Зарождение международного права в Древний период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 22:18, реферат

Описание

Международное право зародилось во время распада родоплеменных отношений и становления первых государств. В ту эпоху у древних людей уже накопился опыт межродовых и межплеменных отношений. Сложились определенные правила, регламентировавшие эти отношения, которые получили закрепление в обычаях. Свод этих правил, существовавший в первобытнообщинном обществе и регулировавший отношения между родами и племенами, с определенной натяжкой можно назвать межплеменным «правом». Затем в ходе своего развития оно преврати­лось в международное право.

Содержание

Введение………………………………………………………….........….3
Зарождение международного права в Древний период………....5
Развития международного права во времена Средневековья….12
Классическое международное право…………………………….17
Новое международное право…………………………………......22
Список литературы…………………………………………..…..………24

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа.docx

— 51.06 Кб (Скачать документ)

 

  1. Развития международного права во времена Средневековья

Античная философия, римское  право и христианство оказали  влияние на международно-правовую теорию и практику средневековых государств Западной Европы. Конец Х в. представляется своеобразным рубежом, когда на первых «мирных соборах» получило детальную регламентацию «право войны». К этому времени относится возникновение идеологии «светского христианского рыцарства». В феодальном праве особое внимание уделялось гарантии соблюдения международных обязательств. Обычай предписывал незыблемое соблюдение слова, данного рыцарем. Принося при посвящении в рыцари присягу, человек обязывался «соблюдать нерушимо данное слово», что бы ни грозило ему – «беда или гибель», под страхом быть объявленным в случае нарушения слова «бесчестным и клятвопреступником».

Феодальное право было частью богословия. При заключении международных договоров слово  рыцаря подкреплялось религиозной  клятвой (целованием креста и Евангелия, под страхом интердикта – отлучения  от церкви). Эта религиозная клятва сопутствовала международным договорам IX–XVIII вв. Практика римских пап давать разрешения на предстоящее нарушение  клятвы и отпускать грехи клятвопреступникам (диспенсы и индульгенции) вызвала применение в договорах «двойной клятвы», запрещающей обращение к понтифику в случае нарушения договорной клятвы. Подобное обязательство приняли на себя Карл V и Франциск I в Мадридском договоре.[6]

В средние века складывалась практика депозитариев – особых «хранителей  договоров» (conservatoris pacis) и поручительства пленников короля (баронов, князей, вассалов) за соблюдение международных обязательств их сеньором – королем. В случае нарушения договора поручители были вправе силой оружия принудить короля к соблюдению. Гарантии международных обязательств посредством заложников сохранялись вплоть до подписания Аахенского мира (1748).В качестве залога нерушимости договора передавали имущество, города и территории.[5]

В средние века складывался  институт постоянных посольств, сначала  в практике торговых городских республик  Северной Италии и Римской курии, а затем и других государств.

Посольское право сформировалось в Европе XV в. на соборах христианской церкви; были детально разработаны  нормы о дипломатическом старшинстве, порядке голосования, международных  языках и международном делопроизводстве. Дипломатические представительства  стали постоянным институтом. Появились  придворные ведомства иностранных  дел (внешних сношений), тайный совет, государственный совет, секретная  канцелярия и др. К этому периоду  относится и правовое закрепление  основных дипломатических привилегий и иммунитетов. С XVI в. личная неприкосновенность посла и его экстерриториальный иммунитет завоевывали общее признание. Даже в отношении дипломатов, участвовавших в заговорах (дело Росса в Англии, дело Бруно во Франции), как правило, ограничивались их депортацией – удалением из страны. Неприкосновенность распространялась и на посольские резиденции. За послами признавалось «право флага», «право на часовню» и ряд других почетных преимуществ.[1]

В результате международное  право периода феодализма признало войну «абсолютно необходимой», когда  исчерпаны все мирные средства и  война предпринята государственными властями «ради справедливой цели с  чистыми намерениями». В юридический  оборот триумфально вступили термины  miles (солдат), militia (служба-рыцарство), ordo (рыцарский долг). Появление рыцарства, с характерным для этого явления культом чести, благотворно повлияло на формирование права народов Европы.

По союзному договору швейцарских  кантонов (1З52) союзник был не вправе вступать в несправедливую войну. Войну  следовало объявлять за три дня  до начала военных действий. Флоренция  предупреждала о предстоящей  войне звоном особого колокола в  течение месяца. Иногда дата начала войны устанавливалась по взаимному соглашению противников (англофранцузская война 1339 г.).

В постановлениях Вселенских соборов, начиная с XI–XII вв. (Римского, Клермонского, Лате-ранского), декреталиях Григория IX, в Указе короля Арагонского Иакова I (1247), в сборниках «Саксонское зерцало», «Золотая булла» и других памятниках феодального права содержатся принципы защиты во время войны священников, паломников, женщин, купцов, ремесленников, странников и студентов.[6]

Первыми актами, направленными  на защиту раненых, были принятая во время  гражданской войны в Швейцарии  Семпахская грамота (1393), ордонансы короля Франции Карла VII (140З—1461), указы германского короля Максимилиана I (1459–1519) и др.[2]

Средневековому международному праву известен институт репрессалий. Так, англо-французским договором 12З5 г. предусматривалось, что потерпевший  от иностранца был вправе искать удовлетворения от любого из соотечественников этого  иностранца. Начиная с XIV в. частные  репрессалии ограничивались и признавались допустимыми лишь с санкции властей, получивших отказ иностранного государства  удовлетворить претензии потерпевшего.

Укреплялась практика обращения  к посредничеству и третейскому  суду (арбитражу) для разрешения международных  споров сеньоров. Договоры об арбитраже  заключали Англия и Шотландия (1381), король Франции с германским императором  и швейцарскими кантонами. Договор 1218 г. предусматривал «генеральный арбитраж»  – все случаи возможных споров. В качестве арбитров привлекались короли, князья, епископы, юристы и юридические  факультеты Болонского, Падуанского университетов.

Средние века оставили в  истории блистательную попытку  создания международной организации, удивительным образом предвосхитившей  идеи Устава ООН. Чешский князь ИРЖИ ПОДИБРАД в 1462 г. предложил образовать союз дружбы и братства (unio amocitia et fraternitas) на основе договора с участием любого христианского короля, князя или магната. Высшим его органом предлагалась конгрегация. Принципы ее формирования – равенство представителей (послов) христианских, избираемых на пять лет и проводящих свои заседания в Базеле и городах Франции и Италии. Союз предлагалось наделить полномочиями власти, суда, чтобы склонить спорящие стороны к согласию и миру дружеским путем, если это возможно, или избрать арбитров и добиваться своего права перед компетентными судьями. Идеям этого проекта не суждено было сбыться, но он опередил ход развития международного права на полтысячелетия. Иржи Подибрад стяжал при жизни славу международного арбитра (mediator) в спорах европейских феодалов.[6]

В эпоху средневековья  получило значительное развитие международное  морское право. Нормы морского права  были кодифицированы в Олеронских свитках (1100), национальных законодательствах Англии, Франции, Северной Италии и Испании, в «законах Висби» – голландских и ганзейских «Добрых обычаях моря» (Konsolato Del Mare) – памятнике права XIII столетия, пользовавшемся признанием всех прибрежных государств Средиземноморского бассейна.

На развитие международно-правовой мысли средневековья значительно  повлияли учения богословов. АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ, епископ (354–430), оказал огромное влияние на средневековую теоретическую  мысль. Непосредственное отношение  к международному праву имеют  его идеи о том, что одни и те же нормы права и справедливости должны применяться к поведению, как отдельных лиц, так и государств. Международное право, по Августину, распространяется только на народы христианские.

Средневековый теолог ГРАЦИАН  развил эти идеи в сборниках «Декреты»  и «Согласование противоречивых канонов» (1139–1142), где дал определение  международного права и высказался за соблюдение договоров, подкрепленных клятвой.

Возникает наука международного права. Ее основоположником принято считать выдающегося голландского юриста Гуго Гроция (1583—1645). В 1625 г. он издал первый систематический труд «О праве войны и мира», охвативший все основные вопросы международного права.[6]

Великие географические открытия и возникновение в связи с  этим глобальных мирохозяйственных  связей постепенно приводят к формированию общего для всех уголков планеты международного права. Оно становится по преимуществу договорным, а роль и значение церкви в становлении новых норм международного права неуклонно падает.

 

  1. Классическое международное право

Следующим шагом в истории  является этап классического международного права, связанный с зарождением капиталистического уклада Английская буржуазная революция, сопровождаемая гражданскими войнами (1642—1649 гг.), дала толчок к возникновению других буржуазных революций XVIII в. в странах Западной Европы и Северной Америки. Это привело к новым буржуазным международным отношениям, а значит, и к качественному преобразованию международного права.

Подписанный 24 октября 1648 г. Вестфальский трактат сформулировал новые, ранее не существовавшие международно-правовые принципы, ставшие доминирующими почти на два последующих столетия: политического равновесия, независимости светской власти от власти духовной, равенства государств. Он также сформулировал декларативную теорию признания, предусмотрел применение коллективных санкций против агрессоров, мирные средства разрешения споров, внес изменения в правовой режим рек, трансформировал статус консулов и т. д. Трактат подготовил переход к качественно новому периоду в развитии международного права.[7]

Система юридических принципов  и норм, постепенно сложившихся с 1648 по 1919 г. и регулировавших отношения государств той исторической эпохи, именуется классическим международным правом. Основные черты этого периода следующие:

1) договор становится  главным источником норм международного права;

2) демократизация международного права;

3) колониализм;

4) война как нежелательный,  но в целом законный способ разрешения международных разногласий.

Эта эпоха отмечена открытием  новых земель, бурным развитием мореплавания, международной торговли и широкомасштабными колониальными захватами. Истории известно также установление полуколониальных режимов в Китае, Турции, Персии, Египте, Марокко, Тунисе и в других странах, а потому нельзя здесь говорить о признании демократических принципов международного права сразу, поскольку существовали периоды прямого отхода от них, где восстановлению подлежала вся старая межгосударственная практика. На так называемые нецивилизованные народы Азии, Африки и Латинской Америки демократические принципы вообще не распространялись.[3]

Международному праву  Средних веков не были широко известны демократические принципы. Такими принципами являлись народный суверенитет, суверенное равенство государств, невмешательство во внутренние дела государств, неприкосновенность государственной территории, принцип взаимности, свободы речного торгового судоходства и др. При капиталистическом укладе жизни эти принципы становятся неотъемлемой ее частью и находят свое отражение в Декларации независимости США 1776 г., Конституции США 1787 г., актах Французской революции 1789 г. (Декларация прав человека и гражданина 1789 г., Декларация международного права 1795 г., Конституции 1791 и 1793 гг. и др.). Конституции 1791 и 1793 гг. провозглашали право убежища для политических эмигрантов, борцов за дело свободы. В ряде стран появился национальный режим, при котором гражданские права иностранцев приравнивались к правам собственных граждан, что значительно улучшало правовое положение иностранцев.[4]

Рост количества международных  договоров связан, конечно же, с образованием капиталистического мирового рынка, торговли, технических международных связей. Появились первые специализированные международные организации, ведающие отдельными вопросами: Международный телеграфный союз (1865), Всемирный почтовый союз (1874 г.), Международный железнодорожный союз (1886 г.) и др. Начали заключаться специальные договоры, которые позволяли устанавливать правовой режим важнейших морских каналов и проливов (Бульвер Клейтоновская конвенция 1850 г., заключенная между Англией и США о правовом режиме будущего Панамского канала; Константинопольская конвенция 1888 г. о режиме Суэцкого канала; Договор между Чили и Аргентиной 1881 г. о свободе плавания по Магелланову проливу и т.д.). Получил повсеместное признание принцип свободы открытого моря. Установилось и понятие территориального моря. Оно в соответствии с предложением голландского ученого К. Бинкерсгука, сделанным им в 1702 г., стало пониматься как часть Мирового океана, примыкаю­7щая к прибрежному государству на расстоянии пушечного выстрела. Практика международной жизни свела это предложение к 3-мильной полосе, считая от линии наибольшего отлива.[2]

Международный договор постепенно становится главным источником международного права. Структура большинства международных договоров трехзвенная: преамбула, основные положения, заключительная часть. Нередко появляются приложения к договорам. Альтернат оформления текстов международных договоров, как правило, получает всеобщее признание. Двусторонние договоры составлялись на языках обеих сторон, а многосторонние — на французском, позже — на английском.

В качестве важнейшего элемента международной правосубъектности, как и раньше, оставалось право государств на войну. Осуждение войны носило лишь моральный характер. Юридического запрещения войны не было. Все государства склонны были считать войну нежелательным явлением. Но если иные мирные средства разрешения споров не давали результатов, государства могли обратиться к войне.

В области кодификации  законов и обычаев войны были сделаны дальнейшие шаги к гуманности Большой вклад в это дело внесла Россия (Женевская конвенция о режиме раненых и больных 1864 г., Петербургская декларация о запрещении употребления разрывных пуль 1868 г., Гаагские конвенции о законах и обычаях войны 1899 и 1907 гг.). В них отмечалось, что военные действия должны вестись только против комбатантов (сражающихся). Воюющие обязаны заботиться о больных.[1]

Важнейшим итогом Гаагских конференций 1899 и 1907 гг. явилось принятие серии документов, завершивших в своей основе международную кодификацию законов и обычаев войны. Инициатива в этом вопросе принадлежала России. Бремя практической деятельности выпало на долю профессора Санкт-Петербургского университета Ф. Ф. Мартенса, являвшегося душой конференций и их центральной фигурой. Основу решений Гаагских конференций составляли положения Брюссельской декларации о законах и обычаях войны 1874 г., проект которой был написан Ф. Ф. Мартенсом и без существенных поправок одобрен. Декларация, хотя и не вступила в силу, являлась наиболее авторитетным сводом обычного права ведения сухопутной войны в XIX в.1 Положения Гаагских конвенций о законах и обычаях войны 1899 и 1907 гг. действуют по настоящее время, представляя собой пример поразительной живучести международно-правовых установлений, сформулированных столетие назад.[6]

Усложняется количество и  содержание консульских конвенций. Договоры феодализма, заключаемые на многосторонней основе, были замкнутые. В отличие от них многосторонние договоры эпохи капиталистических преобразований становятся открытыми и предоставляют возможность присоединения к ним новых государств.

Широко были распространены договоры об арбитраже, как по общим, так и по отдельным спорам (Договоры об арбитраже между США и Англией по делу крейсера «Алабама» 1871 г.). Был организован и успешно проведен ряд международных арбитражных разбирательств.

Информация о работе Зарождение международного права в Древний период