Законодательная база Российской Федерации в области охраны труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 23:53, реферат

Описание

Сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности - одна из важнейших задач государства и работодателя, также это является общечеловеческим принципом, отвечающим Всеобщей декларации прав и свобод человека, конвенциям и декларациям Международной организации труда, а также соответствует международным обязательствам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации.

Работа состоит из  1 файл

Zakonodatelnaya_baza_Rossyskoy_Federatsii_v_obl.doc

— 80.50 Кб (Скачать документ)

Законодательная база Российской Федерации в области  охраны труда.

 

Введение.

 

Сохранение  жизни и здоровья работников в  процессе трудовой деятельности - одна из важнейших задач государства  и работодателя, также это является общечеловеческим принципом, отвечающим Всеобщей декларации прав и свобод человека, конвенциям и декларациям Международной организации труда, а также соответствует международным обязательствам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации.

Российская  Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации). Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства. Согласно статье 37 Конституции Российской Федерации право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, - одно из основных прав человека и гражданина. А охрана труда и здоровья людей провозглашена в части 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации как одно из основных направлений социальной политики Российской Федерации.

Закрепление этого  конституционного принципа в Трудовом кодексе Российской Федерации обязывает работодателя в первую очередь обеспечить своим работникам безопасные условия труда вне зависимости от того, в какой отрасли производства работник занят и вне зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности организации. Это направление реализуется путем провозглашения в нормативных правовых актах различного уровня жизни и здоровья человека высшей ценностью и установления ответственности за нарушение данного принципа. Действующая система стандартов по охране труда, межотраслевых и отраслевых правил и норм конкретизирует законодательство по охране труда.

Целый ряд документов регулируют вопросы, непосредственно  связанные с охраной труда: обучение по охране труда, трудовой дисциплины, обязательное социальное страхование, возмещение при несчастных случаях и профессиональных заболеваниях на производстве, особенности трудовой деятельности отдельных категорий работников, гарантий и компенсаций работников, вопросы обеспечения безопасных условий труда и другое. Согласно части 2 статьи 210 ТК РФ реализация этого направления государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда. Минтруд Российской Федерации координирует и направляет деятельность отраслевых министерств и ведомств в сфере охраны труда. На уровне Федерации административный контроль в сфере охраны труда осуществляют Федеральная инспекция труда, Государственный архитектурно-строительный надзор, Государственный горный и промышленный надзор, Госэнергонадзор, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Государственный пожарный надзор, которые имеют в субъектах Федерации региональные отделения и службы. В организациях и на предприятиях действуют службы по охране труда, взаимодействующие с работодателем, профсоюзами и с инспекцией по труду.

 

 

Общие положения.

 

Следует различать  охрану труда в узком и широком  смысле:

Охрана труда  в широком смысле — это система обеспечения жизни и здоровья работника в процессе труда всеми способами и мерами: правовыми, социально-экономическими, санитарно-гигиеническими, лечебно-профилактическими, организационно-техническими и др. Это широкое понятие охраны труда закреплено в ст. 1 Закона РФ от 17 июля 1999 г. “Об Основах Российской Федерации об охране труда” и ст. 209 Кодекса. Лишь такое широкое понятие охраны труда способно обеспечить безопасные и здоровые условия труда работников. Если хотя бы один ее компонент нарушен, нарушается вся охрана труда работника. В этом широком смысле охрана труда нужна везде, где трудится человек. Но ст. 2 Закона об охране труда распространяет это понятие более ограниченно — на труд в общественной организации, на производстве всех форм собственности, включая труд как работников, так и администрации, членов производственных кооперативов, студентов-практикантов, военнослужащих, привлекаемых к работе на предприятиях, стройках, граждан, отбывающих исправительные работы на предприятиях.

В трудовом праве  используется понятие охраны труда в узком смысле — это система правовых норм, предусматривающих в законодательстве, коллективных и трудовых договорах и соглашениях мероприятия и средства обеспечения безопасных и здоровых условий труда работников и мер по оздоровлению и улучшению этих условий.

Институт охраны труда состоит из следующих групп норм, которые тесно взаимосвязаны: 

  • нормы — принципы государственной политики в области охраны труда и правила государственного управления охраной труда;
  • право работника на охрану труда и его гарантии;
  • нормы организации и обеспечения охраны труда работодателем, включая предупредительный надзор и расследование несчастных случаев на производстве;
  • правила по технике безопасности и производственной санитарии, система стандартов безопасности труда (ССБТ); 
  • правила особой охраны труда женщин;
  • правила особой охраны труда молодежи и лиц с пониженной трудоспособностью.

 

Значение охраны труда  многоаспектное. Всесторонняя охрана труда имеет большое социальное, экономическое и правовое значение:

    1. Социальное значение охраны труда: а) охраняет жизнь и здоровье трудящихся от возможных производственных вредностей; б) способствует их культурно-техническому росту: лишь не чрезмерно усталый от работы в грязных, загазованных производственных помещениях работник способен вечерами учиться, повышать свою квалификацию, читать, развлекаться, заниматься спортом, развивать личность; в) способствует гуманизации труда.
    2. Экономическое значение охраны труда заключается в том, что она способствует: а) росту производительности труда работников, а тем самым и росту производства, экономики; б) сокращению потерь рабочего времени от временной нетрудоспособности работников из-за производственных травм, профессиональных заболеваний, экономии средств Фонда социального страхования.
    3. Правовое значение охраны труда: а) способствует работе по трудоспособности, учитывая женский организм, организм подростков, пониженную трудоспособность инвалидов, пенсионеров; б) реализует субъективное право работников на всестороннюю охрану труда и обязанность работодателя по обеспечению этого права; в) является важнейшим элементом трудового правоотношения, прием работников осуществляется с учетом тяжести условий труда.

 

 

Законодательство  об охране труда и принципы охраны труда.

 

 

      Основными нормативными актами об охране труда являются: Основы законодательства об охране здоровья граждан (ст. 17, 20, 21, 23, 24, 26, 27); Федеральный закон РФ от 17 июля 1999 г. “Об основах охраны труда” заменил ранее действующий Закон РФ 1993 г. “Основы законодательства об охране труда”; раздел IX Трудового кодекса и его главы 41 и 42, Закон РФ о профсоюзах (ст. 20), а также иные нормативные акты, принятые Президентом РФ, Правительством РФ, Министерством труда РФ и специализированными федеральными инспекциями по надзору за охраной труда (Рострудинспекцией, Госгортехнадзором и др.); единые и отраслевые правила по технике безопасности и производственной гигиене труда (многие из которых в целях унификации требований по охране труда взяты в стандарты) - система стандартов безопасности труда (ССБТ). Республики и другие субъекты Российской Федерации могут в соответствии с Конституцией, Кодексом и Основами по охране труда издавать свои нормативные акты об охране труда. Перечень нормативно-правовых актов, содержащих государственные нормативные требования по охране труда в России, принят постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г., а рекомендации по планированию мероприятий по охране труда утверждены Минтрудом России 27 февраля 1995 г. (Бюллетень Минтруда РФ. 1995. № 3. С. 27). На них и ориентируются при создании региональных и локальных актов по охране труда.

Комплексный Федеральный  закон “Об основах охраны труда” закрепил основные принципы государственной  политики в области охраны труда, право работников на охрану труда в ее широком смысле и гарантии этого права. В нем предусмотрен правовой и экономический механизм обеспечения охраны труда, надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда и ответственность за его нарушение. Этот Закон имеет четыре соответствующих главы: общие положения (ст. 1—7), право работников на охрану труда и его гарантии (ст. 8—10), обеспечение охраны труда (ст. 11 — 19), надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда (ст. 20—22).

Этот Закон  закрепил единые принципы и нормы по охране труда, а также впервые (ст. 1) закрепил легально такие понятия, как: условия труда (в смысле охраны труда), вредный и опасный производственные факторы, безопасные условия труда, рабочее место, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, сертификат безопасности и понятие производственной деятельности. Указанные основные положения этого Закона нашли отражение в Трудовом кодексе РФ. Его ст. 209 указывает:

    • Условия труда — совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника;
    • Вредный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию;
    • Опасный производственный фактор — такой, воздействие которого на работника может привести к его травме;
    • Безопасные условия труда — условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы;
    • Рабочее место — место, в котором работник должен находиться, и в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой, и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя;
    • Средства индивидуальной и коллективной защиты работников — технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения;
    • Сертификат безопасности — документ, удостоверяющий соответствие проводимых в организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда;
    • Производственная деятельность — совокупность действий людей с применением орудий труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных услуг.

Основные принципы  государственной политики в области охраны труда закреплены в ст. 210 ТК. По направленности их можно объединить в следующие три группы: принципы организации труда; принципы экономической политики в охране труда; принципы организационные.

Первая группа признаков  включает: признание и обеспечение  приоритета сохранения жизни и здоровья работников по отношению к результатам  производственной деятельности; координация деятельности по охране труда с другими областями экономической и социальной политики, а также в области охраны окружающей природной среды; установление единых нормативных требований по охране труда для всех производств страны; государственное управление деятельностью по охране труда, включая государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда; общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов в области охраны труда, осуществляемый работниками через органы профсоюзов и иные уполномоченные ими органы; взаимодействие и сотрудничество органов госуправления, надзора и контроля с работодателями, профсоюзными органами, заинтересованными в разработке и реализации госполитики в области охраны труда; обязательное расследование каждого несчастного случая и профессионального заболевания на производстве; установление статистической отчетности об условиях труда и несчастных случаях на производстве.

Ко второй группе признаков  относятся: проведение эффективной  налоговой политики, стимулирующее создание здоровых и безопасных условий труда, внедрение безопасных техники и технологий, средств индивидуальной и коллективной зашиты; участие государства в финансировании мероприятий по охране труда; установление компенсаций и льгот за тяжелые работы, работы с вредными и опасными условиями труда, не устранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;  защита интересов работников, пострадавших от трудового увечья, а также членов их семей.

Составляющие  третьей группы признаков: подготовка специалистов в области охраны труда, в том числе в вузах и  средних учреждениях профтехобразования; информирование работников о состоянии  условий и охраны труда на производстве;  распространение передового отечественного и зарубежного опыта по улучшению охраны условий труда.

К указанным  принципам следует добавить и  принцип особой защиты от производственных вредностей тех, кто нуждается в  такой защите (женщин, подростков, инвалидов). И институт охраны труда в гл. 41 и 42 ТК специальными нормами отражает такую защиту, а также она закреплена в ст. 23, 24, 26 и 27 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан.

 

 

Право работника  на охрану труда, его гарантии и обязанности  работодателя по его обеспечению.

 

Каждый работник имеет право на охрану труда (ст. 37 Конституции РФ, ст. 21 Кодекса и ст. 4 Закона об охране труда). Право на охрану труда — это право работника, реализуемое в процессе его труда. Неработающий гражданин не может его фактически осуществить, в его правовом статусе это право не реализуется. С поступлением его на работу оно активно реализуется, и обеспечить это право обязан работодатель, его администрация.

Содержание  права на охрану труда включает ряд прав (возможностей) работника: на безопасное рабочее место, защищенное от воздействия опасных или вредных производственных факторов, которые могут вызвать производственную травму, профессиональное заболевание или снижение работоспособности; на возмещение вреда, если произошло повреждение здоровья работника в связи с исполнением им трудовых обязанностей; на получение достоверной информации от работодателя или государственных и общественных органов о состоянии охраны труда на его рабочем месте, о имеющемся риске повреждения здоровья и принятых мерах по его защите от этого; на отказ от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья до устранения этой опасности; на обеспечение его бесплатно средствами коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с законодательством за счет работодателя; на обучение безопасным методам и приемам труда за счет работодателя; на бесплатную переподготовку за счет работодателя, если приостанавливается или закрывается предприятие, цех, участок либо ликвидируется рабочее место из-за неудовлетворительных условий труда, а также в случае производственной травмы; на проведение инспектирования соответствующими органами условий и охраны труда, в том числе по запросу работника на его рабочем месте; на обращение с жалобой в соответствующие органы власти и профсоюзы о неудовлетворительных условиях и охране труда; на участие в проверке и рассмотрении вопросов об улучшении условий и охраны труда. Все вышеперечисленные права закреплены в ст. 219 Кодекса.

Основная экономическая  гарантия данного права — планомерное непрерывное улучшение охраны труда на производстве. Статья 9 Закона об охране труда и ст. 220 ТК закрепляют следующие гарантии права работника на охрану труда: государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда; условия трудового договора должны соответствовать требованиям охраны труда: компенсации и льготы за тяжелые работы с вредными и опасными условиями труда; при приостановке работы из-за нарушения законодательства об охране труда за работником сохраняется место работы, (должность) и средний заработок; при приостановке деятельности или закрытии предприятия из-за нарушения охраны труда, что подтверждается органами государственного надзора и контроля, работник обеспечивается рабочим местом в соответствии с действующим законодательством; при ликвидации цеха, участка, рабочего места по требованию органов государственного надзора и контроля вследствие невозможности обеспечения здоровых и безопасных условий труда работодатель обязан предоставить работнику новое рабочее место, соответствующее его квалификации, или обеспечить его бесплатное обучение новой профессии (специальности) с сохранением на период переподготовки среднего заработка; отказ работника от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, не влечет для него каких-либо необоснованных последствий привлечения к дисциплинарной ответственности. Правовыми гарантиями права работника на охрану труда будут все нормы института охраны труда об ее организации, предупредительном и текущем надзоре за охраной труда, а также обязанности работодателя по обеспечению охраны труда. Глава III Закона об охране труда, названная “Обеспечение охраны труда”, целиком является такими гарантиями.

Информация о работе Законодательная база Российской Федерации в области охраны труда