Особенности трудовых отношений с лицами с семейными обязанностями и несовершеннолетними в Беларуси и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 01:01, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является детальный и всесторонний анализ норм права, устанавливающих особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников, а также соответствующей правоприменительной практики. Для достижения вышеуказанной цели в курсовой работе ставятся и решаются следующие задачи:
определение сущности трудовых отношений и задач правового регулирования труда отдельных категорий работников в целом; выявление особенностей правового регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями;
выявление особенностей правового регулирования труда несовершеннолетних;
анализ специфики регулирования труда работников с учетом характера и условий их работы;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ РАБОТНИКОВ
Понятие и сущность трудовых отношений………………………….5
Задачи правового регулирования труда отдельных категорий работников в целом……………………………………………………6
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ С ЖЕНЩИНАМИ И ЛИЦАМИ С СЕМЕЙНЫЕ ОБЯЗАННОСТЯМИ
2.1. Работники, имеющие семейные обязанности……………………….11
2.2. Гарантии, предусмотренные для работников с семейными обязанностями…………………………………………………………………….15
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
3.1. Особенности регулирования труда несовершеннолетних………….23
3.2. Условия и порядок заключения трудового договора с несовершеннолетними……………………………………………………………25
3.3. Гарантии для несовершеннолетних…………………………………..26
ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ С ЛИЦАМИ С СЕМЕЙНЫМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ И НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ЗА РУБЕЖОМ
4.1. Особенности трудовых отношений с несовершеннолетними………29
4.2. Особенности трудовых отношений с лицами с семейными обязанностями и женщинами……………………………………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………...37

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа по трудовому праву.docx

— 80.10 Кб (Скачать документ)

Пособие по уходу за ребенком в возрасте до трех лет выплачивается  ежемесячно со дня возникновения  права на данное пособие по день достижения ребенком возраста трех лет. [18].

Для оформления государственного пособия по уходу за ребенком в  возрасте до трех лет необходимо подать заявление в произвольной форме в комиссию по назначению пособий по месту работы и соответствующие документы.

Государственные пособия  и надбавки к ним назначаются  комиссиями по назначению пособий, создаваемыми в организациях любых организационно-правовых форм из числа представителей нанимателя, профсоюзов и иных представительных органов работников в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь. [18].

Постановлением Совета Министров  Республики Беларусь от 6 декабря 2006 г. № 1624 с последующими изменениями  утверждено Положение о комиссии по назначению государственных пособий  семьям, воспитывающим детей, и пособий  по временной нетрудоспособности.

Выплата пособия по уходу  за ребенком в возрасте до трех лет  и надбавки к нему прекращается при  наличии следующих обстоятельств:

-отмена опеки над ребенком;

-смерть ребенка;

-помещение ребенка в дом ребенка, доминтернат, учреждение образования с круглосуточным режимом пребывания;

-лишение родительских прав;

-достижение ребенком возраста трех лет и др.

Пособие по уходу за ребенком в возрасте до трех лет и надбавки к нему выплачиваются в дни, установленные  для выплаты заработной платы.

По окончании социального  отпуска по беременности родам и  до начала социального отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет женщина может  воспользоваться правом на трудовой отпуск. В таком случае государственное  пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет будет  выплачиваться в размере 50 %.

Статьей 185 ТК предусмотрена  обязанность нанимателя предоставлять  после перерыва в работе, вызванного родами, по заявлению работающей женщины  отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с выплатой за этот период ежемесячного государственного пособия, размеры и условия выплаты которого устанавливаются законодательством.

По окончании периода  временной нетрудоспособности, вызванной  беременностью и родами, женщина  в соответствии со ст. 185 ТК подает заявление  на имя нанимателя с просьбой предоставить ей социальный отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. В  заявлении указывается дата начала указанного социального отпуска (следующий  день после даты окончания социального  отпуска по беременности и родам  либо следующий день после окончания  трудового отпуска, предоставленного после отпуска по беременности и  родам) и дата его окончания (дата исполнения ребенку трех лет). К заявлению  женщина прилагает копию свидетельства  о рождении ребенка.

На основании заявления  и копии свидетельства о рождении ребенка наниматель издает приказ о предоставлении женщине социального отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в соответствии со ст. 185 ТК. Указанный отпуск может быть использован полностью либо частями любой продолжительности.

Лица, находящиеся в социальном отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, в  период нахождения их в указанном  отпуске могут, по их желанию, работать по основному или другому месту  работы на условиях неполного рабочего времени (не более половины месячной нормы часов) и на дому с сохранением  ежемесячного государственного пособия.

Отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет  включается в общий стаж, а также  в стаж работы по специальности, профессии, должности в соответствии с законодательством.

Период нахождения в социальном отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет не включается в стаж работы, дающий право  на последующие трудовые отпуска.

Согласно законодательству Республики Беларусь лицам, осуществляющим уход за ребенком в возрасте до трех лет и работающим на условиях неполного рабочего времени (не более половины месячной нормы) или на дому, пособие назначается в размере 80 % наибольшей величины БПМ.

Лицам, вышедшим на работу на условиях, предусматривающих их занятость  на протяжении более половины месячной нормы рабочего времени пособие  назначается (выплачивается) в размере 50 % пособия. При этом они будут  считаться вышедшими из социального  отпуска с возникновением права  на предоставление трудового отпуска.

Юридически значимым фактом для включения периода работы в стаж, дающий право на отпуск, является прерывание указанного социального  отпуска и выход на работу независимо от условий рабочего времени.

Во избежание непонимания  между работником и нанимателем  по досрочному выходу из социального  отпуска и его правовых последствий  необходимо четко формулировать  цель такого выхода.

Согласно ст. 266 ТК женщинам, усыновившим (удочерившим) ребенка  в возрасте до трех месяцев, предоставляется  отпуск продолжительностью 70 календарных  дней со дня усыновления (удочерения) с выплатой за этот период пособия  по государственному социальному страхованию. По заявлению женщины, усыновившей (удочерившей) ребенка, ей в порядке и на условиях, предусмотренных ст. 185 ТК, предоставляется отпуск по уходу за ребенком.

Согласно ст. 265 ТК матери (отцу, опекуну, попечителю), воспитывающей (воспитывающему) ребенка инвалида в возрасте до восемнадцати лет, по ее (его) заявлению ежемесячно предоставляется один дополнительный свободный от работы день с оплатой в размере среднего дневного заработка за счет средств государственного социального страхования.

Матери (отцу), воспитывающей (воспитывающему) двоих и более  детей в возрасте до шестнадцати  лет, по ее (его) заявлению ежемесячно предоставляется один дополнительный свободный от работы день с оплатой  в размере и на условиях, предусмотренных  в коллективном договоре.

Матери (отцу, опекуну, попечителю), воспитывающей (воспитывающему) троих  и более детей в возрасте до шестнадцати лет (ребенка инвалида - в возрасте до восемнадцати лет), по ее (его) письменному заявлению предоставляется один дополнительный свободный от работы день в неделю с оплатой в размере среднего дневного заработка в порядке и на условиях, определяемых Правительством Республики Беларусь.

Постановлением Совета Министров  Республики Беларусь от 12 декабря 2007 г. № 1729 утверждено Положение о порядке  и условиях предоставления одного дополнительного  свободного от работы дня в неделю.

Право на дополнительные свободные  дни может быть использовано матерью (отцом, опекуном, попечителем) либо разделено  указанными лицами между собой по их усмотрению. [12].

Если работник одновременно имеет право на дополнительный свободный  от работы день в неделю и дополнительный свободный от работы день в месяц, то этот день предоставляется по желанию  работника согласно одному из оснований.

В соответствии со ст. 267 ТК женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, предоставляются помимо общего перерыва для отдыха и питания  дополнительные перерывы для кормления  ребенка.

Эти перерывы предоставляются  не реже чем через три часа продолжительностью не менее 30 минут каждый. При наличии  двух или более детей в возрасте до полутора лет продолжительность перерыва устанавливается не менее одного часа.

По желанию женщины  перерывы для кормления ребенка  могут быть присоединены к перерыву для отдыха и питания либо в  суммированном виде перенесены как  на начало, так и на конец рабочего дня (рабочей смены) с соответствующим  его (ее) сокращением.

Перерывы для кормления  ребенка включаются в рабочее  время и оплачиваются по среднему заработку. [12]

По окончании социального  отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет либо при досрочном выходе из указанного отпуска женщине гарантировано  право на прежнюю работу. [12]

Таким образом, можно сделать  вывод, что устанавливаемые трудовым законодательством особенности правового регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями имеют весьма важное значение, поскольку позволяют реализовать конституционное право на труд данных лиц без ущерба их здоровью, физическому и духовному развитию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ  ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

 

3.1. Особенности  регулирования труда несовершеннолетних

 

Устанавливая особенности  правового регулирования труда  несовершеннолетних работников, а также  молодежи законодатель стремился защитить физически не окрепший и психически не вполне зрелый организм молодого человека от вредных производственных факторов, а также обеспечить должные условия  для получения им образования, профессиональной подготовки, культурного и духовного  развития. Такие цели определены как  в национальном законодательстве государства, так и в международно-правовых документах (Декларации ООН о правах ребенка 1959 г., Конвенциях МОТ) [11, с. 45].

Особенности труда молодежи регулируются главой 20 и иными нормами  ТК, статьей 21 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» [3], статьей 19 Закона Республики Беларусь «Об общих началах государственной молодежной политики» [4] и другими нормативными правовыми актами.

В соответствии со ст. 24 Закона Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. «О правах ребенка» с последующими изменениями и дополнениями каждый ребенок имеет право на выбор  профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой  и с учетом общественных потребностей. По достижении шестнадцати лет дети имеют право на самостоятельную  трудовую деятельность.

В отличие от гражданского законодательства, устанавливающего, что несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет являются частично дееспособными, трудовое законодательство, в частности, ст. 273 Трудового кодекса Республики Беларусь, наделяет лиц, не достигших  возраста 18 лет (несовершеннолетних), в  трудовых отношениях равными правами  с совершеннолетними.

При этом несовершеннолетние в области охраны труда, рабочего времени, отпусков и некоторых других условий труда пользуются гарантиями, установленными Трудовым кодексом, иными  актами законодательства, коллективными  договорами, соглашениями.

Законодатель, основываясь  на нормах международного права, установил, что, как правило, трудовые договоры заключаются с лицами, достигшими возраста 16 лет. Однако из этого правила  имеется исключение, допускающее  снижение возраста, с которого лицо вправе выступать в качестве стороны  трудового договора. В ст. 21 и ч. 2 ст. 272 ТК предусмотрено, что с письменного согласия одного из родителей (усыновителей, попечителей) трудовой договор может быть заключен с лицом, достигшим четырнадцати лет, для выполнения легкой работы, которая не является вредной для его здоровья и развития, а также не наносит ущерба посещаемости общеобразовательной школы.

Перечень легких видов  работ, которые могут выполнять лица в возрасте от 14 до 16 лет был утвержден Министерством здравоохранения Республики Беларусь (постановление от 29 апреля 2000 г. N 9) [8]. Согласно указанному перечню с лицами в возрасте от 14 до 16 лет могут заключаться трудовые договоры на выполнение, в частности, следующих работ: сельскохозяйственные работы (подготовка семян и посадочного материала; посев и посадка; уборка урожая), лесохозяйственные работы; благоустройство и озеленение городов и поселков (подготовка почвы к посеву и посадка растений); прочие виды работ (разноска почтовой корреспонденции; выполнение освоенных подростками видов работ в школьных мастерских).

Следует обратить внимание, что трудовое законодательство Беларуси не предусматривает заключение трудового  договора с лицами моложе 14 лет, но в практике имеют место случаи, когда лица моложе 14 лет выполняют различные работы, например, участвуют в театральных и цирковых представлениях, снимаются в кино и т.д. Однако согласно нормам законодательства о труде Республики Беларусь трудовой договор с ними не может быть заключен. Если же в этих случаях трудовой договор все же заключается, то он, согласно п. 4 ст. 22 ТК, является недействительным.

В ст. 272 ТК предусмотрено, что  Перечень легких видов работ, которые  могут выполнять лица в возрасте от 14 до 16 лет, утверждается Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.

В ряде случаев законодатель повысил минимальный возраст, по достижении которого допускается заключение трудового договора. Например, согласно ст. 274 ТК только после достижения лицом  возраста 18 лет оно может быть принято на тяжелые работы и на работы с вредными или опасными условиями  труда, на подземные и горные работы. Список работ, на которых запрещается  применение труда лиц моложе 18 лет, утвержден по поручению Правительства  Республики Беларусь Министерством  труда Республики Беларусь постановлением от 2 февраля 1995 г. N 13. В этот список включены, в частности, работы, связанные с  подъемом и перемещением тяжестей вручную  в случае превышения установленных  норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе 18 лет при подъеме  и перемещении тяжестей вручную; подземные и горные работы; работы с вредными и опасными условиями труда [10].

Кроме того, ч. 2 ст. 348 ТК предусматривает, что запрещается работа по совместительству лиц моложе 18 лет, а ч. 1 ст. 405 ТК устанавливает, что письменные договоры о полной материальной ответственности могут быть заключены нанимателем только с работниками, достигшими 18 лет.

 

 

3.2. Условия и порядок заключения трудового договора с несовершеннолетним

Информация о работе Особенности трудовых отношений с лицами с семейными обязанностями и несовершеннолетними в Беларуси и за рубежом