Организация охраны труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 21:22, курсовая работа

Описание

Охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, которая включает в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Работа состоит из  1 файл

VVEDENIE (1).doc

— 168.50 Кб (Скачать документ)

    Дисквалификация может быть применена к физическим лицам, работающим в организациях, вне  зависимости от их организационно-правовой формы.21

    Дела  об административных правонарушениях, рассматриваются мировыми судьями. Мровой судья рассматривает в качестве суда первой инстанции дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров.22 

    Таким образом, к административной ответственности  за нарушение правил охраны труда  привлекаются должностные лица организаций, юридические лица. Нарушение законодательства об охране труда влечет наложение административного штрафа, административное приостановление деятельности. Временный запрет деятельности применяется как мера обеспечения в случае совершения административного правонарушения, за которое предусмотрено наказание в виде административного приостановления деятельности. Так же предусмотрена в виде административного наказания – дисквалификация, которая может быть применена к должностному лицу, которое ранее было подвергнуто административному наказанию за аналогичное административное правонарушение.     

    1. Уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда
 

    Охрана  труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, реабилитационные и иные мероприятия.

    Федеральным законом об основах охраны труда  в Российской Федерации установлена обязанность работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Лица, виновные в нарушении требований охраны труда, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В Уголовном кодексе Российской Федерации ответственность за нарушение правил охраны труда и техники безопасности предусмотрена в двух главах: в главе 19 «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина» и в главе 24 «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка». В главе «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина» этот состав предусмотрен ст. 143 «Нарушение правил охраны труда». Часть 1 ст. 143 УК РФ устанавливает ответственность за «нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил». Здесь же определено наказание за то же деяние, если оно повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека.

    Часть 2 этой же статьи УК РФ устанавливает  более строгую ответственность  за то же деяние, если оно повлекло за собой смерть человека.

    Не  всякое нарушение правил техники  безопасности влечет за собой возбуждение уголовного дела. Вопрос о возбуждении уголовного дела должен решаться с учетом характера нарушений и наступивших или могущих наступить последствий. Поэтому, прежде чем возбудить уголовное дело, как правило, необходимо проверить и установить:

    - имел ли место сам факт нарушения  правил техники безопасности;

    - каков характер этих нарушений  и какие вредные последствия  наступили или могли наступить  в результате их совершения;

    - каковы причины, которые привели к нарушению правил техники безопасности;

    - кто допустил нарушение правил  техники безопасности и в силу  каких обстоятельств, не было ли в действиях виновного преступного умысла, каково содержание этого умысла.

    Каждое  из названных выше обстоятельств, в свою очередь, может быть детализировано в зависимости от особенностей каждого конкретного дела. Последовательность выяснения указанных выше обстоятельств также зависит от особенностей каждого дела.

    Нередко действия и бездействие должностного лица тесно переплетаются: должностное лицо не только не принимает мер к соблюдению правил охраны труда, но и дает указание производить работу при таких условиях, при которых их производство запрещается.23 Поэтому необходимо установить как конкретные действия должностного лица, совершенные в нарушение правил техники безопасности, так и обстоятельства, свидетельствующие о проявлении этим лицом бездействия. В большинстве случаев нарушения правил охраны труда являются результатом бездействия должностных лиц. В юридической литературе преступное бездействие определяется как общественно опасный в данных условиях места, времени и обстановки акт поведения, состоящий в несовершении лицом того действия, которое оно должно было и могло выполнить. По делам рассматриваемой категории бездействие выражается в невыполнении должностным лицом правил охраны труда, техники безопасности. Несчастные случаи могут иметь место и вследствие отсутствия надлежащего технического руководства, недостаточного надзора со стороны должностных лиц за производством работ. В результате отдельные рабочие применяют опасные приемы в работе. К несчастным случаям приводят также нарушения производственно-технологической дисциплины. Для правильной организации работы любого предприятия нужна по возможности полная регламентация обязанностей участников трудового процесса. Выполнение работающими конкретных обязанностей в производственном процессе составляет сущность производственной дисциплины.

    Установить  преступное бездействие должностного лица иногда очень трудно, но почти всегда можно выяснить, что должно было делать должностное лицо по долгу службы, но не делало. Для этого достаточно ознакомиться с должностной инструкцией и внимательно изучить обстановку происшедшего несчастного случая. Однако нельзя ограничиваться установлением только фактов бездействия должностного лица. Следует определить также, могло ли должностное лицо выполнить требуемое действие и имело ли оно для этого возможности. Воздействие лица может рассматриваться как преступное, если оно имело возможность в данной обстановке совершить требуемое действие. Для оценки того, имело ли лицо реальную возможность совершить требуемое действие, важно выяснить обстоятельства происшествия. Во многих случаях бездействие должностного лица выражается в невыполнении ряда вмененных ему обязанностей, т.е. должностное лицо не произвело требуемое действие из-за недобросовестного исполнения своих должностных обязанностей. Для привлечения виновного к уголовной ответственности необходимо установить, какие специальные правила были нарушены. Эти нарушения правил техники безопасности, промышленной санитарии или иных правил охраны труда и будут фактическим содержанием преступных деяний.

    Признаком, характеризующим объективную сторону преступных нарушений правил охраны труда, указанных в ст. 143 УК РФ, является причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека.

    Уголовная ответственность может наступить  не только за прямое причинение лицом  преступных последствий, но и в определенных случаях за создание условий (реальной возможности) для их наступления, если непосредственной причиной явились иные силы, в том числе поступки других людей.

    Расследуя несчастные случаи, необходимо проникать  в их сущность. После этого определить значение явления для наступления вредных последствий.

    Субъектом преступления, могут быть лишь лица, на которые в силу их служебного положения или по специальному распоряжению возложена обязанность по охране труда и соблюдению правил техники безопасности на соответствующем участке работы или контролю за их исполнением. Эти же лица несут уголовную ответственность. При назначении лиц, ответственных за соблюдение правил техники безопасности на соответствующем участке работы или контроль за их исполнением, необходимо учитывать компетентность назначаемого лица в решении данного вопроса.

    Спецификой  уголовной ответственности является то, что, в отличие от административной, к уголовной ответственности могут быть привлечены только физические лица. К таковым относятся руководители организаций, лица, ответственные за соблюдение тех или иных правил безопасности, простые работники. Организации к уголовной ответственности в рамках российского уголовного права привлечены быть не могут.

    В заключение данной главы хотелось бы отметить, что невозможно исключить полностью воздействие неблагоприятных факторов на работающего даже там, где применяются передовые технологии, новейшее оборудование, строго соблюдаются нормы и требования по охране труда.

    В последние годы было принято немало важных законодательных актов, направленных на повышение уровня охраны труда работников. Однако реализация положений этих документов еще не стала первоочередной задачей в трудовых отношениях. Уклонение работодателей от выполнения своих обязанностей по созданию условий труда, соответствующих требованиям безопасности и гигиены, приводит к значительному росту несчастных случаев, профессиональных заболеваний на производстве. 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Правовое  обеспечение охрана труда представляет собой систему сохранения жизни  и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающую в себя социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

    Основными направлениями государственной  политики в области охраны труда являются:

    - обеспечение приоритета сохранения  жизни и здоровья работников;

    - принятие и реализация федеральных  законов и иных нормативных  правовых актов РФ, законов и  иных нормативных правовых актов  субъектов РФ в области охраны  труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

    - государственная экспертиза условий  труда;

    - профилактика несчастных случаев  и повреждения здоровья работников;

    - расследование и учет несчастных  случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

    - защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

    - установление компенсаций за  тяжелую работу и работу с  вредными и (или) опасными условиями  труда;

    - координация деятельности в области  охраны труда, охраны окружающей  природной среды и других видов  экономической и социальной деятельности;

    - распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

    - организация государственной статистической  отчетности об условиях труда,  а также о производственном  травматизме, профессиональной заболеваемости  и об их материальных последствиях;

    - установление порядка обеспечения  работников средствами индивидуальной  и коллективной защиты, а также  санитарно-бытовыми помещениями  и устройствами; лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.

    Реализация  основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

    Несоблюдение  работодателем требований охраны труда способно стать причиной несчастных случаев. В этой связи законодательством установлена ответственность за нарушение правил охраны труда.

    Так, в соответствии со статьей 5.27 Кодекса  РФ об административных нарушениях нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц или административное приостановление деятельности. Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию.

    За  нарушения правил охраны труда, результатом которых стало причинение вреда жизни и здоровью, предусмотрена уголовная ответственность. В соответствии со статьей 143 Уголовного кодекса РФ нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается штрафом либо исправительными работами, либо лишением свободы. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается лишением свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Организация охраны труда