Право на жизнь в международном пакте о политических правах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:25, доклад

Описание

Право на жизнь в международном Пакте о гражданских и политических правах
принят резолюцией 2200 А (ХХI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года. Статья 6 посвящена вопросу права на жизнь, так в ней закреплено:
1. Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни.

Работа состоит из  1 файл

МП исправленный.doc

— 68.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Право на жизнь в международном  Пакте о гражданских  и политических правах 1966 года 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                          Выполнила:

                  студентка 529  группы

                Института Законотворчества

                Степенько Е.А. Айденова Айна 
                 

     Право на жизнь в международном Пакте  о гражданских и политических правах

       принят резолюцией 2200 А (ХХI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года. Статья 6 посвящена вопросу права на жизнь, так в ней закреплено:

     1. Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни.

     2. В странах, которые не отменили  смертной казни, смертные приговоры  могут выноситься только за  самые тяжкие преступления в  соответствии с законом, который действовал во время совершения преступления и который не противоречит постановлениям настоящего Пакта и Конвенция о предупреждении геноцида и наказание за него. Это наказание может быть осуществлено только во исполнение окончательного приговора, вынесенного компетентным судом.

     3. Когда лишение жизни составляет  преступление геноцида, следует  иметь в виду, что ничто в  настоящей статье не дает участвующим  в настоящем Пакте государствам  права каким бы то ни было  путем отступать от любых обязательств, принятых согласно постановлениям Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него.

     4. Каждый, кто приговорен к смертной  казни, имеет право просить  о помиловании или о смягчении  приговора. Амнистия, помилование  или замена смертного приговора могут быть дарованы во всех случаях.

     5. Смертный приговор не выносится  за преступления, совершенные лицами  моложе восемнадцати лет, и  не приводится в исполнение  в отношении беременных женщин.

     6. Ничто в настоящей статье не  может служить основанием для отсрочки или недопущения отмены смертной казни каким-либо участвующим в настоящем Пакте государством. 

     В  статье можно выделить два основных направления:

     1.проблемы отмена смертной казни в Международном праве;

     2. преступления против геноцида и наказаний за него. 

     1. Проблемы отмены смертной казни в Международном праве 

Смертная казнь  – это наиболее суровая мера наказания, так как она приводит к лишению  самого ценного, что есть у человека – его жизни, причем утрата эта  является необратимой, т.е. жизнь человека утрачивается навсегда. Все меры по отмене смертной казни рассматривают, как прогресс в обеспечении права на жизнь

    Цель  международного права в вопросе  о смертной казни сформулирована  в Резолюции Генеральной Ассамблеи  ООН 32/61 от 8 декабря 1977 г.: «…это прогрессивное ограничение числа преступлений, наказуемых смертной казнью, при выражении желательности отказа от этой меры наказания».

Отсюда вытекает две основные задачи международного права по вопросу о смертной казни:

1. Установление ограничений на применение смертной казни в тех государствах, где она применяется, и гарантий прав осужденных к смертной казни;

2. Ограничение  числа преступлений, наказуемых  смертной казнью.

В настоящее  время в мире наблюдается два  противоположных процесса, касающихся смертной казни:

С одной стороны, идет сокращение применения смертной казни. По самой последней информации в настоящее время из 185 стран  – членов ООН 112 отменили смертную казнь, а из 73 оставшихся менее 40 фактически приводили в исполнение это наказание в течение последних лет.

Большую роль в  этом процессе играет движение абсолюционистов  – сторонников полной отмены смертной казни. Важную роль в этом процессе играет Совет Европы, одним из условий  вступления в который является подписание Протокола №6 к Европейской конвенции по правам человека о неприменении смертной казни в мирное время. Кроме этого, активно участвуют в борьбе против смертной казни неправительственные организации. Так, организация «Международной амнистии» имеет своих представителей во многих государствах. В уставе этой организации сказано, что ее главная цель заключается в обеспечении соблюдения положений Всеобщей декларации прав человека по всему миру через противодействие всеми возможными способами применению и использованию смертной казни. Одной из форм деятельности данной организации является сбор материалов и публикация сведений о законодательстве и фактическом применении смертной казни в разных государствах мира.

С другой стороны, процесс сокращения применения смертной казни идет не везде. С 1965 года около 50 стран расширили перечень преступлений, за которые может быть назначена смертная казнь, из которых – 21 ввела смертную казнь за преступления против безопасности государства, за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, 13 – за терроризм, убийство заложников, похищение людей, если оно приводит к их смерти, за некоторые экономические преступления (коррупция, хищение государственных средств, вооруженное ограбление) и даже за употребление спиртных напитков (Ливия).

В принципе все  страны в зависимости от практики применения ими смертной казни можно  поделить на три группы:

- страны, в которых  смертная казнь применяется за  особо тяжкие преступления и  совершенные при особых обстоятельствах.  Число этих стран незначительно сократилось (14 – в 2000 году по сравнению с 18 – в 1989 году);

- страны, в которых  смертная казнь не применяется  в последние 12 лет (30 – в  2000 году против 27 – в 1989 году);

- страны, которые  применяют смертную казнь за  общеуголовные преступления (примерно 87).

Международно  правовые акты вводят ограничения применения смертной казни в зависимости от пола, возраста и состояния здоровья лиц, которые совершили преступление:

     1. Запрет на применение смертной казни к несовершеннолетним.

     Большинство стран придерживаются рекомендаций ООН по этому вопросу, но данная норма принята не во всех странах. Например, в Пакистане, США, Ираке применяют смертную казнь к лицам в возрасте до 18 лет. Некоторые страны повысили возрастной ценз до 20 – 22 лет, другие снизили до 12 – 17 лет, а в 11 штатах США он вообще не установлен.

   2. Неприменение смертной казни к беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей.

Указанных правил придерживаются практически все  страны государства, за исключением  Ирана.

       3.Неприменение смертной казни к пожилым. Норма о том, что смертный приговор не может быть вынесен преступнику старше 70 лет, содержится в Американской конвенции о правах человека. В других международных документах такие положения отсутствуют, хотя международные организации неоднократно высказывались за отказ от смертной казни пожилых людей.

     4. Неприменение смертной казни к душевнобольным. В международном праве признано, что лица, страдающие психическими заболеваниями, не должны подвергаться наказанию, а соответственно и смертной казни, так как они не могут в полной мере осознавать значение своих действий. Положение о неприменении смертной казни к душевнобольным содержится в статье 3 Резолюции 1984/50 ЭКОСОС, в которой говорится, что смертный приговор не должен приводиться в отношении «лиц, потерявших рассудок». 

2. Преступления против геноцида и наказаний за него. 

Данный вопрос в мировой практике регулируется Конвенцией о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, принятой 9 декабря 1948 года.

Договаривающиеся  стороны, принимая во внимание, что  Генеральная Ассамблея Организации  Объединенных Наций в своей резолюции 96 (I) от 11 декабря 1946 года объявила, что геноцид является преступлением, нарушающим нормы международного права и противоречащим духу и целям Организации Объединенных Наций, и что цивилизованный мир осуждает его, признавая, что на протяжении всей истории геноцид приносил большие потери человечеству, и будучи убежденными, что для избавления человечества от этого отвратительного бедствия необходимо международное сотрудничество, соглашаются, как это предусмотрено ниже:

В настоящей Конвенции под геноцидом понимаются следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую:  
а) убийство членов такой группы;

b) причинение  серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;

с) предумышленное создание для какой-либо группы таких  жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее;

d) меры, рассчитанные  на предотвращение деторождения в среде такой группы;

e) насильственная  передача детей из одной человеческой  группы в другую.

Наказуемы следующие  деяния:

а) геноцид;

b) заговор с  целью совершения геноцида;

с) прямое и публичное  подстрекательство к совершению геноцида;

d) покушение  на совершение геноцида;

е) соучастие  в геноциде.

       На сегодняшний момент, можно выделить такие виды геноцида, как: физическое истребление одного этноса (нации, народа) другим на основе неприязни, теории превосходства, враждебности; «культурный» геноцид, направленный на уничтожение культурной самобытности этноса (нации, народа), путем запрещения использования родного языка, традиций, «переписывание» исторических событий и др.; геноцид правителей против собственного народа.

     Срок  давности на данное преступление не распространяется.

На сегодняшний  день геноцид является мировой проблемой. В данной конвенции отсутствуют  статьи предусматривающие меры наказания  за совершение подобных преступлений. Важным будет являться признание в качестве геноцида проведение медицинских опытов над определенным этносом. Было бы целесообразно внести такие статьи в Конвенцию.

      Созданный в 1998 году Международный уголовный суд обладает в настоящее время общей юрисдикцией, позволяющей ему выносить наказание исполнителям актов геноцида из стран, признающих полномочия Суда. Соответственно, необходимо добиться признания полномочий Суда всеми странами-участницами ООН. Это возможно, например, мерой исключения из членства ООН не признающей международную юрисдикцию страны участницы.

 

В России положение  статей данного пакта нашли своё признание и нормативное закрепление, а именно статья 2 Конституции РФ: Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства;

статья  20 Конституции РФ :

  1.Каждый имеет право на жизнь.  
  2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

     Провозглашение  в нашей Конституции права  на жизнь требует от государства  и правоохранительных органов решительной  борьбы с террористическими акциями  и другими преступными посягательствами, в результате которых гибнут тысячи люде Серьезной гарантией права на жизнь служит обеспечение техники безопасности и предупреждение несчастных случаев на производстве. Это же относится и к профилактике дорожно-транспортных происшествий, ежегодно уносящих десятки тысяч жизней. В конечном счете, меры, направленные на развитие здравоохранения, в частности борьба с детской смертностью, также служат гарантиями провозглашенного в Конституции права на жизнь.  

Положения ч.2 статьи 20 Конституции 1993г., относящиеся к смертной казни, получили дальнейшее развитие в Уголовном кодексе Российской Федерации, на данный момент на смертная казнь не применяется. 

      Ответственность за геноцид предусмотрена статьёй 357 УК РФ: Действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы как таковой путем убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительной передачи детей, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы, - наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью. В   В настоящее время практика применения этой статьи отсутствует.  В Конвенции предусматриваются рекомендации закрепить самостоятельную ответственность за подстрекательство к геноциду, заговор с целью совершения геноцида и покушение на геноцид, что в УК РФ отдельно не закреплено. 

Информация о работе Право на жизнь в международном пакте о политических правах