Применение предварительных мер Европейским Судом по правам человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 13:37, реферат

Описание

Институт предварительных мер дает возможность временно прекратить предполагаемое нарушение прав, предусмотренных Конвенцией и Протоколами к ней. Это действенная защита стороны разбирательства, используемая до принятия Европейским Судом решения по делу. Указание Европейского Суда на принятие предварительных мер обязательно для исполнения Государством-ответчиком.

Содержание

1. Общие положения о принятии Европейским Судом по правам человека предварительных мер.
2. Условия принятия предварительных мер Европейским Судом.
3. Соотношение вопросов исчерпания внутренних средств судебной защиты и применения предварительных мер.
4. Процедура подачи запроса о применении предварительных мер.
5. Особенности института предварительных мер, принимаемых Европейским Судом.
Выводы

Работа состоит из  1 файл

Доклад.doc

— 102.50 Кб (Скачать документ)

     Таким образом, для того, чтобы Суд мог  своевременно рассмотреть такие  запросы, они должны быть, по возможности, поданы в течение рабочего дня  и путем использования таких  скоростных средств коммуникации, как  факсимильное сообщение, электронная  почта или курьерская почтовая служба. Когда время чрезвычайно важно, необходимо, чтобы коммуникация была четко помечена отметкой «срочно» (Urgent) и была составлена на английском или французском языке. Более того, рекомендуется связаться с Судом по телефону и проинформировать Секретариат о направлении запроса. На практике большое количество запросов о применении предварительных мер подается только за несколько часов до запланированной высылки или выдачи. В период праздников (т.е. в дни празднования Рождества и Нового Года), в Секретариате Суда находятся дежурные сотрудники для работы со срочными запросами о применении Правила 39.

     Если  ожидается, что за окончательным  решением о депортации или негативным результатом применения окончательного внутреннего средства правовой защиты последует незамедлительная высылка, и не будет времени на то, чтобы связаться с Судом или направить запрос о применении предварительных мер, потенциальный заявитель или его законный представитель могут воспользоваться возможностью подачи «промежуточного» запроса о применении предварительной меры. Таким образом, можно будет заблаговременно представить в Суд имеющие отношение к делу документы, кроме последнего внутреннего решения, и, в случае вынесения на местном уровне решения о выдаче, проинформировать Суд по телефону или факсу о том, что запрос о предоставлении предварительной меры стал «определенным».

     Письмо  о применении предварительной меры должно, как правило, сопровождаться заполненным формуляром запроса. Если временные рамки не позволяют  подготовить такой формуляр, тогда необходимо предоставить как можно больше информации в письме, содержащем такой запрос. Информация должна включать в себя шаги, предпринятые заявителем для исчерпания внутренних средств правовой защиты и копии соответствующих решений. В любом случае, запрос должен, как в можно большей мере, поддерживаться адекватными и имеющими отношение к делу доказательствами, демонстрирующими серьезность риска пребывания в принимающей стране.28

     Если  запрос о применении предварительной  меры принят, Суд проинформирует о  нем Правительство государства-ответчика  и Комитет Министров, и, как правило, присваивает жалобе статус приоритетной.

     5. Особенности института предварительных мер, принимаемых Европейским Судом.

     В российском праве к институту  предварительных мер, принимаемых  Европейским Судом, близок институт мер обеспечения иска. В обоих случаях суд дает указание совершить (или не совершать) определенные действия, направленные на защиту стороны разбирательства. Но разница между двумя институтами, тем не менее, существует. Можно выделить следующие отличия.

     Во-первых, до недавнего времени была различна юридическая сила мер, принимаемых  российскими судами и Европейским  Судом.

     Требование  российских судов об обеспечении  иска обязательно для исполнения (ст. 13 ГПК РФ, ст. 16 АПК РФ).

     Указание  Европейского Суда принять предварительные  меры ранее не рассматривалось в  качестве обязательного для Государства-ответчика. В деле Круз Варас и другие против Швеции Европейский Суд указал, что ни из ст. 34 Конвенции, ни из других источников нельзя сделать вывод о праве приказать исполнить предварительные меры, однако отказ следовать указанию, данному согласно Правилу 39 [применение предварительных мер], следует рассматривать как отягчающий любое нарушение ст. 3 Конвенции [запрет пыток], позже установленное Европейским Судом.

     Тем не менее, существовала практика добровольного  исполнения государствами предварительных  мер, принятых Европейским Судом.

     В одном из недавних решений Европейский  Суд пересмотрел проблему отсутствия у предварительных мер обязательной силы. В решении по делу Маматкулов и Абдурасулович против Турции Европейский Суд определил, что «Указания, данные Судом, такие как в настоящем деле, в соответствии с Правилом 39 Регламента Суда, позволяют провести эффективное разбирательство жалобы и удостоверится, что предусмотренная Конвенцией защита действенна; такие указания впоследствии предоставляют возможность Комитету Министров контролировать исполнение окончательного решения. Таким образом, указанные меры дают возможность участвующему государству исполнить его обязанность по выполнению окончательного решения Суда, которое юридически обязательно на основании ст. 46 Конвенции… Соответственно, Суд приходит к выводу, что любое Государство- участник Конвенции, которому было указано на предварительные меры в целях избежать невосполнимые потери, которые могут быть причинены жертве предполагаемого нарушения, должно выполнить указанные меры и воздержаться от любого действия или бездействия, которое умалит авторитет или эффективность окончательного решения».

     Во-вторых, принимаемые меры отличаются по целевой направленности.

     Обеспечительные меры, принимаемые российскими судами, гарантируют реализацию материально-правового требования к ответчику . Чаще всего обеспечительные меры принимаются в целях предотвращения причинения заявителю имущественного ущерба (ст. 90 АПК РФ, ст. 139, 140 ГПК РФ).

     Европейский Суд, согласно Правилу 39 Регламента Европейского Суда, принимает предварительные меры в «интересах сторон или для надлежащего осуществления проводимого расследования». Здесь необходимо обратить внимание на два аспекта.

     1) Принимаемые Европейским Судом  предварительные меры связаны  с требованием жалобы, подаваемой в Европейский Суд, опосредованно.

     Основным  требованием жалобы, подаваемой в  Европейский Суд, является установление факта нарушения Государством-ответчиком какой-либо статьи Конвенции или  Протокола к ней по отношению  к Заявителю. Требование об обязании Государства-ответчика принять какие-либо меры частного характера для восстановления нарушенных прав Заявителя (за исключением требования выплаты компенсации в случае признания Государства-ответчика нарушившим Конвенцию и /или Протоколы к ней) в подаваемую жалобу не включается.

     В то же время принимаемые предварительные меры, прежде всего, направлены на сохранение статус-кво сторон, на непосредственное пресечение предполагаемого нарушения прав Заявителя в экстренном порядке (например, путем приостановления исполнения внутреннего национального акта Государства-ответчика, которым, по мнению Заявителя, нарушаются положения Конвенции и Протоколов к ней).

     2) Понятия «интерес сторон» и  «надлежащее осуществление проводимого  расследования» обусловлены целью  создания Европейского Суда –  обеспечение соблюдения государствами, подписавшими Конвенцию и Протоколы к ней, их обязательств по данной Конвенции и Протоколам. В связи с этим, предварительные меры, как правило, принимаются для предотвращения причинения значительного ущерба именно личности заявителя.

     В-третьих, различаются меры и по форме их изложения.

     Принимая  меры по обеспечению иска, российские суды обязаны четко сформулировать, в чем именно заключается требование суда - указать на конкретные действия, которые лицу надлежит совершить (или  воздержаться от их совершения). В противном случае исполнить принятые судом меры будет невозможно.

     При принятии временных предварительных  мер Европейский Суд может  указать лишь цель принятия предварительных  мер и «общее направление» совершения действий . В таком случае Государство-ответчик должно само определить, в чем именно должны состоять его действия для выполнения указаний Европейского Суда.

     ВЫВОДЫ:

     Институт  предварительных мер дает возможность  временно прекратить предполагаемое нарушение  прав, предусмотренных Конвенцией и Протоколами к ней. Это действенная защита стороны разбирательства, используемая до принятия Европейским Судом решения по делу. Указание Европейского Суда на принятие предварительных мер обязательно для исполнения Государством-ответчиком.

     Решение вопроса о принятии предварительных мер зависит от судебного усмотрения, которое определяется доказательствами и аргументами, представленными заявителем. Как правило, заявление о принятии предварительных мер удовлетворяется Европейским Судом, если ходатайствующая сторона смогла обосновать, что вынесенная Государством-ответчиком против Заявителя санкция будет приведена в исполнение и что в результате ее исполнения Заявителю будут причинены невосполнимые потери.

Информация о работе Применение предварительных мер Европейским Судом по правам человека