Самозащита конституционных прав и свобод человека и гражданина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 19:01, дипломная работа

Описание

Правовое положение (статус) человека и гражданина в полном объеме характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми он наделяется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права, и конституционное право выполняет особую роль в установлении правового положения человека и гражданина. Права и свободы личности разграничиваются на права человека и права гражданина.

Содержание

Введение..............................................................................................................3
Глава 1. История становления и развития института самозащиты прав и свобод человека и гражданина 7
1.1. Самостоятельная защита нарушенных прав в законодательстве зарубежных стран и России 7
1.2. Понятие самозащиты. Соотношение самозащиты и самоуправства 17
Глава 2. Реализация основных способов самозащиты конституционных прав и свобод в России 36
2.1. Публичные мероприятия как способ самозащиты 37
2.2. Использование оружия 40
2.3. Действия в условиях необходимой обороны и
крайней необходимости …………………………………………………….. 44
2. 4. Причины нарушения реализации прав и свобод....................................53
Заключение 56
Список литературы 52

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 301.50 Кб (Скачать документ)

           Названные основания ставят под  сомнение корректность включения  самозащиты прав в ст. 12 Гражданского  кодекса Российской Федерации в качестве способа защиты в том смысле, как он понимается приминительно ко всем остальным способам, указанным в этой статье.23 По видовым юридическим признакам самозащита значительно отличается от всех остальных судебных и иных юрисдикционных способов защиты прав, названных в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, и должна быть внесена за ее скобки. Законодатель, по сути, это и сделал, сформулировав ст. 14 «Самозащита гражданских прав».

           Таким образом, самозащита- это  всегда такое явление, которое представляет собой применение самим человеком предусмотренных законом мер для защиты своих основных прав или законных интересов от посягательств.

 

 

 

Глава 2. РЕАЛИЗАЦИЯ СПОСОБОВ САМОЗАЩИТЫ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД В РОССИИ

              Конституционным правам и свободам присущи особые юридические свойства. Эти права и свободы:

а) составляют ядро правового статуса личности, лежат  в основе всех других прав и свобод, закрепляемых иными нормативными актами. Так, все права, вытекающие из норм трудового права, базируются на конституционных положениях о труде; права, закрепленные в нормах отрасли права социального обеспечения, - на соответствующем конституционно закрепленном основном праве; права граждан в области здравоохранения – на праве на охрану здоровья. Все права и свободы граждан в той или иной сфере жизни производны от основных прав и свобод, поэтому основные права и свободы являются главными в характеристике правового положения личности;

б) адресованы самому широкому кругу субъектов; закрепляются за каждым человеком и гражданином. Все другин (неосновные) права и свободы, устанавливаемые нормами неконституционного, а других отраслей права, увязываются с обладанием лицом различными статусами.

в) характеризуются  всеобщностью: они равны и едины для всех без исключения, соответственно для каждого человека или для каждого гражданина. Признавая то или иное право основным, государство исходит из возможности осуществления его всеми. Этим обусловливается процесс расширения основных прав и свобод по мере создания соответствующих социально-экономических предпосылок. Основные права и свободы гражданина Российской Федерации отличаются от других прав и свобод основанием возникновения. Единственным таким основанием является принадлежность к гражданству Российской Федерации.

г) отличаются особым механизмом реализации. Все другие права и свободи могут стать  достоянием человека и гражданина в  процессе реализации его правоспособности через участие в конкретном правоотношении. Основные же права и свободы выступают в качестве предпосылки любого правоотношения в крнкретной сфере, постоянного, неотъемлемого права каждого участника правотношения;

д) имеют особую юридическую форму их закрепления. Они фиксируются в нормативном  правовом акте государства, имеющем  высшую юридическую силу;

е) обеспечиваются повышенной правовой охраной.

       Указанные выше свойства характеризуют понятие основных прав и свобод человека и гражданина.

 

2.1. ПУБЛИЧНЫЕ  МЕРОПРИЯТИЯ КАК СПОСОБ   САМОЗАЩИТЫ   

Использование для защиты своих прав и свобод гарантированного ст. 31 Конституции Российской Федерации права собираться мирно, без оружия , проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Данная конституционная норма конкретизируется Федеральным законом от 19 июня 2004 г. «О собраниях, митингах , шествиях и пикетированиях»24 , в котором определяются следующие формы публичных мероприятий : 

собрание –  это совместное присутствие граждан  в специально отведенном или  приспособленном  для этого месте для коллективного  обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов ;

митинг –  это массовое присутствие граждан  в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем   преимущественно  общественно – политического  характера ;

демонстрация – это организованное публичное выражение общественных настроений группы граждан с использованием во время передвижения плакатов , транспарантов и иных средств наглядной агитации  ;

 шествие –  это массовое прохождение граждан  по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам ;

пикетирование – это  форма публичного выражения  мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан , использующих плакаты ,  транспаранты и иные средства наглядной агитации .

Уведомление о  проведении публичного мероприятия ( за исключением собраний и пикетирований, проводимого одним участником)  подается его организаторам в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия . При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее 3х дней до дня его проведения .

 Публичное  мероприятие может проводиться  в любых пригодных для целей  данного мероприятия местах в  случае , если его проведение  не создает угрозы обрушение зданий и сооружении или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия . Условие запрета или огран6ичения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами . 
             К местам , в которых проведение публичного мероприятия запрещается ,  относятся :

- территории , непосредственно  прилегающее к опасным производственным  объектам , эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности ;

- путепроводы  , железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог , нефти- , газа- и продуктопроводов , высоковольтных линий электропередачи ;

- территории , непосредственно  прилегающие  к резиденциям  Президента Российской Федерации  , к зданиям , занимаемым судами , к территориям и зданиям учреждений , исполняющих наказания  в виде лишения свободы ;

- пограничная  зона , если отсутствует специальное  разрешение уполномоченных на  то пограничных органов .

При проведении публичного мероприятия его организатор  обязан обеспечивать общественных порядок и безопасность граждан , сохранность зеленых насаждении , помещении , зданий , строений , сооружений , оборудования  , мебели , инвентаря и другого имущество в месте проведения публичного мероприятия  ; приостанавливать публичное мероприятие или прекращать его в случае совершения его участниками противоправных действии .

Основаниями прекращения  публичного мероприятия являются :

- создание реальной  угрозы для жизни и здоровья  граждан , а так же имущества  физических и юридических лиц  ;

- совершение  участниками публичного мероприятия противоправных действии и умышленное нарушение организатора публичного мероприятия требований закона , касающихся порядка проведения публичного мероприятия .

Использование для защиты своих прав и свобод средств массовой информации . Регулирование деятельности последних осуществляется   Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991г. «О средствах массовой информации»25 , Федеральным законом от 27 июля 2006г. «Об информации , информационных технологиях и защите информации »26.

Указанные формы  самозащиты прав и свобод человека и гражданина могут применятся как  после , так и до нарушения прав – в качестве предупреждения , что  невозможно при использовании права  на необходимую оборону и действие в состоянии крайней необходимости .                                         

2.2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ОРУЖИЯ

Федеральный закон  от 13 декабря 1996г. « Об оружии »27предоставил право гражданам Российской Федерации использовать оружие для самообороны . К оружию самообороны относятся :

- огнестрельное бесствольное оружие отечественного производства с патронами травматического , газового и  светозвукового действия , соответствующими нормам Министерства здравоохранения Российской Федерации ;

- газовое оружие : газовые пистолеты и револьверы , в том числе патроны к ним , механические распылители , аэрозольные и другие устройства ,  снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами , разрешенными к применению Министерства здравоохранения Российской Федерации;

- электрошоковые  устройства и искровые разрядники отечественного производства , имеющие выходные параметры , соответствующие требованиям государственных стандартов Российской Федерации и нормам Министерства здравоохранения Российской Федерации .

Право на приобретение оружия  самообороны имеют граждане Российской  Федерации , достигшие 18-летнего возраста , после получения лицензии на приобретение конкретного вида оружия в органах внутренних дел по месту жительства . Газовые пистолеты и револьверы , огнестрельное бесствольное оружие отечественного производства граждане Российской Федерации имеют право приобретать на основании лицензии с их последующей регистрацией в двухнедельный срок в органах внутренних дел по месту жительства . В лицензии допускается регистрация  не более пяти единиц перечисленных выше типов оружия . Лицензия выдается органом внутренних дел по месту жительства гражданина Российской Федерации и одновременно является разрешением на хранения и ношения оружия .

Для получения  лицензии на приобретение оружия гражданина Российской Федерации обязан представить в орган внутренних дел по месту жительства заявление по установленной форме , медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием , связанных с нарушением зрения , психическим заболеванием , алкоголизма или наркомании , и документ , подтверждающий гражданство Российской Федерации , а так же другие документы в соответствии с требованиями , которые предусмотрены ст.9 Федерального закона «Об оружии» .  Перечень заболевании , при наличии которых противопоказано владения оружием , определяется правительством Российской Федерации .

Механически распылители , аэрозольные и другие устройства , снаряженные слезоточивыми и  раздражающими веществами , электрошоковые устройства и искровые разрядники отечественного производства , пневматическое оружие  с дульной энергией не более 7 , 5 Дж и калибра до 4,5 мм включительно регистрации не подлежит , и граждане Российской Федерации имеют право приобретать их без получения лицензии .

Граждане Российской Федерации могут применять имеющиеся у них на законных основаниях оружия для защиты жизни , здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости . Применению оружия должно предшествовать чётко выраженное предупреждение об этом лица , против которого применяется оружие , за исключением случаев , когда промедление в применении оружия создает непосредственную опасность для жизни людей или  может повлечь за собой  иные  тяжкие последствия . При этом применение оружия в состоянии необходимой обороны не должно причинить вред третьим лицам .

Запрещается применять  огнестрельное оружие в отношении  женщин , лиц с явными признаками инвалидности , несовершеннолетних , когда  их возраст очевиден или известен , за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения . О каждом случае применения оружия , повлекшем причинение вреда здоровью человека , владелец оружия обязан незамедлительно , но не позднее суток , сообщить в орган внутренних дел по месту применения оружия .

Лицам , владеющим  на законном основании оружием , запрещается иметь его при себе ( за исключением тех местностей , где ношение холодного оружия является принадлежностью национального костюма ) во время участия в собраниях , митингах , демонстрациях , шествиях , пикетированиях или иных массовых акциях.  Приобретение оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации подлежит лицензированию, за исключением приобретения оружия и патронов к нему государственными военизированными организациямиями. Лицензии на приобретение оружия и патронов к нему выдаются органами внутренних дел на основании заявлений граждан Российской Федерации. Срок действия лицензии на приобретение оружия и патронов к нему - шесть месяцев со дня выдачи лицензии.

  Заявление о выдаче лицензии рассматривается указанными органами в течение месяца со дня его подачи. В заявлении указываются сведения о видах оружия, которое планируется приобрести, и мерах, принятых для обеспечения учета и сохранности оружия. Заявитель также обязан представить учредительные и регистрационные документы юридического лица или документы, удостоверяющие личность гражданина, и другие предусмотренные настоящим Федеральным законом документы.

Основаниями для  отказа в выдаче лицензии являются:

1)непредставление заявителем необходимых сведений либо представление им неверных сведений;

2)невозможность обеспечения учета и сохранности оружия либо не обеспечение этих условий;

3)другие предусмотренные настоящим Федеральным законом основания.

В случае отказа в выдаче лицензии указанные органы обязаны в письменной форме проинформировать об этом заявителя с указанием причин отказа. Отказ в выдаче лицензии и нарушение сроков рассмотрения заявления могут быть обжалованы заявителем в судебном порядке.

 Лицензирование  производства оружия и основных  частей огнестрельного оружия, производства патронов к оружию и составных частей патронов, торговли оружием и основными частями огнестрельного оружия, торговли патронами к оружию, коллекционирования и экспонирования оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к оружию

Производство  оружия и основных частей огнестрельного оружия, производство патронов к оружию и составных частей патронов, торговля оружием и основными частями  огнестрельного оружия, торговля патронами  к оружию, коллекционирование и экспонирование оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к оружию подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.28

Информация о работе Самозащита конституционных прав и свобод человека и гражданина