Формирование индивидуальных особенностей в предмете и методе налогового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:22, курсовая работа

Описание

Актуальность проблемы заключается в том, что налоговое право явление относительно новое для российского законодательства, так как в дореформенный период налоговые инструменты абсолютно не применялись в государственно-правовом развитии. Именно поэтому выявление особенностей предмета и метода налогового права, его правовой природы и отраслевой принадлежности, представляет собой достаточно сложную, но в то же время актуальную задачу. Данное положение обуславливается также и тем, что в научно-методической литературе последнего периода данному вопросу уделяется мало внимания.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Сущность и понятие предмета и метода налогового права………………….6
2. Индивидуальные особенности предмета налогового права………………….9
3. Индивидуальные особенности метода налогового права…………………...13
Заключение……………………………………………………………………....24
Список источников и литературы………………………………………….....25

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работаАхметова Гульназ.doc

— 119.00 Кб (Скачать документ)

2)     направленность на образование государственных и муниципальных финансовых ресурсов;

3)     обязательным их участником и воздействующим субъектом является государство или муниципальное образование в лице компетентных органов. (10, с. 46).

Наиболее полное представление о структуре предмета налогового права  дает его классификация по различным основаниям.

1.      В зависимости от функций налоговой деятельности предмет налогового права образует:

а)   материальные отношения;

б)   процессуальные (процедурные) отношения.

2.      В зависимости от институциональной принадлежности выделяются отношения:

а)   по  установлению и введению налогов и иных обязательных платежей;

б)   исполнению обязанности по уплате налогов и сборов;

в)   осуществлению налогового контроля;

г)   охране механизма правового регулирования налоговой сферы;

д)   налогообложению организаций;

е)   налогообложению физических лиц;

ж)   установлению особых налогово-правовых режимов.

3.      По экономическому критерию налоговые отношения подразделяются:

а)   на финансовые, опосредующие движение денежных средств и обладающие характерными признаками финансов (например, отношения по взиманию налогов);

б)   нефинансовые, в результате финансирования которых не происходит движение денежных средств, однако эти отношения лежат в основе налоговых и направлены на создание, изменение или прекращение налоговых правоотношений; в качестве примера можно привести установление налогов, налоговый контроль, привлечение к налоговой ответственности.

Проведенная классификация общественных отношений позволяет сделать вывод, что в предмет налогового права входят не все финансовые отношения, а только их часть, опосредущая процессы образования за счет налоговых поступлений государственных и муниципальных фондов денежных средств в публичных интересах  (20, с. 35).

Все иные отношения в частности, отношения в сфере налоговой политики государства, отношения, связанные с формированием и функционированием  национальной налоговой системы государства, отношения, складывающиеся в результате международного налогообложения и др., имеют сквозной характер и, так или иначе, проявляются в каждой группе вышеуказанных отношений.

Необходимо отметить, что до принятия первой части Налогового кодекса РФ в юридической литературе высказывались различные точки зрения по вопросу предмета налогового права.

По мнению Д.В.Виницкого, предметом налогового права выступают отношения, возникающие в процессе взимания налогов. Однако данный подход не учитывает существования целого комплекса налоговых отношений, связанных с установлением налогов, которые также подвержены правовой регламентации (3, с. 37).

Другие авторы наоборот, слишком широко рассматривает предмет налогового права определяя его как «общественные отношения по установлению и взиманию в бюджеты разных уровней и государственные  внебюджетные фонды обязательных, индивидуально безэквивалентных денежных платежей». В то же время, в настоящий момент в систему обязательных бюджетных платежей входят не только налоги и сборы, но и иные неналоговые платежи (например, отчисления во внебюджетные фонды, экологические платежи, целевые сборы и др.), отношения по установлению и взиманию которых до вступления в силу второй части Налогового кодекса РФ не являются предметом налогово-правового регулирования и регламентируются нормами специального законодательства.

Представляется, что наиболее полно определяли предмет налогового права те авторы, по мнению которых, его предметом выступают «…общественные отношения по установлению и взиманию налогов с юридических и физических лиц в бюджетную систему и в предусмотренных случаях – внебюджетные целевые фонды» (19, с.20).

Однако представляется, что проблема определения предмета налогового права этим не исчерпываются, поскольку налогообложение как общественный процесс по своему содержанию и структуре очень сложное, широкое и многоплановое явление. В связи с этим, как считает В.И.Гуреев, Налоговый кодекс РФ наиболее полно по сравнению с вышеприведенными определениями предмета налогового права отражает круг общественных отношений, составляющих предмет налогового права. Все эти отношения тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены между собой (5, с.35).

Характерной чертой налоговых отношений служит их имущественных характер – выполнение  налогового обязательства означает передачу в распоряжение государства определенных денежных средств. В этой связи следует согласиться с Ю.А.Суперекой, который, определяя имущественный характер налоговых отношений, утверждает, что невыполнение налогового обязательства влечет за собой причинение материального ущерба государству, нарушение общегосударственных интересов (16, с.25).

Кроме того, в предмет налогового права могут входить и некоторые группы отношений, регулируемых таможенным законодательством, однако для этого необходимо специальное указание на это в налоговом законодательстве.

Таким образом, предметом налогового права выступают общественные отношения, носящие многоаспектный и комплексный характер. Кроме того,  это довольно специфическая сфера социальных связей, присутствующих в обществе. Обусловленная она экономическим и публично-правовым содержанием налогов как основного источника образования государственных финансов через изъятие в виде обязательных платежей части общественного продукта. Возникающие при этом отношения – налоговые отношения, и являются предметом правовой регламентации.

 

 

3.Индивидуальные особенности метода налогового права

 

Вторым критерием при определении места налогового права в системе права выступает метод правового регулирования, под которым понимается совокупность и сочетание  приемов, способов воздействия права на общественные отношения. Метод правового регулирования реализуется так же в степени влияния на поведение участников  общественных отношений, на характер взаимосвязей  между ними. Каждый метод правового регулирования имеет свои характерные черты, в совокупности которых и достигаются задачи и цели правовой регламентации.

Методы осуществления налоговой деятельности считаются важным составляющим  элементом налогового права. Понятие «метод», являющееся одним из основополагающих в методологическом и мировоззренческом развитии современной науки, определяется как научная абстракция, фиксирующая совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. Методы отражают качественную сторону  налоговых отношений, так как позволяют судить о характере сочетания частных и публичных финансовых интересов (8, с.16).

Способы воздействия обусловлены самой природой финансовой деятельности государства и муниципальных образований  (составной частью которой выступают налоговые отношения), ее публичным характером, направленностью на достижение общего интереса. При регулировании финансовых отношений один и тот же правовой прием   применяется различными подотраслями и институтами финансового  права, однако структура отраслевого метода остается  неизменной, а отдельные правовые приемы могут переходить от одного правового метода к другому, не разрушая его структуру. Таким образом, задачей методологии налогового права является выявление сущности, пределов и особенностей «преломления» методов финансового права относительно регулирования налоговых отношений. Понятие метода налогового права ни в коей мере не следует связывать только с одной конкретной юридической особенностью: это всегда совокупность юридических приемов, средств, способов, отражающих своеобразие воздействия данной подотрасли права на отношения налоговой сферы.

Методология налогового права обусловлена регулируемыми  налоговыми отношениями, которые в свою очередь вызваны законодателем к жизни необходимостью формирования государственной (муниципальной) собственности в виде централизованных фондов денежных средств. Однако образование публичных денежных фондов осуществляется посредством налогообложения частных  субъектов, поэтому и методы налогово-правового воздействия на участников  налоговых правоотношений различны: в большинстве случаев проявляется императивность, но иногда – диспозитивность (18, с.42).

Наиболее распространенным методом налогового права в современных условиях является метод властных предписаний, поскольку государство самостоятельно определяет процедуру установления, введения и уплаты налогов, а также материальное содержание этих отношений. Данный метод основан на властном подчинении одной стороны другой и свойственен и другим отраслям права. Однако при регулировании налоговых отношений данный метод имеет свою специфику, которая заключается в конкретном содержании, а также в круге органов. Прямое указание на регулирование налоговых отношений властными предписаниями встречается в ст. 2 НК, однако содержание этой категории не раскрывается.

Так, характерной чертой метода налогового права выступает то обстоятельство, что властные предписания касаются круга плательщиков, порядка и размеров платежей в государственную бюджетную систему или внебюджетные фонды, целей использования денежных средств и т.п. круг государственных органов, уполномоченных давать предписания участникам налоговых отношений, составляют налоговые органы, предусмотренные налоговым  законодательством, относящиеся  к финансово-кредитным органам государства.

Другой чертой метода налогового права является широкое применение императивных (т.е. однозначных, не допускающих выбора) норм налогового права в целях формирования государственного бюджета за счет доходов  и имущества налогоплательщика (7, с.11).

Властный характер налоговых отношений и доминирование императивных норм в налоговом законодательстве позволили некоторым авторам высказать мнение о том, что метод налогового права совпадает с методом административного права. Однако, по нашему мнению, данные методы различны. Хотя, справедливости ради, необходимо отметить, что методы правового регулирования административных и налоговых отношений  достаточно схожи,  на что было отмечено и воспринято правоприменительной практикой.

Между тем, отожествлять эти два метода не представляется возможным. Мы считаем, что основным и решающим моментом, определяющим отличие двух указанных методов правового регулирования, является различие в субъектах воздействия административных и налоговых норм, что наиболее ярко проявляется в применении ответственности. Так, если административное право воздействует, прежде всего, на граждан и  должностных лиц предприятий и организаций, и ответственность применяется именно к данной группе лиц, то налоговое право воздействует так же и на юридических лиц как самостоятельных участников налоговых правоотношений и выделяет данную группу участников в самостоятельный субъект налоговой ответственности.

Иначе говоря, поскольку круг участников налоговых и административных отношений различен, то говорить о тождестве метода правового регулирования, посредством которого осуществляется влияние на их поведение, на характер взаимосвязей между ними нельзя (10, с.11).

Налоговый кодекс не перечисляет признаки метода властных предписаний и не обозначает их сущности. Внутреннее содержание властности регулирования налоговых отношений обосновывается в Постановлении Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. №20-П, отметившего, что налоговые правоотношения предполагают субординацию сторон, одной из которых – налоговому органу, действующему от имени государства, - принадлежит властное полномочие, а другой – налогоплательщику  - обязанность повиновения.  Требование налогового органа и налоговое обязательство налогоплательщика следуют не из договора, а из закона. С публично-правовым характером налога, государственной казны и фискальным суверенитетом государства связаны законодательная форма учреждения налога, обязательность и принудительность его изъятия, односторонний характер налоговых обязательств.

В процессе осуществления государством налоговой деятельности периодически  возобновляются, повторяются и моделируются  фактические ситуации, осуществляются реализация правового статуса субъектов налогового права, регулирование, охрана и изменение  общественных отношений налоговой сферы. Волевой характер налоговой деятельности детерминирован и тем, что в процессе  ее выполнения происходит юридическая централизация налоговых отношений, а также осмысление, познание и оценка реальной действительности, принятие самых  разнообразных рациональных решений. Субъекты налогового права осознают юридический смысл своей компетенции, полномочий, поставленных перед ними целей и задач, необходимость соблюдения финансовой дисциплины, применяют адекватные методы правового регулирования налоговых отношений, осознают меру позитивной и ретроспективной ответственности за свои действия.

В налоговом праве метод властных предписаний является отражением финансово-правового императивного метода, поэтому несет все сущностные характеристики последнего. Применительно сферы финансовой деятельности государства метод властных предписаний имеет следующие признаки:

1)     преобладание в финансово-правовом регулировании позитивных обязываний – государство, создавая властные предписания, обязывает субъектов к их исполнению;

2)     императивный характер (в противовес диспозитивному), что означает невозможность для субъектов финансового права в большинстве случаев по своему усмотрению приобретать права и обязанности, определять их содержание, осуществлять их или распоряжаться ими;

3)     конформизм финансово-правового регулирования, означающий необходимость для субъектов финансовых правоотношений действовать не по своей воле, а следовать предписаниям соответствующих актов органов государства;

Информация о работе Формирование индивидуальных особенностей в предмете и методе налогового права