Трудовые правоотношения в малом предпринимательстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 18:05, курсовая работа

Описание

Объектом данной курсовой работы является: трудовые правоотношения в РФ.
Предметом данной курсовой работы являются: трудовые правоотношения в малом предпринимательстве.
Цель курсовой работы определение роли малого предпринимательства в трудовых правоотношениях.

Содержание

Введение……………………………………….………………………………..2
Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРУДОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ……..3
1.1.История возникновения понятия трудового правоотношения..…….6
1.2. Понятие и особенности трудового правоотношения…………..9
1.3.Трудовые правоотношения в малом предпринимательстве РФ…....16
Глава 2. МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ ………………………………………………………………………21

Работа состоит из  1 файл

курсовик.doc

— 407.50 Кб (Скачать документ)

      Среднемесячная заработная плата  одного работающего на малых предприятиях в 1999 году составила 1352 рубля и возросла по сравнению с 1998 годом более чем на треть. Однако она составила только 77% уровня среднемесячной зарплаты по всем отраслям экономики в области (1750 руб.), которая возросла за год на 45%. Уровень заработной платы на предприятиях частной собственности был на 9 процентов ниже среднего уровня заработной платы на малых предприятиях области. Это свидетельствует о более низких темпах роста реальной зарплаты в сфере МП, чем среднестатистической областной.

      За 1999 год начислено налогов (без  штрафов и пеней) по малым  предприятиям 773 млн. руб., удельный  вес в общем объеме начисленных  налогов составил 8,4%. Высока доля  малого бизнеса в общей сумме  поступивших налогов по районам  области: в Устюженском - 24,8%, Сямженском - 24%, Никольском - 17%, Кадуйском - 20,6%, Верховажском - 16,5%, по г. Вологде - 14%. В 1999 году увеличилось поступление налогов от сектора малого предпринимательства в Сокольском районе в 2,6 раза, Бабаевском - в 2,5 раза, Кадуйском - в 2,9 раза; по г. Вологде, в Сямженском и Харовском районах - в 2 раза, Кирилловском, Кич-Городецком, Вашкинском - в 1,8 раза, Вологодском и Вытегорском - в 1,5 раза. Вместе с тем в Бабаевском районе доля налога от МП составляет только 2,3%, в Вытегорском - 3,5%, Вожегодском - 5%, Белозерском - 6,4%, Усть-Кубинском - 5,7%.

      Переведено на уплату единого  налога на вмененный доход  95% от общего количества обязанных  перейти. В 1999 году в бюджет  Вологодской области поступило  43397 тыс. рублей единого налога на вмененный доход от индивидуальных предпринимателей, что составляет 0,7% от общего поступления доходов в бюджет области. Высока относительная сумма налога на 1 работающего в сфере малого бизнеса в Вологодском (12042 руб.), Кадуйском (11858 руб.), Чагодощенском (10710 руб.), Великоустюгском (7473 руб.) районах, в то время как в Бабаевском она составляет только 937 руб.

     

      Малый бизнес в экономике области  (доля в %):

  1998 г.  1999 г.  
количество  малых предприятий   21,6 23,4  
среднесписочная численность работников 11,5 12
объем произведенной продукции (работ, услуг) 7,1 7.6
оборот  розничной торговли (включая общепит) 21,3 18,3  
объем платных услуг 4,7 4,6
инвестиции  в основной капитал 3,3 2,2
 
внесено налоговых платежей (всего)
7,9 8,4
 

   

            
 
 
 

С 1996 года количество частных предпринимателей увеличилось  на 33%, зарегистрированных юридических  лиц - 37,7% (на 01.01.2000 на учете в налоговых  органах состояло 59431 индивидуальных предпринимателя)(см Приложение 1)

       * За период с 1996 года наиболее  значительные изменения в структуре  занятых на малых предприятиях  произошли в промышленности (с  22,3 до 32,6 %);

      * Количество малых предприятий  на 1000 жителей области составляет  в среднем 3,7; (см Приложение 2,3)

       * В 1999 году увеличилось количество  налогоплательщиков по субъектам  малого предпринимательства во  всех отраслях экономики, кроме  сельского хозяйства: 

      * В области сохранились более  высокие, чем в целом по России, темпы роста количества малых предприятий;

      * На территории области более  высокая доля занятых в малых  промышленных предприятиях;

      * Количество малых предприятий  на 1000 жителей ниже, чем в среднем  по России.

      Развитие малого предпринимательства происходит весьма неравномерно в районах области и во многом зависит от персонального отношения органов власти на местах Заслуживает распространения опыт работы с субъектами малого предпринимательства мэрии Череповца, администраций Грязовецкого и Вытегорского муниципальных районов. Однако в администрациях большинства районов не сложилась система конкретных действий по решению проблем малого предпринимательства. Потенциальные возможности малого бизнеса реализуются слабо.

      В области проводится определенная работа по развитию инфраструктуры государственной поддержки малого предпринимательства. В 1997 году постановлением губернатора области создан Вологодский областной фонд государственной и муниципальной поддержки малого предпринимательства как основной инструмент по финансированию областной программы поддержки и развития малого предпринимательства. В начале апреля в департаменте промышленности и развития предпринимательства и на базе Вологодского городского Фонда поддержки и защиты предпринимателей состоялись расширенные совещания по вопросам развития инфраструктуры поддержки МП с широким привлечением заинтересованных организаций, определены согласованные планы.

      В 2000 году за счет собственных средств профинансированы бизнес-предложения ООО "Призма-Сервис", частного предпринимателя Чепурного, ЗАО "Волтри" на общую сумму 420 тыс. рублей. Областным фондом государственной и муниципальной поддержки малого предпринимательства оказана имущественная поддержка и предоставлено в аренду МП «Тильза» 400 кв.м. торговой площади для организации оптовой и розничной торговли кондитерскими и ликероводочными изделиями вологодских товаропроизводителей в Сокольском, Харовском, Сямженском, Верховажском, Вожегодском районах.

      Создан маркетинговый центр "Вологда-Москва", входящий в единую информационную сеть 60 регионов России и зарубежья. Имеется возможность оперативного получения достоверной информации коммерческого содержания и такой же трансформации от нашего региона.

      На 2001  существовало более 20 учебно-образовательных учреждений, которые занимаются обучением и переподготовкой специалистов по предпринимательским и экономическим специальностям, в том числе в сфере малого бизнеса. В области действовало около 15 консультационных фирм, занимающихся оказанием маркетинговых, консультационных и посреднических услуг в сфере малого предпринимательства

      В целях устранения административных  барьеров при развитии предпринимательства  и обеспечения защиты прав  и законных интересов предпринимателей  департаментом промышленности и развития предпринимательства администрации области подготовлено и 30 марта 2000 года было принято постановление губернатора области «О мерах по устранению административных барьеров при развитии малого предпринимательства», которым с 1 мая т.г. во всех субъектах МП введена Книга инспекторских проверок для регистрации всех проверок, проводимых контролирующими организациями. Данным постановлением утвержден персональный состав и Положение о деятельности Межведомственной комиссии при администрации области по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства. Осуществляется подготовка материалов для работы комиссии.

      У нас имеются механизмы возвратности  средств: областной фонд, опыт  совместной деятельности со страховой компанией, работа экспертного совета по оценке бизнес-планов, трехстороннее соглашение с федеральным фондом поддержки малого предпринимательства.

      Вместе с тем уровень развития  малого предпринимательства следует  признать недостаточным, а его  влияние на формирование рациональной структуры рыночной экономики - низким. Так, доля инвестиций сектора малой экономики в общем объеме инвестиций по области составила в 1999 году только 2,2%, доля полученной прибыли в общем объеме - 5,4%, доля МП в выпуске товаров и услуг - 7,8%.

      Не решаются в нужной мере  вопросы финансово-кредитного обеспечения  развития МП. Без участия федерального  бюджета, областного бюджета сегодня  трудно реализовать прогрессивные  посткризисные финансово-кредитные  (залоговые, гарантийные) схемы и технологии, которые позволяют использовать заемные ресурсы на рынке и при этом не разорить малый бизнес

      Вместе с тем становление элементов  системы поддержки и инфраструктурного  обслуживания, которая отражена  в проекте Программы государственной поддержки и развития малого предпринимательства Вологодской области на 2000 - 2002 годы, способно превратить его из пасынка в "локомотив" проводимых экономических реформ.

      Поддержка малых предприятий  представляет собой создание  соответствующих экономических, правовых, организационных и иных условий развития МП, обеспеченных материальными и финансовыми ресурсами. Эти основные направления нашли место в проекте Программы государственной поддержки и развития малого предпринимательства на 2000 - 2002 годы.

      Основные мероприятия Программы  направлены прежде всего на  разрешение проблем, сдерживающих  развитие малого предпринимательства;  таких, как: 

      - несовершенство системы налогообложения; 

      - нестабильность бюджетного финансирования  и неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки и страхования рисков малых предприятий; отсутствие механизмов самофинансирования (кредитные кооперативы, общества взаимного кредитования и др.);

      - ограничение доступа МП к  производственным мощностям и имуществу реструктуризируемых предприятий;

      - отсутствие надежной социальной  защищенности и безопасности  предпринимателей;

      - организационные проблемы взаимодействия  малого бизнеса с рынком и  с государственными структурами. 

      Каждая из задач Программы имеет взаимообусловленные связи с другими, которые в зависимости от функций государственной поддержки малого предпринимательства решаются по следующим направлениям:

      1 .Нормативно - правовое обеспечение  малого бизнеса. 

      2.Развитие прогрессивных финансовых технологий.

      3. Повышение эффективности использования  созданной инфраструктуры поддержки  малого предпринимательства и  информационных систем.

      4.Организационно-методическое и  кадровое обеспечение малого  предпринимательства, взаимодействие со средствами массовой информации и пропаганда предпринимательской деятельности.

      Слово "предприниматель" и  саму предпринимательскую деятельность  люди воспринимают уже не так  негативно, как 5-8 лет назад.  Они видят, что большинство тех, кого крупные фирмы выбрасывали на улицу, могли найти себе место и заработок именно на мелких предприятиях. Это не может не менять их позицию по отношению к малому бизнесу. 
 
 
 
 
 
 

                                

Заключение

И так,создавая малое предприятие, предприниматель рассчитывает исключительно на свои деловые качества, профессионализм, способность к нестандартным действиям на рынке. Работая в этом бизнесе, менее стабильном по основным параметрам, предприниматель заранее прогнозирует как успех, так и неудачу. В последнем случае он, как правило, не «опускает руки», а немедленно начинает искать новую нишу на рынке. Специфическая роль малого предпринимательства в системе трудовых отношений современного общества определяется особенностью, связанной с использованием наемного труда. В отличие от любых других категорий работодателей здесь присутствуют предприятия, не использующие его в принципе. К ним относятся физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица «семейного бизнеса» (по российскому законодательству на них распространяются все установленные малым предприятиям льготы), и большая часть семейных предприятий. 

также существует и такая особенность малого предпринимательства, как категории работодателей. Здесь следует подчеркнуть более личный характер отношений между хозяином и наемным работником. Эта особенность оказывает влияние на организацию управления персоналом малого предприятия, повышая его эффективность. На крупных предприятиях и в государственных учреждениях рассматриваемое направление внутрифирменного менеджмента строится на сугубо формальной основе - трудовом законодательстве, индивидуальных контрактах, внутренних регламентах. Собственник - менеджер малого предприятия при принятии конкретных решений опирается, в том числе, и на личные отношения с подчиненным. 

В отечественных  условиях подобный характер трудовых отношений несет в себе дополнительный позитивный потенциал. Трудовая ментальность россиян во многом определена идеологией исторического этапа, предшествующего рыночным преобразованиям. В глазах наемного работника тождественны понятия собственник и эксплуататор, что определяет его отношение к трудовой деятельности. На малом же предприятии персонал видит в своем хозяине, прежде всего, коллегу, менеджера, специалиста и только потом хозяина. Это способствует изменению упомянутого выше поведенческого стереотипа. Столь же важна для россиянина возможность общаться с руководителем и на «личном» уровне. При правильном поведении собственника в отношении наемного персонала указанные факторы способствуют формированию психологического климата, благоприятного для деятельности малого предприятия. 

Информация о работе Трудовые правоотношения в малом предпринимательстве