Понятие рынка труда, занятости, трудоустройства и права граждан в области занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 19:28, задача

Описание

Водитель автокомбината Демин ввиду ремонта его автомашины был переведен на другую работу в качестве грузщика. Однако, Демин отказался от данного перевода. За отказ работодатель уволил его за прогул по п. 6 «а» ст. 81 ТК РФ. Демин обратился в народный суд с иском о восстановлении на прежней работе.
1. Каков порядок перевода на другую работу в случае простоя?
2. Какое решение должен вынести суд?

Работа состоит из  1 файл

трудовое право.doc

— 129.50 Кб (Скачать документ)

 На протяжении тысячелетней истории цивилизации миграция выступает неотъемлемой составной частью жизни народов, способом существования человека в меняющейся действительности. В определенном смысле миграция населения создала само человечество: она привела к нынешнему многообразию землян и способствовала размещению населения и в глобальном, и в региональном, и в локальном масштабах.  
     Уже в 1995-1997 гг. массовая миграция населения между странами бывшего СССР настолько возросла, что его механическое движение стало оказывать значительно большее влияние на численность населения, чем естественное.  
     Сведения о масштабах и направлениях миграционных потоков необходимы не только для расчета численности населения на данной территории, они дают информацию о том, из каких территорий идет отток населения и где отмечается его приток; как перемещается население из сельской местности в городскую, и наоборот; о причинах перемещения и социально-демографическом составе мигрантов. Так демографический вакуум на Дальнем Востоке создает объективные предпосылки для полного замещения населения иммигрантами из соседних стран (прежде всего из Китая).  
     Актуальность предоставленного исследования определяется рядом причин, перечисленных выше.  
     Миграция оказывает существенное влияние на социально-экономическое и демографическое развитие практически всех регионов России. Это один из самых сложных демографических процессов, так как  на миграционное поведение населения воздействует комплекс межнациональных, политических, экономических и социальных факторов.     

 В настоящее  время в России целесообразно  выделить три типа миграции: внутренняя  миграция, миграционные связи  с бывшими союзными республиками, миграция за пределами России.     

 Демократические  перемены, с одной стороны, экономический и социально политический кризис с другой, существенно изменили ситуацию в миграции населения.     

 Согласно  Конституции Российской Федерации,  «каждый, кто законно находится  на территории Российской Федерации,  имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства».      

 Направление  миграции в СССР постоянно  менялось и уже в 70-е годы  население стало стремится к  центру.

Важнейшим критерием  социальной ориентированности экономики  является отношение к занятости. Поэтому занятость рассматривается нами как неотъемлемая часть комплексной социальной политики. Социальность проблем занятости определяется ее изначальной нацеленностью на человека, его интересы и потребности в трудовой сфере. В политике занятости учитываются такие социальные аспекты, как:  
- определяющая роль занятости в формировании уровня жизни и создании мотиваций высокоэффективного труда как основы роста благосостояния общества;  
- преобразование личности и раскрытие профессиональных возможностей человека в процессе трудовой деятельности.  
     Являясь одним из важнейших макроэкономических показателей, занятость имеет социальный характер. Она отражает потребность людей не только в доходах, но и в самовыражении через общественно-полезную деятельность, а также степень удовлетворения этой потребности при определенном уровне социально-экономического развития общества. Потребность человека в оплачиваемой работе, приоритетность тех или иных сфер общественно-полезной деятельности, мера трудового участия, выбор профессии и места работы, трудовая мотивация, заинтересованность в высокоэффективном труде и возможность такого труда, основанная на профессиональной квалификации и работоспособности человека - все это складывается как результат социальной ориентации человека в обществе.  
      Высшим социально-экономическим критерием эффективности занятости населения является развитие и совершенствование личности в  процессе трудовой деятельности и для осуществления последней. Данный критерий находится в русле общецивилизационной тенденции свободного всестороннего развития личности.  
     Трудовые ресурсы - не единственное понятие, которое выражает человеческие ресурсы. В странах с развитой экономикой утвердилось понятие «экономически активное население». Согласно международным стандартам, к нему относят занятое население и безработных, ищущих работу. В России и за рубежом в литературе широко используется понятие «рабочая сила». Под ним подразумеваются и реальные, и потенциальные работники, т.е. практически те же «трудовые ресурсы».  
Подавляющую часть трудовых ресурсов составляет трудоспособное население в трудоспособном возрасте (около 95%), заметную роль играют работающие пенсионеры (около 5%) и практически «нулевую» -работающие подростки. Развитие рынка труда связано прежде всего с населением трудоспособного возраста, динамика численности трудовых ресурсов в решающей степени определяется динамикой численности этого населения.     

 Одна из причин  низкой эффективности политики  на рынке труда — это то, что такая политика представляет собой лишь набор сиюминутных мер, в то время как решаемые проблемы имеют постоянный характер и возникают регулярно, что требует постоянного внимания к ним.  
Поэтому отечественная политика в сфере занятости должна перейти от сиюминутного решения кризисных ситуаций к устойчивым системным мерам. 
     Печально, что российские политики до сих пор не видят необходимости посмотреть на реформируемую область комплексно. Именно комплексное видение проблемы и ставка на долгосрочное планирование способны переломить ситуацию.  
     Если отвлечься от благих пожеланий и стратегических ориентиров, можно сделать вывод, что последствиями реализации предложенного варианта     Концепции для работодателя и соискателя вакансий может стать:

1.возрождение некой  формы госзаказа на специалистов (хотя механизм ее внедрения еще не определен);

2.постепенное сокращение  функционирования рыночных принципов  в сфере занятости; 

3.косвенное ограничение  свободы выбора частных образовательных  и карьерных стратегий; 

4.ограничение сферы деятельности рекрутинговых агентств (вероятное сокращение их численности).  
     В этой связи обещанное повышение минимального уровня оплаты труда является, скорее, традиционным PR-приемом, способным «подсластить любую пилюлю», так как реальные изменения качества жизни россиян мало зависят от этого. Однако обращает на себя внимание и то обстоятельство, что кроме этого пункта Концепция не содержит никаких иных социальных гарантий. В частности, не ставится вопрос о гарантированном трудоустройстве лиц, получивших специальное образование на бюджетной основе.

 

Рынок труда представляет собой особую совокупность экономических  и правовых отношений, связанных  с обеспечением эффективной трудовой занятости граждан, удовлетворением  спроса и предложения на рабочую силу.

Субъектами отношений  являются безработные граждане, работодатели и государство.

Эти правоотношения действуют  в правовом пространстве РФ и ее субъектов, но может быть и конкретная территория предприятия, где осуществляется прием граждан на работу.

Из-за миграции населения правовое пространство может изменяться. Главная функция государства на рынке труда - обеспечение его законной и цивилизованной формы.

Закон РФ "О занятости  населения в Российской Федерации" в редакции от 20 апреля 1996 г. в первой главе "Общие положения" дает легальные определения важнейших понятий в сфере занятости.

Под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с  удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход. Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме (физической, психологической, нравственной) не допускается, если иное не предусмотрено законом. Например, УК РФ (ст.43) предусматривает в качестве меры уголовного наказания обязательные работы и исправительные работы. Само же наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда.

Рынок труда представляет собой особую совокупность экономических и правовых отношений, связанных с обеспечением эффективной трудовой занятости граждан, удовлетворением спроса и предложения на рабочую силу.

Субъектами отношений  являются безработные граждане, работодатели и государство.

Эти правоотношения действуют  в правовом пространстве РФ и ее субъектов, но может быть и конкретная территория предприятия, где осуществляется прием граждан на работу.

Из-за миграции населения  правовое пространство может изменяться. Главная функция государства на рынке труда - обеспечение его законной и цивилизованной формы.

Закон РФ "О занятости  населения в Российской Федерации" в редакции от 20 апреля 1996 г. в первой главе "Общие положения" дает легальные  определения важнейших понятий  в сфере занятости.

Под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с  удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход. Гражданам  принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме (физической, психологической, нравственной) не допускается, если иное не предусмотрено законом. Например, УК РФ (ст.43) предусматривает в качестве меры уголовного наказания обязательные работы и исправительные работы. Само же наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда.

Незанятость граждан  не может служить основанием для  привлечения их к административной и иной ответственности. К числу занятых относятся следующие граждане:

работающие по трудовому  договору, в том числе выполняющие  работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу, включая сезонную, временную работу;

занимающиеся предпринимательской  деятельностью;

самостоятельно обеспечивающие себя работой;

занятые в подсобных  промыслах и реализующие продукцию  по договорам;

выполняющие работы по гражданско-правовым договорам (договорам подряда), а также члены производственных кооперативов (артелей);

избранные, назначенные  или утвержденные на оплачиваемую должность;

проходящие военную  службу, а также службу в органах  внутренних дел;

проходящие очный курс обучения в общеобразовательных  учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости;

временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными причинами.

Какие же права имеют  граждане в сфере занятости? Прежде всего это право на выбор места работы. Это право граждане реализуют путем прямого обращения к работодателю - организации, обладающей правами юридического лица, либо физическому лицу, занимающемуся предпринимательством или нуждающемуся в обслуживании личного потребительского хозяйства. По обоюдному согласию сторон заключается трудовой договор. Наряду с этим право на выбор места работы может быть реализовано путем бесплатного посредничества органов службы занятости или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения. Во-вторых, это право свободы договора. Содержание принципа свободы трудового договора характеризуется сотрудничеством сторон в процессе применения труда. Работник и работодатель свободны в изыскании эффективных средств повышения производительности труда, улучшения качества продукции, экономного использования сырья, энергии и т.п.

Далее граждане имеют  право на бесплатную консультацию и  бесплатное получение информации в  органах службы занятости в целях  выбора сферы деятельности, трудоустройства, возможности профессионального обучения.

Граждане имеют также  право на бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости.

И, наконец, граждане имеют  право на профессиональную деятельность за пределами РФ (ст.10 закона о занятости).

Правовое положение  граждан на рынке труда и в  сфере занятости гарантируется  установленным ст.11 закона РФ "О  занятости населения в Российской Федерации" правом граждан на обжалование  решений, действий или бездействия органов службы занятости и их должностных лиц. Это право реализуется посредством обращения в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение задачи:

1. Статья 72.2. Временный перевод  на другую работу 

По соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, работник может быть временно переведен на другую работу у того же работодателя на срок до одного года, а в случае, когда такой перевод осуществляется для замещения временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы, - до выхода этого работника на работу. Если по окончании срока перевода прежняя работа работнику не предоставлена, а он не потребовал ее предоставления и продолжает работать, то условие соглашения о временном характере перевода утрачивает силу и перевод считается постоянным.

В случае катастрофы природного или техногенного характера, производственной аварии, несчастного случая на производстве, пожара, наводнения, голода, землетрясения, эпидемии или эпизоотии и в любых исключительных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части, работник может быть переведен без его согласия на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя для предотвращения указанных случаев или устранения их последствий.

Перевод работника без  его согласия на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором  работу у того же работодателя допускается также в случаях простоя (временной приостановки работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера), необходимости предотвращения уничтожения или порчи имущества либо замещения временно отсутствующего работника, если простой или необходимость предотвращения уничтожения или порчи имущества либо замещения временно отсутствующего работника вызваны чрезвычайными обстоятельствами, указанными в части второй настоящей статьи. При этом перевод на работу, требующую более низкой квалификации, допускается только с письменного согласия работника.

При переводах, осуществляемых в случаях, предусмотренных частями  второй и третьей настоящей статьи, оплата труда работника производится по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.




Информация о работе Понятие рынка труда, занятости, трудоустройства и права граждан в области занятости