Привлечение иностранной рабочей силы на территорию Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 11:07, доклад

Описание

Прибытие в Российскую Федерацию иностранцев с целью трудовой деятельности, а также выезд наших сограждан на работу за рубеж – весьма распространенное явление в современной российской действительности. Вместе с тем, если взглянуть в историческом аспекте, то проблемы внешней трудовой миграции являются сравнительно новыми для отечественного правоведения.

Работа состоит из  1 файл

доклад по трудовому праву.doc

— 68.00 Кб (Скачать документ)

 

Министерство  образования  Российской Федерации

Байкальский государственный  университет экономики и права

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад по трудовому  праву на тему:

Привлечение иностранной  рабочей силы на территорию РФ

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Фешова Ирина

ТД-09-12

 

Проверила: Романова Ю.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иркутск, 2011

 

ВВЕДЕНИЕ

Прибытие в Российскую Федерацию иностранцев с целью  трудовой деятельности, а также выезд  наших сограждан на работу за рубеж  – весьма распространенное явление  в современной российской действительности. Вместе с тем, если взглянуть в историческом аспекте, то проблемы внешней трудовой миграции являются сравнительно новыми для отечественного правоведения. СССР был отгорожен «железным занавесом» от международного рынка труда и от иностранных инвестиций. Вплоть до начала 80 годов прошлого века для советских граждан существовали жесткие ограничения на выезд за рубеж и въезд иностранных граждан в СССР.

Россия вплотную столкнулась  с ними в процессе демократических  преобразований 80-90 годов и особенно после распада СССР. Россия становится как «донором» рынка труда, принимая большое количество мигрантов из стран СНГ и Китая, так и его «реципиентом», поскольку российские граждане трудятся в различных странах мира, привлекающих иностранную рабочую силу. Вместе с тем в России до последнего времени отсутствовало комплексное регулирование правовых отношений с участием трудящихся-мигрантов, не была сформирована понятийная база, не наработана судебная и правоприменительная практика. При этом опыт советского законодательства здесь неприменим, поскольку абсолютно не соответствует новым реалиям.

Миграция иностранной  рабочей силы в Российскую Федерацию  является одним из направлений внешней трудовой миграции. Она представляет собой наиболее многочисленный миграционный процесс, оказывающий влияние на социально-экономическую и политическую ситуацию в государстве. Практика свидетельствует, что значительная часть иностранных граждан, находясь в Российской Федерации, осуществляет трудовую деятельность без оформления разрешений на работу, стремясь остаться в теневом секторе экономики, и, таким образом, переходит на нелегальное положение. Указанная ситуация в очередной раз подтверждает необходимость проведения специального исследования вопросов привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации.

Таким образом, вопросы, касающиеся порядка привлечения  иностранных граждан и лиц  без гражданства для ведения  трудовой деятельности на территории Российской Федерации, являются весьма актуальными и еще недостаточно изученными в правоприменительной практике.

 

Регулирование рынка труда  иностранных работников

Привлечение на территорию РФ иностранной рабочей силы является приоритетным правом РФ и осуществляется в порядке, определяемом законодательством  РФ. Об этом говорится в статье 17 Закона РФ от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

Особенности регулирования рынка  труда иностранных работников установлены  в статье 18.1 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении  иностранных граждан в Российской Федерации» (Закон 115-ФЗ). Правительство РФ ежегодно определяет потребность в привлечении иностранных работников, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, с учетом политической, экономической, социальной и демографической ситуации, а также в целях оценки эффективности использования иностранной рабочей силы. Исполнительные органы государственной власти субъекта РФ ежегодно определяют потребность в привлечении иностранных работников, оценивают эффективность использования иностранной рабочей силы, вклад иностранных работников в социально-экономическое развитие данного субъекта РФ. Определение органами государственной власти субъекта потребности в привлечении иностранных работников осуществляется в соответствии с правилами, установленными Правительством РФ.В целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан РФ, а также в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства Правительство вправе устанавливать квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу как на территории одного или нескольких субъектов РФ, так и на всей территории РФ. Квоты могут устанавливаться в зависимости от:

  • профессии;
  • специальности;
  • квалификации;
  • страны происхождения;
  • иных экономических и (или) социальных критериев с учетом региональных особенностей рынка труда.

Правительство РФ вправе ежегодно с учетом региональных особенностей рынка труда и необходимости  в приоритетном порядке трудоустройства граждан РФ устанавливать допустимую долю иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность как на территории одного или нескольких субъектов РФ, так и на всей территории страны. 

Привлечение иностранной  рабочей силы: примеры из судебной практики

1. Иностранный гражданин в случае осуществления им трудовой деятельности на основании устного заверения работодателя о том, что на этого гражданина получено разрешение на работу, может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 18.10 КоАП («Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2005 года»).

В соответствии с п. 4 статьи 13 Закона 115-ФЗ работодатель, пригласивший иностранного гражданина в целях осуществления трудовой деятельности, обязан обеспечить получение иностранным гражданином разрешения на работу. Вместе с тем иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность на территории Российской Федерации только при наличии разрешения на работу. Таким образом, обязанности работодателя обеспечить получение иностранным гражданином разрешения на работу корреспондирует обязанность иностранного гражданина осуществлять трудовую деятельность только после получения такого разрешения. Следовательно, иностранный гражданин в случае осуществления им трудовой деятельности на основании устного заверения работодателя о том, что на этого гражданина получено разрешение на работу, может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 18.10 КоАП.

2. Иностранный гражданин трудовую деятельности в РФ без разрешения на работу. Наказание в виде административного выдворения за пределы РФ без учета его семейного положения является необоснованным (Постановление Верховного Суда РФ от 24.01.2006 №18-ад05-13).

Гражданка состоит в браке с  гражданином РФ, от которого имеют  троих несовершеннолетних детей. Проживают  совместно в домовладении, принадлежащим  им на праве собственности. Постановлением судьи гражданка признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 18.10 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), выразившегося в осуществлении иностранным гражданином трудовой деятельности в РФ без разрешения на работу. Согласно статье 18.10 КоАП осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в РФ без разрешения на работу, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа в размере от 2000 до 5000 рублей с административным выдворением за пределы РФ или без такового. В соответствии с частью 2 статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950) вмешательство со стороны публичных властей в осуществление права на уважение семейной жизни не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Исполнение административного  наказания в виде выдворения за пределы РФ в соответствии с п. 3 статьи 7 Закона 115-ФЗ влечет невозможность получения разрешения на временное проживание в РФ в течение 5 лет. Таким образом, применение в этом случае дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы из страны влечет нарушение существующих семейных отношений и препятствует воссоединению семьи. В связи с этим применение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы страны является преждевременным.

3. Иностранный гражданин был привлечен к ответственности по статье 18.8 КоАП за нарушение установленного порядка регистрации и ошибочно признан виновным в совершении административного правонарушения согласно части 2 статьи 18.10 КоАП, предусматривающей ответственность работодателя (иностранного гражданина или лица без гражданства) за нарушение правил привлечения и использования в РФ иностранной рабочей силы (Определение Верховного Суда РФ от 03.02.2006 №56-ад05-5).

Основанием для привлечения  иностранного гражданина к административной ответственности по статье 18.8 КоАП РФ послужило нарушение им режима пребывания в РФ, выразившееся в несоблюдении установленного порядка регистрации.

В соответствии со статьей 21 Закона 115-ФЗ регистрация иностранного гражданина, въехавшего в РФ, производится по месту его пребывания в РФ. В случае перемены места пребывания в РФ иностранный гражданин обязан зарегистрироваться в течение 3-х  рабочих дней со дня прибытия на новое место пребывания.

В то же время действия иностранного гражданина, выразившиеся в осуществлении трудовой деятельности на территории РФ без соответствующего разрешения, судья ошибочно квалифицировал по части 2 статьи 18.10 КоАП, предусматривающей ответственность работодателя (иностранного гражданина или лица без гражданства) за нарушение правил привлечения и использования в РФ иностранной рабочей силы.

4. Губернатор субъекта РФ не вправе принимать законодательные акты, которые:

    • регулируют процесс согласования заявок на привлечение иностранной рабочей силы;
    • устанавливают форму согласования заявок и порядок их учета;
    • определяют обстоятельства, подлежащие учету при согласовании заявок работодателей на привлечение иностранной рабочей силы;
    • предусматривают основания для отказа в согласовании заявок.

(Определение Верховного  Суда РФ от 22.02.2006 №58-Г06-1)

Губернатором принято  постановление, которым утвержден  Порядок организации взаимодействия министерств края и территориальных  органов федеральных органов исполнительной власти по обеспечению соблюдения предприятиями, организациями и частными предпринимателями трудового и налогового законодательства при привлечении иностранной рабочей силы.

В соответствии со статьей 3 Закона №115-ФЗ законодательство о правовом положении иностранных граждан в РФ отнесено к исключительному ведению РФ, а значит, правовых оснований для регулирования этих вопросов у губернатора Хабаровского края не имелось.

Понятие, признаки и виды иностранных работников

Процесс перемещения физических лиц через границы государств для занятия трудовой деятельностью в литературе называют по-разному: «международный рынок труда», «международный трудовой обмен», «международное перемещение трудовых ресурсов». В российских нормативных правовых актах используется термин «внешняя трудовая миграция».

Внешняя трудовая миграция – это осуществляемое в порядке, установленном нормами международного права и национального законодательства, добровольное, временное перемещение лиц в государство, гражданами которого они не являются, с целью осуществления на его территории трудовой деятельности. В литературе приводятся и другие определения. Так, по мнению Ю.В. Жильцовой, «внешняя трудовая миграция – это временное изменение места жительства с целью занятия оплачиваемой деятельностью в иностранном государстве».

К сожалению, в действующем  законодательстве понятие «внешней трудовой миграции» отсутствует, хотя сам термин используется. Полагаем, законодателю необходимо разработать и включить соответствующую дефиницию в один их нормативных правовых актов, регулирующих вопросы внешней миграции. Понятие иностранного работника используется в российских и международных актах для обозначения субъектов именно внешней трудовой миграции. Правовой статус трудящихся-мигрантов имеет некоторые особенности.

Нормативного определения  трудящегося-мигранта российское законодательство не содержит. В ст.11 Конвенции МОТ № 97 о трудящихся-мигрантах содержится следующее определение: трудящийся-мигрант – это лицо, которое мигрирует из своей страны в другую с намерением получить работу, иначе, чем на собственный счет, и включает всякое лицо, допускаемое в соответствии с законом в качестве трудящегося-мигранта. Конвенция не применяется к пограничным работникам, морякам, а также выехавшим на короткий срок лицам свободных профессий и артистам. Понятие «трудящийся-мигрант» уточняется в Конвенции МОТ № 143 о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения. Особо подчеркивается, что оно охватывает только лиц, законно въехавших в страну в качестве трудящихся-мигрантов. Таким образом, исключается возможность его применения к нелегальным мигрантам. Кроме того, согласно Конвенции к трудящимся-мигрантам не относятся лица, приезжающие с целью получения профессиональной подготовки или образования; лица, въехавшие в страну для выполнения специальных функций на ограниченный период времени по просьбе работодателя и обязанные ее покинуть после их завершения.

Информация о работе Привлечение иностранной рабочей силы на территорию Российской Федерации