Понятие территории в международном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 18:02, контрольная работа

Описание

В широком смысле слова под территорией в международном праве понимаются различные пространства земного шара с его сухопутной и водной поверхностью, недрами и воздушными пространствами, а также космическое пространство и находящиеся в нем небесные тела.

Содержание

1. Понятие, юридическая природа и виды территории в
международном праве...........................................................................................3
2.Международно-правовая ответственность международных организаций.............................................................................................................7

Работа состоит из  1 файл

Международное пр.doc

— 79.00 Кб (Скачать документ)
  • Содержание.
  •  

    1. Понятие, юридическая природа и виды территории в

    международном праве...........................................................................................3   

    2.Международно-правовая ответственность международных организаций.............................................................................................................7 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    1. Понятие, юридическая природа и виды территории в международном праве.  

     В широком смысле слова под территорией в международном праве понимаются различные пространства земного шара с его сухопутной и водной поверхностью, недрами и воздушными пространствами, а также космическое пространство и находящиеся в нем небесные тела.

        По основным видам правового режима вся территория подразделяется на три типа:

    1) государственная  территория;

    2) территория  с международным режимом; 

    3) территории  со смешанным режимом.  

               Государственной является такая территория, которая находится под суверенитетом определенного государства, то есть принадлежит определенному государству, осуществляющему в ее пределах свое территориальное верховенство. Принадлежность и верховенство являются двумя основными признаками государственной территории. Некоторые временные исключения возможны в случаях военной оккупации и международно-правовой аренды территории. «Государственные территории являются материальной базой  существования  соответствующего  государства  и  находятся под его суверенитетом. Основу правового статуса государственных территорий составляют нормы национального права»1. В состав государственной территории входят суша и воды с находящимися под ними недрами и лежащее над сушей и водами воздушное пространство, пределы которого определяются государственной границей.

          Государственная территория - национальное достояние и среда обитания народа в рамках государственных границ каждого конкретного государства, который является полноправным и единственным ее собственником, что предусматривает право народа на владение, пользование и распоряжение, как самой территорией, так и всеми ее естественными ресурсами и богатствами без ущерба для каких-либо обязательств, вытекающих из международного сотрудничества государств на принципе взаимной выгоды и международного права.

         Государственную территорию образуют: сухопутная территория (вся суша, расположенная в пределах границ данного государства, острова); водная территория (все водоемы, расположенные на сухопутной территории и части вод морей и океанов, примыкающие к берегам), воздушная территория (все воздушное пространство, расположенное над сухопутной и водной территориями); недра (под сухопутной и водной территориями). Условной государственной территорией принято считать морские, воздушные, космические корабли, находящиеся вне пределов государственной территории, а также трубопроводы, другие сооружения и оборудование в пределах международной территории (буровые установки, искусственные острова и т.п.).

         «Правовой режим государственных территорий определяется прежде всего национальным законодательством каждого государства; международные договоры затрагивают отдельные аспекты правового статуса внутренних вод и территориального моря, устанавливают договорное прохождение государственной границы, определяют вопросы пограничного режима и т.д.»2. Государству принадлежит исключительное право владения, пользования и распоряжения соответствующей территорией и находящимися на ней ресурсами. В современном международном праве территориальное верховенство в основном сводится к следующему:

    - власть  государства является высшей  по отношению ко всем физическим  и юридическим лицам, находящимся  на его территории;

    - государство  не может быть насильно лишено  принадлежащей ему территории, его  границы нерушимы и неприкосновенны;

    - в пределах  государственной территории исключается  публичная власть любого другого  государства;

    - высшая  власть государства осуществляется  системой государственных органов  в законодательной, исполнительной, судебной, административной сферах;

    - юрисдикция государства в отдельных случаях может распространяться за пределы его территории (например, юрисдикция над морскими и воздушными судами и их экипажами);

    - земля  и природные ресурсы государства  не могут использоваться другими  государствами без ясно выраженного согласия территориального суверена.

         К территориям с международным режимом относятся лежащие за пределами государственной территории земные пространства, которые не принадлежат кому-либо в отдельности, а находятся в общем пользовании всех государств в соответствии с международным правом. «Статус  и  режим  таких  территорий  определяются  международным  правом;  государственный  суверенитет  на  них  не  распространяется, за исключением искусственных островов, установок и сооружений, которые государства в соответствии с современным  международным  правом  могут  строить  в  исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе»3. Данное пространство признается открытым для свободного использования любыми государствами, юридическими и физическими лицами в соответствии с нормами международного права. Это прежде всего открытое море, воздушное пространство над ним и глубоководное морское дно за пределами континентального шельфа.

        Открытое море — это обширные пространства Мирового океана, на которые не распространяется суверенитет какого-либо государства. Международно-правовой режим открытого моря определяется множеством норм международных договоров и международно-правовых обычаев, которые регулируют отношения государств по поводу открытого моря и устанавливают правила его использования в целях судоходства, рыболовства и т. п. Некоторые особенности имеет международно-правовой режим арктических районов открытого моря, обусловленный особыми климатическими условиями Северного Ледовитого океана и особыми интересами прибрежных государств в северных водах. Типичным примером пространства с международным режимом является космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, находящиеся за пределами Земли. Космическое пространство открыто для исследования и использования любыми государствами в интересах всего человечества в соответствии с принципами и нормами международного права.

         Территории со смешанным режимом - это территории, на которых действуют одновременно и нормы международного права и нормы национального законодательства прибрежных государств.

          К территориям со смешанным режимом относятся континентальный шельф и экономическая зона. Эти районы не находятся под суверенитетом государств и не входят в состав государственных территорий, но каждое прибрежное государство имеет суверенные права на разведку и разработку природных ресурсов прилегающих к нему континентального шельфа и экономической морской зоны, а также на охрану природной среды этих районов. Объем этих прав определяется международным правом, в частности Конвенцией о континентальном шельфе 1958 года и Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года. В пределах этих прав каждое государство издает свои законы и правила, регулирующие упомянутые виды деятельности. В остальном на континентальном шельфе и в экономической зоне действуют принципы и нормы международного морского права. «Кроме того, к территориям со смешанным режимом следует отнести международные реки, международные проливы, международные каналы, ряд территорий (островов), в отношении которых существуют международные договоры»4.

           
     

    2. Международно-правовая  ответственность международных  организаций. 

        Ответственность – один из древнейших институтов международного права, однако, несмотря на его постоянное практическое  применение  и  совершенствование,  правовые  нормы  этого института до сих пор не кодифицированы, и потому он основывается,  как  правило,  на  применении  обычно-правовых  норм, сложившихся на базе прецедентов и судебных решений. «Ответственность является необходимым юридическим средством обеспечения соблюдения норм международного права и восстановления нарушенных прав и отношений. Она выступает в качестве особого инструмента регулирования международных отношений и гаранта функционирования международного права»5.

          Каждое международно-противоправное  деяние  субъекта международного права влечет за собой международную ответственность.  «Международная ответственность государств выступает как один из принципов современного международного права; это правовые последствия, которые наступают для субъекта международного права в результате совершенного им международного правонарушения, обязывающие его ликвидировать ущерб, причиненный другим субъектам международного права»6. Ответственность в международном праве порождает право потерпевшей стороны на удовлетворение своих нарушенных интересов, включая применение санкций против государства-нарушителя. «Основанием международно-правовой ответственности государства является совершение им международного правонарушения, под которым понимается действие или бездействие субъекта международного права, нарушающего обязательства по международным договорам. Такое нарушение может быть следствием как противоправного действия, так и противоправного бездействия»7. Ответственность субъекта международного права возникает в  силу  нарушения  им  международно-правового  обязательства независимо от происхождения соответствующего обязательства. «Международные обязательства могут устанавливаться обычной нормой международного права, договором или общими принципами права. Субъекты могут принимать на себя международные обязательства в силу одностороннего акта»8. 

          Объектами международного правонарушения могут быть: общепризнанные принципы международного права; международные договоры; права, честь и достоинство государства; права международных организаций; права иностранцев; права дипломатических представительств и их персонала. Субъектами международной ответственности могут быть государства, международные организации, а также физические лица.

      Ответственность возникает в результате нарушения  международно-правовых норм и принципов  и наступает после вменения вины государству или иному субъекту. Под виной в международном праве понимается политико-правовое состояние, при котором государство сознательно наносит ущерб международному правопорядку. Степень вины в международном праве не всегда влияет на объем ответственности: при причинении материального ущерба государство обязано его возместить, в случае совершения агрессии степень ответственности возрастает вплоть до уничтожения агрессора.

        Государство несет ответственность и за некоторые правомерные действия, приведшие к вредным последствиям (например, за ущерб, причиненный запущенными им космическими объектами, независимо от наличия вины). В данном случае основанием ответственности является не правонарушение, а так называемая ответственность за риск, и она сводится лишь к возмещению ущерба.

      В зависимости от характера, степени  общественной опасности или специфики  объекта правонарушения различают международный деликт и международное преступление.

      Международный деликт – это нарушение государством прав другого государства, его органов или граждан, влекущее за собой обязанность возместить причиненный ущерб. Объектами международного деликта могут быть соблюдение международных договоров, неприкосновенность дипломатического представительства или его персонала, политические и экономические права субъектов международного права. Деликт может возникать на почве непреднамеренного столкновения национальных интересов государств и преодолеваться достижением компромисса.

      Международное преступление – особо опасное международно-противоправное деяние, создающее угрозу миру и международной безопасности, самому существованию государств или наций, а также посягающее на жизненно важные отношения между государствами и народами. Объектами международного преступления могут быть мир и безопасность народов, право народов и наций на самоопределение, законы и обычаи ведения войны. К международным преступлениям относятся агрессивная война, геноцид, расизм и расовая дискриминация, колониализм, апартеид, военные преступления, загрязнение атмосферы или морей (экоцид).

      Поскольку действия государства на международной  арене фактически выражаются в действиях  его законодательных, исполнительных, судебных и иных органов, а также его должностных лиц, находящихся в определенной правовой связи с этим государством, то ответственность государства возникает из деятельности этих органов и лиц. Субъектами международных преступлений и субъектами ответственности могут быть государства, борющиеся за свою свободу и независимость народы и нации, а также физические лица.

      Государство несет ответственность и в  том случае, если с его территории совершаются противоправные деяния против другого государства, в том числе и деяния индивидов (например, осуществляются бандитские нападения на соседние государства, ведется подготовка террористических актов и др.). Государство, на территории которого находятся иностранные военные базы, несет ответственность, если оно не запрещает иностранным военным формированиям совершать противоправные деяния против других государств.

      Государство несет ответственность за действия или бездействие своих органов  власти; такая ответственность наступает, если их деятельность содержит состав международного правонарушения (например, издание закона, противоречащего обязательствам данного государства по международным договорам). Государство не может снять с себя ответственность за неисполнение обязательств по международным договорам ссылками на внутреннее право. Механизм ответственности начинает действовать не со дня издания подобного закона, а с момента претворения его в жизнь. Национальный закон может породить ответственность государства в том случае, если он дозволяет противоправные деяния, которые должны были быть предупреждены законом.

    Информация о работе Понятие территории в международном праве