Единство и дифференциация правового регулирования социально-трудовых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 15:26, контрольная работа

Описание

Одним из специфических черт правового регулирования трудовых отношений является учет наличия единства и дифференциации правового регулирования трудовых и непосредственно с ними связанных отношений. Единство правового регулирования трудовых отношений свидетельствует о внутренней неразрывной связи всей совокупности норм, регулирующих общественные отношения, составляющие предмет трудового права, а дифференциация проявляется в наличии специальных норм, распространяющихся на отдельные категории работников (женщин, подростков, инвалидов, лиц, работающих в особых климатических условиях, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными или иными особыми условиями труда, а также в отдельных отраслях экономики).1

Работа состоит из  1 файл

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТРУДОВОМУ ПРАВУ.docx

— 39.74 Кб (Скачать документ)

 

  1. Единство и дифференциация правового регулирования социально-трудовых отношений.

Одним из специфических черт правового регулирования  трудовых отношений является учет наличия  единства и дифференциации правового  регулирования трудовых и непосредственно  с ними связанных отношений. Единство правового регулирования трудовых отношений свидетельствует о внутренней неразрывной связи всей совокупности норм, регулирующих общественные отношения, составляющие предмет трудового права, а дифференциация проявляется в наличии специальных норм, распространяющихся на отдельные категории работников (женщин, подростков, инвалидов, лиц, работающих в особых климатических условиях, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными или иными особыми условиями труда, а также в отдельных отраслях экономики).1

Единство  правового регулирования труда  проявляется в наличии общих  норм, закрепляющих общие принципы правового регулирования труда. К ним в первую очередь относятся  Конституционные принципы, которые  отражаются в ст. 2 ТК РФ ( в частности, равенство прав и свобод человека и гражданина, закрепленное в Конституции РФ отражается в ТК РФ в виде принципа равенства прав и возможностей работников). Единство проявляется также в правах и обязанностях работников и работодателей (ст. 21, 22 ТК РФ) в общих положениях гл. I ТК, в общих нормативных актах трудового законодательства, распространяющихся на всю территорию России (ТК и др.) и на всех работников, где бы и кем бы они ни работали. Данные нормы носят общий характер, применимы во всех ситуациях, связанных с реализацией источников трудового права.

Наряду  с общими нормами существуют специальные нормы, которые призваны отразить специфику труда отдельных работников или труда, протекающего в особых условиях. Такие нормы обеспечивают дифференциацию при регулировании отношений, входящих в предмет трудового права.

 

Можно выделить три вида норм, призванных обеспечить дифференциацию в правовом регулировании труда:

1) Нормы-льготы. Подобные нормы могут появиться на различных уровнях правовой регламентации труда: федеральном, межотраслевом, отраслевом, региональном, местном, локальном. Предоставление дополнительных льгот не вступает в противоречие с вышестоящим по юридической силе законодательством, поскольку права и свободы человека и гражданина объявлены высшей ценностью, которая составляет смысл деятельности органов государственной власти и местного самоуправления и должна обеспечиваться правосудием;

2) Нормы - приспособления. Данный вид норм призван обеспечить адаптацию общих норм к особенностям трудовой деятельности. К числу таких норм следует отнести предписания об установлении суммированного учета рабочего времени, которые

призваны  обеспечить соблюдение общей продолжительности  рабочего времени за учетный период, то есть приспособить общую норму  к особенностям трудовой деятельности. Подобные нормы не имеют в своем содержании ограничений прав и свобод человека и гражданина в сфере труда. Поэтому они также могут быть созданы на различных уровнях правовой регламентации труда;

3)Нормы-изъятия. Установление изъятий связано с ограничением прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина, в том числе и в сфере труда, могут быть ограничены лишь федеральным законом и лишь в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Следовательно,нормы, предусматривающие изъятия из общих правил, могут быть включены только в содержание федерального закона. Однако для применения этих норм при регулировании трудовых отношений недостаточно включение этих норм в содержание федерального закона без внесения соответствующих изменений в ТК РФ. Как следует из ч. 4 и 5 ст. 5 ТК РФ, федеральный закон, противоречащий ТК РФ, может применяться после внесения в Кодекс соответствующих изменений. Поэтому дополнительным условием применения норм, ограничивающих права и свободы в сфере труда, является внесение соответствующих изменений в ТК РФ. Естественно, нормы, которые призваны изъять из применения общие правила, должны быть разработаны для достижения перечисленных в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ целей. Без указания цели, ради которой разработана и применяется норма, ограничивающая права и свободы человека и гражданина в сфере труда, ее реализация противоречит ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.2

Все специальные  нормы дифференциации могут содержаться  и в общих актах (например, разд. XII «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников» ТК РФ —ст. 251-351, т.е. сто статей или почти четвертая часть всего Кодекса посвящена им). Специальные нормы могут составлять отдельный специальный акт (например, Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г. в ред. Федерального закона от 21 июня 1995 г., Федеральный закон «Об основах государственной службы в Российской Федерации» от 31 июля 1995 г.).3

В науке  трудового права основные концептуальные положения о единстве и дифференциации правового регулирования трудовых отношений были разработаны С.Л. Рабиновичем - Захариным, идеи которого в дальнейшем получили развитие в трудах многих выдающихся ученых. 4

Единство  и дифференциация правового регулирования  трудовых отношений - взаимосвязанные  категории, они раскрываются в науке  трудового права без противопоставления их друг другу, отражаются во многих институтах трудового права. В научной литературе подчеркивается, что «дифференциация способствует единству трудового права, а единство создает условия для дифференциации правового регулирования труда»5, и, как отмечал С.Л. Рабинович – Захарин, - «основные факторы единства и дифференциации правового регулирования труда не оставались неизменным,6 т.е. со временем (с изменением отношений в сфере труда, с развитием законодательства) их соотношение меняется.7

 

Факторы дифференциации.

Дифференциация  в правовом регулировании труда  происходит по определенным направлениям, факторам.

Факторы дифференциации можно подразделить на две группы: объективные и субъективные. Первая включает основания, обусловленные объективными факторами, характеризующими место и условия работы. Эти особенности отражаются в регулировании рабочего времени и времени отдыха, охраны труда и иных институтов. К числу объективных могут быть отнесены факторы, которые проявляются при правовом регулировании труда:

1) условия  труда в организации (нормальные, вредные, опасные).

2) климатические  условия, в которых протекает  трудовая деятельность. Например, работники  районов Крайнего Севера и  приравненных к ним местностей могут претендовать на установленные законодательством дополнительные льготы;

3) значение  отрасли экономики и выпускаемой  продукции. Данный фактор проявляется в нормах, устанавливающих надбавки за стаж работы в отдельных отраслях экономики и при выпуске определенной продукции;

4) форма  собственности организации, использующей  труд работников. Организации, получающие  бюджетное финансирование, как правило,  лишены возможности самостоятельно принимать решения об улучшении условий трудовой деятельности работников. Такие решения ими могут приниматься

лишь  при наличии самостоятельно заработанных средств. Организации частной формы собственности призваны соблюдать установленный государством минимум трудовых прав, имея возможности за счет собственных средств улучшать положение работников в сравнении с трудовым законодательством;

5) техническая  оснащенность места работы или  выполняемой трудовой функции.8

Вторая группа оснований дифференциации характеризует граждан, вступающих в трудовые отношения, т.е. учитываются  половозрастные, физиологические особенности  работника, состояние его здоровья, характер трудовой связи работника  и предприятия. Эти обстоятельства предопределяют особенности в регулировании  труда женщин, подростков, инвалидов, пенсионеров, иными словами, субъектная дифференциация конкретизирует применение правовых норм к различным субъектам  не в силу исполнения ими трудовых обязанностей в специфических условиях, а вследствие особых свойств, характеризующих  их самих. Установление особенностей правового регулирования труда отдельных категорий работников относится к ведению федеральных органов государственной власти. Такие особенности предусмотрены разд. XII Трудового кодекса РФ. 9 К ним относятся:

  1. Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями (гл.41 ТК РФ).
  2. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет (гл.42 ТК РФ).
  3. Особенности регулирования труда руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации (гл.43 ТК РФ).
  4. Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству (гл.44 ТК РФ).
  5. Особенности регулирования труда работников, заключивших трудовой договор на срок до двух месяцев (гл.45 ТК РФ).
  6. Особенности регулирования труда работников, занятых на сезонных работах (гл.46 ТК РФ).
  7. Особенности регулирования труда лиц, работающих вахтовым методом (гл.47 ТК РФ).
  8. Особенности регулирования труда работников, работающих у работодателей - физических лиц (гл.48 ТК РФ).
  9. Особенности регулирования труда надомников (гл.49 ТК РФ)
  10. Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (гл.50 ТК РФ)
  11. Особенности регулирования труда работников транспорта (гл.51 ТК РФ)
  12. Особенности регулирования труда работников, занятых на подземных работах (гл.511 ТК РФ)
  13. Особенности регулирования труда педагогических работников (гл.52 ТК РФ)
  14. Особенности регулирования труда работников, направляемых на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений РФ за границей (гл.53ТК РФ)
  15. Особенности регулирования труда работников религиозных организаций (гл.54 ТК РФ)
  16. Особенности регулирования труда спортсменов и тренеров (гл.541 ТК РФ)
  17. Особенности регулирования труда других категорий работников (Регулирование труда лиц, работающих в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органах исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу; Особенности регулирования труда работников государственных корпораций, государственных компаний; Некоторые особенности регулирования труда медицинских работников; Регулирование труда творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений; Ограничения на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних) (гл.55ТК РФ).

Приведенный перечень объективных и субъективных факторов дифференциации при регулировании отношений в сфере труда не является исчерпывающим. В законодательстве могут появиться и другие факторы, послужившие основанием для дифференцированного регулирования трудовых отношений.

 

 

 

  1. Общий и специальный субъект в трудовом праве.

Субъекты  трудового права - это участники общественных отношений, регулируемых трудовым законодательством, которые обладают трудовыми правами и обязанностями и могут реализовывать их. Всех субъектов трудового права можно разделить на общих и специальных. На  общий субъект трудового права применяются нормы Трудового Кодекса РФ и нормы, которые выделяют субъектов по следующим основаниям: полу, возрасту, должности, виду трудового договора, виду работодателя, отраслевому признаку…Эти нормы распространяются на всех граждан. Но, наряду с нормами, распространяющимися на всех граждан существуют нормы, которые распространяются на отдельные категории работников (особенности труда которых не отражены в ТК РФ) и регулируются специальным законодательством, отражающим определенные права этих лиц, обязанности, особенности трудовых правоотношений. Можно привести примеры данных норм: ФЗ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ», который устанавливает особенности регулирования труда частных охранников, согласно которому «Граждане, занимающиеся частной охранной деятельностью, подлежат страхованию на случай гибели, получения увечья или иного повреждения здоровья в связи с оказанием ими охранных услуг в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указанное страхование граждан, занимающихся частной охранной деятельностью, осуществляется за счет средств соответствующей охранной организации и включается в состав ее затрат»10

Также можно  перечислить ряд Федеральных законов регулирующих трудовую деятельность отдельных категорий работников: ФЗ « О федеральной службе безопасности»; ФЗ « О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной думы Федерального собрания РФ»; ФЗ « О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппарата судов РФ» и т.д.

 

 

  1. Тенденции развития российского трудового права.

Тенденции — это основные направления  формирования и развития правовых норм данной отрасли или ее отдельных институтов. Отражая уровень общественного развития, тип демократии, достижения юридической науки и практики, тенденции показывают направления изменений в трудовом законодательстве, что позволяет совершенствовать его и практику применения норм трудового права.11

Информация о работе Единство и дифференциация правового регулирования социально-трудовых отношений