Шпаргалка по "Международному частному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 15:30, шпаргалка

Описание

1. Понятие и предмет МЧП
МЧП – система коллизионно-правовых и унифицированных материально-правовых норм, регулирующих частно-правовые отношения, осложненные иностранным элементом.
Предмет:
- Иностранный элемент может присутствовать в субъекте.
- Если объект находится на иностранной территории.
- Юр.факт, с которым связано возникновение, изменение или прекращение правоотношений, которые находятся заграницей.
- Отношения должны относится к цивилистической (частно-правовой) области.

Работа состоит из  1 файл

ответы МЧП.doc

— 220.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

  1. Применение и толкование иностранного права. Применение права непризнанного государства.

 

Суд обязан установить содержание иностранного права ex officio (по должности) в целях определения нормативно-правовой основы будущего судебного решения. Континентальная правовая система — иностранное право понимается как целостная нормативная система, т.е. имеет такой же характер, что и национальная правовая система. Общее право — иностранный правопорядок понимается как факт, подлежащий доказыванию наряду с другими фактическими обстоятельствами дела.

Государства-участники обязаны  создать при министерствах юстиции  специальные отделы либо самостоятельные  ведомства:

- занимающиеся сбором информации об иностранном национальном праве;

- отвечающие на запросы соответствующих  иностранных и национальных органов  о содержании национального и  иностранного права;

- направляющие запросы в компетентные  органы иностранных государств  о содержании права данных государств.

  В дипломатической и судебной  практике нередко возникает вопрос  о применении законов непризнанного  государства или государства  с не признаваемым правительством. Известно немало судебных решений,  исходящих из того, что непризнанное государство юридически не существует и потому его законы не подлежат применению. Такого рода решения были основаны на конститутивной теории признания, согласно которой признание делает государство субъектом международного права. Эта теория ушла в, прошлое. Ныне считается, что международно-правовая субъектность государства не зависит от дипломатического признания и, следовательно, оснований дискриминации непризнанного государства в международном праве нет.

 

  1. Применение императивных норм в МЧП.

 

1. Правила настоящего раздела не затрагивают действие тех императивных норм законодательства РФ, которые вследствие указания в самих императивных нормах или ввиду их особого значения, в том числе для обеспечения прав и охраняемых законом интересов участников гражданского оборота, регулируют соответствующие отношения независимо от подлежащего применению права.

2. При применении права какой-либо  страны согласно правилам настоящего  раздела суд может принять  во внимание императивные нормы  права другой страны, имеющей тесную связь с отношением, если согласно праву этой страны такие нормы должны регулировать соответствующие отношения независимо от подлежащего применению права. При этом суд должен учитывать назначение и характер таких норм, а также последствия их применения или неприменения".

 

  1. Режим наибольшего благоприятствования.

 

1) условие экономических, торговых  отношений между странами, предусматривающее  предоставление друг другу преимуществ,  льгот в виде снижения пошлин, налогов, сборов, снятия ограничений,  запретов, приоритетного допуска товаров в страну, осуществления государственных закупок;

2) предоставление договаривающимися  государствами друг другу преимуществ,  льгот, которыми уже пользуются  или будут пользоваться другие  государства.

Режим наибольшего благоприятствования - на основании предоставления этого режима иностранные лица пользуются максимумом тех прав, которые предоставлены лицам любого третьего государства. Т.е. в силу режима наибольшего благоприятствования в равное положение ставятся иностранные организации и иностранные граждане между собой, а в силу национального режима они ставятся в равное положение с отечественными лицами.

 

  1. Национальный режим.

 

Предоставляемый национальный режим  подразумевает приравнивание иностранных  граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в том, что касается их прав и обязанностей, к отечественным гражданам и юридическим лицам. - все ставятся в равное положение. Принцип национального режима может быть установлен как во внутреннем законодательстве, так и в международных договорах.

В России этот принцип в отношении  иностранных граждан закреплен  в Конституции: «иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности  наравне с гражданами РФ, кроме  случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ».

По действующему в России законодательству предоставление национального режима иностранным гражданам не обусловлено  наличием взаимности. Из этого следует, что суд или иной орган не может  требовать наличия взаимности для российских граждан, за исключением случаев, когда это прямо предусмотрено в фз или международном договоре.

 

 

 

 

  1. Взаимность и реторсия в МЧП.

 

В доктрине и практике международного частного праве можно выделить два вида взаимности: материальную и формальную.

Материальная взаимность заключается  в предоставлении иностранным физическим и юридическим лицам такого же набора прав, которым пользуются в, данном иностранном государстве  отечественные граждане и предприятия.

Гораздо более распространенной является практика закрепления в национальном законодательстве и международных договорах положений о формальной взаимности. В данном случае речь идет не об уравнении набора прав частных субъектов, а о тождественности предоставляемых им правовых режимов. Конкретный перечень правомочий иностранных физических и юридических лиц в рамках таких режимов определяется внутренним правом соответствующего государства. Еще одним проявлением формальной взаимности является практика закрепления в международных соглашениях режима наибольшего благоприятствования для частных субъектов различных государств в определенных областях международного сотрудничества.

В тех случаях, когда государство  совершает действия, направленные на необоснованное дискриминационное  ограничение прав и законных интересов граждан и юридических лиц другой страны, последняя может принять ответные ограничительные меры, которые в международном праве принято именовать реторсия — то есть правомерные принудительные действия государства, совершаемые в ответ на недружественный акт другого государства, поставившего в дискриминационные условия физические или юридические лица первого государства.

Целью применения реторсии является восстановление принципа взаимности в  отношениях соответствующих государств.

 

  1. Субъекты МЧП.

 

1.Физические лица. Принципы: национального режима, режим наибольшего благоприятствования, принцип взаимности.

2.Юр.лица: личность тату (правоспособность)- набор прав и обязанностей, национальность  – определяется принадлежность  юр.лица какому-либо государству, критерии инкорпорации – критерий местонах-я, критерий осущ-я осн. деят-ти.

3.Государство: наличие гос.иммунитета  – изъятие из поддействия нац.-прав. системы, судебный иммунитет (гос-во неподсудно судам др.гос-в), иммунитет от предварит.обеспечения иска, иммунитет от исп-я суд.решений (концепция абсолютного иммунитета, концепция относит.иммунитета).

4.М/н организации.

 

 

  1. Личный закон физического лица.

 

ЛИЧНЫЙ ЗАКОН ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ -в  международном частном праве  наиболее распространенный вид коллизионной привязки. Включает два варианта: а) национальный закон или закон гражданства (lex nationalis, lex patriae); б) закон места жительства (lex domicilii). Первый означает применение права того государства, гражданином которого является данное лицо; второй - применение права государства, на территории которого данное лицо проживает (или находится).

1. Личным законом физического  лица считается право страны, гражданство которой это лицо  имеет.

2. Если лицо наряду с российским  гражданством имеет и иностранное  гражданство, его личным законом является российское право.

3. Если иностранный гражданин  имеет место жительства в Российской  Федерации, его личным законом  является российское право.

4. При наличии у лица нескольких  иностранных гражданств личным  законом считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства.

5. Личным законом лица без  гражданства считается право  страны, в которой это лицо  имеет место жительства.

6. Личным законом беженца считается  право страны, предоставившей ему  убежище.

 

  1. Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.

 

Иностранными гражданами называются лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие гражданство  другого государства.

Лицом без гражданства называются лица, не имеющие гражданства какого-либо государства.

Безгражданство бывает абсолютным и относительным. Абсолютное безгражданство -- безгражданство с момента рождения. Относительное безгражданство -- безгражданство, наступившее в результате утраты гражданства.

В соответствии с Конституцией РФ иностранным гражданам и лицам  без гражданства в РФ гарантируются  предусмотренные законом права  и свободы.

Иностранные граждане могут постоянно  проживать в РФ, если они имеют  на то разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел.

Временно пребывающие в РФ иностранные  граждане- это граждане находящиеся  в России на ином законном основании. Они обязаны в установленном  порядке зарегистрировать свои заграничные  паспорта или заменяющие их документы и выехать из РФ по истечении определенного им срока пребывания.

Иностранные граждане и лица без  гражданства пользуются правами  и несут обязанности в трудовых, административных, семейных отношениях наравне с гражданами РФ.

Избирательного права иностранные граждане и лица без гражданства не имеют, они не могут избирать и быть избранными в Федеральное Собрание и другие выборные государственные органы, а также принимать участие во всенародных голосованиях (референдумах).

Так же они не несут обязанности воинской службы в рядах Вооруженных Сил РФ.

Иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии  российской визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

 

  1. Правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев.

 

Беженцами признаются лица, не имеющие  российского гражданства, прибывшие  или желающие прибыть на территорию Российской Федерации. Эти лица не могут или не желают пользоваться защитой страны своей гражданской принадлежности из опасений стать жертвой преследований по признаку расы, национальности, гражданства, вероисповедания, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.

Беженцем не может быть признано лицо, совершившее преступление против мира, человечности, военное преступление или другое тяжкое преступление неполитического  характера. Правовой статус беженцев регулируется Международной конвенцией о статусе беженцев Международная конвенция о статусе беженцев.

Лицо, ходатайствующее о признании  беженцем - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации  и заявляет о желании быть признанным беженцем :

- иностранных граждан, прибывших или желающих прибыть на территорию Российской Федерации;

- лиц без гражданства, прибывших  или желающих прибыть на территорию  Российской Федерации;

- иностранных граждан и (или)  лиц без гражданства, прибывших  на территорию Российской Федерации на законном основании.

1. вынужденный переселенец- гражданин  Российской Федерации, покинувший  место жительства вследствие  совершенного в отношении его  или членов его семьи насилия  или преследования в иных формах  либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

2. По обстоятельствам, предусмотренным  пунктом 1 настоящей статьи, вынужденным  переселенцем признается:

1) гражданин Российской Федерации,  вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию Российской Федерации;

2) гражданин Российской Федерации,  вынужденный покинуть место жительства  на территории одного субъекта  Российской Федерации и прибывший  на территорию другого объекта Российской Федерации.

3. Вынужденным переселенцем также  признается иностранный гражданин  или лицо без гражданства, постоянно  проживающие на законных основаниях  на территории Российской Федерации  и изменившие место жительства  в пределах территории Российской Федерации по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи.

Информация о работе Шпаргалка по "Международному частному праву"