Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 00:20, реферат
Приводится анализ современной ситуации в мировой экономике в свете ее влияния на разработку принципиальных основ экономической и транспортной политики Украины. Освещаются вопросы включения Украины в региональные альянсы, в том числе в ЕС, в качестве полноправного партнера. Отмечается, что в настоящее время развитие украинского морского флота связано с развитием портов как пунктов перевалки прежде всего транзитных грузов из Европы в Азию и обратно, которые должны “наполнить” Евро-Азиатские транспортные коридоры уже в начале следующего тысячелетия. По различным оценкам, транзитный грузооборот Украины в случае ее интеграции в Евро-Азиатскую транспортную систему может составить от 150 до 250 млн т грузов в год, из которых порядка 60-65% будет осваиваться с участием морского транспорта, а в его составе – портов. Подобная стратегическая перспектива не может не вдохновлять. Вместе с тем она требует и решительных действий по своей реализации с использованием всех доступных средств и возможностей.
“Эффективность
морского транспорта Украины: проблемы
и перспективы”
Приводится анализ
современной ситуации в мировой
экономике в свете ее влияния
на разработку принципиальных основ
экономической и транспортной политики
Украины. Освещаются вопросы включения
Украины в региональные альянсы,
в том числе в ЕС, в качестве
полноправного партнера. Отмечается,
что в настоящее время развитие
украинского морского флота связано
с развитием портов как пунктов
перевалки прежде всего транзитных грузов
из Европы в Азию и обратно, которые должны
“наполнить” Евро-Азиатские транспортные
коридоры уже в начале следующего тысячелетия.
По различным оценкам, транзитный грузооборот
Украины в случае ее интеграции в Евро-Азиатскую
транспортную систему может составить
от 150 до 250 млн т грузов в год, из которых
порядка 60-65% будет осваиваться с участием
морского транспорта, а в его составе –
портов. Подобная стратегическая перспектива
не может не вдохновлять. Вместе с тем
она требует и решительных действий по
своей реализации с использованием всех
доступных средств и возможностей.
Машканцева С.А.
Одесская национальная
морская академия, ст. преподаватель
кафедры «Менеджмента и экономики
морского транспорта»
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
МОРСКОГО ТРАНСПОРТА УКРАИНЫ В УСЛОВИЯХ
ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Основной целью
экономического развития любой страны
является обеспечение внутренних потребностей
и эффективность участия в
мировых хозяйственных связях [4].
Эти факторы и определяют задачи
развития морского транспорта. Период
1991 – 2005 годов отличался относительной
устойчивостью мирового экономического
роста. При этом усилилось значение
внешних факторов в глобальном экономическом
росте, что привело к опережению
темпов роста провозной способности
флота.
Формирование международной
экономики в условиях глобализации
[3] и на основе принципов Всемирной
торговой организации (ВТО) предопределяет
задачи национальных экономических
систем, нацеленных на устойчивость формирования
активного платежного баланса или
получения сравнительных
В процессе развития
национального морского транспорта
в условиях жесткого внешнего влияния
и ограниченности инвестиционных ресурсов
высветился ряд проблем, которые
ранее сдерживали развитие экономической
самостоятельности предприятий, но
не были решающими в процессе управления
экономическим ростом. В настоящее
время четко прослеживается ряд
негативных явлений в механизме
управления становлением новых стран
как морских держав.
Важнейшей закономерностью
экономического развития является неравномерность
роста выпуска по годам исследуемого
периода и существенное различие
темпов экономического роста по отдельным
группам стран. Эта особенность
усложняет планирование развития судоходного
комплекса, обслуживающего соответствующие
транспортно-экономические
При этом следует
иметь в виду, что темпы роста
морской торговли превышают прирост
промышленной продукции. В этих условиях
принципиальной задачей судовладельцев
становится использование интенсивных
форм наращивания провозной
Существенной проблемой
следует считать
При формировании стратегии
государственной поддержки
Для достижения адекватности
состояния транспортной системы
и грузопотоков необходимо привлечение
инвестиций грузовладельцев в развитие
флота и портов, расширение их участия
в формировании корпоративного капитала
предприятий.
При развитии национального
морского транспорта необходимо учитывать
не только макроэкономические задачи
и потребности, но и условия, и
параметры развития конкурирующих
подразделений. В этом отношении
существенное влияние на характер и
область деятельности украинских портов
оказывает порт Констанца. Его развитие
поддерживается международными финансовыми
группами, в том числе ЕБРР. Порт
интенсивно развивался в то время, когда
наши порты решали проблемы ограниченности
наличности и инвестиционных ресурсов.
Этим обусловлено различие судооборота
портов.
В условиях глобализации
экономических отношений и
Интеграционные процессы
с позиции грузовладельцев
Важное значение
в системе приоритетов морского государства
принадлежит возможности разрабатывать
проекты торговых судов в соответствии
со стандартами мирового судоходства.
На Украине сохранился потенциал судостроительного
комплекса, однако необходим механизм
его использования для строительства
флота отечественных судовладельцев.
Глобализация экономических
отношений, ведущая к либерализации
товарных и денежных потоков, изменяет
размещение производительных сил по
критериям интеграции. При этом возрастает
роль морского транспорта в обеспечении
национальных и коммерческих интересов.
К сожалению, с ростом капиталоемкости
развития флота, сужаются возможности
развития торгового судоходства
стран с ограниченными
Главной задачей
безопасного функционирования мирового
торгового судоходства является
не только техническое совершенство
флота, но и обеспечение нормальных
условий работы экипажей судов независимо
от флага регистрации.
В системе мероприятий
по обеспечению эффективности и
экономической устойчивости морских
транспортных предприятий определенное
значение приобретает организационно-
Фактическое пренебрежение
развитием морского транспорта в
период 1991 – 2002 годов предопределило
потерю Украиной статуса морской
державы с последующим
Вообще характер
развития мирового торгового флота
и его распределение по флагам
обусловливается динамикой
Приведенные факты
и условия отражают
ЛИТЕРАТУРА
1. Беренс
В., Хавранек П.М. Руководство по оценке
эффективности инвестиций. – М.: Интерэксперт,
1995. – 528 с.
2. Винников
В.В. Проблемы комплексности
3. Примачев
Н.Т., Примачева Н.Н. Принципы интеграции
в торговом судоходстве. – Одесса: Феникс,
2005. – 286 с.
4. Пугель Т.А., Линдерт П.Х. Международная экономика. – М.: Дело и Сервис, - 2003. – 800 с.. – М.: Дело и Сервис, - 2003. – 800 с.
Информация о работе Эффективность морского транспорта Украины