Действие налогового законодательства во времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 19:09, реферат

Описание

Вопрос о пределах действия акта налогового законодательства во времени имеет очень большое практическое значение. От правильного решения этого вопроса нередко зависит, какой закон (новый или старый) будет применяться судом или правоприменителем (например, налоговым органом) к конкретным отношениям, как будут осуществляться его предписания.

Содержание

Введение
1. Порядок введения в действие актов налогового законодательства.
2. Пределы действия введенных актов налогового законодательства во времени.
3. Порядок прекращения действия актов налогового законодательства.
Заключение
Список используемых источников

Работа состоит из  1 файл

во времени.doc

— 73.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Действие налогового законодательства во времени. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

Введение 

1. Порядок введения  в действие актов налогового  законодательства.

2. Пределы действия  введенных актов налогового законодательства во времени.

3. Порядок  прекращения действия актов налогового  законодательства.

Заключение

Список используемых источников 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    Вопрос  о пределах действия акта налогового законодательства во времени имеет  очень большое практическое значение. От правильного решения этого вопроса нередко зависит, какой закон (новый или старый) будет применяться судом или правоприменителем (например, налоговым органом) к конкретным отношениям, как будут осуществляться его предписания. Чтобы определить временные рамки действия акта законодательства, нужно выяснить, когда он начал действовать и когда его действие прекратилось или должно прекратиться. А для разрешения данного вопроса на практике необходимо бывает установить два обстоятельства:

    1) момент (дату) вступления акта налогового законодательства в силу (т.е. порядок введения его в действие);

    2) пределы действия этого акта  после вступления в силу;

    3) момент (дату) прекращения действия  акта налогового

законодательства.

    Рассмотрим  эти обстоятельства подробнее. 
 
 
 
 
 
 
 

      
 
 
 
 

       1. Порядок введения в действие актов налогового законодательства.

    Вначале остановимся на порядке определения момента даты вступления акта налогового законодательства в силу.

      По общему правилу, федеральный конституционный закон, (а значит, кстати, и содержащиеся в нем нормы налогового права) вступает в силу через 10 дней после официального опубликования (в Российской газете, Собрании законодательства Российской Федерации), если законодатель не установит иного срока. Нередко в самом акте, при решении вопроса о вступлении закона в силу, либо во вводном законе к акту (например, кодифицированный акт (кодекс) вводится в действие специальным законом — законом о введении в действие соответствующего кодекса Российской Федерации) оговаривается разное время начала действия разных норм (статей, пунктов), содержащихся в этом законе.

      Дабы проиллюстрировать это примером, напомним, что, часть первая Налогового кодекса Российской Федерации была введена в действие Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ «О введении в действие части Налогового законодательства», что в целом часть первая вступает в силу с 1 января 1999 г. Но для отдельных ее положений был установлен другой срок введения в действие (такие не введенные на момент принятия акта статьи или пункты закона именуют спящими нормами). Например, пункт 1 ст. 1, ст. 12, 13, 14, 15 и 18 части первой НК РФ будут введены в действие только со дня введения в действие полностью всей особенной части НК РФ (т. е. когда все действующие сейчас принятые с 1991 по 1999 гг. законы о конкретных налогах и сборах будут заменены соответствующими главами части второй НК РФ) и признания утратившим силу Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». А, к примеру, абзац 1 статьи 47 был введен через год после вступления в силу первой части Налогового кодекса — с 1 января 2000 г.

         Таким образом, обобщив вышесказанное, отметим, что акты налогового законодательства начинают действовать:

    1) на основе общего правила (через 10 дней после опубликования или немедленно).

    2) со специально названного в  этом акте или в ином законе срока. Таким иным законом к кодексам является вводный закон к нему, а к актам специального налогового законодательства — Налоговый кодекс Российской Федерации.

        Налоговым кодексом Российской Федерации предусматривается, что акты специального налогового законодательства (законодательства о налогах и сборах) вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Это правило

установлено в отношении актов, изменяющих условия взимания установленных налогов. Что касается федеральных законов, устанавливающих новые налоги и сборы, а также актов законодательства субъектов Федерации и органов местного самоуправления, вводящих налоги и сборы, то они могут вступать в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, и не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

         Таким образом, налоги, налоговый период по которым равняется календарному году (например, единый социальный налог, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций и др.), могут быть изменены в течение года, однако все изменения будут вступать в силу не ранее 1 января следующего года при условии, что такие изменения официально опубликованы до 1 декабря текущего года. Если же публикация состоялась только после 1 декабря, то срок вступления изменений в силу сдвигается на год. Например, закон, официально опубликованный в «Российской газете» в середине декабря 2003 г., может вступить в силу не ранее 1 января 2004 г.

         Порядок правового регулирования налогов с коротким налоговым периодом (например, НДС, акцизы, налоговый период по которым равен одному месяцу) может изменяться чаще.

         Кроме того, следует отметить, что в соответствии с п. 1 ст. 5 НК РФ изменения порядка правового регулирования сборов (разовых платежей, применительно к которым налоговый период не устанавливается), могут вступать в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня опубликования соответствующего акта законодательства.

         Однако следует учитывать, что существуют определенные особенности пределов действия во времени и порядка вступления в силу актов налогового законодательства, которым в установленном порядке придана обратная сила. Тогда общие правила вступления в силу применимы к ним, если иное не оговорено в самом таком законодательном акте. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         
 
 
 
 

        2. Пределы действия введенных актов налогового законодательства во времени.

    Как разрешается второй вопрос — вопрос о пределах действия акта во времени после его вступления в силу? Введенный в действие акт налогового законодательства обладает юридической силой вплоть до его отмены. При этом различают три варианта пределов действия такого акта во времени:

    а) перспективное действие, когда действие акта распространяется на юридические факты и отношения, возникшие после вступления ее в силу (например, норма, усиливающая новый налог);

    б) немедленное действие, когда действие акта распространяется на вновь возникшие и ранее возникшие правоотношения, но с даты вступления такого акта в силу;

в) действие с обратной силой, когда действие акта распространяется на вновь возникшие отношения и на правоотношения, которые возникли до ее вступления в силу, но с более ранней даты (например, акт, который устраняет, смягчает ответственность за совершение налогового правонарушения). Рассмотрим правило обратной силы более подробно.

    По  общему правилу, в соответствии с положениями ст. 54 Конституции РФ 1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. 2. Никто не может нести ответственность за деяния, которые в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него установлена или смягчена, применяется новый закон. Кроме того, в ст. 57 Конституции РФ специально предусматривается, что обратной силы не имеют законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков.

    Смысл требования о непридании закону обратной силы состоит в том, что изменения, вносимые в законодательство (в том числе налоговое), не должны пагубно влиять на устойчивость отношений между субъектами права, не должны подрывать уверенность граждан в стабильности их правового и экономического положения, в прочности публичного правопорядка. Придание законам о налогах обратной силы означает не только принятие соответствующего закона по истечении срока уплаты налога, но и до этой даты, однако после совершения событий или действий, в результате которых возникла обязанность уплатить налог.

    Поэтому применительно к налоговому законодательству рассматриваемый принцип является важной гарантией обеспечения прав и законных интересов налогоплательщиков и плательщиков сборов.

В 1997 г. в одном из своих решений Конституционный Суд Российской Федерации особо отметил, что недопустимо не только придание законам о налогах обратной силы путем прямого указания на это в законе, но и издание законов, по своему смыслу имеющих обратную силу, хотя бы и без особого указания на это в тексте закона. В равной степени недопустимо придание таким законам обратной силы в актах официального или иного толкования либо правоприменительной практикой1.

      В соответствии с рассматриваемым конституционным принципом в п. 2 ст. 5 НК РФ установлено правило, в соответствии с которым обратной силы не имеют акты законодательства о налогах и сборах:

    а) устанавливающие новые налоги и  сборы;

    б) повышающие налоговые ставки;

    в) устанавливающие или отягчающие ответственность

за налоговые  правонарушения;

    г) устанавливающие новые обязанности;

    д) иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

    Естественно, конституционный запрет на придание законам о новых налогах обратной силы распространяется только на случаи ухудшения положения налогоплательщиков и плательщиков сборов. Одновременно Конституция Российской Федерации допускает придание обратной силы актам налогового законодательства, если они улучшают положение налогоплательщиков. При этом важным условием в этом случае является то, что благоприятный  для субъектов налогообложения характер такого закона должен быть понятен и очевиден, причем как для налогоплательщика, так и для налогового органа.

    Следует отметить, что Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает два режима обратной силы актов, улучшающих положение налогоплательщиков:

    а) в первом случае, в соответствии с п. 3 ст. 5 НК РФ всегда имеют обратную силу законы:

    — устраняющие или смягчающие ответственность  за нарушение законодательства о  налогах и сборах;

    — устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей;

    б) во втором случае, в соответствии с  п. 4 ст. 5 НК РФ имеют обратную силу, в  случаях, когда это прямо предусмотрено в самих этих актах:

    — акты, отменяющие налоги и сборы;

    — акты, снижающие размеры ставок налогов  и сборов;

    — акты, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, или иным образом  улучшающих их положение. 

Информация о работе Действие налогового законодательства во времени