Источники трудового права: понятие и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 13:01, курсовая работа

Описание

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что изучение процесса реализации источников трудового права позволяет выявить как способы, которые не привели нормы права в соответствующие отношения, так и способы, обеспечивающие реализацию норм трудового права. Рассмотрение материального аспекта источников трудового права позволяет выделить нормы, применение которых не вызывает затруднений

Содержание

Введение
1 Понятие и виды источников трудового права
1.1 Понятие и особенности источников трудового права. Единство и
дифференциация правового регулирования
1.2 Классификация источников трудового права
2 Характеристика отдельных видов источников трудового права
2.1 Международно-правовое регулирование трудовых отношений
2.2 Конституция РФ в системе источников трудового права
2.3 Федеральные законы и подзаконные акты
2.4 Законы и подзаконные акты субъектов РФ в системе источников
трудового права
2.5 Акты высших судебных органов как источники российского
трудового права
2.6 Правовые акты органов местного самоуправления
2.7 Соглашения, коллективные договоры и локальные акты организаций
как источники трудового права
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Трудовое право.doc

— 231.00 Кб (Скачать документ)

28

локальных нормативных актов. Основу иерархии локальных источников составляет коллективный договор, входящий в систему социального партнерства и представляющий собой локальное соглашение работодателя и работников о регулировании трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. Именно коллективный договор предопределяет иные уровни локальных нормативных актов. Множественность локальных источников трудового права обусловлена тем, что нормотворческими функциями закон наделил не только работодателя и его представителей, но и работников и их представительные органы, союзы [13, С.45-48].

Другой признак локальных нормативных правовых актов, всеобщий характер, проявляется в том, что они касаются неопределенного круга лиц данной организации и рассчитаны на неоднократное применение. Локальные нормативные акты действуют непрерывно и постоянно. Их «неисчерпаемость» проявляется в том, что они и после совершения предписаний, заложенных в них, не прекращают свое действие.

Локальную норму трудового права следует определять и с учетом этого феномена, т.е. как установленное в соответствии с действующим законодательством о труде общее правило обязательного поведения, распространяющееся на производственный коллектив конкретной организации, в которой она принята, предоставляющее участникам социально-трудовых отношений этой организации определенные права и налагающее на них соответствующие обязанности, обеспечиваемое компетентными органами (субъектами) организации, а в некоторых случаях и использованием принудительной силы государства.

Нормативность локального акта имеет место в тех случаях, когда он, во-первых, представляет собой официальный документ правотворчества работодателя, трудового коллектива (их представителей), содержащий соответствующие властные предписания для работников определенной организации. Во-вторых, это акт нормотворчества, т.е. направленный на установление, изменение или отмену действующих в конкретной организации правил поведения работников в процессе труда. В-третьих, он представляет собой акт-документ, в котором формально закрепляется содержание обязательных для работников конкретной организации норм трудового поведения.

Основным, доминирующим субъектом локального нормотворчества является работодатель, который может (а в отдельных случаях - обязан) принимать локальные нормативные акты в пределах своей компетенции.

Причем в локальных актах, предусмотренных трудовым законодательством, воплощение воли работников, связанной с нормотворчеством, поставлено в зависимость от усмотрения работодателя, так как эти акты им принимаются посредством использования совещательной формы, предполагающей учет мнения представительного органа работников.

29

Признак локальных нормативных актов, свидетельствующий о их предназначенности для внутреннего использования в рамках конкретной организации, наиболее важен из всех перечисленных. Так, регулируя трудовые и иные тесно связанные с ними отношения, локальные акты отличаются наибольшей по сравнению с другими правовыми актами приближенностью к работнику. Это выражается в том, что с их помощью формируется содержание каждого трудового договора, устанавливаются перечень информации о работнике и иные вопросы, связанные с его персональными данными.

Локальные акты закрепляют правила поведения между участниками совместного труда, характерные для данной организации. Локальные нормы отличает быстрота реагирования на изменения в общественной организации труда, и это также является специфической особенностью локальных нормативных правовых актов. Локальные нормы могут достаточно оперативно удовлетворять производственные потребности при узаконении различных интересов сторон. Они нередко принимаются в порядке эксперимента, чтобы проверить варианты их воздействия на работников, установить эффективность их практического применения.

Говоря о гибкости в применении трудового законодательства к конкретным условиям производства и разнообразии локальных норм, необходимо отметить, что данная особенность позволяет установить преимущества одних организаций перед другими. Это достигается установлением в локальных нормах благоприятных условий труда и социального климата, привлекательных моральных и материальных стимулов. Тем самым закрепляются социальные ориентиры, присущие данной организации.

Нельзя не отметить и социальную направленность локальных норм, поскольку их принятие нередко связано со смягчением негативных последствий рыночных отношений. В локальных актах (чаще всего в коллективных договорах) закрепляются обязанности работодателя, связанные с предоставлением работникам материальных пособий, ссуд на жилищное строительство, на санаторно-профилактическое лечение и т.д.

Термины, используемые в ТК РФ относительно локальных источников, нуждаются в уточнении. Называя работодателя в качестве нормотворческого органа, законодатель забывает о работниках и некоторых других субъектах, которые могут принимать или участвовать наряду с работодателем в разработке локальных нормативных актов. Использование выражения «локальные нормативные акты организации» исключает работодателя - физическое лицо из числа нормотворческих органов.

В ТК РФ используются разные, но близкие по терминологии наименования локальных источников права: локальные нормативные акты, локальные нормативные акты организации, локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, принимаемые работодателем.

30

Представляется, что наиболее приемлемым является понятие «локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права».

Итак, в качестве общих выводов отметим, что локальным нормативным актам присущи все признаки, характерные для правовых актов. Они, являясь низовым звеном системы трудового законодательства, могут быть отнесены как к источникам права, так и к правовым актам. Локальные акты обладают также специфическими признаками. В частности, их отличает приближенность к работнику, так как содержание трудового договора, вопросы персональных данных сотрудников, получение дополнительных льгот и преимуществ регулируются локальными источниками. Они закрепляют социальные ориентиры организации, направленные на смягчение негативных последствий рыночных отношений.



Заключение

 

В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы:

1.     Источниками трудового права называются результаты правотворческой деятельности компетентных органов в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, составляющих предмет данной отрасли права.

2.     Классификацию источников трудового права можно проводить по юридической силе. По этому критерию источники трудового права могут быть распределены следующим образом: Конституция РФ; международно-правовые акты о труде; Федеральные конституционные законы, федеральные законы, подзаконные акты нормативного характера федерального уровня; постановления Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ; законы и подзаконные акты субъектов РФ; нормативные правовые акты органов местного самоуправления; соглашения и коллективные договоры; локальные акты организации.

3.     Международные трудовые стандарты - главный результат международно-правового регулирования труда. Формальным выражением такого регулирования являются нормы, закрепленные в актах ООН, Международной организации труда, соглашениях государств.

4.     Главное место среди источников трудового права отводится Конституции РФ. В ней закреплены основные трудовые права, свободы и гарантии их обеспечения.

5.     Законы (как федеральные, так и субъектов РФ) - следующие за Конституцией РФ по значимости источники трудового права. Источники трудового права, как известно, должны отражать федеративный характер российского государства, в рамках которого установлено разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и ее субъектов. В соответствии с Конституцией РФ (ст.72) трудовое законодательство находится в совместном ведении Федерации и ее субъектов, а разграничение их компетенции осуществляется также на основе Конституции.

6.     Органы государственной власти субъектов РФ по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта РФ по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта РФ приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.

7.     Акты Верховного Суда РФ не являются источником трудового права, но постановления Пленума Верховного Суда РФ и другие разъяснения играют немаловажную роль в правоприменении. Акты Конституционного Суда РФ хотя и не рассматриваются как источник трудового права, но решения Конституционного Суда РФ играют важную роль в правопримени-

32

тельной практике. Если Конституционным Судом РФ нормативный правовой акт или его положения будут признаны неконституционными, они утрачивают юридическую силу. При этом решения Конституционного Суда РФ вступают в силу немедленно после их провозглашения, действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами государства.

8.     Органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

9.     Локальным нормативным актам присущи все признаки, характерные для правовых актов. Они, являясь низовым звеном системы трудового законодательства, могут быть отнесены как к источникам права, так и к правовым актам. Локальные акты обладают также специфическими признаками. В частности, их отличает приближенность к работнику, так как содержание трудового договора, вопросы персональных данных сотрудников, получение дополнительных льгот и преимуществ регулируются локальными источниками. Они закрепляют социальные ориентиры организации, направленные на смягчение негативных последствий рыночных отношений.

Принимая во внимание все выше сказанное, можно считать, что цель работы, поставленная во Введении достигнута, и в ней раскрыты вопросы, касающиеся источников трудового права (понятие источников, их виды, особенности правого регулирования трудовых отношений).



Список использованных источников

 

1 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря.

2 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 июня 2001 г. N 197-ФЗ (ред. от 30.12.2006) // СЗ РФ. 2002. № 1. (ч. 1).

3 Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ (ред. от 09.05.2005) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // СЗ РФ. 1996. № 3.

4 Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 29.12.2006) «О занятости населения в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1915.

5 Федеральный закон от 01.05.1999 № 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений» // СЗ РФ. 1999. № 18.

6 Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» // Российская газета. 2006. 7 июля.

7 Указ Президента РФ от 05.10.2002 № 1129 (ред. от 28.12.2006) «О приведении актов Президента РСФСР и Президента Российской Федерации в соответствие с Трудовым кодексом Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 40.

8 Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 15.02.2007) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2004. № 11.

9 Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. 10 декабря 1998 г.

10 Декларация Международной организации труда «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» (Принята в г. Женеве 18.06.1998 на 86-ой сессии Генеральной конференции МОТ) // Российская газета. 1998. 16 декабря.

11 Конвенция МОТ от 23 июня 1981 г. № 156 (По состоянию на 13 сентября 2004 года) «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин, трудящихся с семейными обязанностями» // Бюллетень международных договоров. 1998. № 6.

12 Постановление Пленума Верховного суда РФ «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» от 17 марта 2004 г. № 2 (в ред. от 28.12.2006) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2004. № 6.

     13 Букреева Л. Правовая природа и функции локальных источников трудового права в условиях рыночной экономики // Законодательство и экономика. 2007. №1.

34

14 Ведяшкин С.В. Локальные нормативные правовые акты и их роль в установлении внутреннего трудового распорядка организации: Дис. канд. юрид. наук. Томск, 2001.

15  Гейхман В.Л., Дмитриева И.К. Трудовое право: Учебник для вузов. М.: Юристъ, 2005.

16 Горохов Б.А., Маврин С.П., Хохлов Е.Б. Источники трудового права и источники правового регулирования общественно-трудовых отношений // Правоведение. 2003. № 6.

Информация о работе Источники трудового права: понятие и виды