Правовое государство и гражданское общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 17:18, курсовая работа

Описание

В России, по-моему, нельзя сказать о том, что гражданское общество достигло высшего этапа в своем развитии, а это способствует затруднению развития правового государства в нашей стране. Следовательно, чтобы разрешить эту проблему, необходимо усовершенствовать российское общество, а этому можем поспособствовать только мы сами.
Но выяснить для себя достоверные и правильные выводы было довольно сложно. Прежде всего потому, что в различных источниках правовое государство и гражданское общество характеризуются по-разному.

Содержание

Введение.

1. Гражданское общество: содержание, структура и основные характеристики.
а) структура гражданского общества;
б) основы правового государства: экономическая, социальная и нравственная;

2. Основные характеристики правового государства
а) возникновение и развитие идеи правового государства;
б) основы правового государства;
в) основные характеристики правового государства;

3. Вывод: правовое государство как институт гражданского общества.

4. Послесловие.

Работа состоит из  1 файл

теориягос и права.doc

— 165.50 Кб (Скачать документ)

     В ряде  статей Конституции Российской Федерации (статьи  4, 15,  76  и  др.) закреплено верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории России.  Ст.15 гласит:  "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.  Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации,  не  должны  противоречить   Конституции Российской Федерации".  Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации обеспечение соответствия  конституций  и  законов республик, уставов и иных нормативных правовых актов краев, областей,  городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам находится в совместном ведении Российской  Федерации  и субъектов Российской Федерации.  Таким образом, единое правовое пространство как необходимое условие становления и формирования правового государства отсутствует.  Необходимо обеспечить соответствие конституций и законов республик, уставов и иных нормативных  правовых  актов краев,  областей,  городов федерального значения,  автономной области,  автономных округов  Конституции

Российской  Федерации  и федеральным законам.  Такую  функцию выполняет Конституционный  Суд Российской  Федерации.  Статья  125 Конституции Российской Федерации устанавливает, что Конституционный Суд Российской Федерации разрешает  дела  о  соответствии Конституции Российской Федерации:  федеральных законов,  нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации; конституций республик,  уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской  Федерации  и совместному  ведению  органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской

Федерации; договоров  между органами государственной  власти Российской Федерациии органами  государственной  власти  субъектов Российской Федерации,  договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;  не  вступивших  в  силу международных договоров.  А также разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

     В современном   демократическом  государстве  эффективность правового закона сопряжена с наличием единого правового  пространства,  в  котором приоритетное значение имеет принцип верховенства законов,  принимаемых от имени народа и выражающих  его суверенную  волю,  над всеми действующими в стране нормативными актами.  Подзаконные акты,  включая ведомственные распоряжения, приказы,  инструкции,  подлежат конституционному контролю.  Это означает,  что они могут быть опротестованы, обжалованы и аннулированы по мотивам нарушения законности или,  напротив,  после определенной судебной процедуры подтверждены как  соответствующие конституции и иным законам.

     Идея единого   правового пространства становится  национальной. В странах Западной Европы концепция правового пространства наряду  с концепцией европейского экономического пространства, получает все большее признание,  и выражается в борьбе с терроризмом, защитой прав человека, праве убежища, отношениями между правоохранительными органами.

     В правовом  государстве  существуют  определенные гарантии законности,  которые обеспечивают соблюдение и исполнение закона.  Это - социально-экономические, политические, юридические и международные гарантии.  Политические гарантии законности - это прежде всего демократизм общественного и государственного строя Российской Федерации,  политический и идеологический плюрализм, активное участие граждан в управлении делами государства. Социально-экономические гарантии  законности  -  многообразие  форм собственности,  создание  необходимых  условий для их развития, обеспечение им равной  защиты,  свободное предпринимательство, право граждан распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду,  справедливые  условия найма, увольнения, оплаты и охраны труда и т.д. К юридическим гарантиям относятся следующие:  нормативная урегулированность законами или подзаконными актами всех общественных отношений, нуждающихся в правовом закреплении, эффективная деятельность специальных органов,  контролирующих соблюдение законов, а также правоохранительных органов,  привлечение к  юридической  ответственности должностых лиц, посягающих на права и свободы граждан. К международным гарантиям относятся:  деятельность международных организаций, специализированных органов ООН по контролю за соблюдением прав человека в различных странах,  инспекционные  поездки их  представителей в регионы,  где нарушается законодательство, закрепляющее права и свободы граждан,  право граждан обращаться в международные органы за защитой своих нарушенных прав.

     Законность и  правовое  государство  - категории во многом тождественные,  но у них несколько разные  акценты.  Законность требует  безусловного соблюдения законодательства всеми субъектами правовой сферы, в то время как правовое государство предъявляет подобное требование к государственным структурам, выполняющим функции публичной власти. Поэтому реализация режима правового государства означает торжество закона прежде всего в деятельности властных структур - государственных органов  власти, управления,  суда  и прокуратуры и их должностных лиц.  В итоге законность и правовое государство ведут к превращению закона  в самостоятельную,  объективную силу жизнедеятельность которой не зависит от отношения к ней.

     Таким образом,  рассмотрев  такие  аспекты  правового государства как систему разделения властей и  верховенство  закона, мы переходим к основной функции правового государства.

 

                            

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 Права и свободы человека в системе  ценностей.

 

     Верховенство  закона  подразумевает не только приоритет закона как разновидности нормативно-правового  акта  в  отношении подзаконных актов,  сколько широкий аспект прав и свобод,  закрепленных за членами общества действующим законодательством.  В правовом государстве любое ущемление прав человека недопустимо. Более того оно обязано последовательно и неукоснительно обеспечить реализацию этих прав и защищать их. В этой связи принципиальное значение приобретает проблема правового равенства в различных сферах жизни общества и государства.  Ее решение предполагает создание государством надежных гарантий,  обеспечивающих такое равенство.

     Перечень  прав и свобод человека и  гражданина, свойственный правовому   государству,  содержится в международных  актах.  Это прежде всего Всеобщая декларация прав человека,  принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г., Международный пакт об экономических,  социальных и культурных  правах,  Международный пакт о гражданских и политических правах,  принятых на ХХI сессии Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966г.

     Перечень  прав и свобод,  провозглашенных  в указанных актах закреплен  и гарантирован в  конституциях  правовых  государств. Особое  значение  в них придается юридической  защищенности личности,  которая  немыслима без презумпции невиновности. Презумпция же невиновности означает,  что подлинно демократическое государство признает,  что все вопросы,  связанные с  виновность или   не виновностью граждан в совершении того или иного преступления,  следует решать только в судебном порядке.  Более  того, при  рассмотрении  уголовных  дел по которым может быть вынесен смертный приговор,  гражданин вправе требовать, чтобы его судил суд  присяжных.  В  Российской  Федерации  это право отражено в ст.49 Конституции Российской Федерации.

     Всеобщая декларация прав и свобод человека, принятая ООН в 1948 году состоит из 30 статей. В ней провозглашается, что "все люди рождаются свободными и равными  по  своему  достоинству  и правам.  Они  наделены  разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства".  Далее в ней указывается на недопустимость жестокие, унижающие человеческое достоинство, обращение и наказания.  В статье 6 Декларации признается  право каждого человека на признание его право субъектности,  т.е. предоставления человеку возможности приобретать права  и  осуществлять обязанности, предусмотренные законодательством.

     Декларация  также провозглашает,  что никто  не  может  быть подвергнут  произвольному аресту,  задержанию  или изгнанию,  что каждый человек  имеет право на равную защиту закона, на гласный, справедливый и беспристрастный суд. В Декларации также указывается на недопустимость произвольного вмешательства в  личную  и семейную жизнь граждан, посягательства на неприкосновенность их жилища,  тайну корреспонденции и т.п.  Она закрепляет и  другие права  и свободы человека,  которые должны быть признаны и уважаться всеми государствами (свобода мысли,  совести  и  религии, свобода передвижения в пределах каждого государства, право убежища в других странах,  право на труд,  на  9р 0авную оплату, право на  свободный выбор профессии,  право на защиту от безработицы, право на создание профсоюзов и т.д.).  Политический и идеологический плюрализм - отличительный признак правового государства. Без такого плюрализма оно просто немыслимо.  Функционируя в условиях такого плюрализма, различные социальные силы в лице своих политических  организаций ведут борьбу за власть в государстве цивилизованными методами,  в честном политическом  противоборстве со своими противниками.  Идеологический плюрализм обеспечивает им возможность свободно излагать свои программные  установки,  беспрепятственно  проводить  пропаганду  и агитацию в пользу своих идеологических концепций.

     Политический  и идеологический плюрализм является  выражением  и  олицетворением демократизма общества,  позволяет каждому его члену самому решать вопрос о своей приверженности к той или иной политической организации,  и ¦  0идеологической пристрастности. Отсюда становится понятным,  почему государство не должно навязывать  обществу  какую-то одну идеологию или создавать преимущество для той или иной политической организации.

     Все права  и свободы,  перечисленные в   Декларации,  должны быть  реально обеспечены в государстве.  Это достигается прежде всего принятием и проведением в жизнь  разнообразных  законодательных актов,  закрепляющих их в соответствующей сфере общественных отношений. В числе международных документов о правах человека также следует указать Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенцию о правах ребенка.

     В закреплении  основ правового положения человека  и гражданина большое значение имеет Декларация прав и свобод человека и гражданина,  принятая Верховным советом РСФСР 22 ноября  1991г. Декларация  закрепляет  новое важное положение:  общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущества  перед законами Российской Федерации и непосредственно порождают права и обязанности граждан Российской Федерации.

     Права и  свободы человека и гражданина  также  закреплены  в Конституции Российской Федерации,  принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993г.  (ст.ст.  2,  6-8, 13-14, а также полностью  глава  2 - права и свободы человека и гражданина ст.ст.17-64).  Часть 3 ст.  55 гласит:  "Права и свободы  человека  и гражданина  могут  быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства." А статья 56 Конституции Российской Федерации не допускает возможности ограничения ряда важнейших прав человека  и гражданина  даже  в  условиях чрезвычайного положения (право на жизнь,  право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну,  защиту своей чести и доброго имени,  свободу совести, право на жилище, право на возмещение государством вреда,

причиненного  государственными органами или  их  должностными лицами.

     Статья 2 гласит:  "Человек,  его права и свободы   являются высшей ценностью.  Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека  и  гражданина  является  обязанностью   государства." Статья 17 закрепляет положение о том,  что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.  В соответствии со ст.17 права и свободы человека не отчуждаемы  и  принадлежат каждому от рождения,  являются непосредственно действующими (ст.18).  Это означает,  что государственные и судебные органы, должностные лица в своей деятельности непосредственно руководствуются и применяют нормы  Конституции.  На  основании  статьи 80 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации  является  гарантом  Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Президент Российской Федерации  вправе  приостанавливать  действие актов   органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации и федеральным законам,  международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина  до решения  этого  вопроса  соответствующим  судом  (часть  вторая статьи 85 Конституции).

     В Российской  Федерации  все  равны перед  законом и судом. Конституцией провозглашается недопустимость использования  прав и  свобод для посягательства на конституционный строй,  права и свободы других лиц, недопустимость лишения человека прав и свобод и их ограничения.

     Значительное  внимание уделено в Конституции  личным,  гражданским  и   политическим  правам,  а также  гарантиям этих прав. Право частной  собственности охраняется законом (ст.35). Закрепляется  право  частной собственности на землю (ст.36),  а также право на свободное использование своих способностей и имущества для  предпринимательской деятельности и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст.34), что обеспечивает создание надежной конституционной базы для продвижения экономической реформы, стабильного развития рыночной экономики.

Информация о работе Правовое государство и гражданское общество