Шпаргалка по "Трудовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 18:59, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Трудовое право"

Работа состоит из  1 файл

ответы.docx

— 153.01 Кб (Скачать документ)

Органы СП.

Постоянно и временно действующие органы, состоящие из представителей сторон, участников СП как на двусторонней, так и на трехсторонней основе, призванные регулировать (участвовать в регулировании) социально-трудовые отношения.

Органами СП общей  компетенции являются трехсторонние, двусторонние комиссии по регулированию  социально-трудовых отношений, образованные на равноправной основе из наделенных полномочиями представителей сторон. (ч.1ст.35).

Комиссии по регулированию  СТО образуются по решению сторон на всех уровнях СП (ч.2-6 ст.35 СП). Эти  комиссии образуются для обеспечения  регулирования СТО, ведения коллективных переговоров, подготовки проектов коллективных договоров и соглашений, их заключения, а также для организации контроля за их выполнением (ч.1 ст.35 ТК).

На федеральном  уровне СП образованно и постоянно  действует Российская трехсторонняя  комиссии по регулированию СТО. Ее деятельность осуществляется в соответствии с  ФЗ от 1 мая 1999 г. Комиссия состоит из представителей общероссийских объединений профсоюзов, работодателей и правительства РФ, которые образуют соответствующие стороны комиссии. Каждое общероссийское объединение профсоюзов, общероссийское объединение работодателей вправе направить одного своего представителя в состав соответствующей стороны комиссии. Представители сторон являются членами комиссии. Количество членов комиссии от каждой из сторон не может превышать 30 человек.

Основными целями комиссии являются:

Регулирование СТО

Согласование  социально-экономических интересов  сторон

Решение комиссии считается принятым, если за него проголосовали  все 3 стороны. Президентом РФ назначается  координатор комиссии, который членом комиссии не является. Деятельность каждой из сторон организует координатор стороны.

Участие комиссии по регулированию СТО в формировании и реализации государственной политики в сфере труда закреплено в  ст.35.1 ТК.

К специализированным СП относятся:

Координационные комитеты содействия занятости населения (ст.20 закона РФ «о занятости населения  в РФ»).

Комитеты и  комиссии по охране труда (ст.218 ТК).

Комиссии по трудовым спорам (ст.384 ТК).

Примирительные  комиссии (ст.402 ТК).

 

В14

Коллективный  договор. Понятие, значение, стороны, содержание.

Коллективный  договор (КД) – это правовой акт, регулирующий СТО в организации  или у ИП (т.е. у работодателя) и  заключаемы работниками и работодателем  в лице их представителей (ч.1 ст.40 ТК).

КД может заключаться  в организации в целом; в ее филиалах; представительствах; иных обособленных структурных подразделениях (ч.4 ст.40 ТК). Сторонами КД являются работники (коллектив работников) и работодатель (ч.1 ст.40).

Значение КД:

это важнейший  локальный правовой акт, это своеобразный трудовой кодекс организации.

это правовой акт  СП, позволяющий согласовать социально-экономические  интересы работников и работодателей.

это форма привлечения  работников к управлению производством.

это правовой акт, позволяющий учесть специфику деятельности работодателя с учетом его организационно-правовой формы, формы собственности, финансовых возможностей.

Содержание и  структура КД определяются сторонами (ч.1 ст.41 ТК). КД обладает смешанной правовой природой, т.е. КД содержит:

нормативные положения - действуют в течения всего  срока действия КД, адресованы персонально  не определенному кругу лиц, работающих у данного работодателя, применяются  при наличии тех условий, которые установлены в нормативном положении.

информационные нормы – это нормы ТК, других ФЗ, включенные в КД для сведения работников.

локальные нормы  – разработаны в организации, дополняющие нормы ТЗ.

В КД могут устанавливаться  льготы и преимущества для работников, условия труда более благоприятные  по сравнению с установленными законами, иными НПА, соглашениями.

организационные условия или положения – это  условия о сроке действия КД, о  порядке  внесения в него изменения  и дополнений, об осуществлении контроля за выполнением КД и др. (ст.43,44,51 ТК).

обязательственные условия КД – конкретные обязательства  сторон. Эти условия действуют  в течении срока, указанного в КД и погашаются исполнением, адресованы конкретному исполнителю. Приметный перечень обязательств сторон, включаемых в  КД дан в ч.2 ст.41 ТК.

КД не могут  содержать условий, ограничивающих права или снижающие уровень  гарантий работников, т.е. ухудшающих условия  работы по сравнению с установленным ТЗ. Если такие условия включены в КД, они являются не действительными и не подлежат применению (ч.2 ст.9 ТК, ч.3 ст.50 ТК).

 

 

В15

Порядок заключения КД, срок и сфера его действия,  регистрация КД.

Порядок разработки проекта КД и его заключения определяется сторонами в соответствии с ТК и иными ФЗ (ст.42 ТК).

Правовая процедура  разработки и заключения КД включает условно следующие стадии:

проявление инициативы по проведению коллективных переговоров  по подготовке и заключению КД. Право  проявить такую инициативу имеют  представители работодателя и работников (ч.1 ст.36 ТК). Право направить работодателю предложению о начале коллективных переговоров от имени всех работников имеют: единый представительный орган, созданный двумя или более первичными профсоюзными организациями, объединяющими в совокупности более половины работников данного работодателя; первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников данного работодателя; первичная профсоюзная организация, не объединяющая более половины работников или иной представительный орган по поручению общего собрания, конференции работников (ч.2-5 ст.37).

вступление в коллективные переговоры второй стороны. Представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров обязаны вступить в переговоры в течении 7 календарных дней, направив инициатору ответ с указанием представителей от своей стороны (ч.2 ст.36).

создание комиссий для ведения коллективных переговоров  и подготовки проекта коллективного  договора. Она создается на равноправной основе из представителей сторон (ч.1-7 ст.35 ТК).

коллективные переговоры. Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров ответа от второй стороны (ч.2 ст.36). Сроки, место и порядок проведения определяются представителями сторон, являющимися участниками этих переговоров (ч.9 ст.37 ТК).

разработка проекта  КД. При не достижении  согласия сторонами  по отдельным положения КД в течении 3 месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать КД на согласованных условиях с одновременным составление протокола разногласий.

урегулирование разногласий. Урегулирование разногласий, возникших в ходе обсуждения КД производится в соответствии с ТК (дальнейшие коллективные переговоры или разрешение в порядке, установленном для разрешения коллективных трудовых споров – гл.61 ТК) – ч.3 ст.40.

обсуждение проекта  КД в подразделениях организации  и его доработка.

утверждение проекта  КД общим собранием, конференцией работников, если это определено сторонами.

подписание КД сторонами

регистрация КД – в течении 7 дней со дня подписания направляется работодателем, его представителем на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду. При осуществлении регистрации соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положения работников по сравнению с ТЗ и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим КД, а также в соответствующую государственную инспекцию труда

 

 

в16

Соглашение - правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, заключаемый  между полномочными представителями  работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и тер-риальном уровнях в пределах их компетенции. В соглашение могут  включаться взаимные обязательства  сторон по: оплате труда; условиях и  охране труда; режимам труда и  отдыха; развитию соц-ного партнерства; социальным гарантиям и льготам, связанным с тер-риториальными  особенностями города, района, др. админ-но-тер-риального  образованияиные, др. вопросам, определенным сторонами.

В зависимости  от сферы регулируемых соц-но-труд-ых отношений могут заключаться  соглашения: генеральное, региональное, отраслевое (межотраслевое), тер-риальное и иные.

Генеральное - на федеральном уровне. Региональное - на уровне субъекта РФ. Отраслевое - общие  условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам отрасли (отраслей). Тер-риальное соглашение - на тер-рии  соответствующего муниц-ного образования. Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, региональном, тер-риальном уровнях  соц-ного партнерства (Отраслевое тарифное соглашение).

Соглашения по договоренности сторон, участвующих  в коллективных переговорах, м.б. двусторонними  и трехсторонними. Иные соглашения - соглашения, которые могут заключаться  сторонами на любом уровне соц-ного партнерства по отдельным направлениям регулирования соц-но-труд-ых отношений  и иных непосредственно связанных  с ними отношений.

Содержание и  структура соглашения определяются по договоренности между представителями  сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и  включения в соглашение. Оно состоит  из условий (положений) нормативного и  обязательственного хар-ра, определяемых самими сторонами в пределах их компетенции. Соглашения не могут противоречить  закон-ву. Соглашения, могут предусматривать  положения: об оплате, условиях и охране труда, режиме труда и отдыха; о  содействии занятости, переобучении работников; об охране здоровья работников на производстве; и пр.

В соглашениях  могут содержаться положения  по др. трудовым и соц-но-экономическим  вопросам, не противоречащим закон-ву. Ряд положений, входящих в содержание соглашения, может включаться в качестве информационных условий (положений) коллективных дог-ров, заключаемых в организациях.

Проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров. Заключение и изменение  соглашений, требующих бюджетного финансирования осущ-ются

 

в17

Основные акты и понятия в сфере занятости. Государственные органы содействия занятости.

Стратегическая  цель государственной политики занятости  населения в РФ – это содействие полной продуктивной и свободно избранной  занятости (ст.1 конвенции МОТ №122 от 9 июля 1964 г. «о политике в области занятости» и ст.5 закона РФ от 19 апреля 1991 г. в редакции от 20 апреля 1996г. «о занятости населения в РФ»).

Отношения в сфере  занятости населения регулируются законом РФ от 19 апреля 1991 в редакции от 20 апреля 1996г. «о занятости населения  в РФ», положениями ТК РФ, отдельными нормами ФЗ «о статусе военнослужащих», «о беженцах», «о вынужденных переселенцах»  и др., указами президента, постановлениями  правительства, актами минздравсоцразвития, положениями генерального и других соглашений по вопросам СТО, коллективными  договорами.

Расширение масштабов  деятельности государства в сфере  занятости, противодействие росту  безработицы является одним из основных приоритетов программы антикризисных  мер правительства РФ на 2009г.

Под занятостью граждан понимается их деятельность связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (ст.1 закона «о занятости»).

Занятыми считаются  следующие категории граждан:

работающие по ТД

зарегистрированные в качестве ИП

занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам

выполняющие работы по договорам гражданско-правового  характера

являющиеся членами производственных кооперативов, артелей

избранные, назначенные  или утвержденные на оплачиваемую должность

проходящие военную и приравненную к ней службу, а также альтернативную гражданскую службу

проходящие очный курс обучение в образовательных учреждениях всех уровней

временно отсутствующие  на работе в связи с нетрудоспособностью, отпуском или переподготовкой, исполнением  государственных обязанностей, иными  уважительными причинами

являющиеся учредителями, участниками организации (ст.2 закона «о занятости»).

К основным понятиям в сфере занятости относятся  следующие понятия:

безработные граждане

подходящая и  неподходящая работа

общественные  работы

пособие по безработице

 

В РФ создано  и функционирует государственная  служба занятости населения (ГСЗН). ГСЗН включает в себя:

федеральный орган  исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору  в сфере труда, занятости и  альтернативной гражданской службы, по оказанию  государственных услуг  в сфере содействия занятости  населения  и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров. Такими органами в настоящее время является Федеральная служба по труду и  занятости (Роструд). Положение об этой службе утверждено постановлением правительства  от 30 июля 2004 года.

органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие в соответствие с законом полномочия в сфере занятости населения

государственные учреждения СЗН, это центры занятости  населения, созданные и действующие  в муниципальных образованиях.

Основные функции  ГСЗН:

оценка состояния  и прогноз развития занятости  населения, информирования о положении  на рынке труда

разработка и  реализация программ содействия занятости  населения

содействие гражданам  в поиске подходящей работы, а работодателям  в подборе необходимых работников.

организация мероприятий  активной политики занятости населения

осуществление социальных выплат гражданам,  признанным в  установленном порядке безработными

осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области населения.

Информация о работе Шпаргалка по "Трудовому праву"