Коллективные трудовые споры

Автор работы: Лялька Мото, 11 Августа 2010 в 22:40, реферат

Описание

В настоящее время накоплен значительный национальный и зарубежный опыт разработки законодательных и иных нормативных правовых актов по разрешению коллективных трудовых споров организаций различных форм собственности. Вместе с тем, имеются и малоисследованные вопросы по данной проблематике, в числе которых находится проблема соединения теоретических разработок с современной практикой разрешения коллективных трудовых споров в практической нормотворческой деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
1.Понятие коллективных трудовых споров. Служба по урегулированию коллективных трудовых споров…………………………………………………..5
2. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией…………………………………………………………………………..7 3.Рассмотрение коллективного трудового спора с участием
посредника..................................................................................................................9
4. Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже…….12
5. Забастовка как способ разрешения коллективного трудового спора……….15
6. Объявление и проведение забастовки…………………………………………20
7. Правовое положение работников в период проведения забастовки………...25
Заключение……………………………………………………………………...27
Список использованной литературы…………………………………………..28

Работа состоит из  1 файл

Мой реферат.doc

— 164.00 Кб (Скачать документ)

     Легальное определение забастовки дано в ТК. Забастовка — это временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора (ст. 398 ТК).

     Следует иметь в виду, что не всякое прекращение  исполнения работниками своих трудовых обязанностей является забастовкой, поскольку прекращение работы вне рамок разрешения коллективного спора может использоваться работниками и в порядке самозащиты своих прав. Так, при рассмотрении дел о признании забастовок незаконными в связи с невыплатой (задержкой выплаты) заработной платы Верховный Суд РФ отметил, что прекращение работы, вызванное нарушением права работников на своевременную оплату их груда, является коллективной защитой индивидуальных трудовых прав работников, в связи, с чем не может быть признано незаконным. Требование выполнять работу без соответствующей оплаты — принуждение к труду, а это запрещено Конвенцией МОТ № 95 (действует на территории России с 24 сентября 1952 г.), ч. 2 ст. 37 Конституции РФ и ст. 2 КЗоТ РФ (в настоящее время ст. 4 ТК).

     В соответствии с законом забастовки подразделяются на два лица: основные и предупредительные.

     Предупредительная забастовка — это временное однократное прекращение работы не более чем на час. Цель организации такой забастовки — продемонстрировать серьезность намерений работников в отстаивании своей позиции в трудовом споре вплоть до проведения основной забастовки.

     Проведение  основной забастовки допускается после  завершения обязательных примирительных процедур либо при уклонении работодателя от участия в таких процедурах, а также при невыполнении им соглашения, достигнутого в ходе разрешения коллективного трудового спора. Забастовка — серьезное средство борьбы за права и интересы работников. Негативные последствия от забастовки испытывают не только работодатель, но и сами работники, а в случае забастовок в крупных и социально значимых организациях также государство и общество в целом. Поэтому забастовка как способ разрешения коллективного трудового спора должна использоваться только в крайнем случае, если все остальные способы исчерпаны.

     Право на забастовку, будучи ничем, не ограниченным, может иметь разрушительные последствия для безопасности личности, общества и государства. В силу этого ТК и другие законодательные акты подразделяют забастовки на законные и незаконные.

         Забастовка  может быть признана незаконной в  случаях:

    • проведения в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении;
    • проведения в нарушение требований о прохождении обязательной примирительной процедуры;
    • необеспечения в ходе забастовки минимума необходимых  работ (услуг);
    • ее проведения работниками, право которых на забастовку ограничено федеральным законом.

     В соответствии со ст. 413 ТК не допускаются  забастовки в органах и организациях Вооруженных Сил РФ, других военных, военизированных   и   иных   формированиях,   организациях   (филиале представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности  государства,  аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждении или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; и правоохранительных органах; в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениям непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотложной медицинской помощи; в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение,   авиационный,   железнодорожный   и   водный   транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.

     Право некоторых категорий работников на забастовку ограничивается и другими  законодательными актами. Запрет на проведение забастовок, в частности, установлен в отношении:

    • государственных гражданских служащих (п. 15 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации»);
    • муниципальных служащих (п. 10 ч. 1 ст. И Федерального закона от 8 января 1998 г. «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации»);
    • работников организаций атомной энергии (ст. 39 Федерального ' закона от 21 ноября 1995 г. «Об использовании атомной энергии»);
    • авиационного персонала (ч. 1 ст. 52 ВК).

     Следует иметь в виду, что Конституционный Суд РФ в постановлении от 17 мая 1995 г. по делу о проверке конституционности ст. 12 Закона СССР от 9 октября 1989 г. «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» в части, запрещающей     проведение забастовок работниками гражданской авиации, в связи с жалобой профсоюза летного состава Российской Федерации» постановил, что запрет забастовок на предприятиях и в организациях гражданской авиации на основании одной лишь их принадлежности к определенной отрасли не соответствует Конституции РФ. Таким образом, право на забастовку должно ограничиваться не для всех работников какой-либо отрасли, а лишь для тех категорий, прекращение работы которых реально может нанести существенный ущерб.

     Конституционный Суд РФ предложил Федеральному Собранию и соответствии с ч. 4 ст. 37 Конституции РФ определить условия и основания ограничения права на забастовку и связанные с этим необходимые компенсационные механизмы и процедуры разрешения коллективных трудовых споров, руководствуясь при этом ч. 2 и 3 ст. 55 Конституции РФ и общепризнанными нормами международного права.

     Пленум  Верховного Суда РФ в постановлении  от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» также разъяснил, что при решении вопроса о незаконности проведения забастовки судам следует иметь в виду, что ограничение права на забастовку в указанных выше случаях допустимо лишь для тех категорий работников, в отношении которых с учетом характера их деятельности и возможных последствий прекращения ими работы необходимость запрета на проведение забастовки прямо вытекает из названных выше положений Конституции. Ограничение права на забастовку большего круга работников, чем это необходимо для достижения целей, названных в ч. 3 ст. 17 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, является неправомерным.

     Решение о признании забастовки незаконной принимается верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, автономной области, автономных округов по заявлению работодателя или прокурора. Таким образом, законодательство устанавливает презумпцию законности забастовки. Признать объявленную или проводящуюся забастовку незаконной возможно только по решению суда.

     Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны прекратить или не начинать забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку. Соответствующий орган обязан немедленно проинформировать участников забастовки о решении суда.

          Работники, приступившие к проведению забастовки или не прекратившие ее на следующий день после доведения до органа, возглавляющего забастовку, вступившего в законную силу решения  о признании забастовки незаконной либо об отсрочке или о приостановке забастовки, могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию за нарушение трудовой дисциплины.

     Представительный  орган работников, объявивший и не прекративший забастовку после признания ее незаконной, обязан возместить убытки, причиненные работодателю незаконной забастовкой, за счет своих средств в размере, определенном судом.

     В случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей суд вправе отложить неначавшуюся забастовку на срок до 30 дней, а начавшуюся — приостановить на тот же срок. В случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов Рооссийской Федерации или отдельных территорий, Правительство РФ вправе приостановить забастовку до решения вопроса соответствующим судом, но не более чем на десять календарных дней.

             6. Объявление и проведение забастовки.

     Решение об объявлении забастовки принимается  собранием (конференцией) работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя по предложению представительного органа работников, ранее уполномоченного ими на разрешение коллективного трудового спора.

     Решение об участии работников данного работодателя в забастовке, объявленной профессиональным союзом (объединением профессиональных союзов), принимается собранием (конференцией) работников данного работодателя без проведения примирительных процедур.

     Собрание  работников данного работодателя считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины от общего числа работников. Конференция работников данного работодателя считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей делегатов конференции. Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины работников, присутствующих на собрании (конференции). При невозможности проведения собрания (созыва конференции) работников представительный орган работников имеет право утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников в поддержку проведения забастовки.

     Трудовой  кодекс по-разному регулирует вопросы  объявления и проведения предупредительной и основной забастовок.

     Предупредительная забастовка может быть объявлена после пяти календарных дней работы примирительной комиссии. Работодатель предупреждается о ее проведении в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня. При проведении предупредительной забастовки орган, ее возглавляющий, обеспечивает минимум необходимых работ (услуг).

     Cначале предстоящей основной забастовки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за десять календарных дней. В решении об объявлении забастовки указываются::

  • перечень разногласий сторон коллективного трудового спора,

являющихся основанием для объявления и проведения забастовки;

  • дата и время начала забастовки, ее предполагаемая

продолжительность и предполагаемое число участников. При этом забастовка не может быть начата позднее двух месяцев со дня принятия решения об объявлении забастовки;

  • наименование органа, возглавляющего забастовку, состав

представителей работников, уполномоченных на участие в примирительных процедурах;

  • предложения по минимуму необходимых работ (услуг),

выполняемых в период проведения забастовки работниками организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя.

     В любом случае участие в забастовке является добровольным. Никто не может  быть принужден к участию или  отказу от участия в забастовке.

     На  работодателя возлагается обязанность  предупредить о предстоящей забастовке Службу по урегулированию коллективных трудовых споров.

     Забастовку  возглавляет представительный орган  работников. Таким органом может быть профсоюз, иной специально созданный орган (например, стачечный комитет). Орган, возглавляющий забастовку, имеет право:

    • созывать собрания (конференции) работников;
    • получать от работодателя информацию по вопросам,

затрагивающим интересы работников;

    • привлекать специалистов для подготовки заключений по

спорным вопросам;

Информация о работе Коллективные трудовые споры