Признание и исполнение иностранных судебных решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 22:33, реферат

Описание

Одним из проявлений государственного суверенитета является недопустимость иностранного вмешательства в юрисдикционную деятельность. Как правило, юрисдикционный акт обладает правовой силой только на территории соответствующего государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…2

1. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО О ПРИЗНАНИИ И ИСПОЛНЕНИИ РЕШЕНИЙ ИНОСТРАННЫХ СУДОВ…4

1.1 Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений…4

1.2 Границы судебного контроля за признанием и приведением в исполнение иностранных арбитражных решений…6

2. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС…9

2.1 Признание и исполнение решений иностранных судов и иностранных третейских судов (арбитражей) в гражданском и арбитражном процессуальных кодексах российской федерации…9

2.2 Определение подсудности и пророгационные соглашения…10

2.3 Признание и исполнение решений иностранных судов и иностранных третейских судов (арбитражей) в гражданском и арбитражном процессуальных кодексах российской федерации…15

2.4 Производство по делам о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений…17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…22

Работа состоит из  1 файл

Реферат-МЧП №1.docx

— 45.52 Кб (Скачать документ)

Взаимодействие  арбитражной (третейской) и судебной процедур в ходе разрешения экономических (предпринимательских) конфликтов - одна из самых мифологизированных тем  в российской науке международного частного права. Наиболее распространенным мифом является утверждение о  невозможности судебного контроля за деятельностью арбитражей (третейских судов) или об ограничении такого контроля вопросами процедурного характера.

Результат большинства арбитражных разбирательств - арбитражное решение, с которым  выигравшая сторона связывает свое право в добровольном или принудительном порядке требовать от проигравшей  стороны исполнения своих требований. Проигравшая сторона может оспаривать арбитражное решение в государственном  суде при условии предоставления доказательств его порочности. При  установлении недостатков арбитражного решения полномочия государственных  судов в различных правовых системах сводятся к: а) отмене, б) изменению арбитражного решения, в) передаче спора на новое  арбитражное разбирательство. При  невозможности устранения пороков  арбитражного решения государственный  суд может отказать в выдаче экзекватуры  на принудительное исполнение решения арбитража.

В настоящее  время вопрос о судебном органе, компетентном в России рассматривать  ходатайство о признании и  исполнении решений международного коммерческого арбитража (иными  словами, иностранных арбитражей), в  законодательстве Российской Федерации  не находит однозначного решения. По этой причине уделим более серьезное  внимание вопросам определения судебной компетенции.

Понятие компетентного органа определяется согласно национальному законодательству страны признания и исполнения решения  и прежде всего Конституцией. Для  определения компетентного судебного  органа необходимо учитывать характер решений, выносимых международным  коммерческим арбитражем, то есть категорию  споров, которую полномочен рассматривать  международный коммерческий арбитраж.

По национальному  законодательству Российской Федерации  в арбитражных судах рассматривается  тот же круг частных предпринимательских  отношений, что и в международных (иностранных) коммерческих арбитражах. В силу этого компетентными судами по рассмотрению споров, связанных с признанием и исполнением решений международного коммерческого арбитража, созданного за пределами Российской Федерации, являются арбитражные суды РФ. Компетенция арбитражных судов по данным вопросам подтверждается также тем, что решения национальных (внутренних) коммерческих арбитражей (третейских судов), рассматривающих предпринимательские отношения, признаются и исполняются в арбитражных судах. В связи с тем, что решения международного коммерческого арбитража также носят экономический характер, представляется нецелесообразным рассматривать ходатайства об их признании и исполнении в судах общей юрисдикции. Кроме того, судебная практика в этом вопросе должна быть единообразной в отношении как национального, так и международного арбитража. По данному вопросу существует и противоположная позиция. Зачастую она основывается на том, что за рубежом процедура выдачи экзекватуры осуществляется в общих судах. Считаем, что данный довод не учитывает принципа построения судебных систем в иностранных государствах. В большинстве из них не создано специальных экономических судов. В рамках общих судов там существуют специальные судебные структуры - суды и палаты по коммерческим (торговым) спорам. Именно они и компетентны смотреть дела, вытекающие из предпринимательских отношений, в том числе осложненных иностранным элементом, и рассматривать ходатайства о признании и исполнении иностранных третейских решений.

Таким образом, зарубежный и отечественный  опыт свидетельствует о признании  иностранных решений в специально созданном органе, имеющем компетенцию  на рассмотрение предпринимательских  споров. Российская Федерация характеризуется  наличием в ней особой, специально созданной системы судов, компетентной рассматривать экономические, в  том числе и внешнеэкономические  споры, - арбитражных судов РФ.  
 
 
 
 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС

Понятие международного гражданского процесса.

Под международным  гражданским процессом, в науке международного частного права, понимается совокупность вопросов процессуального характера, связанных с зашитой прав иностранцев и иностранных юридических лиц в суде и арбитраже. Термин "международный гражданский процесс" носит условный характер. Обычно к международному гражданскому процессу относят следующие вопросы:

1) определение  подсудности в отношении дел,  возникающих по гражданским, семейным  и трудовым правоотношениям с  иностранным, или международным,  элементом; 

2) процессуальное  положение иностранных граждан  и иностранных юридических лиц  в суде;

3) процессуальное  положение иностранного государства  и его дипломатических и консульских  представителей;

4) установление  содержания иностранного права; 

5) обращение  к иностранным судам с поручениями  о вручении документов и выполнении  отдельных процессуальных действий  и исполнение поручений иностранных  судов; 

6) признание  и принудительное исполнение  иностранных судебных решений; 

7) совершение  нотариальных действий;

8) признание  иностранных арбитражных соглашений;

9) рассмотрение  споров в порядке арбитража; 

10) принудительное  исполнение решений иностранного  арбитража.

Вопросы международного гражданского процесса неразрывно связаны с регулированием самого содержания гражданско-правовых, семейных и иных отношений с иностранным  элементом. Рассматривая дела с иностранным  элементом, суды в РФ, так же как  и в других странах, в принципе применяют в гражданских процессуальных вопросах право своей страны. При  этом возможны случаи, когда то или  иное понятие по российскому законодательству относится к материальному праву, а по праву какого-либо иностранного государства - к процессу или наоборот. Иностранный закон, как правило, не подлежит применению в российском суде по тем вопросам, которые по новому законодательству считаются процессуальными. И наоборот, то обстоятельство, что данная норма считается в другой стране процессуальной, не препятствует ее применению нашим судом, если по российскому праву она рассматривается как норма материального гражданского права. Характерный пример: английские сроки исковой давности при наличии отсылки к английскому праву применяются российским судом или арбитражем, несмотря на то что весь институт давности по праву Англии отнесен к процессу. 

Определение подсудности и пророгационные соглашения.

В международном  частном праве под международной  подсудностью понимается компетенция  судов данного государства по разрешению гражданских дел с  иностранным элементом. Эти вопросы  решаются с помощью норм законодательства данного государства и международных  соглашений. Определение подсудности  следует отличать от определения  права, подлежащего применению к  правоотношению с иностранным элементом. Известны три основные системы определения  подсудности:

1) по  признаку гражданства сторон  спора. Так, для того чтобы  суд какого-либо государства признал  себя компетентным рассматривать  дело, достаточно, чтобы спор касался  сделки, заключенной гражданином  этого государства, независимо  от места ее заключения;

2) путем  распространения правил внутренней  территориальной подсудности, и  прежде всего правила о подсудности  по месту жительства ответчика,  при определении подсудности  по делам с иностранным элементом;

3) по  признаку "присутствия" ответчика,  которое толкуется весьма широко.

Законодательство  и практика большинства государств допускают так называемую договорную подсудность. Это значит, что по соглашению сторон конкретное дело может быть отнесено к юрисдикции иностранного государства, хотя по закону страны суда оно подсудно местному суду, или, наоборот, дело, которое по закону места нахождения суда подсудно иностранному суду, может  быть в силу соглашения сторон отнесено к юрисдикции местного суда. Соглашения сторон, устанавливающие выбор подсудности, называются пророгационными соглашениями. Наряду с этим часто предусматривается, что для споров по сделке может быть определена и иная подсудность.

Российское  законодательство, предоставляя иностранцам  в принципе равную с нашими гражданами возможность приобретать и осуществлять свои права в РФ, вместе с тем  дает им возможность их судебной защиты. Иностранные граждане пользуются гражданскими процессуальными правами наравне  с российскими гражданами. Иностранцы могут участвовать в ражданских процессах в качестве истца, ответчика  или третьего лица. Право на судебную защиту имеют в РФ иностранные  предприятия и организации. Право  обращаться в суд и пользоваться гражданскими процессуальными правами  наравне с гражданами РФ предоставлено  и лицам без гражданства.

Все договоры о правовой помощи, заключенные с  другими государствами, устанавливают, что граждане одного государства  пользуются на территории другого государства  в отношении своих личных и  имущественных прав такой же защитой, как и собственные граждане. Им предоставлено право свободно и  беспрепятственно обращаться в суды, прокуратуру, нотариальные конторы  и иные учреждения юстиции другого  государства. Они могут возбуждать ходатайства и предъявлять иски на равных основаниях с отечественными гражданами. Им предоставляются одинаковые с отечественными гражданами процессуальные права, и они не должны вносить  какой-либо залог при предъявлении иска.

Иностранец  может вести дела в суде лично  или через представителя. В нашем  праве нет института обязательного  судебного представительства. Представителями  иностранных граждан в суде могут  быть как российские граждане, так  и иностранцы. Представителем может  быть любой адвокат. Аналогичным  образом решается вопрос о представительстве  иностранных фирм и граждан при  рассмотрении дел в третейских судах (арбитражах). Кроме того, в качестве представителей иностранных граждан  могут выступать консулы. В соответствии с правилами ряда консульских  конвенций, заключенных с иностранными государствами, консул в силу своего официального положения может представлять граждан страны, его назначившей, как перед судами, так и перед  другими органами власти консульского округа.

Иностранное государство обладает судебным иммунитетом. Под судебным иммунитетом понимается изъятие одного государства из-под  юрисдикции другого государства. Иностранное государство не может быть привлечено к суду в качестве ответчика без его согласия. Основанием этого правила являются принцип суверенитета и принцип суверенного равенства государств. Судебный иммунитет государства в широком смысле включает в себя: а) судебный иммунитет в узком смысле слова - саму неподсудность одного государства суду другого; б) иммунитет от предварительного обеспечения иска; в) иммунитет от принудительного исполнения судебного решения.

По общему правилу, суд может выполнять  процессуальные действия лишь в пределах своего государства. Для осуществления  таких действий за границей требуется  согласие того государства, в котором  они должны быть совершены. Поэтому  процессуальные действия за пределами  своей страны могут быть произведены  лишь в порядке судебного поручения. Особенно часто встречаются два  случая, когда суду одного государства  приходится обращаться за содействием  к судебным органам другого государства. Первый случай - вручение документов по просьбе суда лицам, находящимся  за границей. Например, во Франции открывается  наследство, а один из наследников  проживает в Москве. Французский  суд обращается к нашему суду с  просьбой вручить извещение этому  наследнику о слушании дела. Нужно  не просто передать документы, а вручить их официальным образом, засвидетельствовать, что они получены определенным лицом и что оно было ознакомлено с их содержанием. Второй случай - выполнение отдельных процессуальных действий, и в частности допрос свидетелей, находящихся за границей. Если суд считает, что для выяснения обстоятельств по данному делу необходимо допросить свидетеля, проживающего за границей, он заранее составляет список вопросов, которые должны быть поставлены свидетелю. Допрос производится через судебные органы той страны, в которой проживает свидетель. Таким образом, под судебным поручением понимается обращение суда одного государства к суду другого государства с просьбой о производстве процессуальных действий на территории этого другого государства. При обращении суда одного государства к суду другого государства могут применяться четыре исторически сложившихся порядка.

Первый  порядок - непосредственное обращение  суда государства А к суду государства  Б.

Второй  порядок - дипломатический. Он заключается  в том, что суд государства  А обращается к своему Министерству иностранных дел, которое через  свое посольство или консульство  обращается в МИД государства  Б с нотой. МИД государства Б направляет поручение в соответствующий суд с просьбой о его исполнении.

Третий  порядок - выполнение судебных поручений  в государстве Б специальным  уполномоченным, назначенным судом  государства А. Этот порядок был  применен сначала в Англии, а затем  в США. Состоит он в следующем: если суду США надо допросить свидетеля, проживающего во Франции, то американский суд назначает кого-либо из французских  граждан, предварительно с ним договорившись, своим уполномоченным, который и  вызывает свидетеля, допрашивает его  и направляет материалы допроса  в американский суд. Но этот уполномоченный не имеет права принимать какие  бы то ни было принудительные меры, обеспечивающие явку свидетеля.

Четвертый порядок - выполнение судебных поручений  путем передачи их центральным органам  юстиции (министерствам юстиции, прокуратуре  и т. п.). Суд одной страны направляет поручение центральному органу своей  страны, который, в свою очередь, передает его центральному органу другой страны. Порядок выполнения судебных поручений  устанавливается в каждой стране ее внутренним законодательством и  международными соглашениями.

Действие  судебного решения, вынесенного  судом одного государства, в принципе ограничено пределами территории этого государства. Допустимость признания и исполнения иностранного судебного решения определяется законодательством конкретной страны и международными соглашениями, в которых она участвует. Признание решения иностранного суда означает, что оно служит подтверждением гражданских и иных прав и обязанностей в такой же степени, что и решение отечественного суда. В ряде случаев достаточно, чтобы решение было только признано (например, о расторжении брака). В других же случаях решение должно быть еще и исполнено, то есть подвергнуто специальной процедуре по разрешению исполнения (например, выдача экзекватуры или регистрация в специальном реестре).

Признание в РФ решения иностранного суда означает, что оно обладает такой же юридической  силой, какую имеют решения российских судов. Поэтому вынесение иностранным  судом решения, подлежащего признанию  в РФ, является основанием либо для  отказа в принятии в России искового заявления по спору между теми же сторонами, по тому же основанию  и о том же предмете, либо для  прекращения дела.

Информация о работе Признание и исполнение иностранных судебных решений