в XIX в., сохранив свою актуальность и в первые десятилетия XX в. Теория коллективных потребностей отразила реалии конца XIX — начала XX в., обусловленные необходимостью обоснования роста государственных расходов и увеличения налогового гнета. 2 
 Кейнсиансая теориия 
(основатель Дж. Кейнс) — заключается в том, что налоги являются главным рычагом регулирования экономики и выступают одним из слагаемых ее развития. При этом большие сбережения как пассивный источник дохода мешают росту экономики и подлежат изъятию с помощью налогов. Рассмотрение налогов как инструмента макроэкономической стабилизации позволило связать налоги с рядом макроэкономических показателей: национальный доход, фонды накопления и потребления и т. д.  
 Теория монетаризма 
(основатель М. Фридман) — основана на количественной оценке денежного обращения. Согласно этой теории налоги, наряду с иными компонентами, воздействуют на обращение, через них изымается излишнее количество денег (а не сбережений, как в кейнсианской теории). Тем самым уменьшаются неблагоприятные факторы развития экономики. 
 Теория экономики предложения 
(основатели М. Бернс, Г. Стайн, А. Лаффер) — в большей степени, чем две предыдущие, рассматривает налоги как один из важных факторов экономического развития и регулирования. В соответствии с этой теорией снижение налогового гнета приводит к бурному росту предпринимательской и инвестиционной деятельности. В рамках этой теории американский экономист А. Лаффер установил математическую зависимость дохода бюджета от уровня налоговых ставок. 
 К частным теориям налогов относятся: 
теория соотношения прямого и косвенного обложения. Финансовая наука достаточно долго искала ответ на вопрос «Каково влияние прямого и косвенного налогообложения на создание сбалансированной налоговой системы?» Во второй половине XIX в. ученые пришли к выводу, что построить сбалансированную налоговую систему можно, лишь сочетая на практике обе формы обложения, но с преобладанием его прямых форм; 
теория единого налога, в основе которой лежит мысль, что налоги уплачиваются из единого источника — доходов. Поэтому единый налог видится теоретически более целесообразным, простым и рациональным, чем взимание множества отдельных налогов. Однако практика налогообложения в разных странах многократно доказала несостоятельность и неосуществимость данного подхода; 
теория пропорционального налогообложения базируется на ослаблении налогового нажима по мере увеличения объекта налогообложения (налогооблагаемые суммы). Защитниками этой теории всегда выступают наиболее имущие классы;  
теории прогрессивного налогообложения основаны на усилении налоговой нагрузки по мере роста доходов и имущественного состояния плательщика. Считается, что с богатого гражданина необходимо взимать больше не только абсолютно, но и относительно.  
 С точки зрения бедняка, налог должен быть не пропорциональным, а прогрессивным; 
теория переложения налогов изучает справедливость распределения налогового бремени в зависимости от форм налогообложения, эластичности спроса и предложения. Исследование ведется по источникам доходов и по категориям плательщиков. Существует много разновидностей этой теории: абсолютная, оптимистическая, пессимистическая и др.3
 
 
 
 
 
 

     2. Особенности и  классификация норм  налогового права.

     2.1. Особенности норм  налогового права

     В теории выделяется ряд особенностей, которые присущи налоговым нормам как разновидности финансово-правовых норм:

  1. По содержанию – нормы налогового права определяют правила поведения субъектов в процессе осуществления финансовой деятельности по формированию бюджетов различных уровней.
  2. По характеру предписаний – налоговые номы носят императивный характер. Им свойствен односторонне-принудительный характер. Государство через налоговые нормы определяет поведение субъектов в строго определённой форме.
  3. По мерам ответственности – в целях обеспечения неукоснительного исполнения налоговых норм государство обеспечивает их соблюдение всеми мерами государственного негативного воздействия, устанавливая административную, уголовную, финансовую (налоговую) ответственность.
  4. По способу защиты прав субъектов налоговых отношений – в силу отсутствия равноправия сторон в налоговых отношениях налоговые нормы устанавливают приоритет защиты интересов государства перед налогоплательщиком. Наиболее ярко это проявляется в полномочиях, которыми наделены налоговые органы по отношению к правам и обязанностям налогоплательщиков.
  5. По способам формирования – заключается в подробном конструировании всех элементов правовой нормы. Поскольку налоги и сборы являются одной из форм ограничения прав налогоплательщиков, налоговые нормы должны быть изложены предельно ясно и понятно для налогоплательщика.

     Ю.А. Крохина выделяет следующие особенности  норм налогового права:

     1) специфический объект регулирования  – налоговые отношения

     2) нормы налогового права формируются  путём прямого волеизъявления  государства, формирующего новое  правило поведения, и никогда  нормы налогового права не формируются путём санкционирования сложившихся в обществе правил поведения в налоговой сфере;

     3) особенность формирования нормы  налогового права предопределяет  и систему источников налогового  права, в которую входят нормативные  правовые акты и акты международного  права, поскольку именно в этих  источниках воля государства  является первичной (религиозные  источники права, равно как  и правовые обычаи, по тем же  причинам не могут содержать  нормы налогового права, поскольку  в этих источниках государство  только санкционирует сложившиеся  до него правила поведения);

     4) нормы налогового права обеспечены  возможностью государственного  принуждения, а санкции к нормам, определяющим поведение публичных  субъектов и их органов власти, являются исключительно правовосстановительными,  но не карательными.4 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Классификация видов норм налогового права

     Нормы налогового права весьма многообразны, что отражает сложный и комплексный  характер налогово-правового регулирования.

Классификация видов норм налогового права:

     1. В зависимости от функций, выполняемых  налоговым правом, его нормы могут  быть подразделены нарегулятивные и охранительные. К регулятивным нормам относятся те, которые непосредственно направлены на регулирование общественных отношений путем предоставления участникам прав и возложения на них обязанностей.

Регулятивные нормы налогового права в зависимости от их юридического содержания классифицируются на:

         а) обязывающие – устанавливают  обязанность лица совершать определенные положительные действия;

         б) управомочивающие – предусматривают  возможность субъекта действовать в рамках требований налоговой нормы, но по своему усмотрению;

         в) запрещающие – устанавливают  обязанность лица воздерживаться от определенных действий, указанных в этой норме.

     К охранительным нормам налогового права  относятся те, которые предусматривают применение мер государственного принуждения за налоговые правонарушения, а также за нарушение банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, охранительные нормы налогового права могут быть подразделены на:

         а) предусматривающие ответственность  и порядок привлечения к ответственности  за совершение налогового правонарушения;

         б) предусматривающие ответственность  банков за нарушение обязанностей, установленных законодательством о налогах и сборах;

         в) в зависимости от операции, которую  они выполняют в процессе правового  регулирования – специализированные нормы:

     - общие (общезакрепительные) – фиксируют  определенные элементы регулируемых  отношений; оперативные – определяют  вступление в силу налогово-правовых  норм, отмену действующих, продление  срока их действия и т.д.;

     - коллизионные – указывают на  законы, порядок и прочее, которые  должны действовать имени в  данном случае (при наличии альтернатив);

     - нормы-дефиниции – закрепляют  признаки финансово-правовой категории;

     - нормы-принципы – определяют  основные начала законодательства  о налогах и сборах.

     2. По объему действия на общие и специальные. Общие нормы распространяются на целый ряд тех или иных отношений, а специальные – на определенный вид отношений в пределах данного рода.

     3. По территории действия различают налоговые нормы, охватывающие:

         а) всю территорию РФ;

         б) территорию соответствующего субъекта РФ;

         в) территорию соответствующего муниципального образования.

     Соответственно, первые содержатся в правовых актах  органов власти федерального уровня, вторые – в правовых актах субъектов  Федерации, а третьи -в правовых актах  муниципальных образований. 
 

     4. Материальные и процессуальные.

     Материальные  нормы налогового права устанавливают объекты налогообложения, налоговые ставки, льготы по отдельным видам налогов, общие требования к реализации норм налогового права и т.д.

     Процессуальные  нормы налогового права устанавливают порядок реализации материальных норм.

     К примеру, процессуальными являются налоговые нормы, определяющие порядок  принудительного исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога, порядок осуществления налоговыми органами налогового контроля.5 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Понятие и виды  налоговых правонарушений 

     Понятие «налоговое правонарушение» определено ст. 106 НК РФ. 
Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента или иных лиц, за которое НК РФ предусмотрена ответственность.

     Признаки правонарушения: Деяние. Противоправность. Виновность деяния. Деликтоспособность субъекта. Социальная вредность. Наказуемость.

Виды налоговых правонарушений: 
1) Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе; 
2) Уклонение от постановки на учет в налоговом органе. — Утратила силу; 
3) Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке; 
4) Непредставление налоговой декларации; 
5) Нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета); 
6) Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения; 
7) Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора); 
8) Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов; 
9) Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое; наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога; 
10) Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля; 
11) Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода; 
12) Неправомерное несообщение сведений налоговому органу; 
13) Нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса.

     Состав налогового правонарушения представляет собой совокупность установленных НК РФ фактических обстоятельств и признаков, наличие которых позволяет квалифицировать противоправное деяние как определенное налоговое правонарушение. Состав правонарушения включает четыре обязательных элемента: объект, субъект, объективную и субъективную стороны. 
Объект налогового правонарушения — общественные отношения, которым в результате правонарушения причиняется ущерб. Объектом налоговых правонарушений выступают фискальные интересы государства, направленные на формирование доходной части бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов.

     Субъект налогового правонарушения - деликтоспособные физические лица или организации, совершившие налоговое правонарушение. Для физического лица налоговая деликтоспособность включает достижение шестнадцатилетнего возраста и вменяемость, для организации — статус юридического лица. Деликтоспособность определяется способностью лица к сознательно-волевому поведению, то есть способностью осознавать свои поступки, руководить ими.

Объективная сторона - характеристика противоправного деяния (время, место, орудие, способ, обстановка совершения правонарушения), размер и характер вредных последствий, причинная связь между деянием и вредными последствиями.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Налоговое право"