Принципы международного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 10:12, доклад

Описание

Принципы международного права — это руководящие правила поведения субъектов, возникающие как результат общественной практики, юридически закреплённые начала международного права. Они являют собой наиболее общее выражение установившейся практики международных отношений. Принцип международного права — это норма международного права, имеющая обязательный характер для всех субъектов.

Работа состоит из  1 файл

Принципы МП.docx

— 32.00 Кб (Скачать документ)

- развивать  дружественные отношения между  нациями на основе уважения  принципа равноправия и самоопределения  народов, а также принимать  другие соответствующие меры  для укрепления всеобщего мира;

- осуществлять  многостороннее сотрудничество  в разрешении международных проблем  экономического, социального, культурного  и гуманитарного характера и  в поощрении и развитии уважения  к правам человека и основным  свободам для всех без различия  расы, пола, языка и религии;

- быть  центром для согласования действий  наций в достижении этих общих  целей.

Для достижения указанных целей Организация  и её члены действуют в соответствии со следующими принципами:

- суверенное  равенство всех ее членов;

- добросовестное  выполнение принятых на себя  по Уставу обязательств;

- разрешение  международных споров мирными  средствами таким образом, чтобы  не подвергать угрозе международный  мир, безопасность и справедливость;

- воздержание  в международных отношениях от  угрозы силой или ее применения  как против территориальной неприкосновенности  или политической независимости  любого государства, так и каким-либо  другим образом, несовместимым  с целями ООН;

- оказание  Организации всемерной помощи  во всех действиях, предпринимаемых  ею в соответствии с Уставом,  и воздержание от оказания  помощи любому государству, против  которого ООН предпринимает действия  превентивного или принудительного  характера;

- обеспечение  Организацией того, чтобы государства,  которые не являются ее членами,  действовали в соответствии с  этими принципами, поскольку это  может оказаться необходимым  для поддержания международного  мира и безопасности;

- невмешательство  Организации Объединенных Наций  в дела, по существу входящие  во внутреннюю компетенцию любого  государства (этот принцип, однако, не затрагивает применения принудительных  мер в случаях угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии). 

  

ДЕКЛАРАЦИЯ  О ПРИНЦИПАХ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА - касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с уставом ООН, принята ООН в 1970. Содержит основные принципы современного международного права: запрещение применения силы и угрозы силой, мирное разрешение международных споров, невмешательство во внутренние дела, обязанность государств сотрудничать друг с другом, равноправие и самоопределение народов, суверенное Равенство государств, добросовестное соблюдение международных обязательств

Уставе  ООН нашли свое закрепление семь принципов: добросовестное выполнение обязательств, суверенное равенство государств, невмешательство во внутренние дела, воздержание от угрозы силой и ее применения, разрешение международных споров мирным путем, равноправие и самоопределение народов, международное сотрудничество. Нетрудно заметить, что последние два принципа включены не в ст. 2 («Принципы»), а в ст. 1 («Цели»).

 

Названные принципы отражали обязательства, предусмотренные  для самой ООН, и обязательства, принятые участвующими в ней государствами. Однако в результате дальнейшей имплементации  основные принципы стали признаваться в качестве фундаментальных начал  всего международного права. Такое признание нашло свое закрепление в принятой 24.10.1970 г. Генеральной Ассамблеей ООН Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (далее – Декларации 1970 г.) Международный суд ООН в Деле о военной и полувоенной деятельности в Никарагуа (1986 г.) охарактеризовал положения данной Декларации как обычно-правовые.

 

Специфика основных принципов международного права заключается также в  том, что они, подпадая под действие ст. 103 Устава ООН (о преимущественной силе обязательств по Уставу ООН перед  обязательствами по какому-либо другому  международному договору), одновременно отличаются от множества иных положений  Устава ООН качеством императивной нормы общего международного права (нормы juscogens).

 

Заключительный  акт СБСЕ включил в свой текст Декларацию принципов, которыми «государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях». В российской международно-правовой доктрине указывается, что данная Декларация к существовавшим ранее семи основным принципам международного права добавила еще три: принцип территориальной целостности государств; принцип нерушимости государственных границ; принцип уважения прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений. В данной связи невольно возникает вопрос о том, обладают ли всеми только что перечисленными характеристиками принципы Заключительного акта СБСЕ (учитывая их обновленное нормативное содержание).

Понятие и виды субъектов  международного права

Субъекты  международного права — самостоятельные  образования, способные непосредственно  обладать правами и обязанностями  по международному праву, участвовать  в создании и осуществлении его  норм.

Характерные черты международного права определяются особенностями его субъектов, так  как право существует для регулирования  отношений между суверенными  субъектами, для обслуживания их интересов. Существенная особенность статуса  субъектов международного права  состоит в том, что они непосредственно  участвуют в создании и осуществлении  его норм1. Только образования, отвечающие указанным требованиям, способны быть субъектами международного права. Поэтому круг субъектов не может произвольно расширяться. Это следует иметь в виду прежде всего в связи с

довольно  многочисленными попытками юристов  придать статус субъектов международного права физическим и юридическим  лицам.

Международная правосубъектность есть юридическое выражение членства в международном сообществе. Субъект должен обладать независимым международным статусом и быть подчинен непосредственно международному праву. Если же связь с международным правом опосредована каким$либо иным политико$правовым образованием, то в лучшем случае можно говорить о какой$то особой, производной правосубъектности.

Общепризнанными субъектами международного права являются государства и межгосударственные организации. Не столь явно признана правосубъектность народов, наций, борющихся за создание независимого государства. В порядке исключения существуют нетипичные субъекты — Ватикан, вольный город.

2. Государства —  основные субъекты  международного права

Государство — необходимый субъект в социально политической сфере в целом. Ни одно общество не может существовать вне государства, которое необходимо для организации внутренней и международной жизни. Видный советский юрист Д.Б. Левин подчеркивал, что «суверенное государство является основной формой организации жизни народов»2.

Благодаря присущему государствам уникальному  качеству — суверенной власти они  и только они способны обеспечить функционирование международного права. Суверенные государства являются источником властной энергии этого права. В  силу суверенитета они создают нормы  международного права, наделяют их юридически обязательной силой, приводят в действие механизм их осуществления. В консультативном  заключении о приеме государства  в ООН Международный Суд подчеркнул такие качества государства, как  способность принимать и осуществлять международные обязательства1. Государства — наиболее могущественные и организованные субъекты. Они сосредоточили в своих руках основные средства воздействия на международную жизнь.

Государство является не только основным, но также  первоначальным и универсальным  субъектом международного права2. Первоначальный означает, что государство становится субъектом в результате самого факта его образования. Иные субъекты наделяются этим статусом государствами. Универсальный означает, что государство вправе участвовать в любых международно$правовых отношениях.

Субъектом международного права является государство  в целом, а не представляющие его  органы и должностные лица. Об этом следует помнить, встречаясь с такими понятиями, как «межправительственная  организация», «межправительственное  соглашение». Государство несет  полную ответственность за деятельность своих органов.

3. Международные (межгосударственные) организации

Международные (межгосударственные) организации —  производные, специальные субъекты международного права.

Их правосубъектность производна от правосубъектности государств, которые в силу своей суверенной власти предоставляют организации соответствующий статус. Правосубъектность организаций носит специальный характер, поскольку ограничена целями и полномочиями, необходимыми для решения поставленных перед ними задач и закрепленными в их учредительных актах.

Взаимодействие  государств достигло такого уровня, что  оно нуждается в регулировании  на постоянной организационной основе. Для решения этой задачи государства  создают организации и наделяют их международной правосубъектностью, необходимой для выполнения ими своих функций.

Несмотря  на неизбежные противоречия между ее членами, организация является носителем  определенных общих интересов и  призвана их защищать. В результате она обладает автономией воли, т.е. волей, которая отлична от суммы воль государств$членов, хотя и производна от них. Эта воля и находит выражение в процессе реализации правосубъектности.

Международная правосубъектность межгосударственных организаций является общепризнанной. Она закреплена во многих международных актах и стала институтом общего международного права. В преамбуле Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г. говорится: «Международная организация обладает такой правоспособностью заключать договоры, которая необходима для выполнения ее функций и достижения ее целей». И далее: «Практика международных организаций при заключении договоров с государствами или между собой должна соответствовать их учредительным актам».

Правосубъектность организаций подтверждена и решениями Международного Суда ООН. При этом были отмечены характерные черты этой правосубъектности. Будучи самостоятельным субъектом международного права, организация, тем не менее, связана обязательствами, вытекающими из норм общего международного права1. Это значит, что для организации могут быть обязательны и такие нормы, которые созданы государствами без ее участия.

4. Международная правосубъектность народа, нации, борющихся за создание независимого государства

Концепция такой правосубъектности была выдвинута социалистическими и развивающимися странами. Постепенно она нашла определенное признание. В документах ООН в таких случаях используется выражение «национально$освободительное движение». Представляется, что такое выражение более точно. Вопрос об особом статусе борющейся нации возникает, лишь когда борьба достигает уровня национально$освободительного движения. В таких случаях имеются органы власти, осуществляющие контроль на определенной территории. По существу, речь идет о государстве в процессе становления.

Правосубъектность в этом случае носит временный и ограниченный характер. Ее задача сделать возможными правоотношения с властью, контролирующей определенную территорию. Другая задача

— поставить  движение под покровительство международного права, прежде всего международного гуманитарного права. Дополнительный протокол I к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г., принятый в 1977 г. и касающийся жертв международных (межгосударственных) вооруженных конфликтов, определил, что этим понятием охватываются и конфликты, в которых «народы ведут борьбу против колониального господства и иностранной оккупации и против расистских режимов в

осуществление своего права на самоопределение» (ст. 1). Это значит, что на такие конфликты  международное гуманитарное право  распространяется в той же мере, как и на конфликты между государствами.

Проявлением ограниченной правосубъектности рассматриваемых движений является то, что в общих международных организациях они обладают статусом наблюдателей, а не полноправных членов1. Это обстоятельство не мешает им в некоторых случаях быть полноправными членами в региональных организациях. Так, Организация освобождения Палестины (ООП) является членом таких региональных организаций, как Лига арабских государств и Организация африканского единства. Замечу, что такое членство имеет значение для получения статуса наблюдателя в ООН и других универсальных организациях2.

Информация о работе Принципы международного права