Понятие международного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 19:29, реферат

Описание

Проблема преступности как негативного явления в настоящее время приобретает во все большей степени глобальный характер.

Во-первых, поскольку преступность практически во всех странах мира превращается в серьезное препятствия на пути их социально-экономического, политического и культурного развития, существенно снижая качество жизни населения, что предопределяет, заинтересованность государств в совместном поиске наиболее действенных путей и средств решения данной проблемы.

Во-вторых, в связи с тем, что круг преступных деяний, представляющих очевидную международную опасность (например, незаконный оборот наркотиков, оружия, радиоактивных материалов, террористические акты), постоянно расширяется, а борьба с такого рода преступлениями становятся по-настоящему эффективной только при согласовании действий различных государств, при рациональном сочетании внутри - государственных и международных усилий.

Содержание

1. Понятие, принципы и источники международного уголовного права….3
2.Понятие и виды международных преступлений и преступлений международного характера…………..………………………………………….12
3. Правовая помощь по уголовным делам…………………………………....15
4.Правовая система России……………………………………………………..21

Работа состоит из  1 файл

готовый реферат по международному праву.docx

— 50.63 Кб (Скачать документ)

 

 

    2. Понятие и виды  международных преступлений  и преступлений  международного характера

    Под международным преступлением в доктрине международного права понимается деяние, нарушающее столь основополагающие, жизненно важные интересы мирового сообщества, что оно рассматривается как преступление перед всем миром в целом.

    Впервые перечень международных преступлений был сформулирован в Уставе Международного военного трибунала (МВТ) 1945 г. и аналогичном  Уставе по Дальнему Востоку 1946 г. В ст. 6 Устава МВТ международные преступления были подразделены на 3 группы:

    1. Преступления против мира: планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров или заверений.

    2. Военные преступления, под которыми понимаются серьезные нарушения законов и обычаев войны, убийства, истязания или увод гражданского населения оккупированных территорий для принудительных работ; убийства или истязания военнопленных или лиц, находящихся в море; убийство заложников; бесцельное разрушение городов и деревень, разорение, не оправданное военной необходимостью.

    3. Преступления против человечности: истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости в отношении гражданского населения или преследование по политическим, расовым или религиозным мотивам. Перечень был дополнен уставами трибуналов для Югославии и Руанды, включением в него таких преступлений, как пытки, заключение в тюрьму и изнасилования.

    В 1948 г. с принятием Конвенции о  предупреждении преступления геноцида и наказании за него образовалась ещё одна группа международных преступлений. Под геноцидом понимают - действия, имеющие целью уничтожить полностью  или частично какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную  группу как таковую.

    Особенности международных преступлений:

    - посягают на международный мир  и безопасность, угрожают основам  международного правопорядка;

    - часто совершаются в непосредственной  связи с государством;

    - могут повлечь ответственность  государства как субъекта международного  права.

    Таким образом, национальное правосудие проблему ответственности лиц, совершающих  международные преступления, как  правило, не решает. Для этого учреждаются суды, осуществляющие международную уголовную юрисдикцию в отношении физических лиц, а ответственность государства деликвента происходит в форме ограничения его юрисдикции в отношении собственных граждан непосредственных участников совершения международного преступления.

    Международная уголовная юрисдикция распространяется на лиц, совершивших акты геноцида, серьезные нарушения Женевских конвенций, нарушения законов или обычаев войны и преступления против человечности.

    Наконец, 17 июля 1998 г. дипломатическая конференция  в Риме приняла Статут Международного уголовного суда, по которому к международной  уголовной юрисдикции отнесены следующие составы преступлений: преступление геноцида, преступления против человечности (убийство, истребление, порабощение, депортация или насильственное перемещение, заключение в тюрьму, пытки, изнасилование и т.п., совершаемые в отношении гражданского населения); военные преступления (серьезные нарушения Женевских конвенций), преступление агрессии.2

    От  международных преступлений следует  отграничить преступления международного характера. Следует отметить, что  в международном праве пока нет  единого термина для обозначения  этих преступлений. Поэтому в различных источниках можно встретить названия: международные уголовные преступления, транснациональные преступления, конвенционные и другие.

    К преступлениям международного характера  относят деяния, посягающие на интересы нескольких государств и вследствие этого представляющие международную  общественную опасность, но совершаемые  лицами (группами лиц) вне связи с  политикой какого-либо государства  ради достижения собственных и противоправных целей.

    В зависимости от степени международной  опасности, объекта преступного  посягательства и других признаков  уголовные преступления международного характера подразделяют на следующие  основные виды:

    1. Преступления против стабильности  международных отношений: международный  терроризм, захват заложников, преступления  на воздушном транспорте, хищения  ядерного материала, наемничество, пропаганда войны и др.

    2. Преступления, наносящие ущерб экономическому, социальному и культурному развитию  государств: фальшивомонетничество,  легализация незаконных доходов,  незаконный оборот наркотиков, контрабанда,  нелегальная эмиграция, нарушения  правового режима исключительной  экономической зоны и континентального  шельфа, хищения культурных ценностей  народов и др.

    3. Преступные посягательства на  личные права человека: рабство,  работорговля, торговля женщинами  и детьми, эксплуатация проституции  третьими лицами, распространение  порнографии, пытки, систематические  и массовые нарушения прав  человека и др.

    4. Преступления, совершаемые в открытом  море: пиратство, разрыв или повреждение  подводного кабеля или трубопровода, несанкционированное вещание из  открытого моря, столкновение морских  судов, неоказание помощи на  море, загрязнение моря вредными  веществами и др.

 

3. Правовая помощь  по уголовным делам

    Важной  формой международного сотрудничества в борьбе с преступностью является оказание правовой помощи по уголовным делам. Правовой основой такого сотрудничества являются многосторонние (Европейская Конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам (Страсбург, 20 апреля 1959 г.), Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.) и двусторонние международные договоры (в частности, Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о взаимной правовой помощи по уголовным делам (Москва, 17 июня 1999 г.), Договор между Российской Федерацией и Республикой Корея о взаимной правовой помощи по уголовным делам (Москва, 28 мая 1999 г.), Договор между Российской Федерацией и Канадой о взаимной правовой помощи по уголовным делам (Москва, 20 октября 1997 г.).

    Согласно  положениям договоров правовая помощь по уголовным делам оказывается  органами суда, прокуратуры, другими  учреждениями государств, к компетенции которых относятся расследование и рассмотрение уголовных дел. Некоторые виды правовой помощи, в частности вручение документов, могут совершаться дипломатическими и консульскими представительствами государств. Сношения по вопросам выдачи, уголовного преследования лиц, исполнения поручений, требующих санкций прокурора, осуществляются в большинстве стран (в том числе в РФ) только органами прокуратуры.

    По  вопросам оказания правовой помощи стороны взаимодействуют через свои центральные органы, если иное не предусмотрено договором или законодательством. Правовая помощь оказывается на основании поручения (ходатайства, просьбы) об оказании правовой помощи, в котором указываются:

    - наименование, адреса запрашиваемого и запрашивающего учреждений, а также наименование дела, по которому запрашивается правовая помощь;

    - имена и фамилии соответствующих лиц, по возможности их местожительство и местопребывание, дата и место рождения, имена, фамилии, адреса представителей;

    - содержание поручения и сведения, необходимые для его исполнения;

    - описание и квалификация деяния, данные о размере ущерба.

    Обычно  поручение составляется на государственном языке запрашивающей стороны (в Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. предусматривается возможность использования одного языка - русского). К поручению прилагается заверенный официальный перевод на государственный язык запрашиваемой стороны. Если запрашиваемое учреждение некомпетентно исполнить поручение, оно пересылается компетентному учреждению с уведомлением запрашивающего учреждения. При исполнении поручений о правовой помощи применяется законодательство запрашиваемого государства. Однако по просьбе запрашивающего государства могут быть применены и его процессуальные нормы, не противоречащие законодательству запрашиваемого государства.

    По  выполнении поручения запрашиваемое учреждение возвращает документы запрашивающему учреждению. Если правовая помощь не могла быть оказана, запрашивающее государство уведомляется об обстоятельствах, препятствующих исполнению поручения; ему возвращаются соответствующие документы.

    Вручение  документов. Факт вручения удостоверяется подтверждением, подписываемым лицом, которому вручен документ, скреплённый официальной печатью соответствующего учреждения с указанием даты вручения. В случае невозможности вручения документов по указанному в поручении адресу, принимаются меры по его установлению. При неустановлении адреса об этом уведомляется запрашивающее учреждение; ему возвращаются документы, подлежащие вручению.

    Выполнение  поручения. Государства обязуются по поручению запрашивающей стороны осуществлять в соответствии со своим законодательством уголовное преследование против граждан, в том числе собственных, подозреваемых в том, что они совершили преступление на территории договаривающегося государства.

    При направлении возбужденного уголовного дела расследование по делу производится запрашиваемой стороной в соответствии со своим законодательством. Запрашивающая  сторона уведомляется о результатах  преследования: ему также передается копия окончательного решения.

    Розыск  лиц проводится в целях привлечения к ответственности, обеспечения выдачи или приведения приговора в исполнение и заключается в мероприятиях (процессуальных и оперативных) по отысканию соответствующего лица, осуществляемых в соответствии с внутренним законодательством.

    Взятие  лица под стражу для обеспечения  выдачи состоит в применении в соответствии с внутренним законодательством меры пресечения - заключения под стражу. Имеются некоторые различия в регламентации этого действия конвенциями по борьбе с отдельными видами преступлений международного характера и договорами о правовой помощи.3

    Согласно  многосторонним конвенциям заключение под стражу предполагаемого преступника  производится в соответствии с национальным законодательством государства, на территории которого преступник находится. О взятии лица под стражу уведомляются: государство, на территории которого было совершено преступление; государство, против которого было совершено преступление; государства, гражданами которых являются преступник и потерпевшие; другие заинтересованные государства, международные организации и должностные лица.

    Выдача  правонарушителя. Различают три вида выдачи: выдача лица для привлечения к уголовной ответственности, выдача лица для приведения приговора в исполнение и выдача на время.

    Выдача  лиц для привлечения к уголовной  ответственности. В соответствии с договорами о правовой помощи лицо может быть выдано за совершение любых преступлений, а не только конкретных преступлений международного характера. При этом выдача производится лишь за деяния, наказуемые по законам и запрашивающего, и запрашиваемого государств, за которые предусматривается наказание в виде лишения свободы на определенный срок (как правило, свыше одного года) или более тяжкое наказание.

    Не  выдаются в соответствии с договорами о правовой помощи: собственные граждане; лица, в отношении которых уголовное преследование не может быть возбуждено вследствие истечения срока давности либо иного законного основания; лица, в отношении которых уже вынесен вступивший в законную силу и исполненный приговор за то же преступление либо есть вступившее в силу постановление о прекращении производства по делу.

    Выдача  также не производится, если преступление преследуется в порядке частного обвинения. В выдаче может быть отказано, если преступление было совершено на территории запрашиваемого государства.

    Среди оснований для отказа от экстрадиции, предусматриваемых национальными  законодательными актами, специального упоминания заслуживает невыдача лица за деяния политического характера. Следует иметь в виду, что ни договоры, ни внутреннее законодательство не предусматривают дефиниции подобных деяний. Договоры предусматривают, что без согласия запрашиваемой стороны выданное лицо нельзя привлечь к уголовной ответственности либо подвергнуть наказанию за совершенное до выдачи преступление, за которое оно не было выдано, или выдать третьему государству. Однако это правило не действует, если выданное лицо по истечении месяца после окончания производства по делу, а в случае осуждения - по истечении месяца после отбытия наказания или освобождения не покинет территорию запрашивающего государства.

Информация о работе Понятие международного права