Управление адаптацией: факторы эффективности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 13:38, реферат

Описание

Во многих компаниях адаптации уделяется непростительно мало внимания. Руководители таких компаний считают, что достаточно иметь инструкции и регламенты. Пусть новичок берёт их, изучает, а что ему непонятно – пусть спрашивает. Проблема состоит в том, что, к сожалению, далеко не каждый человек способен самостоятельно и быстро найти всю нужную ему для полноценной работы информацию. Кроме того, здесь очень многое зависит от корпоративной культуры. Конечно, при благожелательном отношении сотрудников компании к новому коллеге он довольно быстро войдёт в курс дела. Однако во многих компаниях отношение к новичкам подчёркнуто пренебрежительное. О какой же эффективной адаптации здесь может идти речь? Совсем другое дело, когда есть продуманная система адаптации, причём существует она не только на бумаге, но и реально работает.

Содержание

Введение………………………………………………………………. 2
Процесс управления адаптацией, цели адаптации и обоснование ее необходимости………………………………………….……..….……4
Аспекты адаптации…………………………………………….………5
Этапы адаптации…………...…………………………………………9
Наставничество и коучинг как важнейшие методы повышения эффективности адаптации…………………………………………...13
Заключение ……………………………………………………………15
Список литературы …………………………………………………...16

Работа состоит из  1 файл

Управление адаптацией факторы эффективности.doc

— 220.50 Кб (Скачать документ)

CoolReferat.com

МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ

 

 

Реферат на тему:

 

" Управление адаптацией: факторы эффективности"

 

 

 

По дисциплине: ОСНОВы управление ПЕРСОНАЛОМ

 

 

 

 

Студентки 3 курса

факультета УП1

дистанционное обучение

Сушкова Н.В                                                                                                                                   

 

 

 

Проверила:

Корганова И.В.

 

 

 

 

 

 

 

Москва

2011г.

 

 

 

 

 

Содержание

 

  1. Введение………………………………………………………………. 2
  2. Процесс управления адаптацией, цели адаптации и обоснование ее необходимости………………………………………….……..….……4
  1. Аспекты адаптации…………………………………………….………5

  1. Этапы адаптации…………...…………………………………………9
  2. Наставничество и коучинг как важнейшие методы повышения эффективности адаптации…………………………………………...13
  3. Заключение ……………………………………………………………15
  4. Список литературы …………………………………………………...16

 

 

Введение

 

Адаптация персонала – важная составляющая системы управления персоналом.

По определению адаптация  персонала – это приспособления работников к содержанию и условиям трудовой деятельности и социальной среде. Прежде всего, адаптация необходима для того, чтобы сократить время, которое обычно требуется новому сотруднику для того, чтобы освоиться на новом месте и начать работать с максимальной отдачей. Таким образом, система адаптации выгодна как самому новому сотруднику, так и руководству компании. При использовании грамотно разработанной системы адаптации человек, недавно пришедший в компанию, чувствует себя на новом месте более комфортно, а руководство получает от него максимальную отдачу в работе. Надо заметить, что адаптация – процесс обоюдный: человек приспосабливается к новой для него организации, организация приспосабливается к новому для неё человеку. И от того, насколько гладко пройдёт этот процесс во многом зависит дальнейшая продуктивность, как нового сотрудника, так и его коллег.

Во многих компаниях  адаптации уделяется непростительно мало внимания. Руководители таких компаний считают, что достаточно иметь инструкции и регламенты. Пусть новичок берёт их, изучает, а что ему непонятно – пусть спрашивает. Проблема состоит в том, что, к сожалению, далеко не каждый человек способен самостоятельно и быстро найти всю нужную ему для полноценной работы информацию. Кроме того, здесь очень многое зависит от корпоративной культуры. Конечно, при благожелательном отношении сотрудников компании к новому коллеге он довольно быстро войдёт в курс дела. Однако во многих компаниях отношение к новичкам подчёркнуто пренебрежительное. О какой же эффективной адаптации здесь может идти речь? Совсем другое дело, когда есть продуманная система адаптации, причём существует она не только на бумаге, но и реально работает.

Система адаптации персонала  – это не только пакет документов, регламентирующих порядок мероприятий  по адаптации нового сотрудника. Это, прежде всего люди, которые эти  мероприятия осуществляют: и те, кто непосредственно помогает новому сотруднику войти в курс дела, и те, кто этот процесс организует и контролирует. И, конечно же, это инструменты, которые они используют в своей работе. Для того чтобы повысить эффективность адаптации сотрудника к новым для него условиям работы целесообразно использовать такие мощные инструменты как наставничество и коучинг.

 

 

2. Процесс управления адаптацией, цели адаптации и обоснование ее необходимости

 

Управление адаптацией – это процесс активного воздействия на факторы, определяющие ее развитие и позволяющие снизить неблагоприятные последствия. Основная задача управления адаптацией персонала состоит в устранении причин и снижении негативных моментов, неизбежно возникающих при приспособлении работника к условиям новой внешней и внутренней среды.

Технология эффективного управления процессом адаптации предполагает составление соответствующего алгоритма, определение способов и методов воздействия на процесс адаптации, качественных и количественных показателей, позволяющих контролировать процесс адаптации нового работника. К основным задачам, которые должен решать подобный алгоритм, относятся: сокращение неблагоприятных последствий от деятельности неадаптированного работника; стабилизация коллектива, встревоженного приходом носителя чужеродной культуры; координация деятельности всех работников, задействованных в мероприятиях, способствующих адаптации нового работника.

Целью системы адаптации является в основном снижение издержек организации за счет следующих факторов:

1.      Ускорение процесса вхождения нового сотрудника в должность:

  • Достижение необходимой эффективности работы в минимальные сроки.
  • Уменьшение количества возможных ошибок, связанных с освоением функциональных обязанностей.

2.      Сокращение уровня текучести кадров:

  • Снижение кол-ва сотрудников, не прошедших испытательный срок.
  • Уменьшение количества сотрудников, покинувших компанию в течение первого года работы.

Адаптация необходима для  обеих сторон. Выгодами, получаемыми сотрудником после прохождения адаптации являются:

    • Получение полной информации, требуемой для эффективной работы;
    • Снижение уровня неопределенности и беспокойства;
    • Повышение удовлетворенности работой и развитие позитивного отношения к компании в целом;
    • Освоение основных норм корпоративной культуры и правил поведения;
    • Выстраивание системы взаимодействия с коллегами;
    • Получение эффективной обратной связи от наставника и линейного руководителя по итогам испытательного срока;

Т.о. подводя итог, можно  сказать, что выгодами, получаемыми компанией с выстроенной системой адаптации, являются:

    • Создание механизма оценки профессиональных и управленческих компетенций сотрудника и его потенциала по итогам работы в первые месяцы;
    • Выявление недостатков существующей в компании системы подбора;
    • Развитие управленческих компетенций наставников и линейных руководителей;
    • Обоснование кадровых решений в отношении как новичка, так и наставников после окончания адаптационного периода;
    • Повышение лояльности сотрудника компании как работодателю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Аспекты адаптации

 

Рассмотрим существующие аспекты адаптации.

Корпоративная адаптация. Для того чтобы начать работать эффективно, человеку необходимо получить ответы на вопросы, связанные с организацией деятельности компании, например:

  • Какое место занимает компания на рынке? Как идут дела? К чему стремится?
  • Каковы стратегические цели и приоритеты компании?
  • Кто является ключевыми клиентами? Кто основными конкурентами?
  • Как осуществляется управление компанией? Кто принимает решения?
  • Какова структура компании? Где какие подразделения расположены?
  • Какова периодичность и технология планирования и отчетности?
  • Какие действуют процедуры, регламенты?
  • Кто и в каком порядке подписывает документы?
  • и т.д.

Социальная адаптация. Приходя на работу, человек принимает те нормы поведения и общения, которые существуют в коллективе, включается в систему взаимоотношений с коллегами. На этом этапе он знакомится с «атмосферой компании» – корпоративной культурой. Сотруднику необходимо получить ответы на следующие вопросы:

  • Какой стиль общения принят в коллективе?
  • Как принято обращаться к сотрудникам, равным по уровню / должности, подчиненным, руководителям?
  • Есть ли в компании какие-то внутренние неформальные группы? Какие между ними взаимоотношения?
  • С кем обедать? С кем курить?
  • У кого дети такого же возраста? У кого кошки/собаки/рыбки/птички? У кого похожие хобби, увлечения?
  • Что можно / нельзя обсуждать в курилке, за обедом?
  • К кому можно / нельзя обращаться за помощью, советом?
  • и т.д.

Организационная адаптация. Обычно мы проводим на работе большую часть светового дня. Разумеется, это время должно быть как-то организовано в бытовом плане. Существует масса организационных моментов, с которыми предстоит разобраться новичку в первые дни / месяцы работы. Например:

  • Где находится туалет? Где можно курить? Где находится столовая?
  • Где можно разместить свои вещи?
  • Как оформить постоянный пропуск?
  • Кто настроит компьютер?
  • Когда и где выдают зарплату?
  • Как здесь пьют чай / кофе? Можно ли принести свою кружку? Можно ли пить кофе на рабочем месте?
  • Можно ли повесить над рабочим столом плакат любимой рок-группы? Семейное фото? Календарь с видами природы?
  • Как заказать канцелярию, курьера, машину, переговорную комнату?  
  • К кому обращаться по поводу неисправностей в компьютере?
  • Где взять положенный корпоративный мобильный? Мед.страховку?
  • Как принято справлять дни рождения? Сколько сдавать на подарки и кому?
  • Во сколько принято уходить домой? Можно ли утром опаздывать?
  • Когда будет отпуск?
  • и т.д.

Техническая (технологическая) адаптация. В каждой компании используется свой набор техники и программного обеспечения. Новому сотруднику в период адаптации придется:

  • Запомнить новый пароль, привыкнуть к новой клавиатуре, настроить почтовую программу, обзавестись привычными закладками в «Избранном», занести нужные контакты в «Адресную книгу».
  • Освоить новую модель телефона, факса, копира, брошюровщика и пр.
  • Разобраться в внутрифирменной системе хранения информации, где что лежит, как называются нужные папки.
  • Освоить специфическое производственное (складское, IT и т.п) оборудование
  • Освоить специфическое программное обеспечение (БД).
  • и т.д.

Профессиональная адаптация. Данный аспект адаптации связан непосредственно с профессиональной стороной деятельности сотрудника в организации. Хватает ли ему знаний, умений и навыков или требуется дополнительное обучение? Есть ли перспективы у данного работника? Эти вопросы интересуют менеджеров по персоналу и руководителя подразделения. А самому сотруднику необходимо освоить следующие профессиональные аспекты работы:

  • Используемые в компании технологии и техники;
  • Стандарты работы; Документация;
  • Нормы, нормативы, технические требования;
  • Перспективы профессионального и карьерного роста;
  • Возможности обучения, повышения квалификации;
  • Параметры оценки качества работы;
  • и т.д.

Психофизиологическая адаптация. Данный аспект в первую очередь  включает приспособление к определенному, часто отличному от привычного, режиму труда и отдыха. Особое внимание психофизиологической адаптации нужно уделить в следующих ситуациях:

  • Сменный график работы. 
  • График работы сдвинут.
  • Ненормированный рабочий день.
  • Длительные командировки.
  • Проектная работа. В случае проектной работы сотрудник должен быть готов к пиковым нагрузкам, которые обычно возникают перед сдачей проекта.

 

 

 

4.Этапы адаптации

 

Можно выделить следующие этапы процесса адаптации:

  1. Решение организационных вопросов при приеме нового сотрудника

  1. Информирование нового сотрудника

  1. Организация введения в должность нового сотрудника

  1. Организация работы нового сотрудника в должности

  1. Оценка результатов адаптации

Рассмотрим подробнее  каждый из этапов.

Решение организационных  вопросов при приеме нового сотрудника.

На этом этапе адаптации происходит знакомство работника с производственными особенностями организации, с персоналом, с корпоративной культурой, правилами поведения, включение работника в коммуникативные сети.

Информация о работе Управление адаптацией: факторы эффективности