Субъекты международного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 13:33, контрольная работа

Описание

Субъект международного права — это участник международных отношений, который в силу международно-правовых норм может выступать носителем субъективных прав и обязанностей. Субъектами международною права являются государства; международные межправительственные организации; нации, борющиеся за независимость; государственно-подобные образования; Международный уголовный суд ООН и в ограниченном объеме физические лица (индивиды).

Содержание

1. Понятие субъекта международного права и виды субъектов…………..3
2. Государство как основной субъект международного права…………….7
3. Доктринальные и нормативные подходы к решению проблемы признания международной правосубъектности индивида……………..14
Задача………………………………..…………………………………………21
Список используемой литературы …………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

контра по мп.doc

— 139.50 Кб (Скачать документ)

В соответствии с Декларацией о принципах  международного права 1970 г. в содержание принципа равноправия и самоопределения народов входит, в частности, создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом.

Государства выступают  в международных отношениях как  суверенные образования, над которыми нет какой бы то ни было власти, способной предписывать им юридически обязательные правила поведения. Нормы международного права, регулирующие взаимоотношения государств в сфере международного общения, создаются самими же государствами путем их соглашения и направлены на строгое соблюдение государственного суверенитета в международных отношениях. Уважение суверенитета любого государства, признание суверенного равенства всех государств входят в число основополагающих принципов современного международного права. Согласно Декларации о принципах международного права 1970 г. все государства пользуются суверенным равенством. Они имеют одинаковые права и обязанности и являются равноправными членами международного сообщества независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера.

В частности, понятие  суверенного равенства включает следующие элементы:

а) государства  юридически равны;

б) каждое государство  пользуется правами, присущими полному  суверенитету;

в) каждое государство  обязано уважать правосубъектность других государств;

г) территориальная  целостность и политическая независимость  государства неприкосновенны;

д) каждое государство  имеет право свободно выбирать и  развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы;

е) каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.11

Каждое государство  имеет право на независимость  и поэтому на свободное осуществление, без диктата со стороны какого-либо другого государства, всех своих законных прав, включая право выбора своей собственной формы государственного управления.

Каждое государство  имеет право осуществлять юрисдикцию над своей территорией и над  всеми лицами и вещами, находящимися в ее пределах, с соблюдением признанных международным правом иммунитетов.

Любое государство  обязано воздерживаться от разжигания междоусобицы на территории другого  государства и предупреждать  на своей территории организованную деятельность, направленную к разжиганию таких междоусобиц.

Государство обязано  относиться ко всем находящимся под  его юрисдикцией лицам с уважением  к правам человека и основным свободам, без различия в отношении расы, пола, языка или религии.

Каждое государство  обязано воздерживаться от использования  войны в качестве орудия национальной политики и воздерживаться от угрозы силой или применения ее против территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства, или каким-либо другим образом, несовместимым с международным правом и правопорядком.

Государство должно добросовестно выполнять свои обязательства, возникающие из договоров и других источников международного права, и  не может ссылаться на положения  своей конституции или своих  законов как на оправдание невыполнения им этой обязанности.

Любое государство  обязано поддерживать свои отношения  с другими государствами в  соответствии с нормами международного права и в соответствии с тем  принципом, что суверенитет каждого  государства подчинен супрематии (верховенству) международного права.

В качестве субъектов  международного права могут выступать  государства, различные по своему устройству: унитарные и федеративные.

Унитарное государство  участвует в международных отношениях как единый субъект международного права, и вопрос о международной правосубъектности ее составных частей в этом случае не возникает.

Федерации являются сложными государствами. Члены федерации – республики, области, штаты, земли и т.д., сохраняют при этом определенную внутригосударственную самостоятельность, но, как правило, не обладают конституционным правом самостоятельного участия во внешних сношениях, следовательно, не являются субъектами международного права. В этом случае только федерация в целом выступает на международной арене в качестве единого субъекта международного права. Как отмечается в ст. 2 Межамериканской конвенции о правах и обязанностях государств 1933 г., «федеративное государство составляет только одно лицо перед международным правом». Основной закон ФРГ прямо указывает на то, что ведение сношений с иностранными государствами принадлежит Федерации. В той мере, в какой Земли обладают законодательной компетенцией, они могут с согласия федерального правительства заключать договоры с иностранными государствами об этом говорит ст. 32.

По Конституции Российской Федерации внешняя политика и международные отношения относятся к ведению Российской Федерации.12 Но согласно Федеральному закону «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» 1998 г. субъекты Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных им Конституцией, федеральным законодательством и договорами между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий, обладают правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также на участие в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели. Субъекты Российской Федерации с согласия Правительства Российской Федерации могут осуществлять такие связи и с органами государственной власти иностранных государств.13

Таким образом, мы видим, что некоторая ограниченная международная правосубъектность может присутствовать у субъектов входящих в состав Федерации, но здесь нельзя никак говорить об общей правосубъектности, которой обладают государства.

Существует  также объединение суверенных государств для достижения общих целей под называнием «Конфедерация», цели и задачи которой определены в соглашении о ее создании. Конфедерация, наряду с государствами-членами может выступать субъектом международного права, если при ее создании государства-члены возложили на конфедерацию осуществление определенных задач в области международных отношений.

 

3. Доктринальные и нормативные подходы к решению проблемы признания международной правосубъектности индивида

 

Начиная со второй половины XX века и до настоящего времени в международном праве возрастает значение норм, посвященных правовому положению личности. Признание индивида субъектом международного права рождает множество дискуссий и споров. Некоторые авторы отрицают правосубъектность индивида, другие же напротив признают за ним отдельные качества субъекта международного права.

Так, А. Фердросс (Австрия) полагает, что отдельные  лица в принципе не являются субъектами международного права, так как международное право защищает интересы индивидов, однако наделяет правами и обязанностями не непосредственно отдельных лиц, а лишь государства, гражданами которого они являются. Другие специалисты считают, что индивид может быть лишь субъектом международных правоотношений. «Индивиды, находясь под властью государства, не выступают на международной арене от своего имени как субъекты международного права, - пишет В. М. Шуршалов. - Все международные договоры и соглашения о защите личности, основных прав и свобод человека заключены государствами, а потому конкретные права и обязанности из этих соглашений вытекают для государств, а не для отдельных индивидов. Индивиды находятся под защитой своего государства, и те нормы международного права, которые направлены на охрану основных прав и свобод человека, главным образом реализуются через посредство государств». По его мнению, согласно действующим нормам международного права индивид иногда выступает как субъект конкретных правовых отношений, хотя он и не является субъектом международного права.

Еще в начале XX в. примерно такую же позицию занимал  Ф. Ф. Мартене. Отдельные частные  лица, писал он, не суть субъекты международного права, но имеют в области международных  отношений определенные права, которые  вытекают из: 1) человеческой личности, взятой самой по себе; 2) положения этих лиц как подданных государства.

Авторы семитомного «Курса международного права» относят индивида ко второй категории субъектов международного права. По их мнению, индивиды, обладая определенным довольно ограниченным кругом прав и обязанностей по международному праву, сами непосредственно не участвуют в процессе создания норм международного права.

Противоречивую  позицию в данном вопросе занимает английский юрист-международник Я. Броунли. С одной стороны, он справедливо полагает, что существует общая норма, согласно которой физическое лицо не может быть субъектом международного права, и в определенных контекстах индивид выступает как субъект права в международном плане. Однако, по мнению Я. Броунли, было бы бесполезно относить индивида к субъектам международного права, поскольку это предполагало бы наличие у него прав, которых в действительности не существует, и не избавляло бы от необходимости проводить различие между физическим лицом и иными видами субъектов международного права.

Более взвешенную позицию занимает Э. Аречага (Уругвай), по мнению которого, в самой структуре  международного правопорядка нет ничего, что могло бы помешать государствам предоставить индивидам определенные права, вытекающие непосредственно из какого-либо международного договора, или предусмотреть для них какие-то международные средства защиты.

Л. Оппенгейм  еще в 1947 г. отмечал, что хотя нормальными  субъектами международного права являются государства, они могут рассматривать физических и иных лиц, как непосредственно наделенных международными правами и обязанностями, и в этих пределах делать их субъектами международного права. Далее он уточняет свое мнение следующим образом: лица, занимавшиеся пиратством, подлежали действию норм, установленных в первую очередь не внутригосударственным правом различных государств, а международным правом.

Японский профессор  Ш. Ода считает, что после первой мировой войны была сформулирована новая концепция, согласно которой  индивиды могут быть субъектами ответственности за нарушения против международного мира и правопорядка и они могут быть преследуемы и наказываемы по международной процедуре.

Профессор Оксфордского университета Антонио Кассесе полагает, что в соответствии с современным  международным правом индивидам присущ международно-правовой статус. Индивиды обладают ограниченной правосубъектностью.

Из российских юристов-международников наиболее последовательным противником признания  правосубъектности индивида является С.В. Черниченко. По его мнению, индивида нельзя ввести в ранг субъектов международного права путем заключения соглашений, допускающих прямые обращения индивидов в международные органы. «Наблюдающаяся в настоящее время тенденция к расширению прямого доступа индивидов в международные органы, связана с растущим стремлением к защите прав человека с помощью международных механизмов. Сам по себе такой доступ не превращает их в субъектов международного права, а обозначает лишь то, что участники соответствующего договора берут на себя взаимное обязательство обеспечить этот доступ имеющимися в их распоряжении правовым и организационными средствами».14

Таким образом  с доктринальной точки зрения можно занимать ту или обратную позицию  в зависимости от взглядов автора на проблему соотношения международного и внутригосударственного права.

Но воспользуемся  нормативным подходом что принять  наиболее верную позицию.

В настоящее  время права и обязанности  индивидов или государств по отношению  к индивидам закреплены во многих международных договорах. Важнейшими из них являются Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1949 г.; Женевская конвенция об обращении с военнопленными 1949 г.; Женевская конвенция о защите мирного населения во время войны 1949 г.; Устав Международного военного трибунала 1945 г.; Всеобщая декларация прав человека 1948 г.; Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.; Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством 1956 г.; Конвенция о политических правах женщин 1952 г.; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.; Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.; Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.; многочисленные конвенции, одобренные МОТ.

Из региональных договоров отметим Европейскую  конвенцию о защите прав человека и неосновных свобод 1950 г. и 11 протоколов к ней; Конвенцию СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г. Аналогичные конвенции имеются и в других регионах мира.

Эти договоры закрепляют права и обязанности индивидов  как участников международных правоотношений, предоставляют индивиду права на обращение в международные судебные учреждения с жалобой на действия субъектов международного права, определяют правовой статус отдельных категорий индивидов (беженцев, женщин, детей, мигрантов, национальных меньшинств и т.д.).

Международные права индивидов, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права, закреплены примерно в 20 многосторонних и в ряде двусторонних договоров.

Например, согласно ст. 4 Дополнительной конвенции об упразднении  рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством 1956 г., раб, нашедший убежище на судне участвующего в данной Конвенции государства, ipso facto становится свободным.15 А Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г. в ст. 23 гласит: «Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности».

В Российской Федерации ст. 17 Конституции признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного.

Информация о работе Субъекты международного права