Компетенция органов местного самоуправления в сфере регулирования социально-трудовых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 10:56, курсовая работа

Описание

Основной целью данной курсовой работы является изучение компетенции органов местного самоуправления в сфере регулирования социально-трудовых отношений.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Основы разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления в сфере регулирования социально-трудовых отношений 5
1.1. Регулирование социально-трудовых отношений как вопрос ведения государственных органов: подходы к разграничению компетенции 5
1.2. Регулирование социально-трудовых отношений в аспекте решения вопросов местного значения и реализации иных полномочий органов местного самоуправления 10
Глава 2. Регулирование социально-трудовых отношений на территориальном уровне: опыт Приморского края 13
2.1. Система социального партнерства на территориальном уровне. 13
2.2. Система нормативных правовых актов в области регулирования социально-трудовых отношений 17
Заключение 23
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ГМУ.doc

— 130.50 Кб (Скачать документ)

     Поэтому использование описанных выше способов в качестве неотъемлемого племен та правового регулирования трудовых отношений, и прежде всего согласительных процедур, следует закрепить в нормах 1 ТК РФ и иных федеральных законов. В результате появится основанная па законе связь между федеральными правовыми актами, устанавливающими правила поведения участников трудовых отношений, и потребностями самих участников, аккумулированных на уровне органов государственной власти субъектов Российской Федерации5. 

1.2. Регулирование  социально-трудовых отношений в аспекте решения вопросов местного значения и реализации иных полномочий органов местного самоуправления.

     Экономический рост невозможен без создания достаточно совершенной, четко структурированной  системы социально-трудовых отношений. Именно она сказывает наибольшее влияние на состояние экономики всех уровней, в том числе муниципальных образований.

     Регулирование социально-трудовых отношений как  элемент управления социально-трудовой сферой муниципального образования  направлено на обеспечение продуктивной занятости и защиты от безработицы, справедливой оплаты труда и формирование доходов, совершенствование фирм социального партнерства. Процесс регулирования этих отношений есть фактор, формирующий условия повышения конкурентоспособности территории, без которой в современном обществе невозможно добиться повышения экономического роста и создать благоприятные условия жизни людей6.

     Социальное  партнерство в сфере труда (далее - социальное партнерство) - система  взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений7.

     Значительная  часть функций регулирования  социально-трудовых отношений концентрируется  в органах местного самоуправления. На первый взгляд, проблема взаимодействия экономического роста и деятельности данных органов осуществляется в их границах, является чрезвычайно опосредованной. Однако при более детальном исследовании данной взаимосвязи выясняется, что в обеспечении экономического роста решающую роль играет расширение совокупного спроса, прежде всего со стороны населения территории, связанного с повышением их доходов. Наличие существенного прироста располагаемых денежных доходов становится главным условием экономического роста.

     Увеличение  доходов населения можно осуществить  как с помощью изменения масштабов производственно-хозяйственной деятельности на территории муниципалитетов, так и путем более эффективного выполнения государственными, региональными и местными органами власти функций по регулированию социально-трудовых отношений. Это выражается в поведении определенных мероприятий, обеспечивающих поддержание устойчивой тенденции спроса на рабочую силу со стороны всех экономических агентов, осуществляющих свою деятельность на данной территории.

     При решении проблемы муниципального социально-экономического роста акцент делается на комплексный процесс изменения в экономике и социальной сфере муниципального образования, который нацелен на улучшение качества жизни на данной территории. Поселения существуют давно, и основой существования населяющих их людей всегда была экономическая деятельность. От того, насколько эффективно эта деятельность осуществлялась, зависели объем и качество получаемых сообществом ресурсов, как личных, так и общественных.

     Процесс повышения доходов населения  следует рассматривать не как окончательный результат функционирования муниципалитетов, а как объективное средство для дальнейшего совершенствования и развития их хозяйства. Население, живущее в условиях постоянного повышения роста доходов, создает благоприятную атмосферу для работы коммерческого сектора, который получает высокодисциплинированные, образованные кадры, способные к выполнению сложных производственных задач и росту производительности труда.

     Экономический рост в муниципальных образованиях должен быть связан с непрекращающимся ростом общественных благ, обусловленных наличием общих потребностей территориального сообщества, удовлетворение которых требует привлечения определенных общественных ресурсов. Привлечение различных инвесторов, создание благоприятных условий их работы посредством регулирования соответствующих социально-трудовых отношений становится главной задачей муниципалитетов.

     Таким образом, достижение муниципального экономического роста возможно благодаря рациональному  сочетанию форм и методов прямого  и косвенного регулирования муниципального потенциала социально-трудовых отношений8. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Регулирование  социально-трудовых отношений на территориальном  уровне: опыт Приморского края

2.1. Система социального  партнерства на территориальном  уровне.

     В Приморском крае, как и в Российской Федерации в целом, проводится постоянная целенаправленная работа по развитию системы социального партнерства в сфере труда между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, основными формами которого являются коллективные договоры и соглашения.9

     В результате за годы постоянного диалога  Администрации Приморского края с профсоюзами и работодателями края накоплен опыт успешного совместного решения социально-экономических проблем в рамках Приморской краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее - Комиссия), основные направления деятельности которой нашли отражение в региональном Соглашении между профсоюзами, работодателями и Администрацией Приморского края о регулировании социально-трудовых отношений на 2008-2010 годы.

     Одним из направлений своей деятельности Комиссия избрала повышение результативности своей работы. В этой связи на заседаниях Комиссии рассматриваются актуальные вопросы, являющиеся наиболее значимыми для развития Приморского края, осуществляется контроль за реализацией принятых решений, обеспечивается участие Комиссии в формировании законодательства Приморского края в сфере социально-трудовых отношений.

     Учитывая  важность открытости перед широкой  общественностью, на официальном сайте  Администрации Приморского края, странице управления по труду Приморского  края, формируется информационный блок Приморской краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, информационно-аналитические материалы по вопросам развития социального партнерства в Приморском крае направляются в Минздрав-соцразвития  России.

     В связи с завершением действия Соглашения между профсоюзами, работодателями и Администрацией Приморского края о регулировании социально-трудовых отношений на 2008-2010 годы Комиссией разработано Соглашение на 2011-2013 годы, одобренное на заседании 10 декабря 2010 года (подписано Губернатором   Приморского   края  С.М.Дарькиным 21 января 2011 года).

     Соглашение  включает в себя обязательства сторон в области экономической политики, повышения доходов и уровня жизни  населения, развития рынка труда  и содействия занятости населения, охраны труда, окружающей среды и здоровья населения, развития социального партнёрства.

     Анализ  динамики изменений в области  социального партнерства, базирующийся на официальной информации органов местного само-управления за 2010 год, свидетельствует о росте числа действующих коллективных договоров. 

       По состоянию на конец декабря  2010 года в организациях всех  форм собственности, осуществляющих  деятельность на территории Приморского  края,  действовало  3208 коллективных  договоров, которые распространялись  на 63,5 % работников (против 65,2 %  на аналогичную дату 2009 года).

     По  сравнению с соответствующим  периодом 2009 года количество действующих коллективных  договоров увеличилось на 5,6%.

     В течение 2010 года было заключено новых  и пролонгировано 869  коллективных договоров. Активная работа по заключению коллективных  договоров проводится в Артёмовском городском округе, Арсеньевском городском округе, городском округе ЗАТО Большой Камень, во Владивостокском городском округе, Дальнегорском городском округе, Дальнереченском городском округе, Лесозаводском городском округе, Находкинском городском округе, Уссурийском городском округе, городском округе Спасск-Дальний, Надеждинском муниципальном районе, Пограничном муниципальном районе, Черниговском муниципальном районе.

      Некоторое уменьшение количества работников, охваченных коллективными договорами, объясняется реорганизацией и ликвидацией ряда организаций, а также тем, что заключение в ряде межрегиональных компаний, объединяющих филиалы, расположенные в Приморском крае, единых коллективных договоров в целом по межрегиональной компании (советами представителей первичных профсоюзных организаций) значительно снизило влияние  представителей работников на процесс ведения коллективных переговоров.

           Одновременно необходимо выделить некоторые внешние и внутренние факторы, снижающие эффективность переговорного процесса по заключению коллективных договоров в организациях, осуществляющих  деятельность на территории края. Среди них:

           - неустойчивое финансово - экономическое  положение ряда организаций и  отраслей;

      - низкий уровень заинтересованности  работодателей в заключении коллективных  договоров;

      - нежелание многих работодателей  брать на себя социальные обязательства  в условиях экономической и финансовой нестабильности;

      - социальная пассивность работников, отсутствие стремления к объедине-нию  и коллективной защите  своих  интересов, недооценка ими роли  и значения коллективного договора;

      - малочисленность части профсоюзных организаций, их отдаленность от краевого центра; недостаточный авторитет профсоюзных организаций.

     Основой социального партнерства на уровне муниципальных образований являются территориальные трехсторонние  комиссии и территориальные трехсторонние  соглашения по регулированию социально-трудовых отношений, устанавливающие общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.

     С целью оказания помощи муниципальным  образованиям края в развитии социального партнерства в 2010 году  реализовывался план встреч  координаторов сторон Комиссии от профсоюзов, работодателей,  Администрации Приморского края с главами муниципальных образований края, представителями профсоюзов и работодателей, осуществляющих деятельность на территории муниципальных образований.

     Согласно  официальной  информации органов  местного самоуправления, в отчетном периоде в крае действовало 17 территориальных  трёхсторонних соглашений, устанавливающих  общие  условия  труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.

       В связи с завершением в 2010 году действия территориальных  трехсторонних   соглашений   разработаны    проекты     соглашений   на   2011 и последующие годы в Артемовском городском округе, Дальнегорском городском   округе,  Партизанском  городском  округе, городском округе Спасск - Дальний, в Кавалеровском муниципальном районе.

     Наиболее  активный   социальный   диалог   в   рамках комиссий ведётся в Арсеньевском городском округе, Артемовском городском округе, Владивостокском городском округе, Дальнегорском городском округе, Находкинском городском округе, Партизанском городском округе, городском округе Спасск - Дальний, Уссурийском городском округе, Надеждинском муниципальном районе, Спасском муниципальном районе, Черниговском муниципальном районе, где осуществляется постоянная работа по совершенствованию партнерских отношений в сфере социально-трудовых отношений.

     В городском округе ЗАТО город Фокино принято постановление главы городского округа от 28 сентября 2010 года № 36 о создании рабочей группы по разработке проекта трехстороннего соглашения по регулированию социально-трудовых отношений; решением Думы Хорольского муниципального района от 22 июля 2010 года № 130 утверждено Положение о районной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, постановлением администрации Хорольского муниципального района от 27 октября 2010 года № 435 утвержден  состав районной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Информация о работе Компетенция органов местного самоуправления в сфере регулирования социально-трудовых отношений