Порядок рассмотрения коллективных трудовых споров по законодательству Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 13:06, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение особенностей порядка рассмотрения коллективных трудовых споров.

Содержание

Введение
1. Понятие трудового спора и причины их возникновения
2. Образование комиссий по трудовым спорам и их компетенция
3. Понятие коллективных трудовых споров и их особенности
4. Рассмотрение коллективных трудовых споров
5. Порядок разрешения коллективных трудовых споров
6. Предложения по внесению изменений в законодательство
о порядке разрешения коллективных трудовых споров
Заключение
Список источников и литературы

Работа состоит из  1 файл

Труд-право.doc

— 194.00 Кб (Скачать документ)


2

 

Содержание

 

Введение

1. Понятие трудового спора и причины их возникновения

2. Образование комиссий по трудовым спорам и их компетенция

3. Понятие коллективных трудовых споров и их особенности

4. Рассмотрение коллективных трудовых споров

5. Порядок разрешения коллективных трудовых споров

6. Предложения по внесению изменений в законодательство

о порядке разрешения коллективных трудовых споров

Заключение

Список источников и литературы


Введение

В соответствии со ст. 381 ТК трудовой спор — неурегулированные разногласия между работодателем работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллек­тивного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об уста­новлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заяв­лено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодате­лем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора, это и определяет актуальность темы работы.

Объект исследования – правоотношения, возникающие с коллективными трудовыми спорами.

Предмет исследования – нормативно-правовые акты, регулирующие коллективные трудовые споры.

Целью работы является изучение особенностей порядка рассмотрения коллективных трудовых споров.

Для достижения указанной цели в работе ставятся следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие трудового спора и причины их возникновения;

2. Изучить образование комиссий по трудовым спорам и их компетенция;

3. Изучить понятие коллективных трудовых споров и их особенности;

4. Выявить рассмотрение коллективных трудовых споров;

5.  Изучить порядок разрешения коллективных трудовых споров;

6. Внести предложения по внесению изменений в законодательство о порядке разрешения коллективных трудовых споров.

 

 


1. Понятие трудового спора и причины их возникновения

Трудовыми спорами называются поступившие на разрешение юрисдикционного органа разногласия субъектов тру­дового права по вопросам применения трудового законодательства или об установлении в партнерском порядке новых условий труда.

Данное понятие показывает отличие трудовых споров от разногла­сий, решаемых самими спорящими сторонами, и указывает, что трудовые споры возникают не только из трудового правоотно­шения, но и из иных непосредственно связанных с ним право­отношений, в том числе из правоотношений коллективного ор­ганизационно-управленческого характера.

Трудовые споры — это споры из правоотношений сферы дейст­вия трудового законодательства. Ими оспариваются в юрисдикционном органе разногласия по трудовым правам и исполнению трудовых обязанностей. Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» и глава 60 ТК уже в своем названии предусматривает трудовые споры, порядок разрешения которых устанавливается ими для защиты индивидуальных или коллек­тивных трудовых прав.

Трудовой спор — это спор о реализации права, предусмотренного трудовым законодательством, коллек­тивными и другими договорами о труде или об установлении нового трудового субъективного или коллективного права (неис­ковые споры).

В Законе РФ о коллективных трудовых спорах дано следую­щее определение: «Коллективный трудовой спор — это неурегу­лированные разногласия между работниками и работодателями по поводу установления и изменения условий труда (включая за­работную плату), заключения, изменения и выполнения коллек­тивных договоров, соглашений по вопросам социально-трудовых отношений» (п. 1 ст. 2).

Статья 398 ТК, закрепляя это понятие, дополнила его словами «а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права в орга­низации». Таким образом, отказ работодателя учесть мнение профкома является поводом к коллективному трудовому спору.

Трудовой спор возникает, если разногла­сия между работодателем и работником — субъектами трудового пра­воотношения — по вопросам применения законов и иных норма­тивных правовых актов о труде, коллективного договора, соглашения о труде, а также условий трудового договора не урегулированы. По­этому одна из сторон трудового договора обратилась в соответствую­щий юрисдикционный орган (КТС или суд) с жалобой. [1]

Трудовой спор — это спор об установлении нового трудового субъективного права, например права на получение зарплаты в более высоком размере или льготой преимуществ, а также спор между сто­ронами относительно объема их взаимных прав и обязанностей, уже установленных в нормативных актах и включенных в трудовой дого­вор. Иногда спор ведется о том, как надо толковать или применять закон, ту или иную статью коллективного договора или иных согла­шений о труде. Правоотношения, связанные с трудовым спором, возникают на основании поступившего в юрисдикционный орган (КТС или суд) заявления о разногласии между сторонами трудового договора по вопросам применения законодательства о труде или соглашений об условиях труда, а также по вопросам возмещения материального ущерба или компенсации морального вреда. Завершается трудовой спор принятием судом (или КТС) решения о признании субъективного права или об отказе в удовлетворении требования, а также применением санкций и других мер по предот­вращению в дальнейшем неправомерных действий работодателя или работника. Процедура рассмотрения исковых трудовых споров — это устано­вленная законодателем форма процесса разбирательства индивидуаль­ного трудового спора, начиная с подачи и принятия заявления по нему юрисдикционным органом и кончая вынесением и исполнением решения.

Трудовые правоотношения характеризуются постоянной проти­воположностью интересов их субъектов. Разногласия между ними возникают по поводу применения норм трудового законодательства; предметом их является конкретный факт применения, который по-разному оценивается сторонами трудового отношения, либо конкрет­ное условие труда, предлагаемое к установлению одним из субъектов и отвергаемое (полностью или частично) другим. В подобном случае могут возникнуть разногласия по поводу установления новых или применения существующих условий труда. Они перерастают в трудо­вой спор, который разрешается в установленном законом порядке.

В качестве субъектов трудовых споров выступают субъекты тру­дового правоотношения: работодатель и работник, субъективное право которого, по его мнению, нарушено. Трудовые споры подразделяются на исковые и неисковые, на ин­дивидуальные и коллективные. К спорам искового характера принято относить разногласия, возникающие в связи с применением норма­тивных актов о труде и договоров о труде, а к спорам неискового ха­рактера — разногласия, возникающие в связи с изменением либо установлением новых условий, не урегулированных нормативными правовыми актами и соглашениями о труде. Трудовой спор индиви­дуален, поскольку одной из его сторон является конкретный работ­ник — субъект трудового правоотношения.

Защита трудовых прав субъектов трудовых правоотношений яв­ляется важной правовой обязанностью органов, к компетенции кото­рых законодатель отнес защитную функцию. Защита трудовых прав работников — это установленные государством средства и способы, с помощью которых осуществляется охрана трудовых прав и интересов, а также принудительное восстановление их в случае нарушения и возмещение при этом работнику в полном объеме материального ущерба и морального вреда.

Основанием возникновения трудовых споров является виновное невыполнение или ненадлежащее выполнение трудовых обязанностей одним из субъектов трудового правоотношения. [2]

2. Образование комиссий по трудовым спорам и их компетенция

Инициатива создания КТС может исходить как от работников, так и работодателя организации.

ТК РФ предусматривает образование ко­миссии по трудовым спорам на паритетных началах: из равного числа представителей работников и работодателя.

Представители работников избираются общим собранием (кон­ференцией) работников организации или делегируются представи­тельным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции).

Общее собрание коллектива организации правомочно избирать членов КТС, если на его заседании присутствует более половины работающих в данной организации (подразделении) работников.

Избранными в состав КТС (в т.ч. в КТС подразделения) считают­ся работники, получившие большинство голосов.

Члены КТС должны быть знакомы с нормами трудового законода­тельства и объективно подходить к решению вопроса о его примене­нии. Не допускается избрание в состав КТС каких-либо временных кандидатов.

Представители работодателя назначаются в Комиссию руководите­лем организации.

Для организационно-технического обслуживания КТС (дело­производство, хранение дел, выдача копий решений и выписок из протокола заседания КТС) приказом работодателя специально назначается постоянный работник, который выполняет эти функции. Он ведет; регистрацию поступающих заявлений, оповещает о времени заседания КТС и т.п. КТС организации имеет свою печать.

КТС на своем заседании большинством голосов избирает из своего состава председателя, секретаря. На них возлагаются подготов­ка и созыв очередного заседания, организация ознакомления с посту­пившими в КТС заявлениями, вызов свидетелей, экспертов и других лиц, заинтересованных в разбирательстве трудового спора. При раз­решении спора председатель руководит ходом разбирательства дела, а секретарь КТС ведет протокол заседания и журнал.

Определив сущность и характер спора, необходимые доказатель­ства по делу, председатель и секретарь по согласованию с другими членами КТС решают, следует ли пригласить на заседание комиссии свидетелей и каких; назначают, если необходимо, проведение предва­рительных проверок; требуют от работодателя соответствующие доку­менты и расчеты.

Комиссия по трудовым спорам является органом по рассмотрению инди­видуальных трудовых споров, возникающих в организациях, за исключени­ем споров, по которым ТК и иными федеральными зако­нами установлен другой порядок их рассмотрения (ст. 385).

Индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудо­вым спорам, если работник самостоятельно пли с участием своего предста­вителя не урегулировал разногласие при непосредственных переговорах с работодателем.

Компетенция КТС — это определенная законом сфера ее дея­тельности по разрешению трудовых споров. Комиссия рассматривает все споры как членов профсоюза, так и не членов профсоюза, по применению законов и иных нормативных правовых актов о труде и соглашений о труде, за исключением индивидуальных трудовых спо­ров, подлежащих непосредственному разрешению в суде.

КТС рассматривает трудовые споры работников, занятых в орга­низации по трудовому договору (в т.ч. совместителей). В нее вправе обратиться работник, уволившийся из этой организации и поступив­ший на новое место работы, если индивидуальный трудовой спор относится к его прошлой трудовой деятельности, например если ему не в полном объеме выдали заработную плату, и по другим вопросам, отнесенным к компетенции КТС.

До обращения в комиссию работник должен принять меры к уре­гулированию разногласий при непосредственных переговорах с рабо­тодателем. Если разногласия не были урегулированы путем соглаше­ния работодателя и работника (или представляющего интересы работ­ника профессионального союза либо другого представительного орга­на), они могут стать предметом разбирательства КТС. [3]

КТС разрешает следующие споры:

— о признании недействительными условий, включенных в со­держание трудового договора. Обязанности и права, включаемые в договор, не должны ухудшать положение работника по сравнению с законами и иными нормативными правовыми актами о труде. КТС может по заявлению работника признать (своим решением) недей­ствительными те условия договора, которые ухудшают условия труда работника по сравнению с действующим законодательством и догово­рами о труде;

— об оплате труда;

— о рабочем времени и времени отдыха;

— о правомерности изменения работодателем существенных усло­вий трудового договора;

— об оплате труда, о выплате премий, доплате за совмещение профессий (должностей), расширении зон обслуживания или увели­чении объема выполняемых работ, об оплате за работу в сверхурочное время и ночное время и в других случаях, предусмотренных ТК. При разрешении таких споров КТС руководствуется законодательными актами, отраслевыми соглашениями об оплате, а также действующими в организации локальными нормативными актами, коллективным и трудовым договорами;

— о выплате ежемесячных и ежегодных надбавок за выслугу лет, которые введены для отдельных категорий работников;

— о законности применения дисциплинарных взысканий;

— о допуске к работе лиц, незаконно отстраненных от работы (должности) с приостановкой выплаты заработка, например в связи с появлением на работе в нетрезвом состоянии;

— о предоставлении льгот и преимуществ работнику, когда обя­занность работодателя обусловлена нормативным правовым актом, коллективным или трудовым договором;

— другие индивидуальные трудовые споры, если они возникли в связи с применением нормативных правовых актов и соглашений о труде и не отнесены ТК к непосредственной компетенции суда.

КТС неподведомственны споры по вопросам:

а) установления норм труда, норм обслуживания, должностных окладов и тарифных ставок; изменения штатов;

б) исчисления трудового стажа для предоставления льгот и пре­имуществ, когда законом или нормативным правовым актом о труде установлен иной порядок их рассмотрения;

Информация о работе Порядок рассмотрения коллективных трудовых споров по законодательству Российской Федерации