Понятие, виды и причины трудовых споров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 17:26, курсовая работа

Описание

Основной целью представленной работы является рассмотрение трудовых споров и конфликтов в соответствии трудовому законодательству.
В процессе исследования решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть и изучить понятия, причины, общую характеристику и правовую природу индивидуальных и коллективных трудовых споров.
2. Изучить общий порядок рассмотрения индивидуальных и коллективных трудовых споров.
3. Проанализировать практический аспект рассмотрение индивидуальных и коллективных трудовых споров.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТРУДОВЫЕ СПОРЫ И ПОРЯДОК ИХ РАЗРЕШЕНИЯ…….6
1.1. Понятие, виды и причины трудовых споров………………………….6
1.2. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров…………11
1.3 .Понятие и виды коллективных трудовых споров……………………15
ГЛАВА 2. УРЕГУЛИРОВАНИЕ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ТРУДОВЫХ КОНФЛИКТОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ: ПРИМЕРЫ ПРАКТИКИ……….19
2.1. Примирительные процедуры при трудовых спорах, используемые на предприятии………………………………………………………………....19
2.2. Забастовка — как крайняя форма разрешения социально-трудового конфликта…………………………………………………………………....28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..40

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ТРУДОВОЕ ПРАВО ГОРЛАНОВ.rtf

— 428.32 Кб (Скачать документ)

Еще одна особенность забастовки в современных условиях -- фактически она всегда имеет организованный характер, укладывается в рамки действующего в стране трудового законодательства. Это, как правило, заранее спланированная и хорошо подготовленная акция, направляемая руководящим органом -- стачечным или профсоюзным комитетом, со своими лидерами, опирающимися на поддержку большинства участников забастовки, тех или иных общественных движений, политических партий и средств массовой информации, а то и фракций региональных законодательных собраний и федерального парламента.

Важная особенность нынешних забастовок -- проявление с особой остротой социальной напряженности, свойственной отдельной отрасли хозяйства или региону, многообразие форм конфликтного противостояния, включая как пассивное сопротивление и стихийный протест, так и активные скоординированные действия26. Чаще всего противоборство прорывается не вдруг, не разом, а нарастает постепенно, обрастая все новыми и жесткими требованиями.

Началом являются призывы к забастовке, обсуждение на собраниях коллективных требований, создание стачкома или возложение полномочий на профсоюзный орган. Затем наступает пора невыхода бастующих на рабочие места и иных подобных акций, предназначенных подтвердить серьезность выдвинутых требований. В последующем организуются такие формы давления, как митинги, демонстрации, выставление пикетов, предъявление ультиматумов, индивидуальные и коллективные голодовки, перекрытие транспортных магистралей и т.п. На все это незримо, а то и открыто накладывают печать попытки использовать массовое недовольство социально-экономическими условиями в политических целях.

Заканчивая рассмотрения вопроса можно сказать, что забастовка, будучи объективно и юридически правомерной формой социально-трудового конфликта, представляет собой обоюдоострое средство социального взаимодействия. Она при неправомерном подходе к рассмотрению локальных споров и расхождений, отступлениях от законом установленных положений разрешения такого рода коллизий может обернуться потенциально опасной зоной социального взрыва и всеобщего потрясения.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Анализ показывает, что в конфликтах никто не выигрывает. Гораздо проще их предотвратить. В этом должна проявиться недюженная воля администрации, отдела кадров, комиссии по трудовым спорам. От того, что вспыхнул конфликт, в первую очередь ответственна администрация как завода так и отдела. Можно действовать, прикрываясь только буквой закона. Но недаром есть пословица, что закон как дышло - куда повернул так и вышло. Поэтому уповать на закон в данном случае не совсем верно. Есть еще и психология. Есть две стороны в споре. Каждая сторона стремиться оказаться правой, стремиться всеми правдами и неправдами доказать справедливость своей линии, конечно в данном случае речь идет больше о чести мундира нежели о том, чтобы меньше навредить в целом производству, а что мы имеем - нескончаемую склоку за свою правду.

Конечно, это не идет на пользу производству. Часть коллектива наблюдает за исходом борьбы. Начальству важно сохранить работоспособность коллектива, но о какой работоспособности может идти речь, если часть людей нервничают во время трудового дня , наблюдая за перепитеями борьбы. Ведь восстановленный по суду находится в рабочем коллективе. Общается с инженерным составом, напрягая межличностные отношения. Таким образом, в целях уменьшить потери рабочего времени, увеличения производительности труда администрации необходимо не допускать вызревания конфликтной ситуации. Поэтому их часто обучают по специальным курсам психологической подготовки. Но менталитет таков, что мало кто обращает внимание на рождение конфликта. У руля в промышленных фирмах до сих пор стоят люди, выросшие и воспитанные на принципах социалистического регулирования труда, когда основная задача - план любой ценой. Это говорит лишь о том , что человек с его проблемами стоял на втором плане,  командно- административный стиль командования правил на рынке труда. В промышленности нужны были люди беспрекословно выполняющие волю своих руководителей. В этой работе мы пытались показать, что невнимание к работнику может привести к бесконечному судному процессу, в котором в первую очередь страдает весь трудовой коллектив. Кто - то работает, а кто - то собирает материал для отстаивания своих прав в суде. Все это вносит разлад в работу как небольшого, так крупного коллектива.

В вышеуказанной работе нами были поставлена цель и разрешены следующие задачи:

- были рассмотрены понятия, причины , дана общая характеристики и раскрыта правовая природа индивидуальных и коллективных трудовых споров. 

- был изучен общий порядок рассмотрения индивидуальных и коллективных трудовых споров

- был проанализирован порядок разрешения трудовых споров, практический аспект.

Трудовой спор -- это спор о реализации права, предусмотренного трудовым законодательством, коллективным и другими договорами о труде или об установлении нового трудового субъективного или коллективного права. Основными видами трудовых споров, отраженных в законе являются индивидуальные и коллективные трудовые споры. Причинами трудовых споров являются два субъективных негативных фактора (черты) спорящих сторон (или их представителей в коллективном споре), в результате которых по-разному оцениваются фактические обстоятельства, действия:

1) отставание индивидуального сознания от общественного, отклонение его от норм общеустановленной морали (со стороны не  только  представителей  администрации,   органов  управления, но и отдельных работников, нарушающих трудовую и производственную дисциплину, небрежно относящихся к вверенному имуществу предприятия, требующих не заработанную оплату или не полагающиеся им блага);

2) незнание или плохое знание трудового законодательства как отдельными  руководителями  производства,  так и  многими работниками и их представителями, т. е. низкая правовая культура, правосознание.

Индивидуальным трудовым спором мы считаем неурегулированные разногласия между работником и работодателем, заявленные в орган по рассмотрению трудовых споров. Порядок разрешения индивидуальных трудовых споров определен в действующем трудовом законодательстве. Индивидуальные трудовые споры разрешаются в комиссии по трудовым спором или в суде.

Под коллективным трудовым спором понимаются неурегулированные разногласия между работниками и работодателями по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений по вопросам социально-трудовых отношений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права в организациях.

При всей своей важности в качестве методов улаживания конфликтов они не свободны и от существенных ограничений, поскольку больше связаны с субъективной стороной конфликтного поведения и далеко не всегда могут снять или хотя бы ослабить остроту противоречий, возникающих на объективной основе. И все же, как отечественный, так и зарубежный опыт позволяют считать социально-психологические методы пригодными в условиях любого конфликтного противоборства. Они в большинстве случаев открывают возможность снимать напряженность в отношениях, устранять помехи на пути к взаимопониманию и согласию, выбирать такой образ действий, который непременно учитывает интересы разных сторон, вовлеченных в конфликт, дают наибольший эффект при урегулировании часто возникающих социально-трудовых конфликтов.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Конституция Российской Федерации. - М.: Норма, 2012.

Граджанско-процессуальный кодекс РФ. - М.: Норма, 2011.

Кодекс РФ об административных правонарушениях. - М., ООО  ТК Велби, 2010.

Трудовой кодекс РФ. - М.: Норма, 2012.

Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» // СЗ РФ. 2010. № 48. Ст. 4557.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 1992 г. «О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации законодательства при разрешении трудовых споров» // Бюллетень Верховного Суда РФ, 20033, № 3;  2007. № 1; 2008. № 3.

Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника.//  Бюллетень Минтруда РФ. 2002. № 8. С. 37-45.

Положение о службе утверждено постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. // СЗ РФ. 2006. № 17; 2008. № 14. Ст. 1579.

Андреев С.Е. Договор: заключение, изменение, расторжение. М.: Проспект, 2007.

Анисимов Л.Н. Трудовой договор и индивидуальные трудовые споры. - М.: ВЛАДОС, 2012.

Анисимов Л. Трудовые договоры. Трудовые споры - М.: Бератор - Пресс, 2003.

Анцупов А.Я. Конфликтология. - СПб.: Питер, 2007.

Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М.: Норма - Инфра, 2004.

Бердычевский В.С. Трудовое право. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005.

Болдырев В.А. Трудовое право России. - М.: Норма, 2006.

Большой юридический словарь/ Под ред. А.Я.Сухарева - М.: ИНФРА - М, 2012.

Брагинский М.И. Гражданское право России / Под ред. Садикова О.Н. - М.: Юридическая литература, 2009.

Братусь С.Н.Предмет и система советского гражданского права.- М.: Ось - 80, 2009.

Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала. - М.: Эконогмистъ, 2010.

Виханский О.С. Стратегическое управление. - М.: Экономистъ, 2012.

Гражданское право. Учебник в 2-х т. Т. 2 / Под ред. Е.А. Суханова. - М.: БЕК, 2011.

Гусов К.Н. Трудовое право России. - М.: Проспект, 2010.

Данилов Е.П. Трудовые споры. - М.: КНОРУС, 2011.

Егоров Н.Д. Гражданско - правовое регулирование общественных отношений: единство и дифференциация. - М.: Норма, 2010.

Желтов О.Б. Трудовое право. - М.: Эксмо, 2009.

Жуйков В. Возмещение морального вреда // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2009 г. - № 11

Кибанов А.Я. Конфликтология. - М.: ИНФРА-М, 2006.

Козлов Ю.М. Административное право. М.: Норма -Инфра, 2009.

Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации / Под ред.  Мозолина В.П. - М.: Юрист, 2009.

Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. А.П. Сергеева. - М.: Статус, 2007.

Корнийчук Г.А. Разрешение трудовых споров. - СПб.: Питер, 2012

Косова Н. Трудовые конфликты и способы их разрешения: - М.: Информцентр- Директор, 2011.

Орзих М.Ф. Личность и право.- М.: Гранд 2008.

Предмет гражданского права // Государство и право.- 2011. -№ 11.

Сергеев А.П. Гражданское право. Ч. III. - М.: Юрист, 2009.

Cергеев А.П. Гражданское право. - М.: Проспект, 2012.

Трубников П.Я. Судебное разбирательство гражданских дел отдельных категорий. - М.: Былина, 2009.

Трудовое право России / Под ред. А.М. Куренного. - М.: Юрист, 2008.

Шамхалов Ф.И. Государство и экономика (власть и бизнес). - М.: МГУ, 2008.

Шершеневич Г. Ф. Учебник русского гражданского права. - М.: Дел, 2008.

Юридический энциклопедический словарь. - М.: Юрист, 2012.

 

1 Гусов К.Н. Трудовое право России. - М.: Проспект, 2010.

2 Трудовой кодекс РФ. - М.: Норма, 2012.

3 Желтов О.Б. Трудовое право. - М.: Эксмо, 2009.

4 Корнийчук Г.А. Разрешение трудовых споров. - СПб.: Питер, 2012

5 Болдырев В.А. Трудовое право России. - М.: Норма, 2006.

6 Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. А.П. Сергеева. - М.:

7 Комментарий к Гражданско-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.П. Сергеева. - М.:

8 Косова Н. Трудовые конфликты и способы их разрешения: - М.: Информцентр- Директор, 2011.

9 Трудовой кодекс РФ. - М.: Норма, 2012.

10 Анисимов Л. Трудовые договоры. Трудовые споры - М.: Бератор - Пресс, 2003.

11 Кибанов А.Я. Конфликтология. - М.: ИНФРА-М, 2006.

12 Трубников П.Я. Судебное разбирательство гражданских дел отдельных категорий. - М.: Былина, 2009.

13 Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала. - М.: Эконогмистъ, 2010.

14 Гражданское право. Учебник в 2-х т. Т. 2 / Под ред. Е.А. Суханова. - М.: БЕК, 2011.

15 Анисимов Л. Трудовые договоры. Трудовые споры - М.: Бератор - Пресс, 2003.

16 Кибанов А.Я. Конфликтология. - М.: ИНФРА-М, 2006.

17 Шамхалов Ф.И. Государство и экономика (власть и бизнес). - М.: МГУ, 2008.

18 Юридический энциклопедический словарь. - М.: Юрист, 2012.

19 Сергеев А.П. Гражданское право. Ч. III. - М.: Юрист, 2009.

20 Конституция Российской Федерации. - М.: Норма, 2012.

21 Анцупов А.Я. Конфликтология. - СПб.: Питер, 2007.

22 Андреев С.Е. Договор: заключение, изменение, расторжение. М.: Проспект, 2007.

23 Конституция Российской Федерации. - М.: Норма, 2012.

24 Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации / Под ред.  Мозолина В.П. - М.: Юрист, 2009.

25 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. -  М.: Норма - Инфра, 2004.

26 Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 1992 г. «О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации законодательства при разрешении трудовых споров» // Бюллетень Верховного Суда РФ, 2003, № 3;  2007. № 1; 2008. № 3.

Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника.//  Бюллетень Минтруда РФ. 2002. № 8. С. 37-45.

Информация о работе Понятие, виды и причины трудовых споров