Понятие пенсии по случаю потери кормильца

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 19:43, курсовая работа

Описание

Даная курсовая работа содержит совокупный анализ условий назначения пенсии по случаю потери кормильца, основанный на современном законодательстве в Российской Федерации. Выявляются пробелы в действующем законодательстве, предлагаются формы их преодоления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………
Понятие пенсии по случаю потери кормильца……………………………………..
Категории граждан, имеющих право на пенсию по случаю потери кормильца……………………………………………………………………………..
Перечень документов, которые необходимо предоставить в территориальный орган Пенсионного Фонда РФ для оформления пенсии по случаю потери кормильца……………………………………………………………………………..
Структура и размер пенсии по случаю потери кормильца………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……….
2
4

8


18
20
29
31

Работа состоит из  1 файл

курсовая чистовик.docx

— 93.39 Кб (Скачать документ)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………

  1. Понятие пенсии по случаю потери кормильца……………………………………..
  2. Категории граждан, имеющих право на пенсию по случаю потери кормильца……………………………………………………………………………..
  3. Перечень документов, которые необходимо предоставить в территориальный орган Пенсионного Фонда РФ для оформления пенсии по случаю потери кормильца……………………………………………………………………………..
  4. Структура и размер пенсии по случаю потери кормильца………………………...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………….

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……….

2

4

 

8

 

 

18

20

29

31


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Конституция Российской Федерации1

Статья 7

  1. Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
  2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 39 ч. 1

Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

 

Провозглашенные Конституцией цели политики Российской Федерации как социального государства предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности. В социальном государстве право на достойную жизнь и свободное развитие гарантируется каждому независимо от его способности участвовать в общественно-полезном труде, и если человек в силу возраста, состояния здоровья или по другим, не зависящим от него причинам, трудиться не может и не имеет дохода для обеспечения прожиточного минимума себе и своей семье, он вправе рассчитывать на получение соответствующей помощи, материальной поддержки со стороны государства и общества. Социальное обеспечение является определенной формой жизнеобеспечения граждан в указанных случаях, служит гарантией их социальной защиты и включает в себя комплекс различных мер, принимаемых государством для ее осуществления2

Всеобщая декларация прав человека3 в ст. 22 провозгласила, что каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение. Это право по своему характеру должно позволять обеспечивать с учетом имеющихся у общества материальных возможностей достойное существование человека при наступлении таких жизненных ситуаций, когда он не в состоянии получать источник дохода в обмен на затраченный труд. Неслучайно поэтому статьей 25 названной декларации связывает реализацию права каждого человека на достойный жизненный уровень не только в период, когда человек трудится, но и в случаях безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или в иных случаях утраты средств к существованию по не зависящим от гражданина обстоятельствам. Важно отметить, что в ч. 1 ст. 39 Конституции РФ случаи, при наступлении которых каждому гарантируется социальное обеспечение, также не носят исчерпывающего характера. Социальное обеспечение может предоставляться и в иных случаях, установленных законом4.

Основой международно-правового  регулирования в области социального  обеспечения являются акты Организации  Объединенных Наций (ООН), в частности  ее специализированного учреждения – Международной Организации Труда (МОТ).

Право на социальное обеспечение  закреплено в ст. 12 Европейской социальной хартии5 и в ст. 9 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина6.

  • Конвенция МОТ № 102 о минимальных нормах социального обеспечения (Женева, 4 июня 1952 г.);
  • Конвенция МОТ № 48 об установлении системы международного сотрудничества по сохранению прав, вытекающих из страхования по инвалидности, старости и на случай потери кормильца семьи (Женева, 4 июня 1935 г.);
  • Конвенция МОТ № 44 о пособиях лицам, являющимся безработными по не зависящим от них обстоятельствам (Женева, 4 июня 1934 г.);
  • Конвенция МОТ № 17 о возмещении трудящимся при несчастных случаях на производстве (Женева, 19 мая 1925 г.);
  • Конвенция МОТ № 169 о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах (Женева, 7 июня 1989 г.);
  • Конвенция МОТ № 117 об основных целях и нормах социальной политики (Женева, 6 июня 1962 г.);
  • Конвенция МОТ № 118 о равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения (Женева, 6 июня 1962 г.);
  • Рекомендация МОТ от 12 мая 1944 г. № 67 об обеспечении дохода;
  • Рекомендация МОТ от 20 июня 1983 г. № 167 об установлении международной системы сохранения прав в области социального страхования.

Отдельно хочется отметить акты, касающиеся темы курсовой работы:

  • Конвенция МОТ № 39 (от 29 июня 1933г., Женева) об обязательном страховании на случай потери кормильца работников промышленных и торговых предприятий, лиц свободных профессий, надомных работников и домашней прислуги;
  • Конвенция МОТ № 40 (от 29 июня 1933г., Женева) об обязательном страховании на случай потери кормильца работников сельскохозяйственных предприятий;
  • Конвенция МОТ № 48 (от 22 июня 1935г., Женева) Дата вступления в силу: 10 августа 1938 года. Конвенция пересматривалась в 1982 году Конвенцией № 157. Со времени вступления в силу Конвенции № 157 Конвенция № 48 закрыта для ратификации) об установлении системы международного сотрудничества по сохранению прав, вытекающих из страхования по инвалидности, старости и на случай потери кормильца семьи
  • Конвенция МОТ № 128 (от 29 июня 1967г., Женева) о пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца
  • Конвенция МОТ № 157 (от 21 июня 1982 г., Женева)  об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения;
  • Рекомендация МОТ № 43 об общих принципах страхования по инвалидности, старости и на случай потери кормильца (от 29 июня 1933 г., Женева)

  • Рекомендация МОТ № 131 о пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца (от 29 июня 1967г., Женева)

 

Даная курсовая работа содержит совокупный анализ условий назначения пенсии по случаю потери кормильца, основанный на современном законодательстве в Российской Федерации. Выявляются пробелы в действующем законодательстве, предлагаются формы их преодоления.

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими обеспечение граждан данным видом социального обеспечения являются:

 

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»7 (далее – Закон № 173-ФЗ);
  2. Федеральный закон Российской Федерации  от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»8 (далее – Закон № 166-ФЗ);
  3. Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года  N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в Органах Внутренних Дел, Государственной противопожарной службе, Органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и Органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»9 (далее – Закон № 4468-1).

 

ПОНЯТИЕ ПЕНСИИ ПО СЛУЧАЮ ПОТЕРИ КОРМИЛЬЦА.

 

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца – это ежемесячная  выплата, назначаемая нетрудоспособным иждивенцам умершего (безвестно отсутствующего) кормильца в качестве частичной  компенсации помощи, которая служит для них постоянным и основным источником средств существования  и была утрачена в связи с его  смертью (безвестным отсутствием).

Главная особенность пенсии на случай потери кормильца заключается  в том, что пенсионное обеспечение  членов семьи во многом имеет произвольный характер от права на пенсию другого  лица, которое является кормильцем. Смерть лишает семью умершего доходов от его профессиональной деятельности. В этом случае государство, проявляя гуманность, предоставляет помощь семье, которая из-за смерти кормильца потеряла средства для существования.

Понятие «пенсия по случаю потери кормильца» является традиционным в пенсионном законодательстве. Однако, термин «потеря кормильца», который  мы видим в различных нормативных  актах по пенсионному обеспечению, ни в одном из них не раскрывается, в связи с чем, для упорядоченности  правового регулирования пенсионного  обеспечения, достижения единообразного толкования и применения нормативных  правовых актов, представляется правильным включить в Закон № 173-ФЗ определение понятия «потери кормильца». Под потерей кормильца в области пенсионного обеспечения, по моему мнению, следует понимать смерть кормильца или его безвестное отсутствие (пропажу без вести), с наступлением которых у нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, состоявших на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию, возникает право на пенсию по случаю потери кормильца.

Условия назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца:

  1. Наличие у умершего кормильца хотя бы одного дня страхового стажа;
  2. Наступление смерти кормильца не связано с совершением нетрудоспособным членом семьи умышленного уголовно наказуемого деяния, повлекшего за собой смерть кормильца и установленного в судебном порядке.

При полном отсутствии у  умершего кормильца страхового стажа, а также в случаях наступления  его смерти вследствие совершения им умышленного уголовно наказуемого  деяния или умышленного нанесения  ущерба своему здоровью, которые установлены  в судебном порядке, устанавливается  социальная пенсия в связи со смертью  кормильца на основании Закона № 166-ФЗ10. В этом отношении следует отметить, что поддержка сирот – это очень «чувствительная» область при общей оценке результативности системы социальной защиты. Представляется, что экономия средств пенсионного страхования, получаемая в ущерб детям, оставшимся без кормильца, и вдовам-инвалидам, вряд ли оправдывает выбранный российским законодательством негуманный подход11.

 

Пенсия назначается со дня смерти кормильца, если обращение  за указанной пенсией последовало  не позднее чем за 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока – на 12 месяцев  раньше того дня, когда последовало  обращение за указанной пенсией12. Трудовая пенсия по случаю потери кормильца назначается на срок, в течение которого соответствующее лицо считается нетрудоспособным, в том числе и бессрочно13.

Выплата пенсии прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором лицо приобрело трудоспособность либо истек срок инвалидности14. Восстановление пенсии возможно со сроков, предусмотренных подп. 2 п. 2 ст. 22 Закона № 173-ФЗ, т.е. с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором получено заявление со всеми необходимыми документами.

Во всех случаях пенсия назначается не ранее чем со дня  возникновения права на нее. Право  на пенсию определяется на дату обращения  за ней, а не на дату смерти кормильца15.

Так как понятие «кормилец» законодательством не установлено, то при решении этого вопроса территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации руководствуются Семейным кодексом Российской Федерации16 (далее – СК РФ). Под потерей кормильца понимается его смерть, что должно быть подтверждено свидетельством о смерти, выданным органами записи актов гражданского состояния17.

При отсутствии свидетельства  факт смерти может устанавливаться  судом в соответствии с нормами  Гражданского кодекса Российской Федерации18 (далее – ГК РФ). Согласно ст. 45 ГК РФ гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течении пяти лет. Если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, то этот срок сокращается до шести месяцев. К таким обстоятельствам относятся катастрофы, стихийные бедствия и т.п.

Специальный срок установлен для граждан, пропавших без вести  в связи с военными действиями. Для объявления такого лица умершим  со дня окончания военных действий должно пройти не менее двух лет.

Днем смерти, считается день вступления в законную силу решения суда. Если речь идет о конкретной катастрофе, то суд может объявить днем смерти гражданина дату ее происшествия.

Помимо смерти, для приобретения права на пенсию юридическое значение имеет факт безвестного отсутствия кормильца. Суд может вынести  соответствующее решение, если в  течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания. При невозможности установить день получения последних сведений началом исчисления срока, необходимого для принятия решения, считается первое число месяца, следующего за тем, в котором указанные сведения были получены, а при невозможности установить этот месяц – первое число следующего года.

Информация о работе Понятие пенсии по случаю потери кормильца