Предмет и функции трудового права, его место в системе российского права. Принципы трудового права.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 20:51, контрольная работа

Описание

Трудовое право является важной основой для формирования социального законодательства. Принятие Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) ознаменовало собой завершение важнейшего этапа реформы трудового законодательства. Являясь результатом компромисса между интересами работников и работодателей, ТК РФ направлен на достижение между ними социального партнерства, обеспечение условий для эффективного, творческого труда. Принятие Кодекса дало импульс дальнейшему обновлению нормативных правовых актов о труде и преодолению неполноты в правовом регулировании отношений в сфере труда.

Содержание

Введение 3
1. Значение трудового права в системе Российского права 5
1.1. Понятие, принципы и место трудового права в системе Российского права
5
1.2. Принципы трудового права 8
2. Функции, источники и проблемы трудового права на современном этапе развития
14
2.1. Функции трудового права 14
2.2. Источники трудового права 18
2.3. Проблемы трудового права на современном этапе развития 26
Заключение 29
Список литературы 31

Работа состоит из  1 файл

К.р_ТП.doc

— 183.00 Кб (Скачать документ)

     В ходе разработки нового Кодекса удалось  сохранить его преемственность с ранее действовавшим КЗоТ, которая нужна для создания устойчивости в регулировании трудовых отношений. Принятие Трудового кодекса РФ означает завершение важнейшего этапа реформы трудового законодательства. Однако наряду с достоинствами ТК имеет противоречия, недостатки, нечеткие формулировки, пробелы. Назрела задача его совершенствования. Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 20 июня 2003 г. в первом чтении принят проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Российской Федерации".

     Все источники трудового права находятся в определенной взаимосвязи и взаимозависимости. Система источников имеет свои особенности.

     1. Система состоит из общего  и специального законодательства. Общее трудовое законодательство  относится ко всем работникам  на всей территории России. Специальное законодательство отражает дифференциацию (различие) его норм и распространяется на определенные категории работников.

     Действие  общих норм трудового законодательства корректируется наличием особых норм, учитывающих специфику характера и условий труда работников, физиологические особенности организма работника (женщин, несовершеннолетних) и другие объективно существующие особенности, признанные государством в качестве оснований для дифференциации в правовом регулировании трудовых отношений (разд. XII ТК РФ).

     2. Система делится на законы  и подзаконные акты.

     3. В систему источников входят  нормативные правовые акты, принятые  федеральными органами государственной  власти, и акты субъектов Российской Федерации. В сфере трудового права наряду с Трудовым кодексом РФ действуют федеральные законы "О занятости населения в Российской Федерации", "Об основах охраны труда", "О коллективных договорах и соглашениях", "О порядке разрешения коллективных трудовых споров", "О минимальном размере оплаты труда", "О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы", "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" и др. Наиболее характерны региональные законы об охране труда, о профессиональных союзах, о социальном партнерстве [20].

     4. Наличие в системе источников  ведомственных актов, среди которых  особое место занимают акты  Министерства труда и социального  развития Российской Федерации  (сейчас - Министерства здравоохранения  и социального развития РФ).

     5. Наличие актов договорного характера.  Наряду с нормативными правовыми актами, принятыми органами государственной власти, и актами органов местного самоуправления сторонами социального партнерства могут заключаться нормативные соглашения. К ним относятся коллективные договоры и соглашения, которые заключаются после проведения коллективных переговоров. ТК РФ относит коллективные договоры к правовым актам (статья 40). Нормативные соглашения, хотя и не принимаются органами государственной власти, содержат правовые нормы. В последние годы появились новые источники трудового права - генеральные, региональные, межотраслевые, отраслевые тарифные, территориальные и иные соглашения. Эти договорные акты заключаются на двусторонней или трехсторонней основе, выражают отношения социального партнерства между представителями работников и работодателей. Третьей стороной может выступать соответствующий орган государственного управления [8, с. 66].

     6. В создании актов трудового  законодательства принимают участие  работодатели и работники через своих представителей. Работодатель вправе принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции (статья 8 ТК РФ). К локальным нормативным актам относят: штатное расписание, правила внутреннего трудового распорядка, положения о премировании, должностные инструкции, графики сменности и др. Локальные нормативные акты работодателя не подлежат применению, если они ухудшают положение работников в сравнении с трудовым законодательством федерального и регионального уровней или изданы с нарушением порядка учета мнения представительного органа работников. В этом случае законодатель называет их недействительными. Судебная практика исходит из того, что признание актов недействительными относится к компетенции Конституционного Суда РФ. Недействительность акта означает, что он не порождает правовых последствий с момента издания. Однако локальные акты не могут стать предметом рассмотрения их в Конституционном Суде. Поэтому правильно говорить о признании локальных актов работодателя, ущемляющих права работников, по заявлению заинтересованных лиц недействующими судом или соответствующей инспекцией труда.

     7. Существенным отличием системы  источников трудового права от  системы источников других отраслей  права выступает действие принципа не ухудшения положения работника, т.е. акт меньшей юридической силы не может ухудшать положение работника по сравнению с вышестоящим актом (статья 5, 6, 8, 9 ТК РФ) [22].

     Улучшение положения работников по сравнению  с актом большей юридической силы не может считаться противоречием. Такую позицию занимает, например, А.Ф. Нуртдинова.

     Все источники трудового законодательства можно разделить на законы и подзаконные  акты по степени их важности и субординации, по системе отрасли трудового права, сфере действия, органам, их принимающим. 

     2.3. Проблемы трудового права на современном этапе развития 

     В отечественной научной и учебной  литературе научная проблематика права  часто освещается именно с традиционных позитивистских позиций, которые наиболее рельефно отражены в нормативистской теории, основанной на пре6дставлении о том, что право – это совокупность норм, внешне выраженных в законах и иных нормативных актах. В более развернутом виде право в современной отечественной юридической литературе обычно определяется как система общеобязательных, формально определенных норм, обеспечиваемых государством и направленных на регулирование поведения людей в соответствии с принятыми в данном обществе устоями социально-экономической, политической и духовной жизни, либо как система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают государственным регулятором общественных отношений.

     В настоящее время в условиях перехода России к рыночной экономики и возникновения частных форм собственности на средства производства перед трудовым правом возникли новые задачи, а именно: а) обеспечение свободы труда и равенства возможностей людей в труде; б) защита прав и законных интересов участников общественного процесса труда; в) поиск путей выхода из кризиса, в котором оказались экономика и общество.

     Решение указанных задач посредством  реализации социальной функции составляет одно из важнейших направлений развития трудового права на современном этапе, в связи, с чем и сама социальная функция трудового права должна быть отнесена к числу основных функций данной отрасли права.

     Таким образом, можно сделать следующие  выводы.

     1. Функции трудового права образуют  целостную систему, составные элементы которой представляют собой взаимосвязанные направления правового воздействия на общественные отношения, образующие предмет данной отрасли.

     2. Указанное воздействие осуществляется  посре6дством решения стоящих  перед трудовым правом задач и достижения целей правового регулирования отношений, структура которых определяет содержание функций российского трудового права.

     3. В системе функций трудового  права следует выделять в качестве  основных социальную и экономическую функции.

     4. Реализация экономической (производственной) и социальной (защитной) функции должна быть нацелена на: а) обеспечение работы рыночных механизмов, основывающихся на свободе и равенстве людей труда; б) достижение максимально возможной гармонии между интересами работодателей и работников. В итоге необходимо, с одной стороны, исключить дальнейшее развитие трудового права в целом только как права работника, игнорирующего экономические интересы работодателя, с другой стороны, создать эффективные механизмы социально-правовой защиты человека, избравшего для себя образ жизни наемного работника.

     На  основе данных выводов можно определить и сущность современного трудового права России. Решению указанной задачи способствует также анализ генезиса и процесса развития трудового права. Подобного рода исторический подход к пониманию сути трудового права подтверждает, что уже изначально оно возникло как право защиты людей наемного труда, в этом смысле защитная функция ему присуща имманентно.

     В тоже время истории известны примеры, когда защитная функция трудового права была минимизирована, и оно ориентировалось на выполнение экономической функции и, соответственно, на обслуживание интересов производства. Например, такую направленность имело большую часть своей истории советское трудовое право в силу отмеченного выше приоритета государственного и общественного интереса над личным. Время убедительно показало, что технократический подход к регулированию отношений в сфере труда себя не оправдывает, поскольку при нем человек не стремится работать добросовестно и это отрицательно сказывается в первую очередь на итогах самого производства. Кроме того, трудящийся человек превращается в лишенный личностных качеств фактор производства, который выполняет в основном роль объекта управления, а объем предоставляемых ему жизненных благ определяется в подобной системе производства так называемым остаточным принципом, в силу чего он относительно невелик.

     С этой точки зрения акцент в соотношении  экономической и защитной функции  объективно должен быть перенесен с первой на вторую. Под этим углом зрения важнейшими задачами, которые призвано решать трудовое право, осуществляя свою защитную функцию, является установление оптимальных пределов эксплуатации труда наемного работника со стороны работодателя и создание эффективных механизмов защиты прав и учета законных интересов работника [2, с. 196].

     Значимость  решения этих задач объясняется  тем, что работник в принципе выступает экономически более слабой стороной в трудовых отношениях с работодателем. Соответственно, равенство партнеров на рынке труда всегда носит лишь формальный характер. В действительности же работодатель, являющийся владельцем средств производства, предоставляющий работу и управляющий процессом труда, в состоянии диктовать условия труда работнику, владеющему только своими способностями к труду, которые он реализует под руководством и в интересах работодателя. 

     Заключение 

     Трудовое  право является важной основой для  формирования социального законодательства. Принятие Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) ознаменовало собой завершение важнейшего этапа реформы трудового законодательства. Являясь результатом компромисса между интересами работников и работодателей, ТК РФ направлен на достижение между ними социального партнерства, обеспечение условий для эффективного, творческого труда. Принятие Кодекса дало импульс дальнейшему обновлению нормативных правовых актов о труде и преодолению неполноты в правовом регулировании отношений в сфере труда.

     Трудовое  право регулирует общественные отношения, возникающие в связи с применением труда граждан, как правило, по трудовому договору, устанавливает права, обязанности и ответственность участников данных отношений, таким образом, трудовое право — это отрасль права, регулирующая трудовые и непосредственно связанные с ними отношения.

     Предметом трудового права являются следующие  общественные отношения:

  • трудовые отношения работника с работодателем (юридическим или физическим лицом), основанные на трудовом договоре;
  • по организации труда и управлению трудом;
  • по обеспечению занятости и трудоустройству у данного работодателя;
  • по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;
  • по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
  • по участию работников и профессиональных союзов в обеспечении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;
  • по материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;
  • по надзору и контролю (в том числе профсоюзному) за соблюдением трудового законодательства, включая законодательство об охране труда;
  • по разрешению индивидуальных и коллективных трудовых споров.

Информация о работе Предмет и функции трудового права, его место в системе российского права. Принципы трудового права.