Правовой статус ВТО. Функции, принципы. Вступление России в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 19:10, курсовая работа

Описание

Требования увеличения объема российского экспорта и улучшения его структуры вызывают необходимость укреплять экспортную базу страны, повышать конкурентоспособность российской продукции на мировых рынках, создавать благоприятные торгово-политические условия обеспечивающие доступ российской продукции на эти рынки. Вступив на путь экономической реформы, отказавшись от государственной монополии внешней торговли, создав реальную тарифную систему, Россия может и должна развивать связи со странами рыночной экономики на основе общих принципов, принятых в мировом хозяйстве. Поэтому Россия активно налаживает связи с международными экономическими организациями.

Содержание

Введение_____________________________________________________________3
1.ВТО – Всемирная торговая организация
История создания ВТО__________________________________4
1.2 Функции и принципы ВТО_______________________________6
2. Россия и Всемирная торговая организация_________________________8
3. Цели и задачи присоединения России к ВТО________________________10
4. Значение вступления в ВТО для России_______________________11
Заключение______________________________________________________13
Список литературы________________________________________________14

Работа состоит из  1 файл

Реферат по МПП (Автосохраненный).doc

— 126.50 Кб (Скачать документ)

Принцип национального режима. Данный принцип устанавливает, что страны-участницы должны предоставлять товарам иностранного происхождения тот же режим, что и национальным товарам в области внутренних налогов и сборов, а также в отношении национальных законов, распоряжений и правил, регулирующих внутреннюю торговлю (ст. III).

Принцип зашиты национальной промышленности. Предполагается, что через импортные тарифы в интересах развития национальной промышленности страна может осуществлять защиту, основанную только на таможенных тарифах, а не на иных торгово-политических мерах, включая количественные ограничения (квоты), стандарты и др. (ст. ХI - ХVI ч. II). В ст. Ч1 говорится, что «ни одна из стран-участниц не должна устанавливать на ввоз любого товара с территории другой страны-участницы никаких запрещений или ограничений, будь то в форме квот, импортных или экспортных лицензий и других мер, кроме таможенных пошлин, налогов или других сборов».

Принцип создания устойчивой основы торговли. Обеспечивается обязательностью соблюдения тарифных уровней, согласованных Договаривающимися сторонами. Это предполагает, что тарифы должны сокращаться посредством многосторонних переговоров и не могут повышаться впоследствии (ст. II ч. I).

Принцип содействия справедливой конкуренции. Речь идет о решении вопросов субсидий и демпинга. В антидемпинговом кодексе ГАТТ содержатся правила, используемые правительствами с целью реагирования на демпинг, осуществляемый на их внутреннем рынке заграничными конкурентами. В ВТО может быть поставлен вопрос о наличии экспортных и внутренних субсидий и об использовании компенсационных пошлин с целью уменьшения негативных последствий субсидий. Необходимость многостороннего регулирования в данной сфере обусловлена прежде всего тем, что субсидирование производства и экспорта продукции обеспечивает экспортерам определенные преимущества в конкурентной борьбе на мировом рынке. Применение таких мер одной страной вызывает ответную реакцию со стороны других стран, которым, по их мнению, наносится ущерб. Это приводит к взаимным обвинениям в недобросовестной конкуренции, введению так называемых компенсационных мер. Отсюда стремление ВТО не допустить ведение «войны субсидий» и использование компенсационных мер в протекционистских целях (ст. XVI ч. 11).

Общее запрещение количественных ограничений  импорта. Такие ограничения до сих пор оказывают влияние на торговлю сельскохозяйственными товарами, текстилем, сталью и некоторыми другими товарами. Исключение составляют случаи применения количественных ограничений в целях защиты платежного баланса (ст. ХII ч. 11) и предотвращения утечки запасов иностранной валюты, вызванной спросом на импортные товары в связи с развитием внутреннего производства (ст. ХVIII ч. II).

Принцип возможных действий в чрезвычайных обстоятельствах. В данном случае предусматриваются «изъятия» и применение «защитной оговорки». «Изъятия» (ст. ХХV ч. 111) означают возможность отмены конкретных обязательств в рамках ВТО, если это вызвано экономическими или торговыми обстоятельствами. «Защитная оговорка» (ст. ХIХ ч. 111) предполагает возможность установления ограничений на импорт или временную отмену тарифных уступок в отношении товаров, которые импортируются в увеличивающихся количествах и причиняют или могут причинить серьезный ущерб конкурирующим национальным производителям.

Принцип региональных торговых договоренностей, в рамках которых группа стран соглашается ликвидировать или снизить барьеры в отношении друг друга. Это допускается в качестве исключения из общего правила режима наибольшего благоприятствования при условии соблюдения определенных жестких критериев (ст. ХХIV ч. III). Предусматривается, что региональные торговые группировки могут выступать как таможенный союз или зона свободной торговли. В обоих случаях пошлины и другие барьеры практически во всей торговле между странами группировки должны быть ликвидированы. В зоне свободной торговли каждая страна-член проводит свою собственную внешнеторговую политику, включая установление тарифов в отношении третьих стран. В случае таможенного союза устанавливается единый таможенный тариф для третьих стран. Региональная интеграция призвана дополнять многостороннюю торговую систему.

ъъъъРассмотрим основные функции, выполняемые Всемирной торговой организацией в процессе регулирования международных торговых отношений.

Через участие в соглашениях, составляющих правовую базу Организации, ВТО по существу предоставляет государствам-членам стабильную, понятную и предсказуемую правовую основу для осуществления торговых операций национальными экспортерами и импортерами. Еще в период функционирования ГАТТ как отдельного соглашения его положения представляли собой своеобразный кодекс правил поведения стран в международной торговле, определяющий их права и обязанности. Ведь, как отмечалось выше, положения ГАТТ носят обязательный характер для его участников. Поэтому данная функция ВТО является одной из важнейших, определяющих в очень большой степени место, роль и своеобразный «рейтинг» Организации в международной торговле. В комплексном виде нормы ГАТТ-1994 и других соглашений, составляющих правовую основу ВТО, создают устойчивые основы для международной торговли и в этом качестве выполняют функцию многостороннего торгового договора для стран-участниц, заменяя собой систему из нескольких тысяч двусторонних договоренностей и соглашений. Эта функция ВТО дает немалые преимущества присоединившимся странам, открывая перед ними возможность использовать многостороннее торгово-политическое регулирование для развития внешней торговли, одновременно снимая заботы и материальные расходы, связанные с созданием и поддержанием сложной системы двусторонних договоренностей.

Организация и обслуживание многосторонних торговых переговоров - это еще одна из функций  ВТО, исполнение которой базируется на практике, сложившейся еще в  период существования ГАТТ как организации.

Другой  важной функцией ВТО является функция контроля над соблюдением процедуры регулирования споров. Еще в 1979 году в итоге Токийского раунда многосторонних торговых переговоров в рамках ГАТТ было принято так называемое «решение, касающееся нотификаций, консультаций, разрешения споров и наблюдения» (решение от 28 ноября 1979 года), в котором содержится подробное изложение процедуры разрешения споров. Деятельность ГАТТ и позднее ВТО по разрешению споров внесла существенный вклад в создание системы толкования положений ВТО и прецедентов, обеспечивающих одинаковое понимание и применение международных норм его участниками.

Следующей функцией ВТО является информационная, так как создание предсказуемых  торговых условий предполагает транспарентность (прозрачность и доступность) национальных законов, нормативных актов и внешнеторговой практики стран-членов ВТО. Многие из соглашений ВТО содержат положения, предусматривающие транспарентность национальной законодательной и нормативной базы, то есть обязательность раскрытия соответствующей информации как на национальном уровне, например, в официальных изданиях или через специальные пункты распространения информации, так и на международном уровне путем представления соответствующих нотификаций в ВТО. Регулярное отслеживание тех мер, которые принимаются на национальном уровне в области торговли, с использованием механизма обзора торговой политики является еще одним средством получения информации как на национальном, так и на международном уровнях.

Целью составления обзоров торговой политики является регулярное наблюдение за торговой политикой и практикой отдельных стран для обеспечения информированности и понимания их со стороны других государств, а также проверки их соответствия нормативам, предусмотренным соглашениями Уругвайского раунда.

Итак, в  рамках данного параграфа была рассмотрена история и выявлены основные функции и принципы Всемирной торговой организации. Однако, как свидетельствуют последующие события, процесс расширения и углубления сферы многостороннего регулирования торгово-экономических отношений далек от своего завершения.

 
    1. Россия  и Всемирная торговая организация
 

В 1986 году СССР обратился с заявкой о  получении статуса наблюдателя  в Уругвайском раунде переговоров  с целью последующего присоединения  к ГАТТ. США, однако, отклонили эту  заявку, мотивировав это тем, что СССР является страной с плановой экономикой, что несовместимо с принципами свободной торговли. Только в 1990 году СССР смог получить статус наблюдателя.

В 1993 году уже Россия обратилась с официальной  заявкой о присоединении к  ГАТТ. В 1995 году начались переговоры по вступлению России в ВТО.

Присоединение к ВТО -- это присоединение России к сложившейся в мире развивающейся  практике правового и административного  регулирования международных экономических  отношений. Образно говоря, этот шаг означает присоединение России к действующим правилам движения товаров и услуг на мировом рынке. Без этого шага успешная реализация прогрессивных экономических реформ в стране вряд ли может быть возможной, а внешняя торговля окажется в исключительно трудных условиях для развития.

Здесь перед Россией стоит сложная  задача -- определить национальные экономические  интересы и приоритеты, определить пределы уступок и условия, гарантирующие  национальную экономическую безопасность, и суметь отстоять их в ходе сложных переговоров, в условиях уже проявившего себя экономического давления западных стран, попыток добиться от России одностороннего открытия рынка, невзаимных уступок, нежелания признать того, что многие отрасли промышленности России обладают сравнительными преимуществами (прежде всего, это большие масштабы и низкие издержки производства), позволяющими экспортировать товары по конкурентоспособным ценам, ощутимо влиять на формирование уровня мировых цен на товары и стать одним из ценообразующих факторов на мировом рынке.

Переговоры  о присоединении России к ВТО  носят крупномасштабный характер. В  них вовлечены несколько десятков ведомств и правительственных органов, они требуют организации и  координации переговорного процесса. Уже на начальной стадии переговоров определилась проблема четкого определения баланса национальных экономических интересов России (обеспечивающих ее национальную экономическую безопасность и целостность) и интересов отдельных групп предпринимателей, производителей и потребителей всех форм собственности

Путь  во Всемирную Торговую Организацию  начинается с определения условий  присоединения России к Генеральному Соглашению по Тарифам и Торговле.

Участие в ГАТТ дало и дает государствам многостороннюю правовую основу для  осуществления торговых операций национальными экспортерами и импортерами, гарантирует всем участникам режим наибольшего благоприятствования и защищает против торгово-политических дискриминации. По существу, ГАТТ выполняло и продолжает выполнять роль многостороннего торгового договора для 153 участвующих в нем государств, заменяя в этом качестве громоздкую систему из многих тысяч двусторонних торговых договоров. Все это получит Россия, присоединившись к ВТО.

Важно и другое, интенсивное развитие мировой  торговли (только за 1970--1994 гг. стоимость мирового экспорта выросла в 12 раз, достигнув почти четырех триллионов долларов) не в последнюю очередь стало возможным потому, что национальные системы регулирования внешней торговли большинства государств формировались вокруг содержащихся в ГАТТ общих правовых и административных норм. По существу в мировой экономике в последней четверти нынешнего столетия происходил интенсивный процесс создания во многом унифицированного правового пространства, ставшего основой для развития мировой торговли. Огромную роль в этом сыграло ГАТТ, одно из ключевых положений которого обязывало каждую из участвующих в нем стран применять положения ГАТТ в максимально полном объеме, но не в противоречии с национальным законодательством, существовавшим на момент присоединения к ГАТТ. Часть II ГАТТ -- это по существу кодекс правил международной торговли, которыми должны руководствоваться правительства (своеобразные «правила дорожного движения» на мировом рынке). Обязательство применять Часть II ГАТТ в максимально полном объеме создавало определенный порог для вступления в ГАТТ. Вступающие страны могли преодолеть его только «подтянув свое национальное внешнеторговое законодательство к нормам ГАТТ». А это, в свою очередь, означало, что, соответствуя нормам ГАТТ, национальные системы регулирования внешней торговли становились совместимыми друг с другом. Таким путем ослаблялись и устранялись многие барьеры в международной торговле и формировалась современная международная торговая система. Теперь это условие стало более жестким, требуя от каждой участвующей в ГАТТ (и в ВТО) стороны полностью совместить свое национальное внешнеторговое законодательство с положениями ГАТТ - 1994 и другими правовыми документами ВТО. Присоединяясь к ВТО, Россия (ее экспортеры и импортеры) получает выход на это правовое пространство, опирающееся на ГАТТ, ГАТС и ТРИПС, а также международно-правовую защиту в других государствах, гарантируемую принципами и нормами Генерального Соглашения по Торговле и Тарифам, включая такие важные положения, как режим наибольшего благоприятствования и национальный режим для товаров, экспортируемых и импортируемых российскими предпринимателями. Кроме того, Россия получает защиту от возможного применения иностранными государствами дискриминационных внутренних налогов, акцизов, таможенных сборов, свободу транзита для своих товаров, согласно положениям ГАТТ о транзите; защиту от дискриминационного использования всей гаммы так называемых технических барьеров в торговле (технические и другие нормы и стандарты, правила сертификации и др.); определенную гарантию против дискриминационного использования других торгово-политических средств в отношении экспортных и импортных операций российских участников внешнеторговой деятельности и целый ряд иных политических преимуществ, которые, в конечном итоге, будут содействовать организованному вхождению экономики России в мировое хозяйство, развитию ее внешней торговли и защите интересов экспортеров и импортеров за рубежом.

Информация о работе Правовой статус ВТО. Функции, принципы. Вступление России в ВТО