Право международных организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 14:22, контрольная работа

Описание

1. Понятие, социальная природа и история возникновения международных организаций, их роль и значение в современном мире.
2. Принципы деятельности и основные институты права международных организаций, их юридическая природа, компетенция и функции.

Работа состоит из  1 файл

Международное Публичное Право.docx

— 39.51 Кб (Скачать документ)

Международное Публичное  Право

 

 

 

Контрольная работа

 

 

 

Тема №4 Право международных  организаций

 

Москва 2004

 

 

1.          Понятие, социальная природа и  история возникновения международных  организаций, их роль и значение  в современном мире.

 

 

 

Международные организации - сравнительно "молодой" субъект  международных отношений. Очень  немногие из них отметили столетние  юбилеи. Парадоксальность ситуации состоит  в том, что "знание" о международных  организациях появилось задолго  до их внедрения в международные  отношения. Мечты о такой форме  организации человеческого общества можно обнаружить в трудах многих ученых и политиков прошлого. За пятьсот лет (1300-1800) было составлено до 30 проектов международных организаций, направленных на обеспечение международной  безопасности, а в начале двадцатого столетия появилось более 80 таких  проектов.

 

Международные организации  как элитарный идеал наиболее разумной и справедливой организации  социальной жизни рассматривались  многими выдающимися философами. Анри Сен-Симон мечтал о создании Европейского парламента, способного предотвратить войны на континенте; Иеримея Бентам

 

предполагал, что создание международного суда может стать  универсальным средством разрешения конфликтных межгосударственных ситуаций; Иммануил Кант предлагал создать  мировое правительство в виде "лиги мира для свободных государств".

 

В середине девятнадцатого столетия появились первые международные  межправительственные организации. Появление  этих организаций было вызвано двумя  взаимоисключающими причинами. Во-первых, образованием в результате буржуазно-демократических  революций суверенных государств, стремящихся  к национальной независимости, и, во-вторых, успехами научно-технической революции, породившими тенденцию к взаимозависимости  и взаимосвязанности государств.

 

Научно-технический прогресс привел к тому, что интеграционные процессы проникли в экономику всех развитых стран Европы и вызвали  всестороннюю связь и взаимозависимость  наций друг от друга. Необходимость  примирения этих двух противоположных  тенденций - желания развиваться  в рамках суверенного государства  и невозможности делать это без  широкого сотрудничества с другими  независимыми государствами - и привела  к появлению такой формы межгосударственных взаимосвязей, как международные  межправительственные организации. Последние, в свою очередь, эволюционизировали к дистанцированию от национальных государств, к оформлению статуса  самостоятельных субъектов международного права.

 

Вопрос о возникновении  первой международной организации  до сих пор остается спорным, чаще всего называют таковой Центральную  комиссию судоходства по Рейну, возникшую  в 1815 году. Кроме европейских и  американских комиссий по международным  рекам, характеризующихся строго специальной  компетенцией, в XIX веке создавались  так называемые квазиколониальные  организации (например, Западный Ириан), просуществовавшие очень недолго, и административные союзы.

 

Именно административные союзы и оказались наиболее подходящей формой развития межправительственных организаций. Первая мировая война  задержала развитие международных  организаций и привела к роспуску многих из них. В то же время осознание  губительности мировых войн для  развития человеческой цивилизации  стимулировало появление проектов создания международных организаций  политической ориентации в целях  предотвращения войн.

 

Один из таких проектов лег в основу Лиги Наций (1919), так  и не ставшей эффективным инструментом политического

 

международного сотрудничества во имя сохранения мира и поддержания  безопасности государств.

 

С позиций сегодняшнего дня  неудачи Лиги Наций объясняются  причинами двойственного характера. Во-первых, общеполитическая обстановка 1919-1939 годов не содействовала позитивным акциям новой международной политической структуры: преобладающей в развитии мирового сообщества была не интеграционная, а центробежная тенденция. Происходило  усиление националистического статуса  государств-членов, стремящихся к  изоляции или доминирующему положению  в мире. Крайними полюсами этой тенденции  можно назвать национал-социалистическую Германию и коммунистический Советский  Союз. Во-вторых, организационно-правовой, юридический механизм Лиги Наций  был крайне несовершенен и не позволял эффективно разрешать конфликтные  ситуации между государствами-членами, вести поиск мирных путей для  развития межгосударственных отношений.

 

В целом за время от первой до второй мировой войны разработка проблем организации международного мира и безопасности двигалась крайне медленными темпами.

 

Вторая мировая война  в силу ее масштаба дала мощный толчок правительственной и общественной инициативе во многих государствах по разработке проблем послевоенной организации  мира и безопасности.

 

На правительственном  уровне вопрос о создании организации  международной безопасности возник, по сути дела, с первых дней войны. Можно  даже сказать, что параллельно с  военными усилиями, направленными на то, чтобы выиграть войну, три государства - члена антигитлеровской коалиции - уделяли немалое внимание и вопросу  о том, как строить мир, занимались разработкой принципов и планов будущей глобальной международной  организации.

 

В научной литературе серьезные  разногласия вызывает вопрос о том, кто из союзников и в каком  документе первым предложил создание Организации Объединенных Наций. Западные ученые таким документом называли Атлантическую  хартию Рузвельта и Черчилля от 14 августа 1941 года. Советские исследователи  вполне обоснованно ссылались на Советско-польскую декларацию от 4 декабря 1941 года.

 

Представляется, что усилия союзников по созданию ООН  были обоюдны и равновелики.

 

Отмеченные биполярностью, противостоянием и растущим взаимным непониманием, годы холодной войны  воспрепятствовали выполнению многими  международными организациями надежд, которые возлагались на них как  самими государствами, так и общественным мнением. Переломной в этом смысле стала  эпоха 1989-1990 годов. Крутые перемены связаны  с падением Берлинской стены и утратой политическими идеологиями их прежней власти, что явилось причиной поворота в двусторонних и многосторонних отношениях различных стран.

 

Сейчас возникла необходимость  по-новому организовать совместную жизнь  народов. Вопрос о ее принципах и  целях уже поставлен. К сожалению, ответы на него часто носят утопический  характер. Участились региональные конфликты, связанные с национализмом и  стремлением к суверенитету. К  ним добавляются религиозные  и этнические страсти, социальные различия и культурные противоречия, территориальные  притязания и стремление к политической и экономической власти.

 

Важно создать конструктивную многостороннюю базу международного сотрудничества, установить глобальные и региональные зоны мирного сосуществования, стабилизировать  их, сделать контролируемыми и  жизнеспособными с использованием обновленных или новых механизмов.

 

Приоритетными направлениями  в этой области являются:

 

полное использование  потенциала Объединенных Наций (превентивная дипломатия, установление и обеспечение  мира), реформа ООН, повышение безопасности и предсказуемости мировых торговых отношений посредством создания многосторонней торговой организации, а также претворение в жизнь  разработанных международным сообществом  в последние годы концепций.

 

2.          Принципы деятельности и основные  институты права международных  организаций, их юридическая природа,  компетенция и функции.

 

 

 

Международная межправительственная организация - это добровольное объединение  суверенных государств или международных  организаций, созданное на основе межгосударственного  договора или резолюции международной  организации общей компетенции  для координации деятельности государств в конкретной области сотрудничества, имеющее соответствующую систему  главных и вспомогательных органов, обладающее автономной волей, отличной от воль ее членов.

 

Любая международная организация  обладает следующими шестью признаками.

 

1. Создание в соответствии  с международным правом.

 

Если международная организация  создана неправомерно или ее деятельность противоречит международному праву, то учредительный акт такой организации  должен быть признан ничтожным и  действие его прекращено в кратчайший срок. Международный договор или  любое из его постановлений недействительны, если их исполнение связано с каким-либо действием, являющимся согласно международному праву неправомерным.

 

2. Учреждение на основе  международного договора. Как правило,  международные организации создаются  на основе международного договора (конвенции, соглашения, трактата, протокола  и т.д.). Объектом такого договора  является поведение субъектов  (сторон договора) и самой международной  организации. Сторонами учредительного  акта являются суверенные государства.  Однако в последние годы полноправными  участниками международных организаций  являются также межправительственные  организации. Например, Европейский  Союз является полноправным членом  многих международных рыболовных  организаций.

 

Международные организации  могут быть созданы в соответствии с резолюциями других организаций, имеющих более общую компетенцию;

 

3. Осуществление сотрудничества  в конкретных областях деятельности. Международные организации создаются  для координации усилий государств  в той или иной области.

 

Международные организации  призваны объединять усилия государств в политической (ОБСЕ), военной (НАТО), научно-технической (Европейская организация  ядерных исследований), экономической (ЕС), валютно-финансовой (МБРР, МВФ), социальной (МОТ) и во многих других областях. Вместе с тем ряд организаций уполномочен  координировать деятельность государств практически во всех областях (ООН, СНГ).

 

Международные организации  становятся посредниками между государствами-членами.

 

4. Наличие соответствующей  организационной структуры. Этот  признак является одним из  важных признаков наличия международной  организации. Он как бы подтверждает  постоянный характер организации  и тем самым отличает ее  от многочисленных других форм  международного сотрудничества,

 

Межправительственные организации  имеют штаб-квартиры, членов в лице суверенных государств и необходимую  систему главных и вспомогательных  органов. Высшим органом является сессия, созываемая один раз в год (иногда один раз в два года). Исполнительными  органами являются советы. Административный аппарат возглавляет исполнительный секретарь (Генеральный директор). Все  организации имеют постоянные или  временные исполнительные органы с  различным правовым статусом и компетенцией.

 

5. Наличие прав и обязанностей  организации. Права и обязанности  любой организации в общей  форме закреплены в ее учредительном  акте, резолюциях высших и исполнительных  органов, в соглашениях между  организациями. Эти документы  закрепляют намерения государств-членов, которые далее должны быть  имплементированы соответствующей  международной организацией. Государства  вправе запретить организации  предпринять те или иные действия, и организация не может превысить  свои полномочия. Например, ст. 3 (5"С") Устава МАГАТЭ запрещает Агентству  при выполнении своих функций,  связанных с пре­доставлением  помощи своим членам, руководствоваться  политическими, экономическими, военными  или иными требованиями, несовместимыми  с положениями Устава этой  организации.

 

6. Самостоятельные международные  права и обязанности организации.  Именно сама органи­зация как  субъект международного публичного  и частного права вправе избрать  наиболее рациональные средства  и методы деятельности. В этом  случае государства-члены осуществляют  контроль за тем, правомерно  ли организация использует свою  автономную волю.

 

Правосубъектность международных  организаций.

 

Правосубъектность международной  организации включает следующие  четыре элемента: а) правоспособность, способность иметь права и  обязанности; б) дееспособность, способность  организации своими действиями осуществлять права и обязанности; в) способность  участвовать в процессе международного правотворчества; г) способность нести  юридическую ответственность за свои действия.

 

Одним из главных атрибутов  правосубъектности международных  организаций является наличие у  них собственной воли. Источником воли международной организации  является учредительный акт как  продукт согласования воль государств-учредителей.

 

Наиболее важными чертами  правосубъектности международных  организаций являются следующие  качества.

 

1. Признание качества международной  личности со стороны субъектов  международного права. Сущность  данного критерия заключается

 

в том, что государства-члены  и соответствующие международные  организации признают и обязуются  уважать права и обязанности  соответствующей межправительственной организации, их компетенцию, круг полномочий, наделять организацию и ее сотрудников  привилегиями и иммунитетом учредительным  актам все межправительственные организации являются юридическими лицами. Государства-члены наделяют их правом и дееспособностью в  таком объеме, в каком это необходимо для выполнения их функций.

Информация о работе Право международных организаций