Приобретение и утрата гражданства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2011 в 05:32, контрольная работа

Описание

Целью контрольной работы является комплексная характеристика способов приобретения гражданства в зарубежных странах.

Достижению поставленной цели способствуют следующие задачи:

1. Дать понятие гражданства.

2. Охарактеризовать способы приобретения и утраты гражданства.

Содержание

Введение 3
1. Понятие гражданства 5
2. Способы приобретения гражданства 8
3. Утрата гражданства 11
Заключение 15
Список литературы 17

Работа состоит из  1 файл

междун.право.doc

— 81.50 Кб (Скачать документ)

Федеральное государственное образовательное  учреждение 

Высшего и профессионального образования 

Сибирская Академия Государственной службы 
 

Кафедра  теории и истории государства  и права 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

по дисциплине: Международное право 

на тему: Приобретение и утрата гражданства 
 
 
 

                    Выполнила:

                    слушатель группы 09315

                    Полунина  М.А. 

                    Проверила:

                    к.ю.н., доцент Каф. ТиИГиП

                    Ягодина Л.П 
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

Новосибирск 2011

Содержание 

 

Введение

 

      Тема  гражданства в последние годы приобрела исключительную актуальность.

      Институт  гражданства выполняет двоякую  социально-юридическую функцию. С  одной стороны, гражданство выступает  как средство и способ защиты прав индивида, с другой - как институт защиты прав и интересов государства. Равновесие между этими двумя аспектами функциональной характеристики гражданства является отражением адекватного соотношения интересов и прав личности и интересов общества и государства.

      Современное законодательство о гражданстве  решает ряд актуальных правовых проблем, возникших в связи с преобразованием политических, экономических, социальных и иных форм организации государственной и общественной жизни, а также преодолением во многом искусственной самоизоляции страны и развитием отношений с другими странами и народами.

      Таким образом, проблемы гражданства сегодня  стали неотъемлемым атрибутом государственности, свидетельством обретения реального  суверенитета.

     Тема  гражданства и сегодня продолжает оставаться исключительно актуальной, требующей пристального внимания исследователей.

     Использование терминов "граждане", а также "подданные" в разные времена применительно  к различным понятиям связано  главным образом с тем, что  эти термины весьма многозначны, что и создает определенную путаницу в их использовании. Да и сегодня понятие "гражданство" употребляется в нескольких смыслах и значениях. Как морально-политическая категория, оно тождественно понятию "патриот". В качестве правовой категории оно используется для определения правоотношения между лицом и государством, как субъективное право лица или как правовой институт.

     Правовое  положение лица зависит, прежде всего, от его статуса: гражданин, иностранец (гражданин другого государства), лицо без гражданства, лицо с множественным (частный случай — с двойным) гражданством.

     Особый  статус могут иметь также беженцы (не граждане государства их пребывания), вынужденные переселенцы (граждане), перемещенные лица и др.

     Отчасти их положение регулируется международным правом, а в основном — внутренним законодательством отдельно взятой страны.

      Целью контрольной работы является комплексная  характеристика способов приобретения гражданства в зарубежных странах.

      Достижению  поставленной цели способствуют следующие  задачи:

      1. Дать понятие гражданства.

      2. Охарактеризовать способы приобретения и утраты гражданства.

 

1. Понятие гражданства

 

     Наиболее  широкими правами (включая политические, в том числе избирательные, право  на объединение в политические партии, право на доступ к государственной  службе) пользуются граждане данного  государства, они же несут и наибольшие обязанности (включая воинскую  службу там, где существует всеобщая воинская обязанность, например в Германии, Израиле или Китае). 1

     Иностранцы, как правило, не обладают многими  политическими правами, хотя в отдельных  странах, например в Германии, они участвуют в выборах органов местного самоуправления, а в государствах Латинской Америки на основе взаимности — и в выборах в парламент. Они обладают правом собственности, могут получать, в том числе бесплатно, муниципальное жилье, имеют право на труд, но их доступ к некоторым видам работ ограничен: в ряде стран иностранцы не могут быть капитанами кораблей морского судоходства, командирами экипажей воздушных судов, работать на радио, телеграфе, телевидении и т.д.

     С другой стороны, они не обязаны служить в армии страны пребывания, не платят налоги (особенно если между государствами, такими, как, например, США и Россия, есть соглашения об исключении двойного налогообложения), во многих странах не имеют права приобретать землю в собственность. Иностранцы имеют паспорт (удостоверение личности) своего государства, а в стране пребывания им выдается другой документ — вид на жительство (иногда, например для иностранных студентов, просто делается отметка в национальном паспорте). Сказанное относится к «рядовым» иностранцам. На дипломатических представителей, на персонал миссий распространяется действие особых правил в соответствии с международным правом и соглашениями, заключенными между государствами.

     Положение лиц без гражданства во многом аналогично положению иностранцев. Однако в отличие от иностранцев они не пользуются дипломатической защитой какого-либо государства, что усложняет ситуацию. Поэтому в современном международном праве господствует тенденция к принятию мер, сокращающих состояние без гражданства (заключаются международные конвенции, многосторонние и двусторонние договоры). В соответствии с действующим в большинстве стран законодательством лица без гражданства, как и иностранцы, могут быть принудительно высланы из страны (в отношении граждан применять такую меру новейшие конституции запрещают). Сказанное относится и к работникам дипломатических миссий, хотя в отношении их действуют особые правила и особый порядок выдворения из страны.

     Лица  с множественным, двойным гражданством обладают правами и несут обязанности в соответствии с законодательством всех тех государств, гражданами которых они являются. Коллизии (совпадение обязанностей по отношению к нескольким государствам, например служба в армии) разрешаются по дипломатическим каналам.

     Иностранцы, лица без гражданства, с множественным  гражданством, равно как и граждане данной страны, обязаны знать и  соблюдать законы  страны своего пребывания. Незнание законов не освобождает  от ответственности за их нарушение.

     Гражданство (подданство) означает правовую принадлежность лица к данному государству. Гражданство и подданство равнозначны в том плане, что и на гражданина и на подданного распространяется суверенитет государства (т.е. лицо пользуется со стороны государства защитой прав и свобод как внутри страны, так и за ее пределами). Понятие «подданство» традиционно относится к государствам с монархической формой правления. Подданство в первоначальном смысле означает личную верность монарху данного государства. Гражданство, как правило, характерно для республик. Оно подразумевает связь человека и государства, т. е. гражданин - это лицо, которое обладает правом и обязанностью активно участвовать в реализации государственной власти2.

     Основные  принципы гражданства, как правило, устанавливаются в конституциях, подробное регулирование осуществляется обычными законами. Есть конституции, которые не содержат специальных норм о гражданстве. Например, Конституция Италии; гражданство этой страны регулируется Законом о гражданстве 1912 г. с изменениями и дополнениями и Положением о гражданстве 1983 г. А Конституция Кубы, например, имеет целую главу о гражданстве, где подробно регламентируются данный институт.

     Институт  гражданства включает нормы, регулирующие правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства (апатридов), беженцев. Тесно связаны с институтом гражданства вопросы предоставления политического убежища, выдача человека другому государству (экстрадиция), возможность высылки из страны.

     В государствах с унитарной формой правления существует единое гражданство, а во многих федеративных государствах наряду с общефедеральным существует еще и гражданство субъектов (штатов, земель и т. д.). Каждый человек считается в таком государстве гражданином союза и одновременно - субъекта федерации. Практическое значение такого положения обусловлено тем, что в федеративных государствах существует разделение компетенции между союзом и субъектами федерации, вследствие чего имеются некоторые различия в правовых нормах между субъектами одной и той же федерации.

     Институт  гражданства постоянно развивается. Одной из последних новелл является учреждение гражданства Европейского Союза, которое распространяется на всех граждан государств - членов ЕС и способствует существенному расширению их прав и свобод.

2. Способы приобретения  гражданства

 

     В соответствии со ст. 1 Конвенции о  сокращении безгражданства от 30 августа 1961 г. «государство предоставляет свое гражданство лицу, рожденному на его  территории, которое иначе не имело  бы гражданства. Такое гражданство предоставляется:

    1. при рождении, в силу закона, или
    2. по ходатайству перед соответствующими властями заинтересованным лицом или от его имени в соответствии с законом государства»3.

     Таким образом международному праву известны следующие способы приобретения гражданства:

    • филиация
    • натурализация (укоренение)
    • оптация и трансферт
    • смешанная система приобретения гражданства

     Основные  два способа приобретения гражданства: по рождению — филиация и натурализация (укоренение) — прием в гражданство уполномоченными на то органами государства; обычно это делается от имени главы государства (президента, монарха), хотя в США гражданство по натурализации предоставляется на основе решений окружных федеральных судов, а в Японии — министром юстиции. В свою очередь, приобретение гражданства по рождению имеет два основания: право крови (jussanguinis) и право почвы (jussoil). Первое означает приобретение ребенком гражданства родителей независимо от места его рождения. Проблема возникает лишь в тех случаях, когда родители ребенка имеют разное гражданство (например, мать -итальянская гражданка, отец — гражданин Франции). Этот вопрос в большинстве стран решается на основании письменного соглашения родителей о выборе гражданства ребенка. До этого он может оставаться лицом без гражданства или (что чаще) может приобрести гражданство по месту рождения. Принцип права почвы применяется к узкому кругу лиц, преимущественно к тем, гражданство родителей которых или родители которых неизвестны, а зачастую к родившимся на территории данной страны детям граждан другого государства, но иногда при условии, что родители не находились в данной стране по службе (например, дипломаты), не были в служебной командировке или туристами и не возражают против приобретения ребенком гражданства государства рождения. В немногих странах эти правила не действуют. Например, любой ребенок, родившийся на территории США, получает гражданство США, даже если его родители пребывают там временно. В большинстве стран законодательство предусматривает оба основания приобретения гражданства по рождению4.

     Натурализация возможна по закону (усыновление, в  редких случаях при вступлении в  брак при соблюдении ряда условий), но обычно она осуществляется по заявлению. Заявление подается лицом в компетентные органы того государства, гражданство которого оно желает приобрести. В ряде случаев необходима также подача заявления в органы государства той страны, из гражданства которой лицо желает выйти. Оба эти заявления обычно подаются в местные органы министерства внутренних дел или министерства юстиции, но чаще всего они должны быть написаны на имя главы государства (иногда вопрос об изменении гражданства решает министр внутренних дел). Прием в гражданство возможен при соблюдении ряда условий: до этого необходимо несколько лет проживать в стране, гражданство которой лицо желает получить (в Венгрии, Уругвае — три года, в США, Японии, Франции — пять лет, в Алжире и Великобритании — семь лёт, в Германии — восемь (до 1999г. — 15 лет), Испании и Норвегии— 10, в Швеции — 12, в Республике Чад — 15 лет)'; знать язык этой страны (довольно сложный экзамен предусмотрен законодательством Латвии и Эстонии, в США необходимо на английском языке ответить на вопросы, касающиеся истории страны и формы правления); быть психически здоровым и не иметь некоторых болезней (например СПИДа); не быть зарегистрированным — в частности, в документах Интерпола — в качестве террориста; не принадлежать к партиям, выступающим за насильственное изменение конституционного строя; в ряде стран — иметь жилище (Германия), средства к существованию (Австрия), «хороший характер» (Великобритания) и др. В отдельных арабских странах (Кувейт, ОАЭ, Саудовская Аравия и др.) в гражданство могут быть приняты только мусульмане, лица же других вероисповеданий, в том числе супруги, для приема в гражданство должны изменить свою религию. Законодательство о гражданстве отдельных стран Тропической Африки требует, чтобы натурализующийся «укоренился» в общине, соблюдал обычаи, которыми руководствуются окружающие.

Информация о работе Приобретение и утрата гражданства