Политическая система Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 18:26, контрольная работа

Описание

Целью работы является изучение политической системы Индии.
Для этого необходимо рассмотреть следующие вопросы: государственные органы Индии; политические партии Индии; местное самоуправление и управление; развитие Индии на современном этапе.
Теоретической базой является научная и учебная литература в области конституционного права в зарубежных странах.

Содержание

Введение 3
1 Государственные органы Индии 5
2 Политические партии Индии 11
3 Местное самоуправление и управление 17
4 Индия на рубеже веков 22
Заключение 26
Список используемой литературы 27

Работа состоит из  1 файл

Политическая система Индии Контрольная БГУ.docx

— 59.69 Кб (Скачать документ)

В городах с населением более 10 тыс. человек жители избирают муниципальные советы (муниципалитеты), компетенция которых значительно  уже. В стране насчитывается около 1500 муниципальных советов.

Для выборов членов муниципалитетов  территория городов делится на административные районы. Законами штатов может быть предусмотрено представительство  в муниципалитетах лиц, обладающих специальными знаниями и опытом в  сфере местного управления, членов палат союзного Парламента или легислатур штатов, представляющих население города и председателей действующих  в нем попечительских советов.

В руководящих принципах  политики государства Конституция  Индии (ст. 40) предусматривает создание деревенских панчаятов (дословно панчаят  – совет пяти) – традиционных органов местного самоуправления и наделение этих органов властью, необходимой для функционирования в качестве единиц управления. Эти органы рассматриваются некоторыми индийскими юристами в качестве «конституционного положения, доводящего демократию до уровня простого народа». Полномочия панчаятов охватывают некоторые вопросы сельского хозяйства, здравоохранения, санитарии, благоустройства и отдельные сугубо местные проблемы жизни общины16.

В настоящее время панчаятами охвачено более 95% всего сельского  населения. Наиболее распространенный элемент системы панчаятов – деревенский панчаят – организационно состоит из трех основных органов: общего собрания деревни, исполнительного комитета панчаята и судебного панчаята или сельского суда. Повседневная работа панчаята обычно осуществляется председателем и комитетами, которые состоят из специалистов. Панчаяты всех уровней находятся под весьма строгим административным надзором и финансовым контролем вышестоящих правительственных чиновников.

В начале 90-х гг. произошла  широкомасштабная конституционная  реформа системы панчаятов и  муниципалитетов. 73-я и 74-я поправки к Конституции 1992 г. внесли в нее 34 новых статьи и два приложения (XI и XII), направленных на унификацию прежде слишком пестрой и сложной  схемы местного самоуправления и  его более оптимальное «вмонтирование» в механизмы, осуществляющие реформы в экономике, сельском хозяйстве и структуре управления современной Индии.

В соответствии с п. "d" ст. 243 в редакции 73-й поправки к  Конституции «панчаят» представляет собой институт самоуправления для сельской местности. Обновленная конституционная схема предусмотрела три уровня панчаятов, действующих в каждом штате и союзной территории: низшего, как и ранее, панчаята на уровне деревни (грам сабха); среднего – на промежуточном уровне (ранее панчаят самити) между деревней и округом и высшего – на уровне округа (ранее зила паришад).

Вопросы организации, выборов, требования к депутатам и функции  панчаятов и муниципалитетов  в значительной степени унифицированы  в ходе реформы местных органов.

С целью координации работы панчаятов и муниципалитетов  разных уровней Конституцией предусмотрено  представительство председателей  панчаятов (муниципалитетов) нижестоящего уровня в панчаятах (муниципалитетах) вышестоящего уровня. Члены палат  союзного Парламента и легислатур штатов имеют право представительствовать  в панчаятах (муниципалитетах), на территории которых они проживают (кроме  деревенского панчаята)17.

За представителями зарегистрированных каст и племен в панчаятах (муниципалитетах) резервируется число мест, соответствующее  их доле в населении данного панчаята (муниципалитета), а для женщин предусмотрено резервирование 1/3 всех мест и должностей председателей панчаятов (муниципалитетов). Легислатура штата может также законом штата по своему усмотрению резервировать места и посты в панчаятах (муниципалитетах) для иных представителей социально отсталых слоев населения.

Легислатуры штатов могут  своими законами наделять панчаяты полномочиями, необходимыми для их функционирования в качестве институтов самоуправления, для подготовки планов экономического развития и обеспечения социальной справедливости, а также по широкому перечню вопросов, включенных в XI приложение к Конституции. В их число входят: сельское хозяйство, проведение земельных реформ, совершенствование методов землепользования, местная ирригация, животноводство, птицеводство, рыбный промысел, лесное хозяйство, малое предпринимательство, сельская транспортная инфраструктура, производство и распределение электроэнергии в сельских районах, реализация программ ликвидации бедности, обеспечение благосостояния социально отсталых каст и племен, развитие системы общественного распределения, начальное и профессиональное обучение, библиотеки, культурная деятельность, содействие укреплению семьи и т. д. Эти полномочия могут предусматривать право сбора налогов, получения финансовой помощи, а также возможность создания специальных фондов18.

В то же время созданная  губернатором штата финансовая комиссия вправе контролировать финансовую деятельность панчаятов и муниципалитетов  и давать им соответствующие рекомендации по распределению доходов от налогов, средств, фондов и дотаций между  штатом и панчаятами (муниципалитетами).

Таким образом, в последние  два десятилетия в Индии предприняты  активные действия по модернизации системы местного самоуправления. Тем не менее, эксперты полагают, что необходимы дополнительные реформы, которые создадут адекватную систему мониторинга и механизмы контроля над деятельностью местных властей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4  ИНДИЯ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ

 

На современном этапе  развития Индия – это Союз штатов, суверенная федеративная светская демократическая  республика с парламентской системой правления. Республика управляется  в соответствии с Конституцией, которая  была принята Учредительным собранием 26 ноября 1949 г., и вступила в силу 26 января 1950 г. Законодательная власть принадлежит Президенту и Парламенту.

В последние годы, несмотря на преобладание ИНК, намечается тенденция  активизации различных политических сил. Похоже, что ситуация будет развиваться  по пути закрепления реальной многопартийной системы, являющейся главной гарантией  демократического развития страны. Однако преждевременных выводов в этом отношении делать тоже не стоит, ведь в нестабильной и переменчивой индийской  политике появление новых сил  может привести к непредсказуемым  последствиям. В подтверждение данного  тезиса можно лишь упомянуть высказывание М. Соколовского, он говорит о следующем: «…пока неизвестно, каким образом  разложится очередной индийский  пасьянс. Однако скептикам, утверждающим, что политическая система Индии  по частоте смены правительств вскоре догонит итальянскую, можно возразить. При любом правительстве экономический курс страны сохраняется просто потому, что нет другого, тем более что в 1991 г. реформы начала именно партия ИНК».

С 1998 г. по 2004 г. главной политической силой в стране являлась Индийская  народная партия, должность премьер-министра в этот период занимал ее представитель Атал Бихари Ваджпаи. Сейчас на первые роли вновь выдвинулся Индийский Национальный Конгресс, Ваджпаи на посту первого человека государства сменил один из лидеров ИНК доктор Манмохан Сингх. Об определенном политическом курсе каждой из партий, как мы видим, говорить не приходится: по сути, и те и другие, впрочем как и остальные, выступают за продолжение либеральных реформ. Т.о., политическая система Индии как бы оторвана от нужд страны, т.к. развивается исключительно по такому принципу, что для существования демократии необходимо наличие развитой многопартийной системы. По большому счету взгляды на развитие собственного государства у большинства индийских партий схожи, серьезное различие проявляется лишь в отношении внешней политики страны.

В доказательство нашего утверждения  о слабости и в определенном смысле «юношеском» возрасте политической системы Индии, приведем следующий пример. Победив на выборах 2004 года, кабинет министров должна была возглавить одна из лидеров ИНК Соня Ганди, вдова бывшего премьера Раджива Ганди. Многим казалось, что именно так оно и будет, но Соня поступила иначе. Выслушав доводы оппозиции относительно недопустимости участия иностранцев в верхних эшелонах власти, она (итальянка по рождению) фактически согласилась с ними. В нежелании вызвать раскол нации, собственно, и заключается смысл поступка Сони. И ее не смогли переубедить ни угрозы депутатов фракции выйти из состава конгресса, ни попытки самоубийства некоторых ее сторонников. «В семье Неру-Ганди не принято менять свои решения», – пояснила Соня. А вот другое ее заявление: «Моим долгом было дать Индии в это критическое время сильное и стабильное светское правительство, минимизировать масштабы ущерба, нанесенного республике предыдущим кабинетом».

Жест Сони Ганди, безусловно, благородный и ничего некомпетентного  в ее действиях, конечно, нет, однако, заметим, что в политических кругах развитых демократических государств редко находится место подобным поступкам. В индийской политике еще остается большая доля некой «романтики», «юношеского максимализма», что говорит о том, что политическая система страны еще довольно далека от того момента, чтобы адекватно соответствовать требованиям развивающейся рыночной экономики.

16 мая 2009 в Индии были  объявлены итоги очередных парламентских выборов, проходивших в пять этапов. Итоги четырнадцатых по счету парламентскими выборов Индии стали сенсационными. Победу одержал Индийский национальный конгресс (ИНК), возглавляемый Соней Ганди, итальянкой по происхождению, вдовой бывшего премьер-министра Раджива Ганди.

ИНК завоевал в нижней палате парламента 224 из 543 мандатов, тогда  как Национальный демократический  альянс, ядро которого составляет Бхаратия джаната парти (БДП) – партия нынешнего премьера Атала Бихари Ваджпаи, – 190. ИНК выдвинули на пост премьер-министра Соню Ганди, а Ваджпаи подал в отставку. Такая развязка не прогнозировалась.

В ходе предвыборной кампании подчеркивались успехи нынешнего правительства. Достижения действительно есть, прежде всего, в электронике, информационных технологиях, долгосрочном экономическом  росте. Бесспорно, сыграли роль налаживание  мирного диалога с Пакистаном, смягчение противоречий между мусульманами и индусами. Бхаратия джаната парти даже отказывалась от прежде практиковавшейся национальной риторики.

Основной соперник – Индийский  национальный конгресс – акцентировал внимание в предвыборной кампании на тяжелом положении беднейших  слоев населения, особенно в деревне. И на этом фоне экономические успехи правящей коалиции, надо сказать, не выглядели  столь впечатляющими.

Также надо заметить, что  эти выборы занесены в Книгу рекордов Гиннесса как самые крупные в мире. Среди демократических государств Индия является страной с самым многочисленным населением, которое растет и сегодня составляет 1,1 млрд. человек. Если в предыдущих выборах 2004 года, проходивших 20 дней, могли принять участие 670 млн. граждан, то спустя пять лет индийский электорат увеличился на 30 млн., превысив 700 млн. человек. В связи с этим в этом году выборы в 28 штатах и 7 союзных территориях проводятся не в четыре, как ранее, а в пять этапов.

Все более усиливается  в Индии роль средств массовой информации. В стране издается около 20 тыс. газет и журналов, из которых  около 14 млн. экземпляров на хинди  и 10 млн. – на английском. Всего газеты и журналы издаются почти на 90 языках. Большинство изданий находятся в частном владении.

Выделяются четыре группы крупнейших газетных компаний: «Тайме ов Индиа», «Индиан экспресс», «Хиндустан тайме» и «Ананда базар патрика». Из наиболее влиятельных информационных агентств можно выделить крупнейшие – «Пресс траст ов Индиа», «Юнайтед ньюз ов Индиа», «Сентрал ньюз сервис» и «Индиа пресс эйдженси».

Всеиндийское радио, действующее  с 1936 г. под контролем министерства информации и радиовещания, имеет 84 радиостанции, работающие на 38 языках, его передачи принимаются на всей территории страны. Всеиндийское телевидение, созданное в 1976 г., имеет сеть из 140 телевизионных центров и ретрансляционных станций, а также спутники телесвязи. Его передачи могут смотреть уже  более 2/3 населения.

В связи с резким увеличением  производства и использования компьютерной техники возрастает значение информационных возможностей глобальной сети Интернет и ее влияние на наиболее образованные и политически активные слои населения. Соединяясь с телевидением, радио, традиционными  средствами печатной информации, компьютерные технологии приобретают в этой стране принципиально новые формы и  качества.

Развитие СМИ в последние  два десятилетия, особенно средств  телекоммуникации, – важный идеологический фактор, способствующий унификации все еще специфической для различных районов страны политической и конституционной культуры населения и облегчающий политическое управление из центра, хотя нельзя и недооценивать подрывающего единство страны информационного воздействия из-за границы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Ведущую роль в политике страны играет партия Индийский Национальный Конгресс, лидеры которого почти бессменно  со времени провозглашения независимости  возглавляют правительство.

Исполнительную власть осуществляют президент, вице-президент и правительство  во главе с премьер-министром. Правительство  образует Совет министров, на котором  лежит ответственность за работу административной машины и определение  государственной политики.

Административно Индия в  настоящее время делится на 28 штатов и 7 территорий (в том числе 6 союзных территорий и один Национальный столичный округ Дели). Каждый штат, в свою очередь, подразделяется на округа (дистрикты), общее число которых  составляет 642. Штаты обладают собственными органами законодательной и исполнительной власти. На вершине иерархической  пирамиды штата стоит губернатор, назначаемый президентом Индии  на пятилетний срок.

Губернатор формирует  правительство штата во главе  с премьер-министром из числа  членов победившей на местных выборах  политической партии. Штаты имеют  одно- либо двухпалатные парламенты. В ведении парламентов штатов находятся любые вопросы, за исключением внешней политики, обороны, внешней торговли и гражданства, находящихся под юрисдикцией союзного парламента Индии.

Информация о работе Политическая система Индии