Виды трудовых споров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 18:17, курсовая работа

Описание

Цель исследования – анализ современного процесса рассмотрения индивидуальных и коллективных трудовых споров.
Для достижения поставленной цели в исследовании поставлены следующие задачи:
- определить понятие трудовых споров;
- провести классификацию трудовых споров;
- охарактеризовать правовое регулирование индивидуальных и коллективных трудовых споров;

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Понятие трудовых споров…………………………………………………….5
2. Виды трудовых споров………………………………………………………..7
3. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров……………….14
Заключение………………………………………………………………………27
Список использованной литературы…………………………………………...29

Работа состоит из  1 файл

КуР Виды трудовых споров.doc

— 149.50 Кб (Скачать документ)


Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….3

1. Понятие трудовых споров…………………………………………………….5

2. Виды трудовых споров………………………………………………………..7

3. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров……………….14

Заключение………………………………………………………………………27

Список использованной литературы…………………………………………...29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы курсовой работы «Понятие и виды трудовых споров» определяется тем, что систематические нарушения трудового законодательства, а нередко и его игнорирование руководителями организаций стали непосредственной причиной возникновения трудовых споров и конфликтов.

Все это требует глубокого осмысления перспектив развития законодательства о труде в направлении усиления юридических гарантий защиты трудовых прав граждан. На сегодняшний день достаточно остро стоит проблема урегулирования индивидуальных трудовых споров, возникающих в организациях, где преобладает «класс» собственников, заинтересованных в основном в получении прибыли и в меньшей степени в создании благоприятных нормальных условий для труда наемных работников, это влечет за собой необходимость усиления существующих, установления дополнительных юридических гарантий трудовых прав, коренного изменения видов и способов разрешения индивидуальных трудовых споров, и т.д.

Цель исследования – анализ современного процесса рассмотрения индивидуальных и коллективных трудовых споров.

Для достижения поставленной цели в исследовании поставлены следующие задачи:

- определить понятие трудовых споров;

- провести классификацию трудовых споров;

- охарактеризовать правовое регулирование индивидуальных и коллективных трудовых споров;

- выявить порядок рассмотрения индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также изучить органы, уполномоченные рассматривать споры указанной категории.

При написании работы применялись как общие методы научного познания (анализ и синтез, сравнение), так и специальные правовые методы исследования.

Курсовая работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка использованных источников.

Нормативную основу исследования составляют документы Конституция Приднестровской Молдавской Республики, Трудовой кодекс ПМР, законы ПМР.

Среди представителей юридической науки, чьи научные разработки составили теоретическую основу представленной работы, особо следует отметить таких ученых, как:  Магницкая Е.В., Евстигнеев Е.Н., Верховцев А.В. Нуртдинова А.Ф., Окуньков Л.А., Френкель Э.Б. и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие трудовых споров

Трудовые отношения объективно предполагают существование конфликта, поскольку в процессе труда соединяются разнородные факторы производства, отчужденные друг от друга (наличие отчуждения рабочей силы (труда) от капитала и средств производства), взаимодействуют экономически обособленные субъекты (работники и работодатели).

Вступая в трудовые правоотношения, работодатели и работники отстаивают собственные интересы, не совпадающие с интересами другой стороны трудового договора. Несовпадение, а порой и противоположность (антагонизм) интересов работодателей и работников в процессе осуществления трудовой деятельности являются объективной основой возникновения конфликтов по поводу установления и изменения условий труда, применения законодательства и иных нормативных правовых актов, соглашений о труде.[1]

Причинами конфликтов могут быть и субъективные факторы: нежелание работодателя соблюдать требования действующего законодательства, неправильное понимание и толкование закона и т.п.

Такие конфликты, если они не урегулированы путем непосредственных переговоров между работниками и работодателями, считаются трудовыми спорами. Они могут иметь частный характер, затрагивающий интересы отдельного работника, или более общий, затрагивающий интересы всего коллектива работников организации или ее обособленного структурного подразделения.

Разрешение трудового спора можно рассматривать как один из способов защиты трудовых прав в широком смысле слова, поскольку в результате рассмотрения трудового спора нарушенные трудовые права восстанавливаются, возмещается ущерб, причиненный работнику незаконным лишением его возможности трудиться, производится компенсация морального вреда. С помощью процедуры разрешения коллективных трудовых споров могут быть защищены не только права, но и законные интересы работников, т.е. отраженные в объективном праве либо вытекающие из его общего смысла и в определенной степени гарантированные государством простые юридические дозволения, выражающиеся в стремлениях субъекта пользоваться конкретными социальными благами, а также в некоторых случаях обращаться за защитой к компетентным органам – в целях удовлетворения своих потребностей, не противоречащих общественным.[2]

Отнесение трудового спора к способам защиты трудовых прав и законных интересов работников обусловлено особым положением работника в трудовых отношениях, его зависимостью от работодателя. Однако разрешение трудового спора не является односторонним процессом, имеющим целью защитить исключительно работника. Оно направлено на установление истины и восстановление нарушенных прав (нарушенного баланса интересов) независимо от того, чьи права нарушены – работника или работодателя.[3]

В самом широком смысле трудовой спор можно определить как неурегулированные разногласия между сторонами трудового правоотношения по поводу применения законодательных и иных нормативных правовых актов о труде, а также установления новых или изменения существующих условий труда.

 

 

 

 

 

2. Виды трудовых споров

Классификация споров может быть осуществлена на основании различных критериев, однако основными видами трудовых споров надо признать индивидуальные и коллективные трудовые споры.

Право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных законом способов их разрешения, включая право на забастовку является конституционным правом работников[4] (ст. 35 Конституции ПМР). Способы их разрешения устанавливаются действующим законодательством с учетом особенностей каждого вида. Поскольку законодательство устанавливает различный порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров, очень важно четкое их разграничение.

Необходимость такого разграничения обусловлена наличием некоторых общих элементов, присущих индивидуальным и коллективным трудовым спорам. Так, и индивидуальные, и коллективные трудовые споры возникают в сфере трудовых отношений. Участниками и тех и других споров могут быть только те работники, которые состоят с работодателями в трудовых правоотношениях. Различие индивидуальных и коллективных трудовых споров проявляется в характере разногласий и субъектном составе спора.

Понятие индивидуальный трудовой спор дано в ст. 361 ТК ПМР. Это неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового  права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении  или  изменении  индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Индивидуальным трудовым спором также признается  спор  между работодателем  и  лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор  с  работодателем,  в случае отказа работодателя от заключения такого договора.[5]

Понятие коллективный трудовой спор определено ст. 378 ТК ПМР. В соответствии с ней – это неурегулированные разногласия между работниками (их   представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и  изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и  выполнения коллективных   договоров,  соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов,  содержащих нормы трудового права, в организациях.[6]

Как видно из сопоставления приведенных понятий, индивидуальные и коллективные трудовые споры различаются по субъектному составу и предмету разногласий.

Индивидуальный трудовой спор – это спор одного работника с работодателем. Он возникает в результате нарушения (реального или мнимого) трудовых прав работника и поэтому носит индивидуальный характер. В индивидуальном трудовом споре сторонами являются работник и работодатель. На стороне работника в целях защиты его интересов может выступать профсоюз. Но стороной спора он не является.

Коллективный трудовой спор характеризуется коллективным характером разногласий. Коллективный характер проявляется в том, что одной из сторон спора выступают работники, связанные определенным организационным единством (члены профсоюза, работники организации, ее филиала или представительства) и объединенные общими профессиональными (социально-трудовыми) интересами. Это не любая группа трудящихся, а коллектив, обладающий указанными в законе специфическими признаками.

Стороной коллективного трудового спора могут быть члены первичной профсоюзной организации (когда спор возникает на уровне организации, ее филиала или представительства); профсоюза, входящего в состав соответствующего объединения (когда речь идет о споре на уровне отрасли, профессии и т.п.); коллектив работников, занятых у определенного работодателя.

Существует своеобразный принцип единства стороны коллективно-договорного процесса и коллективного трудового спора.

Если спор возникает в ходе коллективных переговоров, его стороной выступают работники, участвующие через своих представителей в переговорах. В случае возникновения спора по причине невыполнения коллективного договора стороной спора будут признаны работники, от имени которых этот коллективный договор заключен.

Другая сторона спора также может быть представлена своеобразным коллективом – работодателями отрасли, региона, территории и т.д., от имени которых выступает объединение работодателей или иной орган, уполномоченный работодателями на представительство.

Индивидуальные трудовые споры возникают по поводу применения установленных законами и иными нормативными правовыми актами о труде, а также коллективно-договорными актами (социально-партнерскими соглашениями, локальными нормативными актами или трудовым договором условий труда, а также об установлении или изменении индивидуальных условий труда. Такие споры по юридической природе являются спорами искового характера. Суть их составляют требования работника о восстановлении или признании тех или иных индивидуальных прав, которые, по его мнению, должны принадлежать ему в силу действия указанных актов, соглашений или трудового договора и которые действительно или по мнению работника нарушены или не предоставлены. Трудовой кодекс устанавливает специальный порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров.[7]

В отличие от индивидуального коллективный трудовой спор может возникнуть по поводу установления и изменения условий труда для коллектива работников, заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также отказа работодателя учесть мнение представительного органа работников при принятии локального нормативного акта.

Поскольку спор возникает между работниками и работодателем, учитываются лишь те условия труда, которые устанавливаются или могут быть установлены работодателем в локальных нормативных актах или определяются в договорном порядке. Надо учитывать также, что коллективно-договорные акты (коллективный договор и соглашение) наряду с установлением условий труда могут регулировать и коллективные трудовые отношения (например, порядок осуществления контроля за соблюдением коллективного договора), содержать обязательственную часть (например, обязательства работодателя по строительству жилья, осуществлению мероприятий по охране труда и т.п.).[8] Кроме того, при заключении коллективно-договорных актов возможны разногласия по поводу определения порядка проведения переговоров, признания легитимности представителей сторон и т.п. Такого рода споры также являются коллективными.[9]

Предметом коллективного трудового спора признается и выполнение коллективных договоров, соглашений, в том числе толкование их положений.

Новым видом коллективного трудового спора являются разногласия, возникшие в связи с отказом работодателя учесть мнение представительного органа при принятии локального нормативного акта.

Таким образом, коллективный трудовой спор возникает между коллективными участниками (хотя бы одной его стороной является коллектив) и направлен на защиту тех прав и законных интересов работников, которые связаны с их участием в правовом регулировании трудовых отношений и реализации норм, установленных в порядке коллективно-договорного регулирования.

Информация о работе Виды трудовых споров