Права профсоюзов в сфере трудовых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 09:30, курсовая работа

Описание

Год 1995-й был годом борьбы за правовое признание профсоюзов России, их
роли и месте в обществе. Своеобразным символом этой борьбы стала
драматическая судьба закона «О профсоюзах, их правах и гарантиях
деятельности». Его принятию всячески сопротивлялись те, кто не
заинтересован в существовании сильных объединений трудящихся, способных

Содержание

|I |Профсоюзные органы как субъекты трудового права | 3 |
|II |Правовое положение профсоюзов в сфере труда. | |
| |1. Понятие профсоюзов. Их задачи и функции. |6 |
| |Нормативно-правовое регулирование их деятельности. | |
| |2. Общая характеристика правового статуса профсоюзов в сфере| 12 |
| |труда. | |
|III|Классификация прав профсоюзов. | 17 |
|IV |Гарантии прав профсоюзов. | 24 |
|V |Ответственность профсоюзов. | 32 |
|VI |Защита прав профсоюзов. | 34 |
| |ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 37 |
| |СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | 38 |

Работа состоит из  1 файл

трудовое право.docx

— 62.78 Кб (Скачать документ)

   соответствующими  профсоюзными  органами  и   закрепляются  в  коллективных

   договорах и  соглашениях).

    Потребность  защиты прав и интересов, трудящихся  особенно  актуальна  в

современный  период,  обнаживший  и  усиливший   социально-   экономические

противоречия.

    Осуществлению   защитной  функции  профсоюзов  способствует   социальное

регулирование общественных отношений, в которые  они  вступают  в  процессе

своей деятельности. Отношения  с участием профсоюзов регулируются различными

видами социальных норм - морали, этики, права, традиций и др. Одни  из  них

сложились  в  практике  взаимодействия   профсоюзов   с   государственными,

хозяйственными органами, работниками и формально не  закреплены.  Другие  -

предусмотрены актами профсоюзных  органов. Третьи содержатся  в  нормативных

правовых актах.

    Деятельность  профсоюзов  регулируется  в   основном  ими   самими   как

самодеятельными общественными  организациями с  помощью  внутри  профсоюзных

норм, принимаемых руководящими профсоюзными органами. Такие нормы  не  носят

правового характера (хотя многие  из  них  имеют  правовые  последствия)  и

содержатся в уставах  профсоюзов и их объединений, других профсоюзных актах.

Из круга общественных отношений, в которые  вступают  профсоюзы,  правовому

воздействию  подвергаются   только  те,  регулирование  которых  объективно

возможно,  экономически,  социально   и   политически   необходимо.   Право

содействует осуществлению  стоящих перед профсоюзами  задач,  выполнению  их

защитной функции.

    Общественные  отношения с участием профсоюзов  регулируются правом в  той

мере, в какой это  необходимо для  обеспечения  представительства  и  защиты

интересов трудящихся, успешного  функционирования профсоюзов  и  дальнейшего

развития общества. В  конечном счете границы правового  регулирования зависят

от состояния общественных отношений, степени  их  развития,  от  социально-

экономических и политических условий, в которых они развиваются.

    Пределы   правового  регулирования   отношений  с   участием   профсоюзов

определяются  исходя  из  их  предназначения,  необходимости  с  наибольшей

пользой для трудящихся, всего общества  представлять  и  защищать  права  и

интересы работников в сфере труда и связанных  с трудом отношений:

    а)    средствами    и    методами,    присущими    самим    профсоюзам;

                                                                    б)     с

помощью права;

    в) во взаимодействии  правовых и не правовых средств  и методов.

     Объем и  содержание прав профсоюзов определяются, прежде  всего,  целью

их  создания,  стоящими  перед  ними  задачами,   выполняемыми   функциями,

положением в политической системе. Поэтому  правовой  статус  профсоюзов  в

сфере труда определяется государством при участии профсоюзов. Они  помогают

сформировать законодательные  нормы  по  вопросам  деятельности  профсоюзов.

Правовой статус  профсоюзов  тесно  связан  с  их  уставными  полномочиями,

предусмотренными  самими  профсоюзами.  При  создании  законодательства   о

профсоюзах  принимаются  во  внимание  объем  и  содержание   их   уставных

(общественных) полномочий. Государство может закрепить  за профсоюзами права

только по тем вопросам, которыми они занимаются в соответствии с уставами в

силу  их  общественного  характера.  После  принятия   законодательства   о

профсоюзах они должны соблюдать это законодательство.

    Таким  образом,  соотношение  общественного  (внутри  профсоюзного)   и

правового статуса профсоюзов строится на принципе прямой и обратной  связи,

взаимозависимости с  приоритетом  внутри  профсоюзных  норм  при  подготовке

законодательства о  профсоюзах и  приоритетом  законодательства  над  внутри

профсоюзными нормами  после принятия соответствующих  законодательных актов.

    Предоставленные   права  создают  юридическую   базу  для  выполнения  их

уставных задач и  функций,  укрепления  правовой  основы  государственной  и

общественной жизни. При этом государство не вмешивается  во внутренние  дела

профсоюзов. Они действуют  в соответствии с принимаемыми ими  уставами  и  не

подлежат регистрации  в государственных органах. Если профсоюзам  необходимо

право юридического лица, то они, как и все иные организации, регистрируются

в органах Министерства юстиции РФ, но в уведомительном, а не в обязательном

порядке и включаются в соответствующий реестр.

    Тем  самым   обеспечивается   независимость   профсоюзов   от   органов

исполнительной власти.

    Профсоюзы  независимы в своей  деятельности  от  органов  исполнительной

власти, органов  местного  самоуправления,  работодателей,  их  объединений

(союзов,   ассоциаций),   политических   партий   и   других   общественных

объединений, им не подотчетны и неподконтрольны.

    Независимость   профсоюзов  -  первый  из   основополагающих   принципов

положения и деятельности профсоюзов, обеспечивается так же: прямым запретом

всякого вмешательства  органов государственной власти и их должностных лиц в

деятельность профсоюзов, которое может повлечь за  собой  ограничение  прав

профсоюзов  или  воспрепятствовать  законному  осуществлению  их   уставной

деятельности;  имущественной  самостоятельностью;   правом   самостоятельно

разрабатывать и утверждать  свои  уставы,  определять  структуру,  избирать

руководящие органы, организовывать свою деятельность; запретом контроля  за

деятельностью  профсоюзов  со  стороны  органов   юстиции,   регистрирующих

профсоюзы в качестве юридического лица.

    Второй принцип  - самоуправление предусмотрен  Федеральным   законом  «Об

общественных объединениях»  и в равной мере относится ко  всем  общественным

объединениям. Применительно  к профсоюзам

 он выражен в  упоминавшемся выше их  праве   самостоятельно  принимать  свои

уставы и регулировать всю внутреннюю деятельность.

    Третий принцип  - добровольность объединения в  профсоюзы  закреплен  как

законодательством о  профсоюзах, так и Федеральным  законом  «Об  общественных

объединениях».

    Четвертый   принцип,  также  прямо  закрепленный  законом,   равноправие

профсоюзов, равенство  всех профсоюзов перед законом. Он  означает,  что  все

профсоюзы и их органы одного уровня имеют  одинаковые  права  независимо  от

численности, каких-либо иных признаков. Тем самым в законодательстве нашел

отражение и профсоюзный  плюрализм - наличие не одного, а  нескольких  разных

профсоюзов.

    Пятый  принцип  -  законность  создания  и   деятельности  вытекает   из

законодательства о  профсоюзах и прямо  закреплен  Федеральным  законом  «Об

общественных объединениях».

    Законодательство  о профсоюзах состоит из норм  Конституции  РФ  и  КЗоТ,

Федерального закона «О  профессиональных  союзах,  их  правах  и  гарантиях

деятельности», принятого  Государственной  Думой  8  декабря  1995  года  и

подписанного  Президентом  РФ  12  января  1996  года,  норм  ряда   других

федеральных законов (законов  РФ, РСФСР), указов Президента РФ.

    В  систему   законодательства  о  профсоюзах   входит   также   принятый

Федеральный закон от 19 мая 1995 года «Об общественных  объединениях»  (СЗ,

1995, № 21, ст. 1930) в той  части, в которой профсоюзы  имеют общие черты  и

свойства  со  всеми  другими  общественными   организациями.   Особенности,

связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией  и  (или)  ликвидацией

профсоюзов регулируются специальными законами (ст.  4  Федерального  закона

«Об общественных объединениях»).

    В  отдельных   субъектах  РФ  уже  приняты   свои  законы  о  профсоюзах,

например, республиках  Саха - Якутия, Татарстане, Башкортостане.

    Законодательство  о профсоюзах направлено на  регулирование их отношений:

 

    1) с работодателями, их объединениями и представителями;

    2) с органами  государства, органами местного  самоуправления;

    3)   с   другими   субъектами   общественных    отношений    (например,

имущественных, налоговых).

    Следует иметь  в виду, что в  правовую  основу  деятельности  профсоюзов

входит как  собственно  законодательство  о  них,  правах  и  гарантиях  их

деятельности, так  и  трудовое  законодательство  в  целом,  поскольку  оно

используется профсоюзами  для защиты прав и интересов работников.

    Определяющее  правовую основу деятельности  профсоюзов  законодательство

меняется,  совершенствуется  в   зависимости   от   развития   общественных

отношений,  в  которых  они  участвуют,  но  прежде  всего,   от   основных

экономических  отношений   -   от   отношений   собственности,   социально-

политической обстановки в стране. В связи с этим происходит пересмотр  прав

профсоюзов.   Возвращаются   государству,   его   органам   государственные

полномочия, ранее возложенные  на  профсоюзы  и  находящиеся  в  их  ведении

органы (например, государственно-властные полномочия правовой и технической

инстанций профсоюзов). Укрепляются и  расширяются  права,  направленные  на

защиту  интересов  работников  (например,  по   вопросам   занятости).   На

содержание законодательства о профсоюзах решающее влияние

оказали конвенции и  рекомендации Международной  организации  труда  (МОТ)  -

Конвенции № 87, 135, 144 и  др.

    Таким  образом,  основные  тенденции   развития   и   совершенствования

законодательства о  профсоюзах, их правах и гарантиях  состоят в том:

    во-первых,  что  оно  приводится   в   соответствие   с   существующими

общественными отношениями;

    во-вторых, в   отказе  от  несвойственных  профсоюзам  как  общественной

организации полномочий;

    в-третьих,  в сохранении,  укреплении  и   расширении  прав,  позволяющих

профсоюзам  надежно  отстаивать   социально-трудовые   права   и   интересы

работников.

    В сферу  трудового права входят связанные  с трудом отношения  профсоюзов

с  работодателями,  их  объединениями  и   представителями,   а   также   с

государственными органами местного самоуправления. Эти отношения  входят  в

предмет трудового права  как тесно связанные с трудовыми  отношениями.[3]

    Участие профсоюзов  в регулировании трудовых отношений  (в установлении и

применении условий  труда), в контроле  за  соблюдением  законодательства  о

труде и об охране труда, в разрешении трудовых споров - одна из черт метода

трудового права.

 

 

 

      2. Общая  характеристика правового статуса  профсоюзов в сфере труда

 

    Права профсоюзов  в сфере труда - основная часть  их  правового  статуса,

т.е. совокупности прав и  обязанностей во всех областях.

    Помимо прав  в сфере труда профсоюзы обладают  обширными правами в  сфере

действия  других  отраслей  права:  правами   юридического   лица,   правом

собственности, участия  в управлении государственными социальными  фондами, в

области экологии, приватизации и др.

    Наличие у  профсоюзов правового статуса  не противоречит их  общественной

природе. Сохраняя это  качество, профсоюзы пользуются определенными  правами,

установленными государством.

    Законодательно  закрепленное положение профсоюзов  в сфере труда  (трудо-

 правовой статус) представляет собой  общую   меру  юридических  возможностей

 данной организации  и  ее  органов  в  указанной   сфере,  служит  источником

 субъективных прав  и обязанностей профсоюзных органов  в правоотношениях. Как

 базовая   категория   он   характеризует   пределы   юридических   значений

 деятельности профсоюзов  в  этой  области,  служит  эталоном  правомерности

 действий профсоюзных   органов,  полноты  осуществления   предоставленных  им

 юридических полномочий.

    Содержание  труда правового статуса профсоюзов  характеризуется  объемом

закрепленных за ними юридических возможностей.

    Статус профсоюзов  в сфере труда (труда правовой  статус)  как  часть  их

совокупного  статуса  (многоотраслевой  общности)  на   современном   этапе

сочетает  в  себе  стабильные  черты  их  правового  положения  с  особыми,

характерными именно для данного этапа.

    Стабильность,  преемственность  содержания  труда   правового   статуса

профсоюзов  обусловлены  самим  существованием  трудовых  отношений   между

работниками  и  работодателями,  необходимостью  защиты  прав  и  интересов

работников в этих отношениях.

    Наиболее   стабильная   часть   статуса   -   права    профсоюзов    по

представительству интересов  трудящихся, участию  в  регулировании  трудовых

отношений, контролю за соблюдением законодательства о  труде, охране труда.

    Динамика статуса,  его  развитие  происходит  за  счет  изменения  форм

реализации  предоставленных  профсоюзам  прав,  включения  в  статус  прав,

Информация о работе Права профсоюзов в сфере трудовых отношений