Образование Афинского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 18:37, контрольная работа

Описание

Объектом данной работы является деятельность Солона и Клисфена и их роль в афинской государственности.
Предметом работы стали политически реформы Солона и Клисфена.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- изучить образование Афинского государства;
- проанализировать реформы Солона;
- проанализировать реформы Клисфена.

Работа состоит из  1 файл

Введение (Автосохраненный).docx

— 37.71 Кб (Скачать документ)

     Следует отметить, что в результате реформ Солона начался процесс постоянного  увеличения роли народных собраний. На них при все-возрастающей активности демоса стали рассматриваться самые насущные государственные дела, приниматься наиболее важные законы (в том числе и те, которые были направлены против знати). С течением времени народные собрания все более превращались в высший представительный орган Афинского государства.

     Кроме реформ в области государственного устройства, Солону приписывается разработка целого свода законов, регулировавших частную жизнь граждан. Этот свод заменил собой законодательство Драконта (из последнего были сохранены только установления, касающиеся убийств). Начертанные на деревянных трехгранных призмах, вращавшихся на своей оси, законы Солона были выставлены в акрополе. В своем первоначальном виде эти законы до нас не дошли, и об их содержании можно судить лишь по упоминаниям в позднейших источниках.[1,с.93-97]

     Предметом особого внимания Солонова законодательства было охранение семьи, и в связи с этим существенно выправилось положение женщин в полисе. Сохранение общественной морали и спокойствия было, пожалуй, вторым по важности предметом законов Солона.

     Итак, Солон стремился ослабить противоречия между богатыми и бедными гражданами, не допустить социальных потрясений. Ущемив имущественные интересы эвпатридов, он предотвратил возможность массовых выступлений разорившихся общинников. Он удовлетворил требования зажиточной части демоса: землевладельцев, купцов, ремесленников. Реформы Солона повлияли на демократизацию Афинского государства, социальной основой которого стали средние и мелкие землевладельцы, верхушка ремесленников и купцов.

     Ввиду того, что после Солона власть захватил тиран Писистрат, реформы были упразднены, оставлены без применения. Но, пришедший после свержения писистатидов, Клисфен продолжил дело Солона. В результате его реформ государственный строй стал еще более демократическим, чем при Солоне. 
 
 
 
 
 

              
 
 
 
 
 
 
 

                             Реформы Клисфена. Их значение 
 

Главной целью  революционных преобразований Клисфена было утверждение в Афинах территориального принципа   государственности    Предыстория этого события - исход внутренней борьбы аристократических сил во главе с Исагором. Исагор, призвавший на помощь спартанского царя Клеомена, не смог утвердиться в Афинах. Политическая карьера Клисфена началась с достойного возвращения к управлению Афинами. В 510 г. до н. э. тирания Писистратидов была ликвидирована, а уже в 509 — 507 гг. до н. э. Клисфен своими реформами довел до завершения процессы социальной стабилизации афинского полиса. Главное, что имели целью реформы Клисфена - это изменение положения родовой аристократии. Ее статус был очень высок, потому что ей принадлежало господствующее положение в старинных родовых объединениях. Филы и фратрии объединяли весь афинский демос (было четыре филы, каждая по четыре фратрии). Благодаря своему участию во всех культовых делах своих фил и фратрий, система управления родовой аристократии осуществляла контроль за состоянием дел в Аттике, родовая власть торжествовала в системе этих родовых объединений. Клисфеновы реформы подорвали это деление, нарушили основы традиционных политических и религиозных отношений.

     По  Клисфену новое административное деление распределяло граждан Аттики и Афин на триттии - всего 30 округов. Новые объединения - филы состояли из трех триттии, подобранных из различных округов и представляли собой не сплошную территориальную единицу, а временное объединение гражданских групп из разных частей Аттики и Афин для проведения всех политических мероприятий полиса. Филы Клисфена также исполняли сакральную функцию, им были присвоены имена древних богов аттиков. Этим достигалась цель разобщения эвпатридов, а старые филы хоть и были сохранены Клисфеном, их значение сводилось до культовой роли.

     Данные, свидетельствующие об углублении демократических принципов, касаются объединения широких масс сельского населения в мелкие единицы - демы. Аттика была поделена на сто демов. Одновременно были оформлены функции демов. Это были хозяйственные, административные, культовые, военные и политические объединения. В демах велись гражданские и военные списки; демы, а точнее демархи -старосты осуществляли функции контроля рекрутирования и получения гражданского статуса молодыми членами новых административных единиц. Новые слои демоса значительно укрепляли социальную базу афинской демократии.

     Следует конкретизировать представления о  деме, поскольку это дает панорамный взгляд на сущность реформ Клисфена в глубоких слоях населения Афин и Аттики. При обозначении имени гражданин ставил имя отца, затем название дема. Сохранялась постоянная принадлежность к определенному дему. Для проживания гражданина в другом деме предусматривался налог.

     Демы  объединяли неравнозначное число жителей - малолюдные сочетались с крупными, которые могли поставлять тысячи воинов-гоплитов. Своими историческими корнями демы не были чем-то совершенно новым. Ранее здесь были поселения со своими традициями в существовании территориальных связей и названий. В эпоху Клисфена эти территории получили статус и свой центр, произошло прикрепление к филам и триттиям, что составило стройную государственную систему местного самоуправления.

     Большая численность правоспособных членов фил подготовила перемены в высших представительных органах - «совет четырехсот» был заменен «советом пятисот». Его функцией было широкое предварительное обсуждение всех проектов, выносимых на рассмотрение народного собрания. Эти основные органы управления в Афинах находились в состоянии постоянного взаимодействия. В частности, между созывами народного собрания буле («совет пятисот») следил за исполнением установлений, принятых высшим органом, и решал текущие дела в государстве. Демократической стороной реформирования государства Клисфеном была выборность и отчетность должностных лиц. Этого правила должны были придерживаться и архонты, и военачальники-стратеги (впоследствии сосредоточившие в своих руках исполнительные властные функции). При Клисфене была введена чрезвычайная мера - «остракизм», представлявшая собой форму тайного голосования. Каждый голосующий писал на глиняном черепке (остраконе) имя человека, казавшегося ему опасным для существующего строя. Если одно и то же имя повторялось при подсчете голосов 6 тыс. раз, то такой человек назывался и должен был покинуть родину на 10 лет, но имел возможность вернуть по окончании срока все гражданские права и имущество. Это был властный политический рычаг афинского демоса, а также оружие борьбы политических партий в Афинах.

     В структуре государственной власти Афин эпохи Клисфена важную роль играли коллегии стратегов (по одному представителю от каждой филы). Жеребьевкой также избирался суд присяжных, куда полагалось жаловаться на незаконные действия должностных лиц.

     В целом в результате реформ Клисфена демос, в первую очередь крестьянство, освободился от консервативных родовых рамок. В известном смысле преодолены то тут, то там вспыхнувшие распри родовых объединений, введены в политическую жизнь новые слои, не охваченные прежде гражданской деятельностью фил и фратрий.

     Что касается расслоения в гражданском  обществе того времени, можно говорить о существовании рабов и рабовладельцев как классов. Первые были лишены гражданских свобод и прав. Свободные граждане Афин - прежде всего, рабовладельцы - крупная земельная знать, владельцы ремесленных мастерских (на основе труда рабов), богатые торговцы и купцы, ростовщики. Свободную часть населения, а это основная масса демоса, составляли работники со своим наделом, инвентарем, ремесленным инструментарием - мелкие земледельцы, ремесленники, торговцы-мореходы. [ 2 ] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                 
 
 
 

                                         Заключение 
 

       История государства и права Древней Греции, как одна из составляющих  дисциплины «История государства и права зарубежных стран», представляет особый интерес при рассмотрении вопросов образования государства и зарождения правовых. Политическая история Аттики являет собой классический образец возникновения государства. После победы афинян, которыми командовал Солон, над Мегарами в 594 году до н.э. Солон был избран первым архонтом – архонтом-эпонимом. Своей задачей он поставил успокоение крестьянства и сохранение политического и экономического господства эвпатридов. Поэтому первой и самой крупной реформой Солона была сисахфия - «стряхивание бремени».  Она освобождала массу должников из рабства, тех же , что были проданы в рабство за границу , государство выкупило за свой счет; запрещала личную кабалу, продажу несостоятельных должников в рабство. Кроме того Солон издает законы ограничивающие землевладение, закон разрешающий вывоз за границу оливкового масла и запрещающий вывозить зерно. Своими указами Солон  поощряет развитие ремесленничества и торговли, проводит денежную реформу.

       После свержения писистратидов дело Солона продолжил архонт Клисфен.

       Важнейшей реформой Клисфена было введение нового административного деления Аттики на три территориальных округа:

     1) город Афины и его пригороды;

     2) внутренняя центральная полоса;

     3) береговая полоса.

          Реформы Клисфена сыграли большую роль в становлении греческой

демократии. После Клисфена Афинское государство сделалось значительно демократичнее, чем оно было, например, при Солоне.

            Реформы Клисфена уничтожили остатки родового строя, тормозившие развитие производительных сил и ликвидировали аристократическую республику. Однако высшие государственные должности, как и прежде, занимали люди, находившиеся на верхних ступенях социальной лестницы. 

      Впрочем, до полного торжества демократических  идеалов в Афинах было еще далеко. Сложившаяся в результате реформ Солона и Клисфена система государственного управления оценивалась древними как умеренная форма демократии. Наибольшим значением политической жизни Афин пользовалась прослойка зажиточного крестьянства. Малоземельные крестьяне, равно как и городская беднота, активного участия в управлении государством в то время еще не принимали, хотя формально и те и другие считались афинскими гражданами. Следует иметь в виду, что, начиная со времени Солона, доступ во многие из правительственных учреждений был по-прежнему ограничен в Афинах высоким имущественным цензом.  Потребовалось не одно десятилетие упорной политической борьбы для того, чтобы принцип гражданского равноправия был последовательно проведен в Афинах.

             
 
 
 
 
 
 
 

                         Список использованных источников 
 

  1.         Кучма В.В. Государство и право Древнего мира и Средних веков: в двух частях. – Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2001 г. – 548с.
  2.       www. w – st.ru/staaf/li.htm/
  3.      История государства и права зарубежных стран: Учеб./К.И.Батыр, И.А.Исаев и др,; Под ред. Проф. К.И.Батыра. – 4-изд., перераб. И доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,2004. – 496с.
  4.       История государства и права зарубежных стран: ответы на экзаменац. вопр./В.В. Сажина, Д.Е.Тагунов. – 2-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2007. – 224с.

Информация о работе Образование Афинского государства