Международная миграция рабочей силы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 18:47, доклад

Описание

Сегодняшний мир – мир динамики и скорости. Чтобы в нем выжить, необходимо постоянно меняться вместе с ним и постоянно приобретать новые знания и умения. Более того, мало ими обладать. Ими надо уметь грамотно воспользоваться с тем, чтобы они принесли наибольшую выгоду их владельцу. Но и этого, как показывает практика, мало. Необходимо, и наиболее важно, найти такое место и время применения своих знаний, которое в максимальной мере удовлетворяло бы насущные потребности человека. И, если над временем, в котором мы живем, мы не властны, то место работы нам никто не запрещает поменять.

Работа состоит из  1 файл

конференция.docx

— 54.79 Кб (Скачать документ)

Всеобщая  декларация прав человека, принятая ООН 10 декабря 1948 г., провозглашает свободный  выбор места жительства и работы как основополагающее право человека. Однако реальные условия каждой страны диктуют выработку национальной миграционной политики, включающей комплекс законодательных, организационных  и других мер, позволяющих регулировать въезд в страну и выезд из нее. Государственное регулирование экспорта рабочей силы направлено как на защиту прав интересов трудящихся-мигрантов в странах, применяющих иностранную рабочую силу, так и на возмещение потерь от выезда национальной рабочей силы за рубеж.

Основой эмиграционной политики является регулирование трех фаз эмиграционного цикла, включая выезд рабочей силы из стран, пребывание за границей и возвращение на родину. На практике это регулирование сводится к соблюдению следующих принципов:

  1. обеспечение прав работников на свободу перемещения и трудоустройство;
  2. гарантии возвращения мигрантов на родину;
  3. обеспечение поступления в страну и эффективного использования валютных переводов трудящихся-мигрантов;
  4. содействие смягчению безработицы, благодаря выезду тех работников, профессии которых не пользуются спросом;
  5. ограничение выезда занятых в тех секторах экономики, потребности которых в рабочей силе не удовлетворены;
  6. совершенствование внутреннего рынка труда посредством приема репатриантов, освоивших за рубежом специальности, необходимые для развития народного хозяйства;
  7. предоставление социальных гарантий трудящимся-эмигрантам. Большинство развитых стран вводят в миграционную политику протекционистские меры, призванные защитить интересы собственного населения и национальную экономику. Так, по закону об иммиграции США, начиная с 1995 г. въезд в страну для лиц, ищущих работу, ограничивается 140 тыс. человек в год. Ожесточается иммиграционное законодательство и в европейских странах. Например, в 1993 г. Франция ограничила въезд новых иммигрантов, а ФРГ приняла решение не предоставлять вид на жительство претендентам на въезд и не признавать права гражданства за детьми иммигрантов, работающих по контракту.

Международно-правовые документы, регулирующие процессы миграции рабочей силы между странами внутри интеграционных группировок, как правило, имеют либеральный характер. Однако и здесь имеются свои проблемы. Параграф 52 Римского договора 1957 г. об образовании Общего рынка (вступил  в силу в 1968 г.) предоставляет гражданам  стран – членов ЕС право поиска работы по всей территории ЕС. Шенгенское соглашение с 1993 г. установило единые визовые правила. Дублинская конвенция 1990 г. установила правила предоставления убежища. В декабре 1989 г. была принята Хартия основных социальных прав рабочих ЕС.

Российские  власти также используют определенные меры для регулирования въезда иностранной  рабочей силы в страну. В декабре 1993 г. Указом Президента было утверждено Положение о привлечении и  использовании в Российской Федерации  иностранной рабочей силы. В нем  устанавливался порядок трудовой деятельности работников-иммигрантов на территории России. Это дало государству определенные возможности контроля процесса их привлечения, квотирования количества рабочей силы на уровне субъектов Федерации с  учетом состояния региональных рынков труда Межгосударственная миграция за 1991-2001

 

  1. Заключение

Изучив  данный вопрос, можно сделать вывод, что международная миграция рабочей  силы – явление сложное, неоднозначное, динамичное, одна из наиболее противоречивых актуальных проблем на рубеже веков.

Современная международная миграция населения  представляет собой многогранное явление, влияющее на все стороны развития общества, будь то экономика или  политика, демографические процессы или национальные отношения, идеология  или религия.

Выступая  в прошлом главным образом  в формах кочевничества, военных  и колонизационных переселений, международная миграция населения  с развитием капиталистической  системы хозяйствования приобрела  новые черты. Возникла необходимость  в огромных перемещениях людей, лишенных средств производства.

Современный мировой миграционный процесс по своему содержанию и массовости существенно  отличается от аналогичных процессов  не только прошлого века, но и первой половины прошлого столетия. Главные  его особенности следующие:

1. Миграция охватила все континенты, весь мир и обрела поистине  глобальный характер. На начало  последнего десятилетия XX в. в  мире уже насчитывалось более  45 млн трудящихся-мигрантов. Небывалая масштабность мировой миграции трудовых ресурсов представляет собой важнейшую особенность современности.

2. Если в 50—70-е гг. миграция шла в основном из развивающихся стран в индустриально развитые, то с 80-х гг. наблюдается и встречный миграционный процесс: перемещение иностранной рабочей силы из более развитых в менее развитые страны.

3. Доминирующим мотивом трудовой  миграции остается экономический.

4. Миграции трудовых ресурсов способствуют  и современные технологии производства, основанные на принципах международного  разделения труда. Это связано прежде всего с деятельностью транснациональных компаний, организующих производство в системе мирового хозяйства.

5. На современном этапе развития  значительно увеличилась нелегальная  миграция рабочей силы, которая  стала мировой проблемой. В  начале 90-х гг. в Европе находилось  примерно 2 млн нелегалов. В США их 6 млн, а по некоторым источникам —13 млн. Это в основном мексиканцы, работающие в сельскохозяйственном секторе. В Японии таковых менее 300 тыс., в Малайзии около 500 тыс., в России от 500 тыс. до 1 млн.

6. В международной миграции происходят  качественные изменения, обусловленные  НТР, суть которых состоит в  значительном увеличении среди  мигрирующих доли квалифицированных  специалистов.

 


Информация о работе Международная миграция рабочей силы