Понятие труд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 14:19, доклад

Описание

Понятие труд имеет два существенно различных значения:
1) труд как процесс (вид деятельности человека);
2) труд как вид экономических ресурсов.
Труд как процесс — вид деятельности человека по производству благ и ресурсов, необходимых для потребления в домашнемхозяйстве, или для экономического обмена, или для того и другого.

Работа состоит из  1 файл

Понятие труд.doc

— 136.00 Кб (Скачать документ)


Понятие труд имеет два существенно различных значения:

1) труд как процесс (вид деятельности человека);

2) труд как вид экономических ресурсов.

 

Труд как процесс — вид деятельности человека по производству благ и ресурсов, необходимых для потребления в домашнемхозяйстве, или для экономического обмена, или для того и другого.

 

Традиционными для экономической науки являются определения труда как чего-то тягостного, неприятного. Особенно отчетливо это выражено И. Бентамом: ≪Стремление к труду не может существовать само по себе, это псевдоним стремления к богатству; сам же труд может вызывать лишь отвращение≫. Очевидно, что утверждение И. Бентама и аналогичные ему нельзя отнести к труду поэта, композитора, ученого, изобретателя, священнослужителя, т. е. к труду тех людей, для которых сам процесс производства интеллектуальных, эстетических и духовных благ является средством удовлетворения потребностей в творчестве и духовном совершенствовании. В современных условиях, когда труд ученых, изобретателей, деятелей искусства производит основную часть богатства цивилизованных стран, сохранение бентамовского подхода к определению трудового процесса становится абсолютно неприемлемым.

 

Труд как вид экономических ресурсов характеризует возможности участия человека или группы людей в процессах производства благ и ресурсов. Эти возможности целесообразно определять как трудовой потенциал.

 

Рассмотрим каждый из этих аспектов отдельно.

1)     Сущность трудового процесса.

 

По определению А. Маршалла, труд — это ≪всякое умственное и физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достижения какого-либо результата, не считая удовлетворения, получаемого непосредственно от самой проделанной работы≫ . Отмечая, что в этом определении он следует Джевонсу, который относил к труду ≪только тягостные усилия≫, Маршалл подчеркивает, что ≪большинство людей работают гораздо больше, чем если бы они трудились лишь из-за непосредственного удовлетворения, получаемого от труда≫. Иллюстрируя эту мысль, он пишет далее, что крестьянин работает в саду в основном для получения материального результата, ≪а вот богатый человек, выполняющий

ту же работу, хотя и может гордиться тем, что хорошо ее делает, вероятно, мало заинтересован в получаемой от этой работы экономии денег≫.

 

Современные авторы характеризуют труд в основном так же, как Маршалл и Джевонс. Например, В. Иноземцев считает, что труд — это деятельность, выполняемая ≪под прямым или опосредованным воздействием внешней материальной необходимости≫.

Подчеркивание тягостной, принудительной стороны труда связано прежде всего с тем, что на протяжении тысячелетий материальные блага были результатом усилий низших слоев общества (рабов, крепостных, пролетариата), трудившихся по 12—15ч в сутки за мизерное вознаграждение. Наукой и искусством до XVI[I в. могли заниматься преимущественно аристократы, священнослужители, дети купцов и т. п. В Индии до сих пор сохранились элементы кастовой системы, при которой представители высшей касты — брахманы (к ней принадлежала, в частности, Индира Ганди) — занимаются духовной и интеллектуальной деятельностью, а те, кто по рождению относится к низшей касте, могут заниматься только наименее привлекательными и тяжелыми видами труда. Не случайно во многих языках (в том числе и во всех славянских) слова ≪труд≫ и ≪трудно≫, ≪работа≫ и ≪раб≫ имеют общие корни. По известному определению Аристотеля, ≪раб — одушевленное орудие, а орудие — неодушевленный раб≫.

 

С середины XIX в. классовое разделение труда в Европе и Северной Америке начинает изменяться вследствие первой промышленной революции, а также социальных революций и реформ во Франции, Германии и других странах. В результате роста производительности труда и социальных преобразований повышается благосостояние наемных работников, уменьшается длительность рабочего дня, расширяются возможности для получения образования и смены видов деятельности. Существенно возрастает роль науки, искусства и технического прогресса в жизни общества. Эти процессы за последние 150—200 лет принципиально изменили структуру ВВП развитых стран в вещественном, отраслевом и профессиональном аспектах.

 

Изменилась и структура населения. Если в прошлом веке более двух третей населения Англии, Франции, Германии составляли рабочие и крестьяне, то в настоящее время их доля не превышает одной трети. Преобладающая часть населения развитых стран — это инженеры, ученые, врачи, учителя, деятели культуры, предприниматели и т. д.

Как показывают расчеты (см. рис.1), именно те, кто занят творчеством, созданием нового, вносят наибольший вклад в увеличение национального богатства развитых стран.

 

Как видно из представленного рисунка, качество жизни в стране определяется не столько ее природными ресурсами, сколько эффективным использованием творческого потенциала нации.

 

 

 

 

 

 

Показатели                                                                               Показатели

ресурсного потенциала                                                       эффективности производства

                                                                                                       и качества жизни

                       

 

Рис. 1. Соотношение показателей ресурсного потенциала,

эффективности производства и качества жизни в России и Японии

 

 

Результаты творческой деятельности зависят от способностей к данному виду творчества, а также от ряда психологических и социальных факторов: увлеченности работой, ее важности, условий и т. д. Наиболее эффективна творческая работа, которая выполняется по вдохновению. Сущность этого психологического состояния никто не смог выразить лучше А. С. Пушкина. Особенности творческой деятельности в науке и искусстве рассмотрены в работах А. Пуанкаре, Я. Парандовского и др.

 

Для тех, кому даны творческие способности, сам процесс творчества составляет наиболее приятную часть жизни. Однако творчество — это не только удовольствие, но и очень тяжелая работа. Блестящие идеи и образы подготавливаются днями, а иногда годами упорных поисков и размышлений. Как писал В. Маяковский, ≪поэзия — та же добыча радия; в грамм добыча, в год труды, изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды≫. Словосочетание ≪рабочее время≫ для ученого, писателя, композитора не имеет смысла. Идеи и образы могут появиться в любое время, в том числе во сне. Занятия наукой и искусством определяют не столько профессию, сколько образ жизни.

 

Понятия трудового и творческого процессов нередко противопоставляются. Так, В. Иноземцев пишет: ≪Наиболее принципиальный мотив творческой деятельности — стремление индивида реализовать себя в свободной, независимой от внешних материальных условий активности≫. Этот мотив, несомненно, существует, однако он редко может быть реализован и, что более важно, не отражает сути и значения творчества.

 

Как видно из приведенных характеристик творчества, его цельсостоит не столько в самовыражении, сколько в создании новых идей, образов, методов, представлений и т. д. И эта цель никогда не была и в обозримом будущем не может быть независимой от внешних материальных условий, особенно в науке, технике, медицине и других сферах. Так, плоды творчества ученых, изобретателей, художников, писателей, артистов составляют в развитых странах значительную часть национального богатства. Произведения науки и искусства активно участвуют в экономическом обмене. Пушкин выразил это афоризмом: ≪Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать≫.

 

Таким образом, в экономическом аспекте творчество следует признать одним из видов труда, который, разумеется, имеет свои психологические особенности (как, впрочем, и любой другой вид труда).

 

Наряду с различными видами творчества важную роль в развитии цивилизации играет деятельность, направленная на духовное совершенствование человека. В этой сфере образ жизни имеет еще большее значение, чем в науке и искусстве.

 

Современная экономическая теория все большее внимание уделяет комплексному исследованию затрат времени человека, включая обеспечение материальными благами, учебу, воспитание детей, отдых. В частности, воспитание детей в семье является примером общественно полезного труда, который, с одной стороны, доставляет много радости, а с другой — требует значительных усилий, которые в той или иной мере должны компенсироваться обществом.

 

Между теми, кто занят в материальном производстве, в науке, искусстве, духовной сфере, осуществляется прямой или косвенный обмен результатами деятельности как через систему рынков, так и через государственные и общественные организации, т. е. все рассмотренные виды труда так или иначе участвуют в экономическом обмене, устанавливающем степень их полезности для различных людей и периодов времени.

 

Как видно из приведенного обзора, классики экономической теории в соответствии с технологическими и социальными условиями своего времени рассматривали процесс труда как ≪тягостные усилия≫, предпринимаемые работниками для получения материального вознаграждения. Современная ситуация дает основания для более широкого взгляда на сущность труда. Это

определяется тем, что в XX-XI вв. все большее значение приобретают творческие и духовные виды деятельности, которые не только участвуют в экономическом обмене, обеспечивая средствами существования миллионы людей, но являются также источниками положительных эмоций от содержания труда. Следует отметить, что и физический труд при соответствующих условиях может вызывать (говоря словами А. Маршалла) ≪удовлетворение от самой работы≫.

 

Таким образом, сущность трудового процесса определяется следующими основными аспектами:

      психофизиологическим;

      технологическим;

      социально-экономическим.             

 

Психофизиологический аспект труда обусловлен затратами энергии человека и его эмоциональным состоянием;

Технологический аспект — действиями человека, направленными на преобразование ресурсов в блага;

Социально-экономический аспект характеризуется полезностью результатов труда и мотивами людей, побуждающими их производить материальные, интеллектуальные и духовные блага. Основным из этих мотивов в настоящее время является получение дохода, величина которого в значительной мере определяет и социально-экономическое положение человека. Наряду с этим все большее значение приобретают мотивы, связанные с содержанием и условиями труда. Важнейшим параметром всех аспектов трудовых процессов

являются затраты рабочего времени, определяющие длительность работ и численность людей, занятых их выполнением.

 

Исходя из рассмотренных характеристик трудового процесса,

можно дать следующее определение.

 

Трудовой процесс — это деятельность человека по производству благ и ресурсов. Основными характеристиками процессов труда являются: полезность результатов, затраты времени и энергии работников, их доходы и степень удовлетворения от содержания выполняемых функций.

 

2)     Труд в системе экономических ресурсов.

 

Ресурсы — то, из чего или благодаря чему производятся блага.

Благо — то, что может удовлетворить потребности человека.

Ресурсы могут быть природными, человеческими и произведенными человеком.

 

      Природные ресурсы важны прежде всего как основное условие существования человека. К характеристикам природных ресурсов, в частности, относятся: физико-химические параметры воздуха, воды и земли, толщина озонового слоя, прозрачность атмосферы, уровень радиации, эстетика ландшафта, площадь Земли, приходящаяся на одного жителя, запасы полезных ископаемых.

      Хотя человек является частью природы (на этом особенно настаивали Б. Спиноза и Ж. Ж. Руссо), целесообразно выделить людей как особый вид ресурсов. Только человек способен преобразовать природные ресурсы в блага, а также в такие виды ресурсов, которых нет в природе.

      Произведенными мы называем природные ресурсы, целесообразно преобразованные человеком.

 

В экономической литературе ресурсы называют также факторами производства. Маршалл выделял четыре таких фактора: землю, труд, капитал и организацию производства. Вместе с тем он подчеркивал: ≪В известном смысле существуют только два фактора производства — природа и человек. Капитал и организация являются результатом работы человека, осуществляемой с помощью природы и управляемой его способностью предвидеть будущее и его готовностью позаботиться о будущем... с любой точки зрения человек является центром проблемы производства, как и проблемы потребления, а также вытекающей отсюда проблемы отношений между первыми двумя, имеющей двойное обозначение — ≪распределение≫ и ≪обмен≫... Человек выступает од-новременно целью производства и его фактором≫.

 

Современные экономисты, следуя в основном Маршаллу, обычно называют экономическими ресурсами землю, труд, капитал и предпринимательские способности.

 

При этом термин ≪земля≫ используется как синоним термина ≪природные ресурсы≫; термином ≪труд≫ обозначаются затраты рабочего времени или количество работников; термин ≪капитал≫ характеризует здания, сооружения, оборудование, используемые в производстве благ; термин ≪предпринимательские способности≫ относится к деятельности по рациональному использованию земли, труда и капитала.

Информация о работе Понятие труд