Государственное регулирование трудовых отношений. Институты рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 20:16, контрольная работа

Описание

Трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (ст. 15 ТК). Возникают они на основе трудового договора, т. е. соглашения между работником (гражданином) и работодателем (юридическим или физическим лицом).

Содержание

1. Государственное регулирование трудовых отношений 3
2. Политика занятости 6
3. Государственное регулирование трудовых отношений на Украине. 14
Список литературы 15

Работа состоит из  1 файл

экономика труда.docx

— 30.90 Кб (Скачать документ)

В целях оптимизации рынка труда  государство регулирует взаимоотношения  между работниками и работодателями по вопросам занятости независимо от форм собственности и хозяйствования. Так, оказывается содействие в подборе  подходящей работы, правовая защита от необоснованного отказа в приеме на работу, действуют гарантии занятости  и для особо нуждающихся в социальной защите путем установления квот приема на работу, обучения по специальным программам, реализации про грамм занятости, введения особых режимов труда и отдыха.

1.2 Институты рынка труда в  современной экономике

Развитые и эффективно функционирующие  институты задают систему положительных  и отрицательных стимулов, направляя  поведение людей в определенное русло и, тем самым, делая ситуацию на рынке труда и в сфере  социально-трудовых отношений более  определенной.

Институтами рынка труда понимаются, во-первых, «правила игры», закрепленные в законах, нормативных актах, принципах, социальных нормах, во-вторых, учреждения и организации, формирующие инфраструктуру рынка труда, целевой функцией которых  является оптимизация поведения  участников социально-трудовых отношений, в-третьих, механизмы, регулирующие функционирование рынка труда и его развитие. В структуре институтов рынка  труда различают формальные и  неформальные институты, регламентирующие взаимодействие индивидов и групп  в социально-трудовой сфере.

К формальным институтам, прежде всего, относятся законы и нормативные  акты. Трудовым кодексом регламентируются условия найма, увольнения, оплаты труда, его дифференциации, демографические, гендерные и социальные аспекты  трудовых отношений. Законами определяются правовые, экономические, организационные  основы развития рынка труда, его  основных институтов, а также гарантии государства по реализации конституционных  прав граждан на социальную защиту от безработицы. Экономические агенты реализуют эти права как «пучок правомочий», позволяющих принимать  необходимые решения по поводу ресурсов данного вида.

Инструментом, который реализует  «обмен правомочий», является контракт. Различают контракты явные и  неявные, кратко- и долгосрочные, индивидуальные и коллективные. Для того чтобы  сократить издержки, связанные с  невыполнением (не полным выполнением) обязательств по контракту, избежать проявления различных форм оппортунистического  поведения, снизить риски, связанные  с непредвиденными обстоятельствами, необходимы определенные гарантии, которые  бы, во-первых, облегчали адаптацию  к непредвиденным событиям в течение  срока действия контракта и, во-вторых, обеспечивали его защиту. В связи  с этим важную функциональную роль играют институты контроля за соблюдением  контрактов на рынке труда, включая  трудовой арбитраж, трудовую инспекцию, профсоюзы. Не менее значимы институты  посредничества и информационной поддержки  контрагентов рынка труда. Они включают центры занятости, службы трудоустройства  и информации населения, частные  и государственные кадровые агентства  и т.д.

В системе формальных институтов, регулирующих рынок труда, институты  государственного регулирования включают органы контроля, систему страхования  рисков безработицы, государственные  службы занятости населения и  др. Государство законодательно регулирует условия найма, режим работы, организацию  оплаты труда, порядок заключения коллективных договоров, привлечение иностранной  рабочей силы для работы на российских предприятиях. Государственное регулирование  рынка труда возможно также путем  установления размеров минимальной  оплаты труда, индексации заработной платы  с целью защиты ее от инфляции. Система  мер, направленных на повышение эффективности  институтов государственного регулирования  рынка труда, предполагает формирование прочной правовой основы; совершенствование  регулирования условий найма  персонала посредством заключения коллективных соглашений и контрактов на основе переговоров между работодателями, работниками и профсоюзами; формирование механизма индексации заработной платы  с учетом стоимости жизни; улучшение  системы нормирования труда, оптимизацию  налогообложения. Государство выступает  также непосредственным работодателем, создавая рабочие места в общественном секторе, формирует спрос на труд через механизм государственных  закупок товаров и услуг.

Институты социального партнерства  в странах с развитой рыночной экономикой представляют эффективную  систему регулирования социально-трудовых отношений и согласования интересов  наемных работников и работодателей. Переговоры ведутся при посреднической роли государства, которое может  участвовать в переговорном процессе непосредственно (через своих представителей) и опосредованно (через арбитражные  органы, согласительные комиссии и  законодательные акты). Эффективные  институциональные системы обеспечивают согласование интересов работника, работодателя, государства. Институты, влияющие на формирование человеческого  капитала, качество рабочей силы и  качество труда, конкурентные позиции  работников на рынке труда имеют  возрастающее значение в условиях инновационных  стратегий. Подытоживая, следует отметить, что развитие институтов рынка труда  предполагает увеличение их видового многообразия, появления новых институтов, повышение эффективности функционирования уже существующих институтов, импорт институтов рынка труда на основе обобщения опыта экономического развития других государств, как правило, наиболее развитых.

 

3. Государственное регулирование  трудовых отношений на Украине.

 

Основные законы, подзаконные  акты, положения и инструкции, регулирующие трудовые отношения на Украине:

  • Конституция Украины
  • Кодекс законов о труде Украины (КЗоТ)
  • Хозяйственный кодекс Украины
  • Закон о занятости населения
  • Закон об отпусках
  • Закон Украины о оплате труда
  • Закон Украины о порядке решения коллективных трудовых споров (конфликтов)
  • Закон Украины о коллективных договорах и соглашениях
  • Закон Украины о охране труда
  • Закон Украины об организациях работодателей
  • Закон Украины об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые повлекли потерю работоспособности
  • Порядок вычисления средней заработной платы
 

 

 

Список литературы

  1. Желтов А.М. Государственное регулирование экономики. Учебное пособие / А.М.Желтов. - Н.Новгород: Издательство Волго-Вятской академии гос. службы, 2000, - 158 с.
  2. Закон о занятости населения Украины
  3. Кодекс законов о труде Украины
  4. Колупаева В.А., Пономарева Е.Е., Раковская В.С. Экономика труда: Учебное пособие. - Томск: Изд-во ТПУ, 2005. - 162 с.
  5. Конституция Украины.
  6. Тыщенко А.И. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: учебник /А.И.Тыщенко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 252 с.
  7. Хозяйственный кодекс Украины
  8. Экономика труда (социально-трудовые отношения): учебник / под ред. Н.А.Волгина, Ю.Г.Одегова. -- М.: Изд-во «Экзамен», 2006. - 736 с.

 


Информация о работе Государственное регулирование трудовых отношений. Институты рынка труда